Заглавная страницаУченые степени — чтобы заработать средства к существованию. Общечеловеческие ценности — чтобы жить

Ученые степени — чтобы заработать средства к существованию. Общечеловеческие ценности — чтобы жить

Образование Сатья Саи — это путеводная звезда в мире, где изобилует нетерпимость. Институты Сатья Саи выпускают  выпускают потоки студентов, которые подготовлены не только к условиям рынка, но и к условиям жизни. На сегодняшний день в мире нет недостатка в школах и колледжах. Границы стираются, и многие молодые люди даже отправляются в путешествие через континенты и страны с целью обучения в лучших университетах мира и получения весомых степеней только для того, чтобы состязаться за заметные должности и овладеть солидной зарплатой. Однако же, если такие должности и высокие заработки являются действительной целью образования, то почему же всё большее и большее количество молодых людей подвержены стрессу, тревоге, страху и всепоглощающему смятению? Они не настолько счастливы, как им хотелось бы. Неудовлетворенность стала их способом жизни, и большинство из них не против «перейти черту» в поисках всегда ускользающего счастья. Очевидно, что-то тут не так.

Отсутствующее звено

Настолько остро важность человеческих ценностей еще не ощущалась никогда. Заголовки газет повсюду в мире кричат о насилии, ненависти, коррупции, махинациях и, наконец, об экономическом кризисе. Даже выпускники таких элитных образовательных заведений – в которых, кстати, запрашивают высокую плату в обмен на будущую высокооплачиваемую карьеру – кажется, не имеют ответов на причины постоянно увеличивающегося в наши дни списка недугов.

К счастью, выход из положения найден. Баба дал решение, которое выведет из сложившейся кризисной ситуации, и создал образец для подражания более четырёх десятков лет назад.

Образование – это не скучное приобретение знаний об окружающих объектах и человеке. Это процесс осознания внутри себя Бессмертного Духа, который есть источник радости, мира и бесстрашия.

Будучи Ректором-Основателем Института Высшего Образования Шри Сатья Саи (имеющего статус Университета), Баба дал следующее определение образованию:

Это то, что содействует единству, равенству, мирному существованию в дружном обществе. Оно исходит из сердца.

Далее он добавлял:

Образование (Education) даётся не просто для существования, оно – для жизни. Жизни более полной, более осмысленной и достойной. Я это называю Educare.
Поэтому,
Educare должно познаваться наравне с мирским образованием.

Построенная на философии Educare и прочной педагогике интегрального образования,  эта образовательная система берёт своё начало в пяти основных человеческих ценностях – Истине, Любви, Мире, Ненасилии и Праведности. Эта новая модель образования заметно преуспела там, где современная система образования прискорбно потерпела неудачу – в прививании молодёжи ценностей сострадания, морали, социальной ответственности и совместного существования.

Сатья Саи Баба окружил своих студентов любовью, заботой, теплотой и вниманием. И они платили ему тем же. Сатья Саи часто повторял, что студенты - это его единственная собственность, подчеркивая свою безграничную любовь к ним.

Баба также создал прообраз, которому должен следовать весь мир — основанием Университета, школ и программой неформального обучения детей общечеловеческим ценностям. Дальнейшее отличие этой системы состоит в политике отказа взимать плату за обучение — это означает отсутствие вступительных взносов, лабораторных взносов, платы за использование библиотечных ресурсов, за занятие спортом, за сдачу экзаменов — в течение всего обучения от начальной школы и до программ на получение степени доктора философии (докторантуры). Это стало началом образовательной революции.

Новая Эра в образовании

Сначала Баба открыл в 1968 году женский колледж в Анантапуре, штат Андхра Прадеш, затем в 1969 мужской колледж в Вайтфилде, и в 1979 – в Путтапарти. В 1981 году было принято решение официально объединить эти три колледжа под эгидой Института Высшего Образования Шри Сатья Саи, признанного соответствующим уровню Университета.

В процессе строительства находится новый кампус в Мудденахалли, штат Карнатака, предлагающий похожую систему обучения. Баба также открыл Музыкальный колледж и несколько начальных и средних школ.

Административное здание Университета

Кампус в Прашанти Нилаям

Кампус в Вайтфилде

Кампус в Анантапуре

Общежитие в Вайтфилде

Саи-Университет — некоммерческое и автономное учебное заведение —  которое не берёт никакой платы за обучение, ведёт открытую политику приёма на учёбу, полностью основываясь на достоинствах поступающего и вступительных экзаменах.  Никакого значения не придаётся касте, вероисповеданию, доходу, региону, религии или языку.

Без сомнений, бесплатное образование – это великое достижение в наши дни, но что имеет большее значение – это беспрестанное внимание, которым Баба одарял студентов, буквально с того дня, когда он основал свой самый первых колледж. Для этих студентов Баба является их вдохновением, их Учителем, который учил их своим собственным примером.

Баба утверждал, что образование, помимо оттачивания интеллекта студентов,  должно помогать им развиваться как личность, в которой, как сказал когда-то Теннисон, присутствуют “уважение к себе, знание о себе, и самоконтроль”, и в которой  Виджнан (наука) и Праджнан (духовность) развиваются как часть целостного процесса обучения. Система целостного образования Саи Бабы уходит корнями в его всеобщую философию жизни. Кредо его философии – Сатья, Дхарма, Шанти, Према – завершение поиска через Истину, утверждение человеческой воли в Праведности, разрешение неразберихи человеческих эмоций Покоем, и пробуждение души  Любовью.

В 2002 году состоялся официальный визит в Университет членов комитета The UGCs NAAC Committee (Национального совета по проведению оценивания и аккредитации), в результате которого они выразили свою благодарность таким образом:

Этот институт выделяется среди университетской образовательной системы страны как выдающийся бриллиант, и его модель заслуживает подражания со стороны институтов высшего образования нашей страны или где-либо ещё. Таким образом, его преимуществами следует воспользоваться быстро и в как можно более обширном масштабе.

Команда экспертов аккредитовала Университет как имеющий наивысший уровень (А++) среди Индийских университетов. Рейтинг остался таким же высоким и в 2011 году, когда команда NAAC присвоила Университету 3.63 балла CGPA по 4-х бальной  шкале.

Лаборатория нанотехнологий, факультет физики, кампус Прашанти Нилаям

Настольный теннис и бадминтонные корты в международном спортивном центре, Прашанти Нилаям

Мультимедийный центр, кампус в Анантапуре

Учительская, кампус Прашанти Нилаям

Университет делает акцент на формировании всесторонне развитой личности — здесь  также уделяется большое внимание спорту, культурным мероприятиям и служению обществу. Ежегодно все преподаватели и студенты участвуют в десятидневной программе помощи деревням, во время которой они выезжают в сёла, общаются с сельскими жителями, и раздают им еду и одежду. По словам студентов, та радость, которую они испытывают во время служения нуждающимся, побуждает их продолжать эту благотворительную деятельность и после окончания университета. Большое количество общественных проектов, проведенных активными группами выпускников Саи по всему миру, являются свидетельством их способности расцвести, подобно цветку, независимо от того, где был посажен росток.

Глобальное движение

Вот типичный день в Саи-школе в Замбии, регион Ндола:

Ученики, которые живут в разных уголках города, собираются в школе в 7.00 утра на утреннее собрание. Они поют молитву вместе с местными песнопениями под ритм и биение местных барабанов. Затем школьники расходятся на сорокаминутный урок о человеческих ценностях. И день начинается.

Утреннее собрание в школе, Замбия

Маленькие школьницы

Базируясь на философии Саи Бабы о целостной человеческой личности, эта школа трансформировала жизни уличных ребят, малоспособных, или бросивших школу, учеников, и других беднейших детей. Открытую в 1990 году, эту школу называют «школой чудес». Причиной тому было достижение 100% результатов проходного тестирования выпускников за последние 20 лет. А первые выпускники этой школы заслужили уважение в обществе благодаря их честности в различных сферах деятельности, которыми они овладели.

Также школа получила официальное международное признание: престижную интернациональную награду “Business Initiative Directions Award”. Награда была вручена на 22 международной конвенции World Quality Commitment Convention в Париже в 2005 г. Вторая премия – “International Star Award” за превосходные результаты в образовании была вручена в Женеве, Швейцария.

На данный момент существует более 99 школ, открытых Саи Бабой по всей Индии и 41 школа – за её пределами. Они смогли образовать нишу в своих сообществах, интегрируя универсальные общечеловеческие ценности Саи-образования в рамки местных академических курсов обучения.  На сегодняшний день модель образования Сатья Саи внедряется в более чем 90 странах мира. Известные как образцы академического мастерства и воспитания характера,  такие школы являются объектом изучения со стороны различных правительств, которые пытаются привнести воспитание характера в общественные школы. Такие школы пользуются большим успехом за границей и даже становятся примером для тех стран, образовательные деятели которых пытаются внедрить в школьную программу учение об общечеловеческих ценностях. Министры образования Таиланда и островного государства Маврикий уже внедрили систему обучения Сатья Саи в свои школы.

Привлекательность программы очевидна по энтузиазму, с которым педагоги по всему миру пользуются ею.  Они делают модель образования Сатья Саи образцом, достойным подражания, дающим эффективное решение современного кризиса образования.

411 выпускников Института Высшего Обучения Сатья Саи уже сегодня готовы начать взрослую жизнь. Также на протяжении последних 25 лет более чем 8,500 выпускников этого института влились в работу многих организаций в различных частях страны и мира. В чём же заключается уникальность этих выпускников? Для меня истинно, что выпускники этого Института с их системой просветительских взглядов, основанных на ценностях этого божественного учебного заведения, всегда будут сиять как те, кто всю свою жизнь постигает науку жизни.
Доктор Абдул Калам, бывший президент Индии

 Нигде за всю свою жизнь я ещё не ощущал такой возвышенной атмосферы. Есть что-то особенное в непостижимой атмосфере этого места. В университетском городке царит очищение и успокаивающая сила. Институт дышит воздухом внутреннего спокойствия, что в целом является уникальным. Кажется, каждый преподаватель  интуитивно знает, что Институт Высшего Образования — это также и обитель Возвышенного поведения и средоточие Возвышенного понимания.
 
Р. Венкатараман, бывший президент Индии

Программа «Шри Сатья Саи Educare» должна быть внедрена в сами основы образовательной политики по всей стране
 
Атал Бихари Вайджпайе,  бывший премьер-министр Индии

Начиная с молодости

Помимо школ и колледжей по всей Индии, Организация Шри Сатья Саи (индийская и международная) по всему миру проводит программы по Образованию Сатья Саи (Sathya Sai Education — SSE) — неформальный, но очень эффективный вид обучения. Основанное в 1969 году, Образование Сатья Саи (SSE) или Бал Викас — детище Сатья Саи Бабы, чей широкий взгляд на образование не ограничивался простым понижением уровня неграмотности или получением научных степеней. Только в одной Индии программа Бал Викас помогла как минимум миллиону детей, и около 15000 Саи Центров практикуют эту программу, которая воспитала более 10 миллионов детей. На сегодняшний день эта программа существует в 81 стране, в которых также есть 24 Института для учителей, называющиеся Институтами образования Сатья Саи (ESSE).

В Омане министерство Образования и Оманская Национальная Комиссия Образования, Культуры и Науки сотрудничали с местными программами SSE с целью проведения регулярных занятий с детьми, основанных на общечеловеческих ценностях. Ученики сотен школ, государственных и частных, собирались вместе для того, чтобы участвовать в соревнованиях, как например, написание эссе, рисование плакатов.
Судья мадрасского высшего суда, В. Рамасубраманьян, говорит:

Бал Викас дал мне возможность развить творческие и культурные таланты. Ценности, о которых шла речь на занятиях, помогли мне достичь успеха в жизни, именно через понимание, что объект такого успеха – это помощь обществу. Тем, кем я являюсь сейчас, сделал меня Бал Викас в мои ранние годы.

Академическая образовательная программа помогает в получении пристойного уровня IQ (коэффициента умственного развития), а SSE правомерно дополняет его, помогая развитию EQ — показателя этики у учащегося.

Четкое понимание этики, уроков хороших манер и человеческих ценностей – все, что мне дал Бал Викас в юном возрасте, оказало большое влияние на меня как на личность
говорит мистер Нараян Сетураман, управляющий директор находящейся в Южной Индии компании W.S.Industries

Высокие достижения студентов привлекают внимание педагогов и высокопоставленных политиков. Сегодня программа института SSE внедрена во многих школах – как частных, так и государственных. Две важные компиляции:  «Глобальный обзор образования Шри Сатья Саи» и «Система всестороннего образования Шри Сатья Саи: Обзор» – помогают проникнуть в суть уникальной системы образования в школах Саи и университете Саи.

Освещая путь вперёд

Система образования Сатья Саи предполагает, что все ответы на вопросы находятся внутри человека, и работает над тем, чтобы пробудить это внутреннее понимание. Отправной точкой в этом является школьный класс. Афоризм Бабы:

Образование –  для жизни, а не для выживания

таит в себе решение всех настоящих проблем человечества, включая религиозный фанатизм, жестокость, жадность, экономический и моральный кризис.

Поиск новых канонов образования, похоже, наконец, подходит к концу. Несколько десятков лет Баба тихо освещал путь к истине, триумфу и трансформации, придавая драгоценные грани жизням тех, кто воспользуется этим.

Мы, правительство, полностью поддерживаем основополагающий принцип, по которому работают школы Саи Бабы, а именно образование, базирующееся на общечеловеческих ценностях. Оно подготавливает учеников к жизни, делая их ценным капиталом общества, в которое они вступают.
 
 Кадар Асмал, министр образования, Южная Африка

 Это — особенная школа, успешная в достижении своих целей. Она создаёт надёжную духовную обстановку, в которой ученики могут учиться и достигать значительных успехов.  Самая сильная сторона школы — личностный рост учеников, и школа, без сомнения, успешна в продвижении своей философии.
 
Инспектор OFSTED (Великобритания) 

Источник: журнал Divine Grace. Sathya Sai Baba (спецвыпуск журнала The India Today 2012) стр. 30-31 

Официальный сайт Института Высшего Образования Шри Сатья Саи: http://sssihl.edu.in