Проблемы детей и пути их решений
Педагоги, психологи, родители задают вопрос, почему ребенок агрессивный, почему враждебно относится к внешнему миру? Они рассматривают всевозможные гипотезы по этому вопросу. А ответ простой. Отсутствие знания и воспитания. Ребенку вовремя не привили общечеловеческие ценности: Любовь (ко всему сущему), внутренний мир (покой), милосердие (ненасилие), праведное поведение, истину (честность).Проблемы детей, это всегда недоработка взрослых людей, которые окружают маленького человека. Правильно говорят, что знание это сила. Дети, лишенные знаний – лишены силы, энергии, умения себя вести, и правильно жить.
Проблема проявления агрессии, гнева
Самое быстрое обучение – это обучение с помощью образного мышления. Итак, проводя беседы с детьми при рассматривании проблемы агрессии, гнева, задаю такие вопросы:– Представьте себе, что на улицу выехала машина, которая не имеет тормоза, что произойдет?
– Кто может пострадать во время аварии?
– Можно ездить в машине без тормозов?
– Машина без тормозов опасна для окружающих?
– Что нужно сделать, чтобы машин без тормозов не было на улице?
Теперь представьте себе человека, который не имеет “тормоза”, чтобы контролировать и вовремя останавливать свои эмоции, речь, действия.
– Что происходит, если человек без “эмоциональных тормоза” появляется в обществе?
– Агрессивный человек имеет “эмоциональный тормоз”?
– Человек без “эмоционального тормоза” опасен для общества?
– Кто должен “ставить тормоз” человеку? (Сам человек).
– Каким образом? (Самоконтролем).
Человек должен сначала захотеть иметь “эмоциональный тормоз”, потом помнить всегда о самоконтроле. Помнить о том, что излишняя эмоциональность, особенно негативная, может привести к непоправимым последствиям. Также помнить о том, что машину без тормоза нельзя выводить на улицу, так и человека без “тормоза” нельзя допускать в общество.
– Что такое гнев? (Реакция на определенные раздражители, проявление эмоции).
– Человек, который проявляет эмоцию гнева, опасен для общества?
– Гневного человека надо изолировать от общества?
– Как вы думаете, вокруг нас много людей, которые проявляют гнев?
– Вы знаете, что происходит с человеком, который проявляет гнев?
Итак, эмоция гнева вызывает внутри человека огненную энергию, высокое напряжение. Глаза наливаются кровью, человек теряет контроль и допускает непоправимые ошибки.
– Как вы думаете, что произойдет с телевизором или холодильником, если повысится напряжение? (Перегорит).
– А что происходит с человеком, если у него повышается напряжение из-за гнева, ведь человеческое существо более тонкое, чем электроприборы?
Вспышка гнева укорачивает жизнь человека на три месяца.
– Так стоит ли проявлять гнев?
– А как можно остановить эту агрессивную эмоцию (гнев)?
Сатья Саи Баба рекомендует:
1. Нужно уйти из того места, от людей или ситуации, которая вызывает эту эмоцию, и успокоиться.
2. Можно выпить стакан холодной воды, умыться холодной водой, холодная вода остужает огненную энергию гнева.
3. Посмотреть на себя в зеркало во время гнева. Когда человек увидит себя в зеркале во время проявления гнева, он больше никогда не будет проявлять эту негативную эмоцию.
Для того, чтобы дети лучше осознали опасность проявления гнева, агрессии, в первую очередь для себя, необходимо их вооружить знанием о причинно-следственной связи. Я имела хороший опыт в данной работе.
Итак, урок о причинно-следственной связи (эти знания доступны для детей начиная с дошкольного возраста). Надо помнить, что чем раньше посеешь эти знания, тем раньше взойдут всходы осознания.
Беседа: “Надо думать как живешь, что посеешь, то пожнешь” (“Треба думать як живеш, що посієшь, те й пожнешь”).
Ребята, меня интересует такой вопрос:
– Если посеять зернышко моркови, что вырастет? (Плод моркови).
– А если посеять зернышко арбуза, что вырастет? (Сладкий арбуз).
– Если посеять зернышко горького перца, что вырастит?
Выходит, “Что посеешь, то пожнешь”.
– Если посеять зернышко моркови, то когда будут
собирать плоды, на другой день, через неделю? (Должно пройти время для созревания).
– Кто собирает плоды? (Тот кто сеет).
– Сеют зернышко маленькое, а плод получают большой.
– А если посеять зернышко боли, горести, обиды, какой плод вырастет?
– Кто получит этот плод? (Тот, кто сеял). Надо думать, как живешь, что посеешь, то пожнешь.
– А если посеять зернышко радости, счастья, Любви, какой плод вырастит?
– Сеют маленькое зернышко, а получают большие плоды. И порой люди уже не узнают своих плодов, ведь сеяли маленькое зернышко. Прошло время, и получили плод. Надо думать, как живешь, что посеешь, то пожнешь.
– Подумайте, можно ли узнать свое будущее? Можно, надо обращать внимание на свои мысли, слова и дела и всегда думать, что мы сеем, и знать, что придет время, когда будешь собирать плоды.
Поэтому надо думать хорошо, надо говорить хорошо, и надо поступать хорошо.
Однажды, зимней порой я возвращалась домой, и увидела следующую картину. Дети катаются с горы на санях. Внизу горы стоит высокий, крупный мальчик и наблюдает за катающими детьми. На большого мальчика наскакивает маленький, худенький мальчонка, я его мысленно назвала “петушком”, а большой мальчик стоит, как гора, и не реагирует на “петушка”. Приближаясь к ребятам, я подумала о том, как хорошо родители воспитали большого мальчика. Я никогда не прохожу мимо дерущихся ребят, всегда останавливаюсь, и рассказываю им о причинно – следственной связи. И на этот раз я остановилась, и начала сеять знания. И вдруг большой мальчик сказал мне: “Я помню, помню, когда я был маленьким, вы нам об этом уже рассказывали. А знаете, что со мной произошло? Я сильно избил мальчика, а потом сам поранился, да так сильно, что месяц лежал в больнице и все время вспоминал о том, что вы нам говорили, – “Надо думать, как живешь, что посеешь, то пожнешь”, – теперь я никого не бью и не обижаю.
Знания были посеяны, когда ребенок находился в дошкольном возрасте, и осознал он их спустя пять лет. Поэтому я всем говорю о том, что не надо остерегаться того, что дети – маленькие, и не поймут каких то жизненных ситуаций или проблем. Надо сеять знания, а осознание придет вместе с жизненным опытом. Ведь также и для знаний нужно время для их созревания (осознания).
Проблема курения
Существует также проблема, когда дети начинают рано курить. Опять повторюсь. Знания о вреде куреня необходимо давать детям с дошкольного возраста, а с 12 лет уже поздно, ибо знания не успеют перейти в осознание и утвердиться.Я уже говорила о том, что самое быстрое обучение, – это образное, потому что образное обучение закладывается сразу в подсознание, а подсознание воздействует уже на сознание человека. Для образного обучения нужно использовать: сказки, притчи, легенды, мифы, басни и пр.
Начиная с дошкольного возраста можно дать детям знания о вреде курения с помощью восточной притчи: “Кто самый главный в человеке”:
Поспорили между собой чувства в человеке о том, кто из них главнее. Зрение говорит, что оно самое главное. Слух говорит, что он главнее. Речь тоже заявила, что она самая главная. Разум утвердительно сказал, что главнее его – нет. Дыхание доказывало всем, что оно – самое главное в человеке. Спорили они, спорили, но свой спор решить не могли.
– А вы как думаете, кто самый главный в человеке: слух, разум, зрение, дыхание или речь? (Ответы детей).
Вот и у них было разное мнение на этот счет. И пошли они к мудрецу (к Богу). Придя, они спросили у мудреца (Бога): “Кто из нас самый главный в человеке?”. Мудрец (Бог) ответил: “Кто выйдет из человека, и тому будет хуже всего, тот и будет самым главным”. Первым вышла из человека речь. Гуляла она по свету целый год. Вернувшись, спросила у человека: “Ну, как тебе жилось без меня?”. На что человек ответил: “Жил, ничего не говорил, но я все видел, слышал, дышал и понимал”. После чего из человека вышел слух. Гулял он по свету целый год. Вернувшись, спросил у человека: “Ну, как тебе жилось без меня?”. На что человек ответил: “Жил, ничего не слышал, но я все видел, говорил, понимал и дышал”. Настала очередь выйти из человека зрению. Гуляло оно по свету целый год. Пришло и спрашивает человека: “Ну, как тебе жилось без меня?”. На что человек ответил: “Жил ничего не видел, но я все понимал, слышал, говорил, дышал”. Вышел из человека разум, гулял по свету целый год. Вернувшись, спросил: “Ну, как тебе жилось без меня?”. На что человек ответил: “Жил, как малое дитя, ничего не понимал, но я все видел, слышал, говорил и дышал”. Настала очередь выйти из человека дыханию. Оно выскочило из человека, как молодой конек, и человек упал бездыханным. И тут все чувства закричали: “О дыхание, ты самое главное в человеке”.
– Когда мы дышим, куда воздух идет? (В легкие).
– А почему легкие называются легкими, а не тяжелыми? (Потому что, это людям подсказка, что дыхание должно быть легким, а не тяжелым).
– Когда люди курят, дыхание легкое или тяжелое?
– Что вы думаете, как себя чувствуют легкие, когда сигаретный дым (никотин) попадает в них? (Плачут, страдают…).
– Нарисуйте дома (в группе, в классе) легкие, которые радуются легкому дыханию и легкие, которые страдают от дыма.
Много лет немецкие ученые думали, что у курильщиков легкие становятся черными из-за сигаретного дыма (никотина). И совсем недавно они обнаружили, что чернота это не из-за сигаретного дыма, а запекшая кровь из-за того, что от сигаретного дыма в легких лопаются кровяные сосуды.
После этой беседы на занятии я провела игру “Не мое”.
Я показала детям старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста пачку от сигарет и спросила: “Что это такое?”. К моему удивлению они почти все ответили: “Сигареты”. Можно ли курить сигареты? Когда они ответили: “Нет”. Я скомкала эту пачку и предложила поиграть в игру “Не мое”. Правила игры:
Я бросаю скомканную пачку от сигарет детям, которые сидят по кругу, они должны ее отбросить ко мне, произнеся: “Не мое”, покачивая головой. После чего я при детях выбросила эту пачку в мусорное ведро. После такого занятия (урока), дети придя домой, не позволяли родителям курить, рассказывали им о вреде курения, пересказывали восточную притчу.
Распивание алкоголя
Еще одна проблема стоит перед нашими детьми, – это распивание алкогольных напитков. Ребятам необходимо говорить о том, что алкоголь разрушает головной мозг, а курение – весь организм. В Индии живет наш современник, великий психолог, философ, ученый Сатья Саи Баба. Он курирует школу, техникум, является проректором института. Сатья Саи не разрешает своим студентам брать в руки даже пустой бокал от пива. Кто взял пустой бокал, потом возьмет и полный, а алкоголь делает из человека животного.Однажды в Японии провели эксперимент. Взяли группу детей дошкольного возраста и проводили с ними игру: “Выбей алкоголика” (игра напоминала нашу игру в шашки “Чапаев”, когда с шахматной доски выбивали по одной шашке). Ученые наблюдали за этой группой детей в течение 20 лет , и ни один из этих детей не употреблял алкоголь. Хорошо бы и у нас на уроках физкультуры метать в цель и выбивать бутылки, пачки сигарет, иголки из макетов, которые похожи на проблемных людей. Наверное, наши дети больше не курили, не пили алкогольных напитков и не кололи наркотики. И вылечили бы мы наше общество таким недорогим, но эффективным средством.
На уроке я рассказала детям славянскую притчу “Царь Тор”:
Давным-давно на славянской земле жил очень мудрый царь Тор и было у него три сына. Все люди жили в том царстве очень счастливо. Но пришло время, и царь состарился. Пригласил он своих сыновей и повел такую речь. Сыновья мои дорогие, состарился я и не могу уже так хорошо управлять царством, но вы мне можете помочь. На востоке есть Гималайская гора, под ней Богиня варит божественный напиток сурьецу. Кто выпьет чашу этого напитка, тот станет молодым, здоровым и сильным, кто выпьет две чаши этого напитка, станет бессмертным. После чего сказал старшему сыну пойти к этой Богине и попросить у нее напиток. Пошел старший сын к богине. Прошел год, но он не вернулся. Просит царь Тор среднего сына сходить к Богине за напитком. Пошел средний сын за Божественным напитком. Прошел год, но и средний сын не вернулся домой. Просит разрешение, у отца младший сын, пойти к Богине за напитком. Царь отговаривал, но младший сын не отступал от своего решения. Согласился царь Тор отпустить младшего сына к Богине за напитком. Пошел младший сын к Гималайским горам и у подножья горы увидел Богиню, которая варила напиток из меда, а выстаивала его под солнечными лучами. Подошел младший сын к Богине, поздоровался, низко поклонился ей и рассказал о своих братьях, о своем старом, но мудром отце, о том, что отец просит божественный напиток сурьецу.
И рассказала Богиня, что приходили его братья, просили у нее напиток. Она предупреждала их о том, что если выпить одну чашу этого напитка, то человек станет молодым, сильным и здоровым. Если выпить вторую чашу божественного напитка, то человек станет бессмертным, а если выпить третью чащу напитка, то превратится в животного. Братья выпили три чаши напитка, и их сознание стало таким же, как у животных. Теперь они за горой пасутся вместе с животными. Пошел младший брат за гору и увидел, что его старшие братья пасутся вместе с животными.
Вернулся младший брат к Богине и попросил у нее чашу напитка. Налила Богиня чашу напитка и подала младшему брату. Выпил он напиток и почувствовал огромное желание выпить еще чащу этого напитка, но сдержал свой порыв. Также младший брат почувствовал огромный прилив силы. И взмолился он к Богам, стал просить их простить его братьев, и вернуть им человеческое сознание. Услышали Боги могучий призыв о помощи, простили они братьев и вернули им человеческое сознание.
Попросил младший брат выпить еще одну чашу напитка. Подала Богиня и вторую чащу. Выпил младший брат вторую чашу напитка и почувствовал, что стал бессмертным, но при этом почувствовал неудержимое желание выпить третью чашу напитка. Огромной внутренней силой воли удержался младший брат от этого пагубного желания. Попросил Богиню налить напиток для отца, но только всего две чащи. Выполнила просьбу Богиня, и братья отправились домой.
Вернувшись, братья застали своего отца в постели. Младший брат поднес отцу чашу божественного напитка. Выпил отец чашу напитка и стал снова молодым, сильным и здоровым. От второй чаши напитка отец отказался и приказал младшему сыну пойти в сад, и вылить эту чашу напитка под три дерева, которые стояли рядом, но засохли (дуб, березу и ясень). Вылил напиток младший сын под засохшие деревья, и снова они зацвели. Старшие братья навсегда отказались выпивать алкогольные напитки.
После притчи показываю фотографию, на которой изображены алкоголики, и задала ребятам вопросы:
– Как вы думаете, эти алкоголики имеют человеческое сознание или животное?
– Они счастливы?
– Их жены и дети счастливы?
– Что должны делать люди, что не быть похожими на людей-животных? (Никогда в руки не брать даже пустые бокалы и рюмки).
Дети-воришки – большая проблема детей и родителей
Администрация школы обратилась ко мне с просьбой обнаружить школьного воришку. Проблема была в 7 классе. На протяжении четырех лет в классе происходило, постоянное воровство денег, как у учеников, так и учителей. Поймать воришку не удавалось.Я составила тест на ассоциацию и провела его в классе. Проанализировав тест, обнаружила воришку. После этого я провела в классе урок о причинно-следственной связи, рассказала о научном исследовании, которое раскрыло, что происходит в головном мозге, когда человек ворует. Чтобы дети не боялись ко мне подходить с такой проблемой, как воровство, я объяснила им, что главная причина – не в ученике, а в том, что он смотрит телевизор (телеяд) о боевиках, о порочных людях, впитывают эту информацию, и потом сами также действуют. Я также объяснила ребятам, что надо уметь различение и отсеивать вредные, ядовитые передачи. Интересным оказалось то, что сразу после урока ко мне подошли ребята, выстроились в очередь, и стали рассказывать, где и у кого они когда-либо воровали. Они также сказали, что теперь они поняли свою ошибку и когда вырастут, обязательно вернут деньги (в основном воровали у родителей и родственников). Удивительным было и то, что пришли с этими проблемами только мальчики.
Итак, я начала работать со школьным воришкой. Для того чтобы ребенок убедился в том, что мне удалось его выявить, я показала ему тесты всех ребят, но не ответы, а обратную строну листочков, на которых я сделала всего две пометки: “смотрела”, “внимание”. Подав ученику стопку перевернутых тестов (листочки с ответами учеников были все одинаковы), я попросила его разложить тесты на две стопочки: первую, на которой стоит отметка “смотрела”, и вторую, на которой стоит отметка “внимание”. Ученик, назовем его условно Дима, разложил тесты на две стопочки и увидел, что во второй лежит всего один тест. Я сказала Диме, что во второй стопочке лежит тест ученика, который постоянно ворует деньги, и спросила его: “Как ты думаешь, чей этот тест?”. Я услышала абсолютно спокойный ответ: “Не знаю”. Затем я попросила его перевернуть листочек, и на лице Димы отразились эмоции удивления и страха.
У нас началась беседа: (психолог – “П”, ученик – “У”):
П. – тебе нравится воровать?
У. – нет, я не могу учиться, я постоянно думаю, у кого еще могу украсть деньги. Мои глаза постоянно бегают в поиске денег. Я хочу слушать объяснение учителя, но не могу.
П. – Ты хочешь, что бы я тебе помогла?
У. – Очень.
П. – Тогда мы должны вынуть из твоей памяти все случаи воровства, найти причину. Найдя причину, мы сможем вместе избавить тебя от этого порока. Ведь один порок тянет за собой другие. Начнем с тобой путешествие в прошлое?
У. – Да.
Мы начали игру “Путешествие в прошлое”. Начали отчет от тринадцати лет. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что ребенок помнит все свои кражи: у кого, когда, и сколько украдено (до мелочи). Рассказав уже о множестве краж, он все время показывал мне глазами, что это еще не конец, что он опять вспомнил следующий эпизод из своей детской жизни. Так мы дошли до шестилетнего возраста. Начало оказалось в эпизоде, – то над чем иногда не задумываются взрослые. Шестилетний Дима разбил в детском саду чашку. Воспитательница попросила маму купить для Димы новую чашку. Недовольная мать купила чашку, но Диме сказала роковую фразу: “Теперь тащи с детского сада все, что можешь утащить”. Так началась новая и некрасивая жизнь ребенка. Беседуя с матерью, я попросила не давать мальчику карманных деньг. Спустя две недели, Дима пришел радостный и сообщил, что начинает слушать объяснения учителя и меньше думать о воровстве. Действительно, в классе прекратились кражи. Продолжая работать с Димой, мы вместе радовались его успехам, но однажды Дима пришел расстроенный и сообщил, что опять не может слушать учителя, опять в голову лезут мысли о краже. Как выяснилось, родители (а у них были шальные деньги) начали опять давать ему карманные деньги, и у мальчика начались снова проблемы. Он еще не воровал, но мысли о воровстве не давали покоя.
Тогда я Диме предложила поиграть в новую игру “Путешествие в будущее”. После того как он согласился, мы начали путешествие во времени. Когда дошли до 26 лет, неожиданно Дима говорит: “А теперь я вижу своего сына, который сидит в интересном месте, и я его учу, как надо себя там вести”. Мне сразу стало понятно, что за интересное место он увидел. Пригласив на беседу мать, спросила у нее, какие книги она читала, когда была беременна. И выяснилось, вынашивая ребенка под сердцем, она читала книги о ворах, тюрьмах и прочих проблемных людях. Я объяснила ей что она, читая плохие книги, будучи беременной, закладывала жизненную программу своему сыну, и что перепрограммировать ребенка можно, но в дальнейшем только при участии родителей, при выполнении всех рекомендаций психолога, учителя, и психотерапевта.
Таким образом я увидела, что необходимо воспитывать и образовывать в первую очередь родителей, а потом детей. Все проблемы детей – это проблемы родителей.
Просвещение родителей
Однажды ко мне подошла мама первоклассника с вопросом, как воспитывать ребенка послушным. Её ребенок был непослушен. Я обратилась к ее образному мышлению и начала беседу: (П. – психолог, Р. – родительница)П. – Представьте себе огород, который никто не обрабатывал 7 лет, что там растет?
Р. – Бурьян.
П. – Может, среди бурьяна расти культурное растение?
Р. – Нет.
П. – Почему?
Р. – Бурьян заглушит его.
П. – Говорите ли вы своему ребенку плохие слова?
Р. – Когда меня выведет, могу сказать.
П. – Слова это семена. Плохие слова можно сравнить с зернами бурьяна? Если вы сеете в головке ребенка бурьянные слова то, что в нем должно прорасти, культурные “растения”? Если “бурьянное” воспитание, откуда взяться культуре?
Р. – Я поняла, но что мне теперь делать?
П. – Что вы будете делать с бурьяном, который вырос на огороде?
Р. – Возьму трактор и прополю.
П. – Трактором невозможно прополоть “бурьян” в сознании и психике человека. Как можно избавиться от бурьяна на огороде, не применяя техники, ведь прополоть руками не возможно, так как бурьян вырос большой?
Р. – Не представляю, как можно избавиться от бурьяна.
П. – Представьте, что над огородом вы натянули тент, и дождь не может больше поливать бурьян. Что со временем с ним произойдет?
Р. – Он засохнет и тогда его можно вырвать и посадить культурное растение.
П. – Слово – это вода, которая поливает “бурьян” внутри ребенка. Если прекратить “поливать” плохие качества в ребенке, то со временем все эти “бурьянные качества” засохнут. А хорошие, культурные качества вы будете “сеять” хорошим словом.
Р. – Я все поняла (и сияющая убежала).
Вечный вопрос: “ЧТО ДЕЛАТЬ?” как создать нам культурное общество? Как нам правильно воспитывать детей, подростков, молодежь? Как сделать нам счастливое настоящее, а не счастливое будущее?
Выводы напрашиваются сами собой, необходимо немедленно:
– Выделить часы для проведения уроков психологии в школе;
– Обязательно поднять вопрос обучения старшеклассниц. Как должна вести себя будущая жена, мать. Что должна есть, читать, какую музыку слушать. Изучая жизнь учеников, я видела, что на 10 ребят, только один ребенок не проблемный;
– Все школы перевести на раздельное обучение (девочки отдельно от мальчиков). В четырнадцать лет начинает развиваться половая энергия. Дети сидят рядом, как они могут учиться, когда идет смешение половых энергий. Естественно у них играет половая фантазия, а не интеллектуальная энергия. Девочки и мальчики это совершенно разные структуры и обучать их надо по-разному. Сейчас во всех странах люди плохо живут, потому что очень много мужской энергии. Ведь многих девочек назвать девочками нельзя. Мужская энергия в них преобладает. Они ругаются, курят, выпивают, нападают и т.д. Исправить это положение можно, если открыть раздельные школы и проводить раздельное воспитание и образование. Если будет преобладать женская энергия: покой, милосердие, сострадание, Любовь ко всему сущему, только тогда начнется улучшение ситуации, а это зависит от решения взрослых людей.
– Необходимо знакомить учеников с различными религиями, с божественным словом, с мифологией, былинами, легендами, притчами, – ведь это слово, которое попадает прямо в сердце;
– Необходимо знакомить учеников с жизнями великих посвященных, святых, замечательных людей;
– Все предметы перевести на духовную основу ;
– Со всеми учителями провести специальные семинары и курсы повышения квалификации в концепции общечеловеческих ценностей, основателем которой является ректор университета высшего педагогического образования Индии Сатья Саи Баба. Данная концепция духовно-нравственного воспитания доказала свою состоятельность и внедрена во многих странах мира Тайланде, Малайзии, Англии, Америке, Канаде, Дании, Испании, Греции, России;
– Проводить уроки во всех классах по курсу “Духовно–нравственное воспитание личности на основе общечеловеческих ценностей”;
– Повышать духовно-культурный уровень, как учителей, так и родителей;
– Всем административным педагогическим учреждениям перестать быть равнодушными к развитию всего общества, чтобы наше общество стало духовно развитым, только тогда наше государство начнет процветать;
– Все учебные заведения должны быть бесплатными.