Духовное чтениеЗдоровьеВегетарианство: путь к высшей цели

Вегетарианство: путь к высшей цели

Слово «вегетарианец», введенное в обиход в 1842 году основателями «Британ­ского вегетарианского общества», происхо­дит от латинского vegetus, что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый», как в словосочетании hoтo vegetus, которое ука­зывает на духовно и физически развитую личность. Изначально слово «вегетариан­ский» означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не просто фруктово-овощную диету.
 
«Большинство вегетарианцев – это люди, которые поняли, что сначала нужно избавиться от склонности к насилию в собст­венном сердце, и только потом помышлять о создании миролюбивого общества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие тысячи людей, представителей всех слоев общества, в своих поисках истины стано­вились вегетарианцами. Вегетарианство ­это очень важный шаг на пути к совершенному обществу, и те, кто задумается над его преимуществами, окажутся в одном ряду с такими мыслителями, как Пифагор, Сократ, Платон, Климент Александрийский, Плу­тарх, царь Ашока, Леонардо да Винчи, Мон­тень, Акбар, Джон Мильтон, сэр Исаак Нью­тон, Эммануэль Сведенборг, Вольтер, Бенд­жамин Франклин, Жан-Жак Руссо, Ламар­тин, Перси Биши Шелли, Ралф Уолдо Эмер­сон, Генри Дэвид Торо, Лев Толстой, Джордж Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Альберт Швейцер и Альберт Эйнштейн. Давайте же рассмотрим некото­рые из преимуществ вегетарианства.

Питание и здоровье

Можно ли, став вегетарианцем, укре­пить или поправить свое здоровье? Можно ли таким образом предотвратить определен­ные заболевания?
 
Сторонники вегетарианства уже мно­го лет говорят: «Да, можно», хотя до недав­него времени официальная наука скептиче­ски относилась к их утверждениям. Однако за последние годы ученые-медики обнару­жили, что существует непосредственная связь между употреблением в пищу мяса и такими опасными болезнями, как рак и сердечно-сосудистые заболевания, и это заставило их изменить свои взгляды на вегетарианство.
 
Еще в 60-х годах ученые высказывали предположения, что развитие атеросклероза и болезней сердца так или иначе связано с  употреблением мясной пищи. В «Журнале Американской ассоциации врачей» за 1961 год сказано: «Переход на вегетарианскую диету в 90-97% случаев предотвращает развитие сердечно-сосудистых заболеваний». Проводимые с тех пор исследования неопровержимо доказали, что после алкоголизма и курения употребление в пищу мяса является главной причиной смертности в  Европе, США, Австралии и других развитых странах мира.
 
Человеческий организм не в состоянии справиться с избытком животных жиров и холестерина. Опрос 214 ученых, занимающихся исследованием атеросклероза в 23 странах мира, показал, что прaктически все они согласны с тем, что существует зависимость между образом питания, уровнем холестерина в крови и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Если организм получает больше холестерина, чем требуется (как пра­вило, именно это и происходит при употреб­лении в пищу мяса), то его избыток со вре­менем становится причиной многих заболе­ваний. Холестерин откладывается на стенках кровеносных сосудов, уменьшая приток кро­ви к сердцу, что может стать причиной повышенного кровяного давления, сердечной недостаточности и инсультов.
 
С другой стороны, ученые Милан­ского университета и клиники Meггиop дока­зали, что белок растительного происхожде­ния нормализует уровень холестерина в кро­ви. В своей статье, опубликованной в анг­лийском медицинском журнале «Ланцет», Д.К.Р. Сиртори сообщает, что люди, имею­щие высокое содержание холестерина в кро­ви и страдающие сердечными заболевания­ми, «могут поправить свое здоровье, перейдя на вегетарианскую диету, которая содержит только растительный белок». Что касается раковых заболеваний, то исследования по­следних двадцати лет со всей определенно­стью указывают на существование зависимо­сти между употреблением в пищу мяса и раком толстой и прямой кишки, молочных желез и матки. Рак этих органов встречается у тех, кто употребляет мясо в небольших количествах или не ест его совсем (к их числу относятся адвентисты седьмого дня, японцы и индийцы), но широко распространен среди тех, кто питается мясом.
 
Другая статья в том же журнале сообщает: «В районах, жители которых отдают предпочтение пище, содержащей большое количество жира и животного белка, часты случаи заболевания раком толстой кишки, тогда как там, где питаются преимущественно вегетарианской пищей, содержащей небольшое количество жира и веществ животного происхождения, случаи таких заболеваний встречаются сравнительно редко».
 
Ролло Рассел в своей книге «О причинах заболевания раком» пишет: «Я обнаружил, что из 25 стран, жители которых питаются преимущественно мясной пищей, в 19 очень высок процент заболевания раком и лишь в одной стране он относительно низок, в то же время из 35 стран, жители которых употребляют мясо в ограниченном количестве или не едят его совсем, нет ни од­ной, в которой процент заболевания раком был бы высоким».
 
Каковы причины того, что люди, употребляющие в пищу мясо, склонны к этим заболеваниям? Одна из причин, по мне­нию биологов и диетологов, заключается в том, что пищеварительный тракт человека не приспособлен к перевариванию мяса. Плото­ядные животные имеют сравнительно корот­кий кишечник (в три раза длиннее тела), что позволяет своевременно выводить из орга­низма быстро разлагающееся и выделяющее токсины мясо. У травоядных животных ки­шечник в шесть раз длиннее тела, так как растительная пища разлагается намного мед­леннее, чем мясо. Человек, как и травоядные, имеет длинный кишечник, поэтому, когда он ест мясо, в его организме образуются токси­ны, которые затрудняют работу почек и спо­собствуют развитию подагры, артритов, рев­матизма и даже рака.   
 
Кроме того, мясо обрабатывают спе­циальными химикатами. Сразу же после то­го, как животное забивают, его туша начина­ет разлагаться, и через несколько дней она приобретает отвратительный цвет. На мясокомбинатах такое изменение цвета предотвращают, обрабатывая мясо нитритами, нитратами и другими веществами, которые способствуют сохранению ярко-красного цвета мяса. Исследования показали, что многие из этих химических веществ обладают канцерогенными свойствами. Проблема еще больше осложняется тем, что в пищу скоту, который предназначен на убой, тоже добавляют огромное количество химических веществ. Гэри и Стивен Налл в своей книге «Яды в вашем организме»  приводят некоторые факты, которые должны заставить читателя серьезно задуматься, прежде чем купить очередной кусок мяса или ветчины.

«Убойных животных oткapмливают, добавляя им в корм транквилизаторы, гормоны, антибиотики и 2700 других препаратов. Процесс химической «обработки» начинается еще до его рождения и продолжается в течение долгого времени после его гибели. И хотя все эти вещества содержатся в мясе, которое попадает на прилавки магазинов, закон не требует, чтобы они перечислялись на этикетке».
 
В 1983 г., основываясь на результатах подобных исследований, Американская Ака­демия наук сообщила, что «люди могут из­бежать многих раковых заболеваний, уменьшив потребление жирного мяса и употребляя в пищу больше овощей и зла­ков».
 
«Но постойте, – возразит кто-то из наших читателей, – разве для человека не естественно питаться мясом? Разве наш ор­ганизм не нуждается в белке животного про­исхождения?»
 
Ответ на оба этих вопроса один: нет. Хотя некоторые историки и антропологи ут­верждают, что человек испокон веков извес­тен как существо всеядное, наше анатомиче­ское строение – зубы, челюсти и система пищеварения – более приспособлено к употреблению вегетарианской пищи. Ассо­циация американских диетологов отмечает, что «подавляющее большинство людей на протяжении всей истории человечества пи­талось вегетарианской или преимущественно вегетарианской пищей».
 
Большая часть населения мира придерживается такой системы питания и до сих пор. Даже в самых развитых странах привычка к мясной пище широко распространилась не более ста лет назад. Причиной тому послужило появление
холодильников, а также потребительский дух, воцарившийся в обществе в двадцатом веке.
 
Однако организм человека даже в двадцатом веке не приспособился к перевариванию мяса. Знаменитый шведский учёный Карл Линней утверждал: «Сравнительный анализ внешнего и внутреннего строения тела человека и животных доказывает, что естественной пищей для людей являются фрукты и сочные овощи». В приведенной ниже таблице приведен сравнительный анализ анатомического строения человека и животных (как плотоядных, так травоядных).
 
Что касается белков, то доктор Пааво, ведущий специалист в области диетологии  и естественной биологии, утверждает: «Двадцать лет назад считалось, что ежедневная норма потребления белка составляет 150 г, а сегодня официально признанная норма снизилась до 45 г. Почему? Благодаря исследованиям, проведенным в ряде стран, теперь достоверно известно, что организм не нуж­дается в большом количестве белка и что ежедневная норма его составляет не более 30-45 г. Избыточное потребление белков не только бесполезно, но и приносит большой вред организму человека, более того, оно мо­жет стать причиной таких серьезных болез­ней, как рак и сердечно-сосудистые заболева­ния. Чтобы получить 45 г белка в день, со­всем не обязательно есть мясо. Полноценная вегетарианская диета, состоящая из злаков, бобовых, орехов, овощей и фруктов, вполне обеспечивает человека необходимым коли­чеством белка».
 
Высоким содержанием белка отли­чаются молочные продукты, зерновые, бобо­вые и орехи, а, например, сыр, арахис и чече­вица содержат в процентном отношении больше белка, чем сосиски, свинина или бифштекс.
 
Диетологи до сих пор считали, что полноценные белки (то есть белки, содержащие все 8 незаменимых аминокис­лот, которые не вырабатываются человече­ским организмом) находятся только в мясе, рыбе, яйцах и молочных продуктах и что все растительные белки неполноценны (из-за отсутствия в них одной или нескольких незаменимых аминокислот). Однако исследования, проведённые в  Каролинском институте (Швеция) и в институте Макса Планка (Германия), показали, что большинство овощей, фруктов, семян, орехов и зерновых являются источником полноценных белков, которые к тому же легче усваиваются организмом, чем белки животного происхождения, и, в отличие от животных белков, не содержат токсических примесей. Употребление в пищу в достаточном количестве натуральных продуктов полностью исключает возможность недостатка белка в организме. Не следует забывать, что растительный мир, в конечном счете, является источником всех видов белка. Вегетарианцы получают белок непосредственно из этого источника, а не «через вторые руки», как те, кто питается мясом травоядных животных.
 
Избыточное потребление снижает работоспособность человека. Ирвинг Фишер из Йельского университета провел серию экспериментов, в которых показал, что вегетарианцы имеют вдвое боль­шую выносливость, чем те, кто употребляет в пищу мясо. Когда же он уменьшил потребляемое не ве­гетарианцами количество белка на 20%, их работоспособность возросла на 33%. В ряде других аналогичных исследований было ус­тановлено, что правильно подобранные веге­тарианские продукты содержат больше пита­тельных веществ, чем мясо. Исследования же доктора Дж. Йотекьо и В. Кипани из Брюс­сельского университета показали, что веге­тарианцы способны работать в два-три раза дольше, чем те, кто питается мясом, и к тому же они в три раза быстрее восстанавливают свои силы.

Таблица

Данные приведены из таблицы А.Д. Эндрюса из книги «Пища для человека»
(Чикаго, Американское гигиеническое общество, 1970 г.)

Плотоядные Травоядные Человек
имеют когти не имеют когтей не имеет когтей
нет пор на коже, тело охлаждается через язык множество пор на коже, через которые осуществляется по потоотделение множество пор на коже, через которые осуществляется по потоотделение
острые резцы, предназна­ченные  для разрывания мяса тупые резцы тупые резцы
неразвитые слюнные железы (нет необходимости в предва­рительном переваривании злаков и фруктов) хорошо развитые слюнные железы,  необходимые для предварительного  переваривания злаков и фруктов хорошо развитые слюнные железы, необходимые для предварительного переваривания злаков и фруктов
кислая слюна, не содержащая птиалина,  необходимого для предварительного    переваривания злаков и фруктов щелочная слюна, содержащая птиалин, необходимый для предварительного переваривания злаков и фруктов щелочная слюна, содержащая птиалин, необходимый для предварительного переваривания злаков и фруктов
нет плоских задних зубов, необходимых для пережевывания пищи есть плоские задние зубы, необходимые для пережёвывания пищи есть плоские задние зубы, необходимые для пережёвывания пищи
сильная соляная кислота в желудке, необходимая для переваривания мышц и костей животных соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных
длина желудочно-кишечного тракта  только в 3 раза больше тела животного, что позволяет быстро выводить из  организма гниющее мясо длина желудочно-кишечного тракта в 6 -10 раз больше длины тела; растительная пища разлагается намного медленнее, чем мясо, поэтому она может гораздо дольше находиться в кишечнике длина кишечника в 6 раз больше длины тела

Экономика

Мясо – это пища, которую потребляет меньшинство за счёт большинства. Для того чтобы получить мясо, зерно, которое можно использовать для питания людей, скармливают скоту. По данным Министерства сельского хозяйства Соединённых Штатов Америки, более 90% всего зерна, производимого Америкой, уходит на откорм домашнего скота и птицы: коров, свиней, овец и кур, которые, в конце концов, оказываются на обеденном столе. Использование зерна для получения мяса является безумным расточительством. Статистика, опубликованная Министерством сельского хозяйства США, свидетельствует о том, что для получения одного килограмма мяса нужно скормить скоту 16 килограммов зерна.

В своей книге «Диета для маленькой планеты» Франс Мур Лаппе предлагает нам представить, что мы сидим перед тарелкой с большим бифштексом. «А теперь представьте, что в той же комнате сидит 45-50 человек и перед каждым из них – пустая тарелка. Зерна, потраченного на один ваш бифштекс, вполне хватило бы, чтобы наполнить тарелки всех пятидесяти человек кашей».
 
В богатых странах скот откармлива­ют не только своим зерном, но и богатыми белком продуктами, которые закупаются у бедных стран. Георг Боргстрём, специалист по географии распределения пищевых про­дуктов, отмечает, что треть урожая африкан­ского арахиса (по содержанию белка арахис ничем не уступает мясу) используется стра­нами Западной Европы для откорма скота и птицы.
 
В слаборазвитых странах человек в среднем потребляет около 200 кг зерна в год, причем большая его часть идет в пищу. А средний европеец или американец, по дан­ным Лестера Брауна, вeдyщeгo специалиста в области питания, потребляет 1 000 кг зерно­вых в год, из которых 90% уходит на корм скота. Таким образом, житель Европы или Америки, употребляющий в пищу мясо, в среднем расходует в пять раз больше пище­вых продуктов, чем житель Индии, Колум­бии или Нигерии.
Подобные факты дают утверждать, что проблема голода в мире создана искусственно. Даже сегодня производится гораздо больше пищевых продуктов, чем необходимо для того, чтобы прокормить все население планеты, однако мы совершенно бессмысленно расходуем их. По оценкам диетолога Джин Мэйер из Гарварда, если снизить производство мяса всего на 10%, это высвободит количество зерна, достаточное для того, чтобы прокормить 60 000 000 человек.
 
Другая цена, которую приходится платить за употребление в пищу мяса, – загрязнение окружающей среды. Слив сточных вод и сброс отходов с мясных комбинатов и откормочных ферм в реки и водоёмы является одной из основных причин их загрязнения. Уже ни для кого не является секретом, что источники чистой питьевой воды на нашей планете не только загрязняются, но и постепенно истощаются, и особенно расточительно расходует воду именно мясная промышленность. Георг Боргстрём утверждает, что сточные воды скотоферм загрязняют окружающую среду в десять раз больше, чем городская канализация, и в три раза больше, чем стоки промышленных пред­приятий.
 
Поль и Анна Эрлих в своей книге «Население, ресурсы и окружающая среда» пишут, что для выращивания одного кило­грамма пшеницы требуется всего 60 литров воды, а на производство одного килограмма мяса затрачивается от 1 250 до 3 000 литров.
 
В 1973 г. «Нью-Йорк Пост» опубли­ковала статью, в которой говорилось об ужа­сающем перерасходе воды, ценнейшего при­родного ресурса, на одной крупной амери­канской птицеферме. Эта птицеферма расхо­довала четыреста тысяч кубометров воды в день. Этого количества достаточно, чтобы обеспечить водой город с населением 25 000 человек.
 
Но давайте оставим анализ геополи­тической ситуации в мире и рассмотрим эко­номические преимущества вегетарианства. Выборочное обследование нью-йоркских магазинов, проведенное в январе 1986 г., по­казало, что килограмм говяжьего филе стоит около восьми долларов, тогда как килограмм вегетарианских продуктов, из которых мож­но приготовить питательный и очень вкусный завтрак или обед на целую семью, стоит в среднем меньше четырех долларов. Так,  например, 200 г творога, в котором содержится 60% дневной нормы белка, стоит всего 60 центов. Став вегетарианцем, вы сэкономите, по меньшей мере, несколько тысяч долларов в год и десятки тысяч долларов за свою жизнь. В общей сложности потребители, перейдя на вегетарианскую диету, могли бы сберечь несколько миллиардов долларов год, что в равной степени относится и к потребителям других стран. Приняв все это во внимание, трудно понять, как разумный человек может отказаться стать вегетарианцем.

Этика

По мнению многих, аргументом в пользу вегетарианства является этические соображения. Те, кто становятся вегетарианцем из этических соображений, основываются на убеждении, что другие создания также имеют чувства и испытывают эмоции, сходные с эмоциями человека. Такое убеждение заставляет человека быть более осмотрительным в своих действиях и ста­раться не причинять страдания другим жи­вым существам.
 
Очерк «Этика вегетарианства», опуб­ликованный в журнале «Севе­роамериканского вегетарианского общест­ва», развенчивает концепцию так называемо­го «гуманного убийства животных»: «В на­ши дни многие люди успокаивают себя мыс­лью о том, что животных теперь убивают «гуманными» способами, и остаются глухи к любым аргументам, доказывающим амо­ральность употребления в пищу мяса. К со­жалению, эти представления не имеют ниче­го общего с правдой жизни и… смерти.
 
Убойные животные, которые всю свою жизнь проводят в неволе, обречены на жалкое, мучительное существование. Они появляются на свет в результате искусствен­ного осеменения, подвергаются жестокой кастрации и стимуляции гормонами, их от­кармливают неестественной пищей и, в конце концов, в ужасных условиях долго везут туда, где их ожидает смерть. Тесные загоны, элек­трические стрекала и неописуемый ужас, в котором они постоянно пребывают, – все это по-прежнему является неотъемлемой частью «новейших» способов разведения, перевозки и убоя животных. Закрывать глаза на все это и протестовать лишь против бесчеловечной жестокости по отношению к животным в последние секунды их жизни – значит иметь весьма смутные представления о смысле слова «гуманный».
 
Правда об убийстве животных малопривлекательная – промышленные скотобойни напоминают картины ада. Пронзительно кричащих животных оглушают ударами молота, электрическим током или выстрелами из пневматических пистолетов. Затем их подвешивают за ноги на транспортёр, который везет их по цехам смерти. Еще живым им перерезают глотку и сдирают с них шкуру, так что они умирают от потери крови. Трудно понять, почему конвенции и соглашения, оговаривающие условия обращения с домашними животными и даже с лабораторными крысами не распространяются на сельскохозяйственных животных, которых yвeчат и безжалостно убивают на скотобойнях.
 
Многие люди, не колеблясь, отказались бы от мясной пищи, если бы им дове­лось побывать на бойне или пришлось самим убивать животных, мясо которых они едят. Поэтому было бы очень полезно сделать по­сещение скотобоен обязательным для всех, кто питается мясом.
 
Знаменитый математик древности Пифагор говорил: «Братья мои, не осквер­няйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые тра­вы и овощи, которые можно готовить на ог­не, не отказано нам в молоке и меде, пахну­щем чабрецом. Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».
 
В трактате, озаглавленном «О поеда­нии плоти», римский историк Плутарх пи­шет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше инте­ресует, в каком состоянии ума находился че­ловек, впервые прикоснувшийся устами к окровавленной плоти и отведавший мертвечины, какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что ещё недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало. Почему-то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные существа, которые не могут причинить никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы».
 
Затем Плутарх бросает вызов всем, кто питается мясом: «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сначала убейте сами то существо, чьё мясо хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».
 
Английский поэт Шелли тоже был убежденным вегетарианцем. «В защиту естественного питания» он писал: «Пусть сторонник мясоедения докажет свои убеждения делом. Пусть он, последовав совету Плутарха, растерзает своими зубами живого ягненка и, вгрызаясь в его внутрен­ности, утолит жажду струящейся кровью… тогда, и только тогда, он будет последовате­лен». Джордж Бернард Шоу уличал людей в лицемерии: «Когда человек хочет убить ти­гра, это называется спортом, а когда тигр хо­чет убить человека, это называется жестоко­стью».
 
Лев Толстой писал, что, убивая жи­вотных ради пропитания, «человек подавляет в себе высшие духовные чувства – состра­дание и жалость к другим живым существам, подобным ему, – и, переступая через себя, ожесточает свое сердце». Он также преду­преждал: «Как можно надеяться, что на зем­ле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»
 
Утрачивая уважение к жизни живот­ных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. 2 600 лет назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь унич­тожать и себе подобных». Мы страшимся вражеских орудий, бомб и ракет, но спокой­но закрываем глаза на смертную боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для нашего пропитания полтора миллиарда коров, овец и свиней и 22,5 миллиарда птиц. Количество рыбы, вылавливаемой в год, исчисляется триллионами, не говоря уже о десятках миллионов животных, замученных в «лагерях пыток» – медицинских и научных лабораториях, и о животных, которых убивают ради меха, кожи, и ради развлечения на охоте. У кого повернётся язык отрицать, что подобные зверства ожесточают наши сердца?
 
Леонардо да Винчи писал: «Поистине, человек – царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живем ценой жизни других. Наши тела – ходячие кладбища!» И далее: «Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека».
 
Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем забота о собственном здоровье. «Я убеждён – писал он, – что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических по­требностей». Ему же принадлежит изрече­ние: «О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным».

Религия

Писания всех основных религий за­прещают человеку без необходимости уби­вать другие живые существа. В Ветхом Заве­те говорится:
«Не убий» (Исход, 20.13). Широко распространено ошибочное мнение, что эта заповедь налагает запрет только на убийство человека. Но в оригинале на древнееврей­ском стоят слова «lotirtzach», точный перевод которых – «не убий».  Доктор Рубен Алка­лай в «Полном древнееврейском – английском словаре» указывает, что слово «tirtzach», осо­бенно в классическом древнееврейском язы­ке, относится к убийству любого рода, а не только к убийству человека.
 
Хотя в Ветхом Завете есть ряд пред­писаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1.29) Сам Господь говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Всюду, где в Ветхом Завете говорится об употреблении в пищу мяса, речь идёт о многочисленных запретах и ограничениях. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу – это лишь уступка упрямому желанию человека. Так в Книге Чисел (11 глава) рассказывается о том, как, недовольные посланной им Господом манной, евреи стали роптать, требуя в пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел перепелов, были поражены моровой язвой. В более поздних ветхозаветных книгах великие пророки также осуждают мясоедение. Например, в самом начале книги пророка Даниила (1.3-18) описана история, иллюстрирующая преимущества вегетарианской диеты, а в Книге пророка Исаии Господь говорит: «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откорм­ленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. (…) И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки обаг­рены кровью» (Исаия, 1.11,1.15).
 
Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чем упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для мно­гих из них это является серьезным доводом против вегетарианства. Однако изучение оригинальных греческих рукописей показы­вает, что множество слов (trophe, broтeи др.), переводимых обычно как «мясо», на са­мом деле обозначает пищу или еду в самом широком смысле слова. В Евангелии от Луки (8.55), например, мы читаем, что Иисус вос­кресил женщину из мертвых и «велел дать ей мяса». Имеется в виду английский перевод Нового Завета. В русском переводе это место звучит: «велел дать ей есть». Но греческое слово «phago», переве­денное здесь как «мясо», на самом деле оз­начает «есть».
 
По-гречески «мясо» будет «иеаа» (плоть), и ни в одном месте Нового Завета это слово не употребляется в связи с Иису­сом Христом. Нигде в Новом Завете прямо не говорится, что Иисус ел мясо. Это согласуется с известным пророчеством Исаии о явлении Иисуса Христа: «Се, Дева приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе».
 
В книге «Так говорил Mагомет» (перевод хадисов, сделанный доктором М. Хазифом Сидом) ученики пророк спрашивают его: «Правда ли, что воздаётся нам за то, что мы делаем добро четвероногим и поим их водой?» Магомет отвечает: «Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному». Употребление в пищу мяса, хотя и разрешено в Коране, но так же, как и в Ветхом Завете, ограничено множеством правил и запретов, один из которых гласит:
«Запрещена вам мертвечина и кровь; и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием любого имени, помимо имени Аллаха». (Коран, сура 5.4). Строго говоря, это ограничение, перекликающееся с Ветхозаветным (Левит, 17.14), накладывает запрет на употребление в пищу любого мяса, потому что полностью очистить от крови плоть убитых животных практически невозможно.
 
Господь Будда известен своей пропо­ведью, направленной против убийства жи­вотных. Он провозгласил ахимcy(непричи­нение вреда живому) и вегетарианство необ­ходимыми условиями духовного само­совершенствования. Известны два его афо­ризма, связанные с этим:
«Не убивай быка, который пашет твои поля» и «не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных». В «Дхаммападе», предвидя возможные от­ступления от его учения, Господь Будда го­ворит: «Найдутся глупцы, которые в буду­щем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что (…) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в бу­дущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запре­щено для всех и каждого». Другой афоризм «Дхаммапады» предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто в надежде обрести счастье мучит или убивает другие живые существа, кото­рые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни».
 
Ведические писания Индии, относящиеся к добуддистскому периоду, утверждают, что принцип ахимсы являетсяэтической основой вегетарианства. «Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, – говорится в «Манусамхите”, древнем своде законов Индии, – поэтому пусть каждый воздерживается от употребления мяса». В другом разделе «Манусамхиты» дается совет: «Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе и убиваются живые существа, человек должен раз и навсегда оказаться от употребления в пищу мяса».
 
В «Махабхарате» (эпической поэме, которая считается самой большой в мире) есть множество предписаний запрещающих убивать животных. Вот из них: «Тот, кто наращивает своё мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он не родился»; «Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных»; «Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твердую память и хорошее здоро­вье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи».
 
Все живые существа наделены ду­шой. В «Бхагавад Гите» Кришна говорит, что душа является источником сознания и живо­творящей силой в теле каждого живого су­щества. Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднима­ется по эволюционной лестнице, пока в кон­це концов не получает человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело челове­ка, может обратить свое сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир. Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем законам, будь то законы государства или законы вселенной.
 
В «Шримад Бхагаватам» – древнем ведическом тексте говорится: «Все живые существа должны отбыть определенный срок в том или ином материальном теле. Этот срок установлен свыше, и он должен истечь, прежде чем они смогут переселиться в другое тело или подняться на более высокую ступень эволюционной лестницы. Убийство животного или любого другого живого существа лишает его возможности до конца отбыть срок, отведенный для пребывания в определенном теле. Человек ни в коем случае не должен убивать другие живые существа ради собственного удовольствия, потому что тот, кто лишает их жизни, запутывается в сетях греховной деятельности». Иначе говоря, убийство животного замедляет его эволюцию от низших видов к высшим, а  убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греховного поступка.
 
Как объясняет Господь Кришна «Бхагавад Гите» (5.18), тот, кто понимает, что все живые существа равны между собой, достиг духовного совершенства: «Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково смотрит на ученого, благородного брахмана (священнослужителя), корову, слона, собаку и неприкасаемого». Там же Кришна формулирует принцип духовного вегетарианства и призывает нас следовать ему: «Предложи Мне с Любовью и преданностью плод, цветок, лис­ток или воду, и Я приму их».

Карма

Санскритское слово карма означает «действие» или, в более узком значении, лю­бое материальное действие, влекущее за со­бой последствия, которые привязывают че­ловека к материальному миру. Хотя понятие кармы обычно ассоциируется с восточной философией, многие люди на Западе начи­нают понимать, что закон кармы является таким же фундаментальным и непреложным законом природы, как фактор времени или закон гравитации. Каждое наше действие влечет за собой определенные последствия. Согласно закону кармы, если мы причиняем боль и страдания другим живым существам, то также будем страдать – это в равной мере относится и к отдельному человеку, и к об­ществу в целом. Мы пожинаем плоды того, что посеяли, расплачиваясь за содеянное как в этой жизни, так и в последующих, ибо у природы – свой суд. Обойти закон кармы не может никто, кроме тех, кто понимает, как он действует.
 
Чтобы понять, каким образом карма приводит к войнам, рассмотрим пример, который приводится в Ведах. Иногда в бамбуковой роще в результате трения стволов бамбука друг о друга начинается пожар. Однако истинной его причиной являются не деревья, а ветер, раскачивающий их. Деревья –  это всего-навсего посредники. Аналогичным образом, на основании закона кармы можно сделать вывод, что не Соединённые Штаты и не Советский Союз являются истинными виновниками трений, которые существуют между ними и которые могут вызвать пожар ядерной войны. Истинной причиной является неощутимый ветер кармы, которая накоплена как будто невиновными обитателями земли.
 
Нас бросает в дрожь при мысли о возможной ядерной войне, но при этом мы спокойно относимся к тому, что ежедневно во всем мире, за стенами автома­тизированных боен совершаются массовые убийства, не менее ужасные, чем уничтоже­ние народов в огне ядерной войны.
 
Человек, питающийся плотью живот­ных, может сказать, что он никого не убива­ет. Но на самом деле, покупая аккуратно упакованное мясо в магазине, он платит свои деньги за то, чтобы кто-то другой вместо не­го совершил это убийство. В результате оба: и тот, кто убивает, и тот, кто платит, – на­влекают на себя последствия кармы… Что же это, как не лицемерие – участвовать в де­монстрации в защиту мира, а после нее уто­лять свой голод в закусочной бутербродом с колбасой или поджаривать дома бифштекс?
 
Это двуличие осудил Джордж Бер­нард Шоу:

Мы молим Бога озарить наш путь:
«Даруй нам свет, о всеблагой Господь!»
Кошмар войны нам не дает уснуть,
Но на зубах у нас животных мертвых плоть.

В «Бхагавад Гите» говорится: «Того, кто без всякой необходимости убивает и мучит животных, как это делают мясники, будут точно так же убивать в следующих жизнях…
 
В иудейско-христианских Писаниях ясно сказано: “Не убий”. И, тем не менее, даже религиозные лидеры, которые выдают себя за святых, убивают животных, придумывая этому всевозможные оправдания. Эти обман и лицемерие, укоренившиеся в человеческом обществе, являются причиной бесчисленных бедствий, таких, как мировые войны, во время которых целые народы истребляют друг друга на полях сражений. Ученые изобрели ядерную бомбу, оружие массового уничтожения, которое только ждет своего часа. Таковы последствия кармы.
 
Те, кто знает, как действует закон кармы, понимают, что мира невозможно добиться с помощью демонстраций и петиций. Вместо этого следует объяснять людям, какие последствия влечет за собой убийство невинных существ (и не рождённых детей). Безусловно, это помогло бы облегчить бремя кармы, лежащей на человечестве. Решить проблемы, существующие в мире, могут только люди с чистым сознанием, способные понять, что истинной бедой человечества является недостаток духовности. Грешники всегда существовали, и будут существовать, однако их ни в коем случае нельзя допускать к руководству обществом.
 
Те, кто употребляет в пищу мясо, часто обвиняют вегетарианцев в том, что они также прибегают к насилию, убивая расте­ния, – это обвинение является одним из наиболее распространенных аргументов про­тив вегетарианства. В ответ на это следует отметить, что такие вегетарианские продук­ты, как спелые фрукты, многие овощи, оре­хи, зерновые и молоко, человек получает, не совершая никакого убийства. Что же касает­ся растений, то они абсолютно не чувствуют боли, т.к. не обладают нервной системой и сознанием. Животные же наделены и тем, и тем, поэтому причиняемая им боль на скотобой­не, не говоря уже о тех страданиях, которые они терпят на протяжении всей своей жизни, ужасна.

Примечания

Данные о числе ежегодно убиваемых домашних животных и птицах, основанные на статистике, опубликованной в FAO Pro­ductioп Yearbook 1984, vol. 38, Statistics Series No. 61 Food and Agriculture Organization of the United Nations/Rome, р. 226-47.
 
Статистика об убитых домашних жи­вотных, приведенная в этом ежегоднике, со­брана в 200 странах и областях. Для читате­лей будет интересно узнать, что статистика ФАО о числе скота, убитого в 1984г., (по не­которым видам) такова:

крупный рогатый скот и телята 229 249 000
буйволы 7 269 000
овцы 409 500 000
козы 177 296 000
свиньи 765 424 000
лошади 4 032 000
цыплята 21 902 400 000
гуси 234 000 000
индюки 372 300 000