Послание СаиПознай себя

Познай себя

Глава 27 из книги «Жизнь, смерть и освобождение» (компиляция речей Бхагавана Сатья Саи Бабы, составленная В. Патаксил)
Пока ты не осознаешь, что ты Божественен, что Бог твоя Сущность и Реальность, тебе придётся пройти через эти «входы» и «выходы»; не следует размышлять снова и снова, день за днём над одной и той же газетой. Должно быть достаточно одной жизни, чтобы познать тайну. Поэтому, по крайней мере, признайте, что существует тайна, ищите, в чём секрет, и разгадайте его для себя.

Человек есть очеловеченная Божественность; в нём заключена огромная сила, ожидающая проявления. Но человек обрекает себя на нищету, болезнь и отчаяние. Он просит милостыню у всех подряд, обесценивая Господа в себе. Он говорит себе, что Бог находится далеко, в недосягаемом Раю. Он изгоняет себя из Царствия Небесного, которое есть его законное наследие. Он вводит себя в заблуждение, веря, что это он чувствует, думает, говорит и действует. Он проклинает себя, считая себя глупцом или жертвой судьбы, совершая неправильные поступки с каждым таким проклятием! Исследуйте, каждый из вас, свой собственный ум и избегайте подобной трусости, которая лишает вас права, данного вам от рождения.

О Гудакеша! – Победитель сна, Арджуна!
Я есть Атма, пребывающий во всех существах.
Я также есть начало, середина
и конец всех существ.
(Бхагавад Гита, Глава Х)

В этом стихе из Гиты, Кришна говорит Арджуне: «Я есть Атма – истинное «Я», пребывающее во всех существах; Я также есть начало, середина и конец всего бытия». Это значит, что весь космос, состоящий из движущихся и недвижущихся объектов, и есть сам Атма. Ничто не существует, кроме Атмы, т.е. «Я». Сегодня человеку необходимо делать следующее: постоянно медитировать на «Я», осознать «Я», утвердиться в «Я», и испытать Блаженство «Я».

Атма, истинное «Я», также известно как «осознанность». Именно осознанность ответственна за сознание «Я» во всех существах, что называется Ахам. Когда Ахам отождествляется с телом, оно превращается в эго (ахамкару). Это ложное, а не настоящее «Я». Что всегда скрывает Атму, так это ум. Тучи, формирующиеся из-за высокой температуры, исходящей от Солнца, прячут само Солнце. Таким же образом ум, являющийся продуктом Атмы, прячет самого Атму. Пока присутствует ум, нет никакой надежды, что человек поймёт что-нибудь об истинном «Я», не говоря уже об осознании и испытании Блаженства, связанного с «Я». Такое состояние, в котором ты всё время и при любых обстоятельствах твёрдо находишься в «Я», называется Самоосознанием.

Избавьтесь от ложной идеи «не Я» Первый звук, который исходит от истинной сути человека, – это «Я». Всё Творение появилось только после проявления этого звука «Я». Без «Я» нет Творения. Слова «Я», Брахман, Атма, или Истинная Сущность, – всё это синонимы. «Я» минус ум есть Атма, или Истинное Эго, в его изначальной чистоте. Я, ассоциируемое с умом, – ложное эго. Существует только один Атма, или Истинное Эго, это и есть «Я».

Парадокс, однако, заключается в том, что человек занимается различными садханами, т. е. духовными практиками для того, чтобы испытать свою собственную реальность – то, чем он уже является. Все подобные практики, предпринимаемые для осознания Истинной Сущности, являются деятельностью, которой человек занимается только в состоянии невежества. Не существует человека, получившего осознание, который бы занимался такими духовными практиками, ибо для него нет различия между средствами и конечной целью. Если человек занимается садханой, так это только для своего ментального удовлетворения. Подобные практики, которыми человек занимается для своего ментального удовлетворения, послужат только цели укрепления ума, вместо его уничтожения, что рекомендуют учения Веданты.

Если вы вообще хотите заниматься садханой (духовной практикой), то единственно правильный подход – это рассеять ложное понятие «не-я». Если вместо того чтобы заняться этим правильным подходом, вы продолжаете поклоняться трём миллионам богов и богинь, пренебрегая известной истиной, которой учат все Писания мира, что существует только один Бог, или если вы предпринимаете всякого рода так называемые саданы для того, чтобы получить Самоосознание и Освобождение, то это говорит лишь о вашем заблуждении, галлюцинациях и ложных представлениях.

Важно осознать, что пока присутствует ум, желания вас не покинут, а пока существуют желания, ложная идея «я» и «моё» вас не оставит. Пока присутствует чувство «я» и «моё», ахамкара, т. е. ваше ложное отождествление с телом, вас не покинет, а пока продолжает существовать ахамкара, неведение вас не оставит. В сущности, это означает, что для того чтобы достигнуть Знания Себя, Видения Себя или Блаженства «Я», – назовите это, как хотите, – нет другого пути, кроме уничтожения ума.

Ум, интеллект, память и чувство эго – какова основа, из которой все они произошли, которой они поддерживаются и в которую они снова вольются? Основой является Вселенский Абсолют, Атма, т. е. Истинное «Я». Таким образом, вместо того, чтобы осознать источник вашего происхождения и вашей Истинной Сущности, зачем пытаться достигнуть его, идя другими путями? Это выглядит так же смехотворно, как если бы вор надел форму полицейского, пытаясь поймать преступника – самого себя!

Есть ли необходимость во всех других практиках для того, чтобы познать себя? Вот маленький рассказ в связи с этим.

Однажды группе из десяти глупцов надо было пересечь реку. После того, как им удалось это сделать, один из них хотел убедиться, что все десять человек благополучно достигли берега. Он пересчитал всех, забыв про себя, и начал горевать, говоря, что один человек утонул в реке. В свою очередь другие глупцы допустили ту же ошибку, пересчитывая всех таким же образом. В результате, все они подняли крик своими причитаниями.

Тем временем прохожий, заметив их печальное состояние, подошёл к ним и спросил о причине их жалобных стенаний. Они сказали ему, что одного из десяти членов их группы смыло в реку, когда они её переплывали, и прохожий, поняв их ошибку, попросил всех встать в ряд. Затем он вслух пересчитал их всех, одного за другим, и таким образом убедил их, что все десять человек были в целости и сохранности и что неправильный вывод о потере одного из них был сделан из-за того, что все они при подсчёте забыли себя.

Поймите природу ума Тот, кто забыл себя, не может правильно осознать Истину. Как вы, будучи самим Атмой, можете осознать его, молясь какому-то другому существу или занимаясь какими-то духовными практиками? От того, что «Один стал множеством», у вас развилось желание видеть множество, и вы забыли единство. Всё, что вы видите вокруг себя – это ваше собственное отражение, как будто в зеркале. Оставив сам объект, вы гоняетесь за отражениями. Ваша собственная иллюзия (бхрама) связывает вас по рукам и по ногам. Тот, кто повязан бхрамой, не может достигнуть Брахмана, Бога. Все ваши практики тщетны, если вы хотите испытать истинное «Я». Все садханы могут только служить для цели успокоения ума. Умиротворённый ум может снова возбудиться. Важно избавиться от ума, поняв его истинную природу.

Правильные виды духовной практики (садханы) для поиска Атмы – это лишь те, которые направлены на уничтожение ума. Из-за того, что человек отождествляет себя с телом, эго бросает его туда и сюда, делая его беспомощным. «Я делаю это; я люблю то; я одержал победу над тем-то», – говоря себе так, человек с каждым днём усиливает своё чувство «деятеля». Помните, что успех или неудача не зависят от ваших усилий, от садханы или от другой подобного рода деятельности. Вы просто взращиваете своё эго, вводя себя в заблуждение, что можете достигнуть чего-либо своими собственными усилиями. Посмотрите вокруг, и вы увидите, что во многих случаях самые лучшие усилия не увенчались успехом, тогда как во многих других случаях при небольшом усилии или вообще без усилия была достигнута лёгкая победа.

Без сомнения, к вам придёт успех, если вы посвятите всю свою деятельность Богу, считая её делом Бога и предпринимая её с непоколебимой верой в Бога. Вы должны быть твёрдо убеждены, что ничто не случается в результате человеческих усилий. За доказательством этого не надо идти далеко. Оно находится в вашем собственном теле. Например, какое усилие вы прикладываете для безостановочного биения сердца или беспрерывного дыхания лёгких? Разве переваривание пищи, которую вы съели, происходит по вашей воле? Можете ли вы жить, оттого что хотите жить, или умереть, оттого что хотите умереть? Рождаетесь ли вы когда и где хотите? Если вы глубоко задумаетесь над этим, то поймёте, что чувства «я» и «моё» чрезмерно взращиваются вашим ложным представлением, что это вы «делаете» и вы «наслаждаетесь».

Мы заняты различной деятельностью просто для своего умственного удовлетворения. Но ум не знает удовлетворения, что бы мы ни делали, и как бы долго это ни продолжалось. Сам ум есть иллюзия (майя). Сам ум есть желание (кама). Сам ум есть неведение (авидья). Сам ум есть природа (пракрити). Сам ум есть заблуждение (бхранти или бхрама). Будучи глубоко погружены в эту бхраму, как вы можете даже надеяться достигнуть Брахмана, не избавившись от бхрамы? Увидев свою собственную тень, вы дрожите от страха! Вы боитесь своих собственных чувств и фантазий! Однако, «Реальность есть Одно», и это есть Атма. Учёные описывают Бога, как воплощение СатЧитАнанды (Бытия, Осознанности, Блаженства). Это неверно. Он есть само Бытие (Сат), сама Осознанность (Чит), само Блаженство (Ананда). Эти три качества не отличаются друг от друга и неотделимы от Бога.

Эти три аспекта описываются в Веданте как взаимные отражения друг друга. Они используют термины «существующий» (астхи), «великолепный» (бхатхи) и «услужливый» (прийам) вместо сатчит и ананда. Но все эти термины относятся к одной и той же сущности. Например, вот бокал. Он существует, поэтому он сат. Поскольку мы его видим, мы осознаём, что это бокал, поэтому он чит. Мы его используем, поэтому он ананда. Бокал не стал тремя, он один, но в нём соединены все три аспекта. Это иллюстрирует единство в многообразии в отношении внутренней сущности. Эта сущность бесформенна, но проявляется в различных формах. К примеру, воздух: он не имеет формы, но мы не можем отрицать его существование только оттого, что он не имеет своей собственной формы. В действительности, он принимает форму сосуда, в котором он находится – форму шара, или футбольного мяча, или воздушной подушки. Хотя Истинная Сущность не имеет формы, она обладает качеством сознания (чаитаньи).

Аспекты сознания Существует три аспекта сознания в зависимости от его ассоциации со специфическими аспектами человеческой личности. Когда это сознание или осознанность ассоциируется с чувствами, мы используем термин «сознающий». Когда оно ассоциируется с умом, мы называем это «совестью». Когда оно ассоциируется с Высшей Сущностью, то это Чистое Сознание. Эти три термина используются в разговорном языке для удобства, так же как мы называем одного врача специалистом по сердечным заболеваниям, другого – в области уха, горла и носа и т. д. Но это всё врачи. Подобным образом, все люди есть воплощения одной и той же Сущности, хотя они могут быть специалистами в различных областях, как например, сельское хозяйство, бизнес, государственная служба, физический труд и т. д. Пока у вас есть тело, чувства и ум и т. д., трудно испытать единство Высшей Сущности. Но не сдавайтесь и не ослабляйте усилий, чтобы испытать это, потому что это ценнее всех ваших усилий.

Достигните состояния Самого Брахмана Познайте Атму – свою истинную реальность; знайте, что это та же самая Внутренняя Сила этой Вселенной. Пусть ваш интеллект проникнет в эту Истину. Проанализируйте себя и откройте несколько уровней сознания: физический, сенсорный, нервный, ментальный и интеллектуальный – и вы достигните самого центра последнего уровня – уровня Блаженства. Надо выйти за пределы пяти оболочек для того, чтобы достигнуть Истины о себе, то есть Атмы.

Бог не где-то далеко, Он не отличается от вас. Вы есть Бог. Вы есть Сат-Чит-Ананда. Вы есть АстхиБхатхиПрийам. Вы есть всё. Когда вы признаете эту истину? Когда вы стряхнёте заблуждения, скрывающие Истину. Если ваше стремление испытать Брахмананду – Сат-Чит-Ананду – искренно и чисто, то с сегодняшнего дня всегда держите в памяти то, о чём Я вам сейчас скажу:

1.      «Я – Бог; Я не отличаюсь от Бога». Сознавайте это всегда. Всегда помните это. «Я – Бог, Я – Бог. Я не отличаюсь от Бога». Постоянно напоминайте себе об этом. Молитесь, чтобы вы смогли исполнить эту садхану.
2.     «Я есть Невидимый Высший Абсолют». Это вторая истина, которая должна укорениться в вашем сознании через беспрестанную молитву повторения.
3.     «Я есть Сат-Чит-Ананда». (Бытие, Осознанность, Блаженство).
4.     «Горе и волнение никогда не могут подействовать на меня». Развивайте в себе эту веру и убеждённость в этой истине беспрестанной твёрдостью и молитвой.
5.     «Я всегда удовлетворён, страх не может проникнуть в меня». Всегда это чувствуйте. Молитесь, чтобы это убеждение беспрестанно росло в вас.

Поскольку здоровье и сила физического тела поддерживается благодаря пяти жизненным пранам, эти пять молитв подарят вам «осознание Брахмана», что есть то же самое, что и «статус самого Брахмана».