Послание СаиЖизнь – это паломничество

Глава 5 из книги «Жизнь, смерть и освобождение» (компиляция речей Бхагавана Сатья Саи Бабы, составленная В. Патаксил)

Жизнь – это паломничество

Жизнь – это странствие, где человек влачит свои ноги по неровной и тернистой дороге. С именем Бога на устах он не будет жаждать, с образом Бога в сердце, он не будет чувствовать изнеможение. Общество благочестивых вдохновит его на путешествие с надеждой и верой. Уверенность в том, что Бог – рядом, что Он всегда близок, придаст силы его членам и бесстрашие его взгляду.

Человек – пилигрим, который отправился в долгое путешествие; он начал с камня, продвинулся до растения и животного и теперь дошёл до человеческой стадии. Но чтобы достигнуть Божества, ему надо пройти ещё долгий путь. Поэтому ему не следует медлить. Каждый момент драгоценен, каждый шаг должен вести его дальше и дальше.

Тем, кто родился в Бхарате, очень повезло, ибо здесь миллионы прошли по этой дороге, и здесь встречается много проводников, которые могут провести вас самым лёгким и коротким путём. Они сообщат вам адрес того места, откуда вы пришли, ибо вы забыли его и оказались беспомощными. Они также укажут вам цель, которую необходимо достигнуть, когда трудности путешествия закончатся, и на заманчивые соблазны на пути, которых следует избегать.
Девять шагов Вот девять шагов паломничества человека к Богу на пути посвящения и предания себя Богу:
1.      Развивать желание воспринимать славу и великолепие деяний Бога, а также разнообразные повергающие в трепет проявления Божества. Это отправная точка. Только постоянно слушая о Господе, мы можем трансформировать себя в Божество.
2.      Петь про себя о Господе, восхваляя Его изумительные многообразные деяния.
3.      Пребывать в мыслях о Господе, наслаждаясь созерцанием Его Красоты, Могущества и Сострадания.
4.      Проникаться поклонением Господу, концентрируясь на почитании Его Стоп или Следов.
5.      Таким образом, происходит полное примирение с Господом и постоянное ритуальное поклонение, в котором ищущий получает внутреннее удовлетворение и вдохновение.
6.      Ищущий начинает видеть возлюбленную форму Бога, которой он желает поклоняться во всех существах, во всех объектах, куда бы он ни обращался, и поэтому он развивает в себе отношение поклонения природе и всей жизни.
7.      Будучи в таком состоянии ума, он становится преданным слугой всех, не чувствуя ни превосходства, ни неполноценности. Этот жизненный шаг предвещает великий духовный успех.
8.      Это настолько приближает искателя к Господу, что он чувствует себя союзником и товарищем, спутником и другом, разделяющим силу и милосердие Бога, Его успехи и достижения.
9.      Последний шаг – полная отдача себя Господу, когда полностью полагаешься на Волю Господа, о чём искатель знает благодаря своим чистым намерениям.

Паломничество – это одно непрерывное путешествие

Каждый из вас пилигрим на духовном пути, идущий своим шагом, в соответствии с подготовленностью и достигнутой вами стадией. Совет, который применим для одного из вас, может не подходить для другого, кто прошёл меньшее расстояние или достиг продвинутой степени. Когда я советую кому-то следовать определённой садхане, это значит, что она полезна именно ему; не принимайте это за рекомендацию для себя, говоря: «Свами велел ему делать так, и я буду так же делать». Нет, у всех разный физический, ментальный и духовный уровень.

Помните, что с каждым шагом вы приближаетесь к Богу, и Бог делает десять шагов к вам, когда вы делаете к Нему один шаг. В этом паломничестве нет остановки, это непрерывное путешествие, днём и ночью, через долину и пустыню, через слёзы и улыбку, через смерть и рождение, через могилу и чрево.

Когда вы рождаетесь, у вас есть ноги для первого шага, и каждый день надо делать шаги, чтобы подниматься, так будьте тверды, осмотрительны и искренни. Не считайте шаги, которые предстоит сделать, и не гордитесь пройденными шагами. Один шаг за раз, но шаг восхождения – это достаточный успех, чтобы удовлетворить вас и поощрить на следующий. Не скатывайтесь с того уровня, на который вы уже поднялись. Каждый шаг – это победа, которой следует дорожить; каждый потерянный день – это поражение, которое посрамит вас.

Пусть вашим принципом станет – медленно, но верно! Придерживайтесь постоянного графика. Как доктор выписывает определённое по количеству или весу лекарство и предупреждает вас, что меньшее количество будет неэффективно, а большее – вредно, так и вы держитесь определённого предела в своих духовных упражнениях. Не переусердствуйте и не занимайтесь ими мимоходом, невнимательно. Доктора говорят вам также, в какой час дня и сколько раз следует принимать лекарство, так как действие принятого лекарства следует подкреплять, чтобы оно не ослабло. Так и вам следует повторять Имя Господа и медитировать через определённые промежутки времени.

Доктора советуют миллионерам, которые всегда ездят в машинах и летают в самолётах, а также людям, ведущим сидячий образ жизни, совершать длительные прогулки по утрам. Такая прогулка называется конституциональной, потому что она помогает укреплять конституцию тела. Таким же образом, чтобы оправиться от ментальных проблем, возникающих в результате волнений в мирских делах, гуру посоветует вам проводить длительные периоды в медитации и повторении Имени Господа. Не мчитесь так быстро вместе с этим миром; излечиться от этого можно, сидя в тишине. Не втягивайтесь в тщетные волнения этого мира; лекарство для тех, кто страдает от подобных последствий, – молчание и медитация.

Вы, наверное, наблюдали, что когда ваш поезд стоит, а другой двигается по рельсам, у вас возникает такое чувство, как будто ваш поезд двигается. Сосредоточившись на своём вагоне и направив всё внимание на свой поезд, вы поймёте истину. Таким же образом, пока ваше внимание направлено на «что-то другое», «внешнее», ваше знание основано на иллюзии. Как только вы переключите внимание на себя, вы сможете открыть истину: хотя этот мир движется, вы находитесь в покое.

Стремитесь! Прилагайте усилия! Стремитесь и искренно старайтесь узнать как можно больше об искусстве радостной, счастливой и спокойной жизни. Продвигаться можно лишь шаг за шагом, и существует даже опасность, поднимаясь на шаг вверх, соскользнуть на два шага вниз. Важна решимость стремиться вверх, стойкость, с которой встречаешь тенденцию скольжения вниз, искреннее желание добиться прогресса, победив низшие импульсы и инстинкты. Если у вас это есть, то скрытая пружина энергии сработает в вас, Благодать Бога выровняет тропу. Держитесь идеала перед собой, идите вперёд.

Прилагайте усилия! Это и есть самая главная, неизменная задача для всех смертных. Даже те, кто отрицает Бога, однажды должны будут пройти дорогой пилигрима, расплавляя свои сердца в слезах страданий. Если вы приложите хотя бы малейшее усилие, чтобы идти по тропе освобождения, Господь поможет вам стократно.

Для того чтобы снести груз на гору, человек должен собрать всю свою силу. Чтобы поднять машину на крутую гору, должны действовать как передача, так и педаль газа. Тот гуру, который учил вас, ничего не может сделать, чтобы заставить вас идти, он может только направлять вас. Но контролировать чувства, менять образ жизни и привычки мышления должны вы сами. Чувства говорят: «Зачем делать усилия? Ешьте, пейте и веселитесь, пока можете». Но гуру говорит: «Смерть настигает вас незаметно, преодолевайте страх её сейчас, ещё до того, как она позовёт. «Сейчас» – это ваш друг, вчерашний день обманул вас и исчез, «завтра» – это сомнительный гость. «Сегодня» есть ваш самый близкий друг, твёрдо держитесь его».

В центре крепости из семи стен есть сад и озеро, где порхает Божественная птица. Семь стен состоят из чувства «мой», «собственный» и шести пороков (вожделения, гнева, жадности, страсти, высокомерия и ревности). Таков образ вашей истинной сущности, осознайте её, и вы спасены. Вы пришли в этот мир, чтобы оказаться вблизи Господа этого мира, поэтому не медлите в придорожных гостиницах, ошибочно принимая их за свою цель. Господь жаждет прихода тех, кто потерян. Он подобен корове, тоскующей по своему телёнку.

Нет топлива – нет огня. Нет духовного усилия – нет подсознательного желания. Налейте масло и зажгите фитиль. Вы совершаете паломничество за пределы этого мира, поэтому вы не можете долго пребывать здесь, внизу. Так или иначе, раньше или позже, в этом рождении или в следующем, вы должны осознать, что это лишь иллюзия, в которую вы поверили, вы должны собраться и идти. Это не-бытие; идите туда, где бытие. Это тьма, это царство смерти. Двигайтесь к лучезарному Свету, двигайтесь в царство, где правит Бессмертие.

Не медлите Вы можете быть пилигримом, даже занимаясь повседневными обязанностями, только надо чувствовать, что каждый момент – это шаг к Нему. Выполняйте всё, как посвящённое Ему, как управляемое Им, как работу ради поклонения Ему или как служение Его детям. Проверяйте все свои поступки, слова, мысли и деяния по такому критерию: «Одобрит ли это Бог? Будет ли это отражением Его славы?»

Существует только одна царская дорога для духовного путешествия – Любовь, Любовь ко всем существам как выражение той самой Божественности, которая является самой сутью каждого. Одна только эта вера может гарантировать вам радость и мужество, которые вам нужны для осуществления паломничества к Богу.

Каждый поступок должен приближать человека к цели, это должен быть шаг на пути к Богу. Он должен очищать эмоции, исправлять отношение, открывать путь и помогать в осуществлении цели. Это должно стать постоянной заботой и старанием каждого, кто стремится к блаженству.

Помните это и не медлите на пути к Богу. Для предстоящего путешествия вы заполняете бак бензином, не правда ли? Когда вы предполагаете поставить машину в гараж, вы не станете заполнять бензобак. Так и тело, ему даётся питание с тем, чтобы оно могло совершить путешествие – путешествие к Богу. Это путешествие возможно благодаря карме, хорошей карме, нишкама карме (бескорыстной деятельности). Такая карма называется кайака (относящаяся к телу), т. е. использование кайи (тела) для освобождения души, заключённой в нём.

Не все капли, подающие с неба, сумеют достигнуть моря. Только те, что падают в текущую реку, достигают цели всех капель, ведь они появились из моря и жаждут вернуться в свой источник.

Большинство из вас ведут двойную, а то и тройную жизнь: йога (практика единства с Богом) – утром, бхога (удовольствие) – остальную часть дня, и рога (страдание) – ночью. Вы ищете блаженства вне себя и страдаете от разъедающего вас желания. Языком вы произносите одно, а рукой осуществляете противоположное. Вы утверждаете, что вы искатель духовного знания, но прикованы к иллюзии, которую вы взрастили.

Вас ждёт поезд в Калькутту, а вы едете поездом в Бомбей! С телом в качестве билета и мирским знанием и привязанностью в качестве багажа вы едете в поезде, который следует не в направлении Бога, а в этот вещественный мир. Вот в чём беда!
Корни должны проникать глубоко Жизнь проносится, как дикий тайфун; предоставленные нам годы тают, как снег на солнце. Но человек упускает ценный шанс и блуждает безрассудно и легкомысленно. И жажда человеческой души: «Веди меня от не-истины к Истине, из тьмы к Свету, от смерти к Бессмертию» – остаётся неосуществлённой.

Если вы знаете дорогу и цель, то вы можете понять, идёте вы вперёд или нет, в противном случае, как узнать это? Ваша цель – расширять своё видение, своё сострадание, свою любовь, чтобы это было подобно тому, как Бог распространяет Свою Любовь, Своё Сострадание и Свою Благодать. Поэтому всегда следите, чтобы вы всё больше и больше чувствовали Бога в себе. Кровь должна циркулировать от головы к ногам; Любовь должна распространяться от высшего к низшему, только тогда можно гарантировать человеку и обществу здоровье и счастье. Этот мир – мир Бога, все существа принадлежат Ему. Он любит их всех так же, как луна проливает прохладу на всех.

Любая жизнь подобна пути паломника при свете дня; старайтесь полностью использовать свой талант и шагать вперёд, чтобы разбить палатку ближе к цели, когда спускается тьма. Не теряйте ни минуты, пребывая в лени и безнравственной жизни. Живите в Его Присутствии, в благоговейном страхе и смирении, в любви и служении.

Не привязывайтесь к мирскому в погоне за ним. Будьте в этом мире, но не позволяйте этому миру быть в вас. Действуйте бескорыстно, будьте довольны, выполняя свой долг как можно лучше. Следите, чтобы у вас не было желаний превыше Бога, ибо то, что Он делает с вами, как Он обращается с вами – это самый лучший дар, которым Он вас наделяет.

Практикуйте Упанишады, которые вы изучаете. Их открыли на практике мужчины и женщины, которые поставили перед собой задачу преодолеть страдания радости и печали и достигнуть совершенного спокойствия и равновесия. Только практика приводит к совершенным результатам.

Не спорьте и не отчаивайтесь. Достаточно сделать один шаг за раз, если он направлен к цели, а не от неё.

Надо приветствовать испытания, потому что это даёт вам уверенность и гарантирует продвижение вперёд.

Корни должны проникать глубоко-глубоко вниз, на уровне подземных вод. Деревья, которые растут на берегах каналов, всегда обладают густой зелёной листвой. Ваши корни тоже должны уходить глубоко в Божественность, и вы всегда будете зелены, независимо от сухой погоды или палящего солнца.

Всегда держитесь своей цели Вы всегда должны иметь перед собой цель слияния с Абсолютом, не отказывайтесь от неё и не забывайте об этом. Будьте подобны реке, которая медленно течёт к морю.

Когда вы продвигаетесь к Богу, игнорируйте тех, кто возражает против этого. Прахлада пошёл против отца, Вибхишана пошёл против своего брата, Камадагни вынужден был причинить боль собственной матери, Мира не могла подчиниться своему мужу, потому что все они твёрдо держались пути Господа и разорвали отношения с теми, кто мешал им.

Хочу сказать вам, что замужняя жизнь и жизнь главы семьи не могут стать препятствием на пути постижения истины. Смотрите на жену и детей как на священный долг и служите им в этом духе. Готовьте себя к безбрачию и духовной дисциплине с пятидесяти лет. Надо овладеть пятью чувствами к тому времени, когда пять десятилетий вашей жизни закончатся.

Завершение шести десятилетий означает, что вы победили шесть врагов человека: вожделение, гнев, жадность, привязанность, гордыню и ненависть.

Когда вам исполнится семьдесят, вы должны быть готовы слиться с семью мудрецами, семью морями и семью цветами солнечного света, т. е. вы должны оказаться очень высоко над мирскими желаниями и идеалами и близко к точке слияния через садхану.

В восемьдесят вы должны быть в ряду с божествами, которые контролируют восемь кардинальных моментов, в какой-то степени Божественных по своим свойствам и характеристикам.

Девяносто лет приведут, или скорее, должны привести вас в царство Девяти Планет, в Царство Высшего.

Когда человек достигает столетия, прожив десять десятилетий, он должен овладеть десятью чувствами – пятью чувствами действия и пятью чувствами знания – и стать Воплощением Мудрости, без признаков действия, его результата или желания его. Он и Абсолют едины и неделимы.

Когда кончается дорога и цель достигнута, пилигрим обнаруживает, что он двигался от себя к себе, что путь был долгим и одиноким, но Бог, который вёл его, был в нём, вокруг него, с ним и около него! Он сам всегда был Божественным. Его стремление слиться с Богом было всего лишь морем, взывающим к океану! Человек любит, потому что он – Любовь! Он жаждет мелодии и гармонии, потому что он и есть Мелодия и Гармония. Он ищет радости, потому что он есть Радость. Он жаждет Бога, потому что он создан по образу Бога и не может существовать без Него.