Заглавная страницаНенасилие (Ахимса)

Ненасилие (Ахимса)

Следующая дисциплина – это ахимса (отсутствие насилия). Это понятие не ограничивается непричинением телесной боли другому живому существу. Вам не следует обижать другого человека ни словом, ни взглядом, ни жестом. Терпимость, сила духа, самообладание – вот что поможет вам утвердиться в ахимсе. Эти качества позволят вам полностью исключить из вашей жизни те ситуации, когда вы могли бы причинить боль другим. Это называется сахана (недеяние) или кшама (прощение). Осознайте цену того, что сделано для вас или сказано о вас другими. Воспитывайте в себе чувство благодарности к ним, желание понять их поступки и простить их вину. Эта способность стоит в одном ряду с такими бесценными качествами, как истина, праведное поведение, мудрость, ненасилие, отречение, способность радоваться и сострадать. Это всё, что необходимо приобрести для достижения духовного прогресса.
Сатья Саи Баба «Вы не можете умереть» («Сатья Саи говорит», т. 14), с. 338

 

Все что происходит сегодня в мире, вызывает разрушение, сеет распри и абсолютно несвойственно человеку. Всюду мы встречаем жесткости, убийства, конфликты и кривотолки. Родившись человеком, что стало с вашей гуманностью? Куда исчезло ваше чувство сострадания и доброты? Куда делось ваше чувство жертвенности, любви и ненасилия? Нет и следа всего этого. Кругом царит сплошной эксгибиционизм. Вы должны искренне раскаяться и молиться. Бог- есть воплощение Любви и сострадания. Иногда Бог может показаться вам недобрым, но и в этом заключена доброта. Вы не способны постигнуть эту доброту. Доброту можно понять только через доброту, Любовь – только через любовь, и ненависть – только через ненависть. Вы рождены человеком и поэтому должны жить как человек. Вы должны практиковать гуманность, распространять и испытывать чувство доброты, наслаждаться и делиться с близкими тем блаженством, которое приносит плоды. Вы сможете стать богочеловеком, если все ваше существо исполнится этих священных мыслей. Вы называете себя человеческими существами, но в вас нет и следа этих человеческих качеств. Ваше поведение всегда извращенно, а ум полон порочных мыслей. Куда же подевались эти добрые чувства любви и сострадания? Мы должны делиться любовью и состраданием и всячески поддерживать ее. Тот, кто лишен сострадания, подобен демону (данава). Тот, кто исполнен сострадания – является человеком (манава). С помощью сострадания и любви вы сможете достигнуть чего угодно.
Сатья Саи Баба «Сатья Саи Говорит», Том 34; Глава 16: Винаяка – Владыка сиддхи и буддхи

 

Истинный смысл Ахимсы – не причинение вреда и обиды ни единому живому существу ни мыслью, ни словом, ни действием. Очищение и совершенствование мыслей, слов и поступков и их гармоничное слияние на духовном языке носит название Тройной путь (трипути). «Цветок ахимсы» описан как «тригунам, трипути, экабилвам» – «Три гуны – гармония саттвы, раджаса, тамаса. Три пути – очищение мыслей, слов, деяний. Жертвенное приношение Господу своего сердца в виде символа – лепестка растения билвы». Все три его части, гармонично сливаясь друг с другом, образуют единый цветок.
Сатья Саи Баба «Золотая Революция Саи», с. 42; «Сатья Саи говорит», т.15, с. 48

 

Надо отбросить эгоистичные потребности. Надо постоянно прилагать усилия к тому, чтобы делать добро другим. Человек должен желать всеобщего благосостояния.
Сатья Саи Баба «Прашанти Вахини. Према Вахини», (глава «Что следует стяжать»)

 

Даже говоря правду, не следует быть суровым или резким, надо быть осторожным, чтобы не обидеть других. Даже если это правда, вы не должны раздражаться или наносить вреда другим. В отношении этого Гита говорит, что истина должна быть нежной и не приносить вреда. Используйте священный язык, который вам дан, чтобы приносить радость и удовольствие другим и помогать им. Не приносите страданий разуму другого. Используйте свои мысли, чтобы помочь себе сосредоточиться, размышляя о Господе. Используйте язык для описания всех прекрасных атрибутов Господа. Используйте слова в высшей степени полезные для других. Используйте беседы, чтобы указать правильную дорогу другим. Вы должны уметь объяснить другим весь огромный и благой опыт, который вы получили. Используя добрые слова и нежный язык, вы сможете поправить людей, если они идут по ложному пути. Вы должны позаботиться о том, чтобы ни капли лжи не проникло в ваше сердце или в вашу речь. Вы должны стать сведущи в истине и ненасилии.
Сатья Саи Баба «Сатья Саи Гита», гл. 12 (Три аскезы: физическая, звуковая и ментальная)

 

Кшама или долготерпение — основа всякой духовной практики. Это единственное качество, которого каждый человек должен добиться в своей жизни. Для истинных мудрецов, для великих святых и великих душ долготерпение — это само их величие, их покаяние, их самопожертвование, их праведность. В этом их мудрость, их необъятная Любовь. Долготерпение — суть их ненасилия, их сострадания, глубины их счастья. Долготерпение — признак всех великих людей. Истинно, долготерпение — это всё. Без терпимости невозможно осознать Истину Атмы, вечного, неизменно сияющего Божественного Присутствия внутри вас.
Сатья Саи Баба «Сатья Саи Гита», гл. 24

 

Ахимса парамо дхармах – высшим проявлением дхармы является ахимса, или отказ от насилия. В Индии эти бесспорные истины испокон веков служили источником вдохновения и стали наследием каждого мужчины, женщины и ребенка. Поэтому современное состояние общества, когда страну захлестнула волна насилия и брат поднялся на брата, позорит эту страну.

«Хин» – это сокращение слова «хинса» (насилие), а «дху» переводится как «освобождаться». Поэтому хинд(х)у (индус) – это тот, кто не склонен к насилию, любит людей, помогает и служит им, а не тот, кто исподтишка нападает на других и проливает их кровь. У всех над головой одно и то же небо, под ногами – одна и та же земля, и все дышат одним и тем же воздухом! Один и тот же Бог всех создает, поддерживает и приводит к концу земного существования….

Сатья Саи Баба «Сатья Саи Говорит», т. 7 с. 251

 

Какова причина упадка лучших свойств человеческой личности и роста насилия и ненависти? По сравнению с прошлым, наша эпоха отмечена явным увеличением дурных качеств, злонамеренных действий и непомерной жестокостью. Как еще можно объяснить тот факт, что в течение 5000 лет запечатленной истории человечества на земле вспыхнуло 15000 войн? Даже сейчас человек не избавился от страха войны. Каждая из этих войн уносила с собою частицу человечности и сводила на нет уважение к человеческому достоинству.

При выяснении причины этого обнаруживается, что накопление зла в мире связано с явным преобладанием животных инстинктов в человеке. Поэтому необходимо принести в жертву эгоизм, возложив его на алтарь совести, а аришадваргу – шестиглавого зверя желаний, гнева, жадности, невежества, гордыни и ненависти – укротить нежным, всеисцеляющим прикосновением ненасилия (ахимсы).

Человеку нужно воспитывать в себе ненасилие, во-первых, как мощное противоядие от собственной жестокости, а во-вторых, заботясь о защите основных интересов всего человечества.

В процессе освободительного движения и в стремлении человека к независимости от господства иноземцев именно принцип ненасилия продемонстрировал заложенную в нем силу вселенского закона (дхармы). Но несмотря на это, человечество не избавилось как от страха перед ядерной войны, так и от хронической нищеты, глубокого невежества, страшных болезней, лишений и бедствий, религиозного фанатизма и фундаментализма, массовой торговли наркотиками, терроризма и неуклонного разрушения человеческих ценностей.

Практика ненасилия поможет человеку постепенно накопить заряд, который усилит его духовное оружие в борьбе против низменных и аморальных влечений.

Все эти ценности, воспринятые на уровне земного бытия, призваны возвысить человеческую жизнь и превратить каждый ее шаг в свидетельство величайшей из истин – истины о Боге, пронизывающем все творение. Один единственный человек, но полностью преображенный, способен произвести огромную трансформацию в мире. Такая обновленная личность может творить чудеса и изменять сотни тысяч человеческих жизней. Все вечные ценности – это сам Бог. Истина – это Бог, Праведность – это Бог, Ненасилие – это Бог. А путь любви – это единственная дорога к Богу, который есть Любовь и ничто, кроме Любви.

Сатья Саи Баба «Золотая Революция Саи», с. 42–43; из послания Бхагавана 17 ноября, 1996 г.

 

В чем смысл ахимсы? Это не просто воздержание от причинения вреда или нанесения ущерба другим. Она подразумевает также непричинение вреда самому себе. Кто вредит самому себе, не может не наносить вред другим. Тот, кто хочет понять, что такое ахимса, должен следить за тем, чтобы не совершать насилие надо самим собой. Как этого достичь? Постоянно проверяя, верно вы поступаете или нет. Например, если говорить о речи, вы должны подумать, доставляют ли ваши слова боль другим или нет. Вы должны следить за тем, чтобы ваш взгляд не был отравлен злыми намерениями и помыслами. Вам не следует слушать плохие разговоры. Все это приносит человеку вред. Поэтому каждому необходимо следить за тем, чтобы не смотреть на плохое, не слушать плохое, не говорить плохое, не думать о плохом и не поступать плохо. Как определить, что плохо? Посоветовавшись со своей совестью. Когда вы поступаете против совести, всегда следуют плохие результаты. Совесть – форма Божественности в каждом человеке. Что бы вы ни делали, совесть всегда скажет вам, что верно, а что нет. Поэтому нужно немного подождать, чтобы заручиться руководством совести. Вам не следует торопиться. Когда вы хотите что-то сказать, вы должны подумать о том, правильно будет или нет, а затем говорить. Когда вы хотите что-то послушать, вы должны подумать о том, будет ли это хорошо или плохо, а затем решить, как правильнее поступать.

Вам следует обращаться с осторожностью не только с пятью элементами (проявленными в органах чувств), но и с пищей. Избыточная еда – насилие над телом. Умеренность в еде благоприятствует счастью. Ахимса, ненасилие, – это то, что дарит вам счастье. То, что причиняет вам боль, – это насилие, химса. Это еще не все. Даже пить воду нужо в ограниченных количествах. Так и всей вашей жизнью должен управлять принцип ненасилия. Множество микроорганизмов умирает, когда вы купаетесь, ходите или совершаете любое другое действие. Они погибают во множестве даже в процессе дыхания. Насилие присутствует во всех этих действиях. Поэтому, чтобы избежать последствий причинения невольного вреда живым существам, вам необходимо посвящать все действия Богу. Но нет смысла в том, чтобы посвящать Богу сознательные акты насилия. Совесть не одобряет подобного поведения.

На языке Вед совесть носит название «чит». Ее также называют осознанностью. Осознанность – это полное понимание. Способность к этому полному пониманию заложена в каждом человеческом существе. Каждый должен стараться проявить осознанность. Таким образом, ахимса – важнейший долг человека.

Сатья Саи Баба, из послания Бхагавана 18 января 1996 г; «Санатана Саратхи», март 1996 г; «Учение Шри Сатья Саи Бабы», стр. 191 – 193

 

Без общечеловеческих ценностей вы не сможете продемонстрировать обществу плоды вашей учёбы. Поэтому нужно развивать общечеловеческие ценности. Самой важной ценностью является сатья (истина). Истина – это Бог. Какие-то люди пришли к Будде и заявили, что сомневаются в существовании Бога. Будда сказал им: «Все эти споры – пустая трата времени. Сатья, дхарма и ахимса являются тем же самым, что и Бог. Поэтому вначале поклоняйтесь Богу в форме Истины. Всегда говорите правду, соблюдайте дхарму и ахимсу (праведность и ненасилие)».

Что имеется в виду под ахимсой, или отказом от насилия? Люди считают насилием только причинение вреда и страданий другим. Нет, нет. Причинение вреда себе – тоже насилие. К этому виду насилия также относятся излишние разговоры, переедание и чрезмерная работа. Это значит, что нужно вести уравновешенную и спокойную жизнь. Если вы делаете что-нибудь, превышающее ваши возможности, – это насилие. Даже чрезмерно много писать – насилие. Почему не нужно нарушать определённые пределы? Потому что в этом случае энергия пропадает впустую. Говоря больше, чем необходимо, мы истощаем свой интеллект.

Ненасилие можно определить как срединный путь. В Ведах говорится: «Сатьям вада, дхармам чара» (говорите правду и соблюдайте дхарму, праведность и долг). Истина – Бог, правильное действие – Бог. Именно поэтому Веды советуют нам придерживаться сатьи и дхармы. Это истинная добродетель.

Сатья Саи Баба «Курс Ведических Лекций 1995. Правила ежедневной жизни», с. 201–202

 

Цветок ахимсы, ненасилия – это первый из восьми цветков, которые следует преподносить Богу. Ненасилие подразумевает то, что вы не причиняете вред ни одному живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом. Врачи выполняют операции, чтобы излечить своих пациентов от болезней. Во время операции врачи режут тело скальпелем. Это нельзя назвать насилием, поскольку операция делается на благо пациента. Некоторые считают насилием даже разрезание овощей, так как в овощах и деревьях есть жизнь. Вне сомнения, овощи и деревья живые, но у них нет ума. Поэтому они не испытывают боли. Только у человека есть пять оболочек – оболочки пищи, жизни, ума, мудрости и блаженства. Тот, у кого есть ум, испытывает боль и радость. Люди, животные, птицы и насекомые наделены умом, а овощи и деревья – нет. Иногда на дереве может появиться сок, когда вы срываете плод. Это естественное явление. Однако некоторые люди ошибочно принимают этот сок за слезы страдания. Деревья не страдают, так как у них нет ума.
Сатья Саи Баба «Сатья Саи Говорит», т.33, стр.149-150.

 

Терпимость — это ненасилие на практике.
Сатья Саи Баба «Сатья Саи Гита», гл. 5 (Терпимость – главное духовное качество).

 

… когда вы позволяете Любви руководить вашим пониманием и логикой, тогда ваш разум наполняется ненасилием… И если вы не основываете своё понимание на Любви, Ненасилие не утвердится в вашем разуме.
Сатья Саи Баба «Сатья Саи Гита», гл. 10 (Сделайте Любовь доминирующей силой в вашей жизни)