ОбразованиеОбразование и сотрудничество с родителями :: Н. Тебенькова

Н. Тебенькова

Образование и сотрудничество с родителями

Родители и учителя должны прилагать все усилия, чтобы привить детям идеалы. Лучше всего, если ценности будут прививать родители в семье, учителя – в школе, и окружающие люди на улице.
Сатья Саи Баба, кн. Сатья Саи говорит, том XXXIII, стр. 191

На сегодняшний день в каждом городе есть много школ. Одни школы лучше, другие не отвечают современным требованиям, но кто-нибудь задал вопрос, для чего вообще существуют школы? А нужны они для того, чтобы человеческое существо превратить в настоящего человека. Человек обладает определенными позитивными качествами, но если он не будет их развивать и совершенствовать, то так и останется на животном уровне.
Кто же самое важное лицо в школе? 

Учитель – самое важное лицо в школе. Школу делают нужной и полезной не кирпичи, не библиотеки, не лабораторные приборы, а учитель, создающий или уничтожающий школу. Он вырабатывает манеры, поведение и взгляды учеников. Так что на его плечах лежит большая ответственность. Работая в школе, учитель совершает большую духовную практику (садхану). Учитель может оказывать влияние на юные души учеников своим личным поведением. Учитель должен быть осмотрительным на протяжении дня (если он говорит о вреде курения, то не должен курить сам и т.д.). Учитель же должен стараться, достичь цели в истинном образовании. А какова же цель истинного образования?

Цель истинного образования:

раскрыть в ребенке общечеловеческие ценности: истину, праведность, мир, покой, любовь, милосердие и привести их в действие;
развить хороший характер;
привести к Мудрости;
достичь Божественности (осознания Истинного Я).

1. Развить в ребенке общечеловеческие ценности и привести их в действие – главная задача учителя. Человек не может стать человеком не имея развитыми общечеловеческие ценности. Однако, приобрести Общечеловеческие Ценности нельзя, их можно только раскрыть, ибо они изначально находятся в каждом человеке. Учитель должен их культивировать ежедневно и систематически, только в системном обучении заложен успех.

2. Развить хороший характер – основная задача всей школы. Сатья Саи постоянно повторяет: “Хороший характер, хорошая судьба”. Значит, развивать характер нужно для того, чтобы иметь хорошую судьбу, чтобы быть счастливым. Свами также говорит о том, что мы можем предвидеть свое будущее: о чем думаем, что говорим, как поступаем сегодня, то и получим спустя какой-то промежуток времени. Человек сеет “зернышки”, получает “плод” своих деяний. Хороший характер – это также результат образования. А образование дается для жизни и следует осознать эту Истину.

Что формирует характер у детей?
– пример родителей, учителей;
– наставление;
– любовь;
– дисциплина – вот что формирует характер.

3. Вести ребенка по пути мудрости необходимо постоянно изо дня в день, а это возможно сделать только при условии развития в нем ОЧЦ (общечеловеческих ценностей), т.е. ребенка необходимо обучать следовать пути истины, праведности, мира, любви, милосердия.

Если человек следует путем истины, она становится праведностью. Истина выражается словами, а праведность поступками. Таким образом, праведность основана на истине, без истины нет праведности.

Покой, мир – это отражение праведности, но пока у человека есть желания, нельзя приобрести покой. Ум – основа желаний. Поэтому для достижения покоя человеку необходимо контролировать ум.

Любовь – это проявление Истины. Она чиста, постоянна, лучезарна, вечна, бессмертна, и сладкая, как нектар.

Милосердие, ненасилие сияет, как внутренний поток, омывающий четыре ценности – истину, праведность, любовь и мир.

4. Как же развивать ученика, чтобы он мог достичь Божественности?
Человек – это воплощение Божественности, и учитель должен нести это знание детям. Он должен вести детей от себя к себе, научить их погружаться во внутренний мир, научить их находиться в покое, ибо достижение Божественности – это состояние Высшего Покоя.

Но для того, чтобы помочь детям достичь Божественности, надо также подготовить родителей к осознанию этой истины. А для этого надо с ними тесно сотрудничать. Необходимо готовить родителей к пониманию того, что эти пять общечеловеческих ценностей – главные силы в человеческой жизни. Они – собственность человека, и обязанность человека, – защищать и охранять их. В работе с родителями учитель может использовать всевозможные виды деятельности:

– родительские собрания;
– консультации;
– рекомендации;
– наглядная агитация;
– папки – передвижки;
– школа молодого родителя (семинары, практикумы, обмен опытом и пр.).

Проводить родительские собрания необходимо один раз в квартал, заранее информируя родителей о:

– целях образования (об этом мы уже говорили),
– раскрытии у детей ОЧЦ;
– аспектах и пяти методах на уроке;
– проведении праздников;
– частоте, месте и продолжительности уроков;
– характере, восприятии, особенности детей.
 
На родительских собраниях учитель должен просвещать родителей . Родители должны знать, что они отвечают за своих детей на 90%. Свами говорит:

Родителям следует поставить в вину три четверти ошибок в поведении ребенка. Когда родители позволяют своему ребенку сойти с правильного пути, то рано или поздно он пострадает от последствий. В Кали-югу стало модным позволять детям идти своим путем. Родители отпускают поводья, вместо того чтобы контролировать детей.

Сегодня дети контролируют родителей, дети указывают родителям, что делать. Свами говорит: “Когда материализм на подъеме, мораль в упадке. Когда возрастает нравственность, материалистическое мировоззрение идет на убыль.

Что произошло с духовной силой нынешнего поколения? Мы достигли такого уровня комфорта, что дети стали изнеженными и праздными. Это ввело их в заблуждение и испортило их духовные качества. Каким образом можно все исправить? В сотрудничестве с родителями и при развитии у детей ОЧЦ. Необходимо рассказывать родителям:

1. О пяти методах образования,
2. О частоте, месте и продолжительности уроков,
3. О проведении праздников;
4. О характере, восприятии, особенности детей и пр.

Педагог должен знакомить родителей с детской и возрастной психологией. На родителей производит впечатление информация о том, что дети слушают родителей только до 12 лет, и именно до этого возраста родители должны успеть наладить такой контакт с детьми, чтобы дети могли и дальше сотрудничать с родителями. С 12 лет до 17 детей интересует мнение друзей, а не родителей. С 17 лет подростки переключаются на свои личные интересы. Они начинают проявлять особый интерес к учебе, думать о дальнейшей жизни. Многие считают, что родители должны быть ведущими, лидерами в семье, а не друзьями для своих детей, но это неправильно. Свами говорил, что друзья – это единомышленники. Дети и родители должны стать единомышленниками. Родители должны лидировать, но при этом оставаться другом. Ведь многие и к Богу относятся, как к Другу, и у детей с родителями должны быть доверительные отношения. Если дети будут доверять своим родителям, как доверяют своим друзьям, если будут советоваться с родителями, то они сумеют избежать многих жизненных ошибок.

Учитель также должен стать доверенным лицом, как у ребенка, так и у родителей. Только при доверительных отношениях учитель может узнать проблемы семьи, и только тогда он сумеет помочь ребенку и родителям.

Как родители могут поддержать учителя в программе обучения ОЧЦ:

– закреплять развитие данного качества в домашних условиях;
– при договоренности с учителем проводить уроки;
– вместе с детьми петь бхаджаны, участвовать в проектах севы, молиться и медитировать;
– вдохновлять детей своим примером;
– вместе с детьми посещать программы в центре;
– помочь детям вести духовный дневник;
– посещать уроки.

Как учитель может помогать родителям:

– узнать домашние проблемы и проводить соответствующие уроки;
– ориентировать детей на возможность помогать своей семье;
– сообщать родителям об успехах детей;
– иметь обратную связь с родителями;
– организовать школу молодых родителей;
– проводить с родителями семинарские занятия.

Работая практическим психологом в одной из Киевских школ, и имея тесный контакт с классным руководителем 5-го класса, я узнала о проблемах некоторых детей (родители воспитывали методом “кнут и пряник” или “жесткое воспитание”). Тогда я подготовила для родителей практический семинар – “Метод воспитания”. Этот метод заключался в том, чтобы родители прочувствовали на себе методы своего же воспитания. Также и другие родители смогли увидеть, какой метод воспитания лучше всего подходит для их детей. На семинаре я пригласила к доске трех нужных родителей, попросила их дать мне одну из своих вещей. Женщина дала кольцо. Строгий отец дал отвертку, а отец, который воспитывал методом “кнут и пряник”, дал мне свои часы. Я объявила, что спрячу их вещи в классе, а они должны будут их найти. Трое родителей вышли из класса. В присутствии остальных родителей я спрятала кольцо, часы и отвертку. После чего я договорилась с остальными родителями о следующем: когда первой зайдет мама ученика, мы всем классом будем подбадривать ее, говоря, что она с легкостью найдет свое кольцо. Мамочка ученика зашла в класс, все родители подбадривали ее, и она через несколько секунд нашла свой предмет.

Перед тем, как пригласить строгого отца, я договорилась с родителями, что они будут говорить о том, что у него ничего не получится и он не найдет свою отвертку. Строгий отец зашел в класс, начал свой поиск, а родители стали дружно говорить о том, что он не справится с этим заданием. Строгий отец через некоторое время растерялся и прекратил поиск. Я предложила ему сесть за парту.

Настало самое интересное время, должен зайти отец, воспитывавший сына методом “кнут и пряник”. Я предложила родителям разделиться на две группы: первая группа должна была убеждать, что ничего у него не получится и свои часы он не найдет – “кнут”, а вторая группа должна была подбадривать – “пряник”. Этот отец был спортсменом и просто так сдаваться не стал, но через несколько минут он вошел в состояние “стопора”, и не смог продолжать свой поиск. Ему также было предложено сесть за парту. После этого строго отца пригласили продолжить свой поиск под дружное подбадривание всех родителей. Результат не заставил себя долго ждать, очень скоро отвертка была найдена.

Предложили продолжить поиск также и хозяину часов. Отец вышел, все родители подбадривали его, но время поиска было затянуто, так как отец ученика не мог справиться со своим неопределенным состоянием. Спустя некоторое время хозяин нашел свои часы. После этого родители делились со своими переживаниями во время поиска своих вещей. Все поняли, что самое тяжелое воспитание, это воспитание методом “кнута и пряника”, потому что ребенок также входит в состояние “стопора” и не может учиться. Также излишне и строгое воспитание, при котором гасят уверенность в ребенке. Неуверенный ребенок вообще не может учиться. Самое приятное и хорошее состояние было у мамочки ученика, она все время улыбалась, и все родители поняли, как важно развивать у ребенка уверенность в себе, как важно его подбадривать при выполнении любого жизненного задания.

В работе с родителями модно использовать разнообразные темы для бесед, рекомендаций и консультаций. Предложу следующие темы:

– Обязанности детей в семье.
– Любовь и ограничение.
– Любовь это не вседозволенность.
– Хорошие манеры.
– Дисциплина – залог успеха в учебе и жизни.
– Хорошая компания (с кем поведешься, того и наберешься).
– Хорошие книги – хорошая компания для детей.
– Игры, ориентированные на ОЧЦ.
– Хорошая музыка.
– Здоровое питание и режим дня.
– Возрастная психология.
– Разрешение неурядиц.
– Милосердие (воспитание без наказаний, без насилия).
– Применение ОЧЦ в семье.
– Дети и влияние средств массовой информации.
– Хороший характер – хорошая судьба.
– Самоуверенность у ребенка – залог успешной учебы.
– Другие темы, которые актуальны для данной группы детей и родителей.

Какова же роль родителей, учителей в воспитании будущего поколения? Ни один учитель не должен подменять родителя. У каждого из них своя задача и ответственность перед детьми и обществом. В моей практике я видела прекрасного учителя начальных классов, который очень хорошо учил детей. Дети четвертого класса по знаниям превышали восьмиклассников. Но была всего одна проблема. В свое время, когда этот учитель был начинающим учителем, ему коллега сказал, что он должен всему учить детей самостоятельно и родителей к работе не подключать. Так он и делал. Этот замечательный учитель – труженик подменял собой и мам, и пап и все воспитание и обучение брал на себя. В итоге, родители ничего не делая четыре года, не состоялись как родители. И с пятого класса начиналась проблема у детей, родителей и учителей. Дети родителей не слушали, они понимали только одного учителя, и становились неуправляемыми. Поэтому я призываю всех родителей заниматься своими детьми самостоятельно. Состояться как родители, быть друзьями своих детей, и всегда помнить о дисциплине своего потомства.

 И опять  вернусь к самой важной теме в воспитании детей – это дисциплина. Когда начинаешь говорить о дисциплине, многие начинают видеть родительский кулак, ремень, крик. Многие считают, что дисциплина – это насилие над ребенком. Но у слова “дисциплина” есть синонимы. Гармония, покой, мир, тишина – вот истинное значение слова “дисциплина”. Если ребенок дисциплинирован, он сможет хорошо учиться, он будет хорошо жить . Сатья Саи сказал, что лучше всех живет японский народ, потому что это самый дисциплинированный народ. Вот что такое дисциплина – это благополучие человека и всего народа. Поэтому родители должны учить детей послушанию (девочек до 21 года, мальчиков до 25 лет). Я об этом говорила во всех классах, начиная с первого и кончая одиннадцатым, и каждый ученик согласился с этой гипотезой. Значит, дети готовы к дисциплине, а родители – нет. Через послушание можно развить у детей позитивное мышление, а при таком мышлении у человека в жизни все будет получаться. При наличии духа противоречия развивается негативное мышление, неудовлетворенность, и потому такие люди становятся неудачниками в жизни. Послушание – это первый шаг к дисциплине, первый шаг к успеху.

Свами постоянно подчеркивает важность дисциплины и говорит следующее:

90% вины за неверные поступки и испорченный характер детей лежит на родителях. Родители демонстрируют слишком неразумную привязанность к своим чадам, и по причине отсутствия различения, дают им необоснованную свободу.

Без дисциплины ничего в жизни не получится: ни учебы, ни работы, ни дружбы.

Дисциплина и совесть все, что нужно для развития хорошего характера

сказал Сатья Саи. Совесть необходима для того, чтобы суметь сказать “стоп” слишком долгому лежанию в постели, перееданию, проявлению эмоций. Именно механизм совести контролирует поведение.

– Дисциплина – признак разумной жизни.
– Дисциплина – формирует характер.
– Совесть контролирует поведение.
– Поведение формируется при развитии ОЧЦ.

Кто должен формировать у детей ОЧЦ учитель или родитель?

Долг родителей в том, чтобы наставлять детей на праведный путь, начиная с самого раннего детства…

Родители не должны допускать, чтобы дети выходили из – под контроля и плыли по течению без компаса и якоря.

Саи Баба так же говорит о том, что родители должны контролировать выбор приятелей их детей, должны интересоваться их привычками, ведь мы все знаем пословицу: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Родители не должны поощрять того, что дети курят и выпивают. Дети не должны выходить за пределы дозволенного, а должны четко придерживаться дисциплины и правил поведения.

Дисциплина – это соблюдение правил поведения. Дисциплинарные правила надо хорошо продумывать и приспосабливать к возрастной группе, поведение которой взрослые должны корректировать. Нужно создать такую атмосферу, чтобы соблюдение дисциплины стало автоматическим и шло от сердца.

… Подобная дисциплина поможет вырастить для страны хороших руководителей, которые будут вдохновлять людей и поднимать у них боевой дух. Но они должны научиться и повиноваться, потому что хорошие генералы получаются из хороших солдат.