М-с Дана Гиллеспи – известная во всём мире певица, ставшая посланницей Саи в распространении Его послания во всём мире. В этом интервью она объясняет, как она едет выступать со своими концертами в отдалённые места, чтобы делиться любовью Саи с различными группами людей, и, в конечном итоге, возвращается домой, понимая, как мало она знает о своём загадочном Саи.
Эта английская певица, актриса, автор песен и примадонна блюза в течение последних 16 лет неоднократно выступала в Божественном присутствии Бхагавана Бабы. Её первое выступление в Прашанти Нилаям состоялось во время празднования 70-летия Бабы. Она 46 лет занимается музыкой и выпустила 61 музыкальный альбом. В её жизни сочетались её музыка на радио, для театра и фильмов и спорт.
Хотя её жизнь стала синонимична её музыке, в 1970-х она стала известна благодаря её выступлениям в театрах Лондонского Вест Энда. Она играла Марию Магдалину в первой постановке Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – Суперзвезда».
Подвижная и разносторонняя Дана родилась в семье благодетелей и общественных активистов. Её семья в Англии была связана с христианской церковью. Её предки были квакерами, и в число её предков входила Элизабет Фрай, известная тюремным преобразованием. Тем не менее, эти новаторы с раннего детства предвидели её музыкальную судьбу, её судьбу выступать на одной сцене с такими музыкантами как Боб Дилан и Майк Джаггер и развлекать публику во всём мире.
Ниже представлены избранные отрывки из беседы Даны Гиллеспи и Каруны Мунши в студии Радио Саи в марте 2011 года.
Становление звезды
Радио Саи (РС): Саи Рам, Дана и добро пожаловать на Радио Саи!
Дана Гиллеспи (ДГ): Саи Рам, Каруна, для меня удовольствие находиться здесь!
РС: 11-летней девочкой вы сказали свои родителям, что хотели бы изменить имя, и выбрали имя – Дана. Откуда оно появилось?
ДГ: Моё настоящее имя, которое мне на самом деле не хотелось бы называть, является старым семейным именем, идущим из рода Элизабет Фрай, квакера. Поэтому все женщины этого рода назывались этим именем. И я сказала своим родителям: «Я думаю, что со временем я стану известной. Поэтому прямо сейчас я хочу взять себе имя Дана. И поэтому впредь не могли бы вы называть меня этим именем?» И оно очень хорошо звучит, и легко произносится.
РС: Но как вы в 11 лет узнали, что станете известной?
ДГ: Я всегда действовала инстинктивно. Музыканты должны иметь интуицию. Я просто знала, что музыка для меня. Я была очень обычным ребёнком, любила конфеты, животных и музыку. И поэтому я просто следовала своим мечтам. Первую песню в стиле блюз я услышала, когда мне было 11 лет. Я мало что понимала в музыке, но пела вместе с ними и очень сильно чувствовала эту музыку. И знаете, музыка в стиле блюз очень простая, и я полагаю, если говорить о реинкарнации, я, должно быть, жила в той эпохе.
Как только я услышала, как поёт Бесси Смит, она стала моим кумиром из старых блюзовых певиц 30-х и 40-х годов, я почувствовала, что пришла домой. И в 60-х годах блюз был очень важен, поскольку много групп, которые вы можете знать, таких как «Битлз» и «Ролинг Стоунз» начинали с блюза, потому что в нём, в основном, задействованы 3 струны и 12 тактов. Это музыка, рождённая из страданий. Всё, что исполняется без нот, должно исходить из сердца, не так, как классическая музыка, при исполнении которой вы должны читать ноты.
Поэтому все блюзовые музыканты, с которыми я работаю, играют музыку, исходящую из сердца, они не исполняют музыку, идущую из головы. Если вы сидите в бхаджан-группе, и приходит ваш черёд петь, я всегда говорю: «О, Свами, пожалуйста, помоги мне брать правильные ноты», и надеюсь на Его помощь, потому что, если вы начнёте слишком высоко или слишком низко, пение бхаджана нарушится, если вы затем запищите или дойдёте до более низкой ноты. Поэтому вы должны действовать инстинктивно. А бхаджаны играют большую роль в моей жизни.
РС: Вы как музыкант довольно много путешествовали. Вы выпустили свой первый музыкальный альбом в возрасте 15 лет, и это был альбом народной музыки. А множество музыкальных стилей, которые использовали, невозможно было бы освоить без личного путешествия, как артистка вы интенсивно заняты своей работой. Большинство песен, которые вы исполняете, написано Вами. Расскажите нам, пожалуйста, о своём путешествии, об эволюции Даны Гиллеспи.
ДГ: Что ж, я полагаю, что музыкальную карьеру я начала как исполнительница народных песен, потому что не могла позволить себе иметь музыкальный ансамбль. И мне даже не разрешали петь в школьном хоре, потому что я очень много хихикала. Я знала, что у меня с голосом всё в порядке, и знала, что хочу заниматься именно этим. Я не была уверена, будет ли это театр, фильм или что-то ещё. Я просто знала, что мне суждено выступать. Поэтому я выполняла любую работу, которая мне попадалась, и я, действительно, участвовала в некоторых отвратительных мюзиклах и некоторых довольно жутких старых фильмах.
С 15 лет в течение 4-х лет я была спортсменкой, я была также в команде лыжников, пока меня не снесло лавиной и не повредило при этом ногу. Из-за этого я часто хромаю. Затем спорт ушёл на задний план, я также очень рано поняла, что на спорте не заработаешь, а мне нужно было жить. Я жила дома до 30 лет, что очень долго для любого.
РС: На западе.
ДГ: Да. Это очень долго, но у меня были такие хорошие отношения с родителями, и поэтому я просто жила в цокольном этаже. У меня было пианино, комплект барабанов, бас-гитара и маленький магнитофон с двумя записывающими дорожками, что в то время было довольно новым. Ко мне обычно заходили музыканты, и многие из них сейчас известны.., но тогда они просто были сезонными музыкантами. Они для меня не были знаменитостями.
РС: Назовёте какие-нибудь имена?
ДГ: Хорошо, Давид Боуи (David Bowie) обычно провожал меня из школы и нёс мои балетные туфли, когда мне было 14. Мы всё ещё старые друзья с Джимми Пейдж (Jimmy Page), основателем «Лед Зеппелин» (Led Zeppelin) – он записал мой первый альбом, когда мне было, как вы уже сказали, 15 лет. Эти парни были просто нормальными парнями. Затем они увлеклись своей музыкой и стали более известными.
В 15 лет я оставила обычную школу и пошла в театральную школу, я работала вечерами, чтобы заработать деньги, позволить себе купить барабаны и получать уроки игры на барабанах в студии звукозаписи. А утром с 5 до 6:30 я разносила газеты, чтобы заработать побольше денег на покупку этого комплекта барабанов. Итак, учась в театральной школе, я организовала музыкальную группу. Конечно, я играла на ударных. И как-то на одно из наших первых больших выступлений певец нашей группы из-за болезни не пришёл и даже не побеспокоился сообщить. Я знала все песни. Мы быстро нашли другого ударника – и так я стала певицей.
РС: Случайно!
ДГ: Да, но есть ли на самом деле что-нибудь случайное? Итак, я знала, что, в действительности, не смогу быть ударником, мой учитель игры на ударных инструментах был экстраординарным человеком, его звали Бадди Рич (Buddy Rich), и он обычно брал меня с собой увидеть его игру мирового класса. И когда я увидела, как играет этот человек, то поняла, что никогда не смогу играть, как он. А мы всегда исходим из предпосылки, если ты не можешь делать что-то действительно хорошо или наилучшим образом, займись чем-то другим.
Неземной опыт во время исполнения партии в мьюзикле Иисус Христос Суперзвезда
Я участвовала, как я уже сказала, в ужасных мюзиклах, причудливых фильмах, и ни в чём таком, чем моя мама могла бы гордиться. А это мерило моей жизни: то, что я делаю, должно было нравиться моей маме, потому что у меня была удивительная мама. Она также приезжала сюда в возрасте 84 лет увидеть Саи Бабу. Как бы то ни было, когда я получила роль в рок-опере «Иисус Христос – Суперзвезда», она сказала: «Ба! Моя дочь сделала нечто ценное и великое!» И это в известном смысле изменило мою жизнь.И странным был тот факт, что я знала, что получу роль Марии за два года до того, как это произошло. Я попыталась сделать запись. Но они не взяли меня по какой-то причине. А затем я поехала в Америку, чтобы попытаться сделать запись там. Но они не взяли меня без американских документов. Меня взяли в конце концов только в хор рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда», и когда мы репетировали, я упорно думала: «Я знаю, я предназначена для роли Марии».
А за неделю перед показом шоу они спросили меня, не попробую ли я быть дублёром. В те дни мы обычно за роль дублёра получали доплату в 2 фунта. И я подумала: «Что ж, хорошо, может быть, моя мечта сбудется». Я пошла. Они попросили меня прийти на следующий день в девять часов утра спеть главную песню: «Я не знаю, как любить Его». И со мной что-то произошло, что-то овладело моим телом. Я вышла на сцену самого большого театра в Лондоне и взяла микрофон. Я никогда раньше не пела эту песню, мне пришлось выучить её ночью перед прослушиванием, потому что Мария поёт на сцене одна. Хор танцует и хлопает.
И когда я начала петь, могу честно сказать, что у меня были почти Божественные переживания. Что-то пело через меня. Это было удивительно.
Я вышла на сцену со слезами на глазах, мои колени дрожали, потому что я никогда не слышала свой голос соло под фортепиано в огромном театре. И потом я ждала результата полчаса в маленькой комнате рядом со сценой. Режиссёр пришёл и сказал: «Мы собираемся сделать вас Марией. Нам придётся отказать в этой роли другой девушке». И мне дали роль Марии. Это было удивительное переживание. Шоу имело огромный успех, моя мама гордилась мною. Обо мне говорили все жители города.
Но меня это не слишком удовлетворяло, потому что вы делаете что-то, написанное другим человеком. Я знала, что должна петь то, что чувствую. Поэтому, когда всё закончилось, я поехала в Америку и начала путешествовать по Америке. Тогда у меня была своя музыкальная группа. Поэтому я просто продолжала запись оттуда.
РС: И вы также поддерживали связь с радио из Австрии, Вены?
ДГ: Да. Это было счастливое время в моей жизни.
Программа называлась «Путешествие по миру с Гиллеспи» и её транслировали 11 лет. Я специализировалась в индийской, африканской, арабской музыке и музыке в стиле блюз. В то время никто больше не делал этого во всей Европе. Каждую субботу вечером я участвовала в программе. Поэтому все водители такси в Вене знали меня и мой голос, потому что они все были иностранцами. Итак, однажды я исполняла что-то из Ивори Коуст (Ivory Coast) и бхаджан. Я обычно дополнительно исполняла бхаджан, что делало меня довольно счастливой. И я благодарю Бога за этот опыт, потому что, если вы можете понять музыку других стран, тогда вы можете лучше понять людей. А когда вы лучше понимаете людей, нет необходимости в войнах и конфликтах с ними. Я очень верю в пацифизм. Это так важно — понимание, что все мы — одно целое.
Музыка сильно сплачивает, я знаю это, потому что у меня был такой опыт: 35 лет назад в Джайсалмере в Раджастане я отправилась на одну из прогулок на верблюдах с проводником, который ни слова не говорил на тех языках, которые я понимала. Он начал что-то бормотать, а я только что выучила песню «Панкач Удхас». Поэтому я спела её ему. Он сразу оживился, узнав мелодию. Итак, он пел песню, я пела песню. Мы провели следующие 8 часов в пении песен. Мы подружились, и он поведал мне о силе музыки.
Путешествие к Богу и начало долгого ожидания
РС: Дана, как артистка вы живёте наполненной и увлекательной жизнью. Где в истории жизни Даны Гиллеспи начинается глава о Саи Бабе?ДГ: Кода я впервые прочитала книгу о Саи Бабе «Человек, Творящий Чудеса», это было примерно 31 год назад, я сделала нечто, чего никогда не делала. Я сразу же пошла и купила билет. На самом деле билет купил мне мой отец. Он сказал: «Я чувствую, что ты должна это сделать». Итак, через три недели я села на самолёт и полетела в Индию.
У меня было чувство, что, когда я приеду туда, Саи Баба скажет: «Привет! Я ждал тебя. Ты — избранная». Но, естественно, этого не произошло. Он не замечал меня 12 лет. Я спала в шедах, меня заживо съедали комары, у меня были необычные переживания, совпадения, такие вещи, о которых неверующий сказал бы: «Да это просто совпадение!» Но, вы знаете, когда Баба находится в вашем сердце, и вы имеете веру в Него, тогда вы понимаете, что никаких совпадений не существует. У меня было довольно много необычных переживаний.
Но я должна благодарить свою боль в ноге, потому что при каждом шаге, причиняющем боль, мне приходится говорить: «Саи Рам». Поднимаясь по лестнице, на каждой ступеньке я должна была держаться за поручень или за кого-то, кто оказывался рядом на ступеньках, и я, опираясь на плечо того человека говорила: «Саи Рам! Спасибо». За это я очень благодарна, и я знаю, Саи Баба сказал, что за каждую случившуюся с нами неприятность, мы должны благодарить Его, потому что это ещё больше обращает нас к Нему.
Если бы у меня жизнь была усыпана лепестками роз, хороший муж, хорошие дети и всё остальное, чего обычно нет в музыкальном бизнесе, я бы не стремилась найти что-то высшее. Я была бы довольна мирским взглядом на жизнь (самсарой), а это никогда не было моей целью. Я хотела свободного полёта.
РС: В течение этих 12 лет неизвестности в ашраме, когда вы, западная женщина с рыжими волосами, сидели в последних рядах, не получая особого физического внимания от Бабы, что заставляло вас возвращаться? Разве это не было слишком долгим периодом ожидания?
Воспитание глубокой веры и тонкие переживания
ДГ: Что ж, Он делал некоторые маленькие вещи. Однажды я ехала из Бангалора в Путтапарти и потеряла свой паспорт. Я подумала, хорошо, я читала подобную историю о Свами, когда благодаря Его вмешательству были найдены дорожные чеки и паспорт в Париже. Я подумала: «Хорошо, я получила шанс: я либо вернусь, и они подумают, что я глупая, потому что я знаю, что не оставляла его там. Или я буду продолжать ехать, а Он найдёт его для меня, и что-то произойдёт». Итак, я приехала в Путтапарти и попыталась поселиться в шеде, но, конечно, я наслушалась от людей в офисе по расселению всякой всячины: «Как вы осмелились…? Идите в полицию!» И что ещё хуже, мой билет тоже был в моём паспорте.
Я была в отчаянии и думала: «Что делать?» А затем одна группа австрийцев из Вены сказала: «О, пойдём с нами. Мы проведём тебя в шед, никто не заметит».
Я подумала: «Хорошо». И поскольку я действительно была измотана и потрясена этим переживанием, то просто упала. У меня не было москитной сетки. Я не смогла найти постель. Я имею в виду, что была полностью не готова к такому происшествию. Я не могла найти фонарь, и в те дни, ходя на Омкар и обходя вокруг мандира, я думала: «Мне надо крепиться, мне надо попросить Свами о помощи».
Однажды я вскочила, выбежала наружу и села позади мандира. Было темно, я сидела там, вокруг никого не было. Затем мне удалось увидеть в тусклом свете, что было 3 часа утра! Я вышла слишком рано. Я упала на колени и начала повторять: «Свами, Ты должен мне помочь». Я сидела там, сложив руки, и неожиданно ниоткуда упал цветок жасмина. Ветра не было, жасминовых деревьев вокруг не было. Он просто упал, я услышала звук, действительно как лёгкий шлепок, он появился и упал. Я подумала: «Господи! Я знаю, Ты поможешь мне». Я верила, потому что всегда знала, любой позволит мне упасть в этой жизни, только не Бог. Он должен быть вашим лучшим другом!
Итак, я подумала: «Хорошо, я не знаю, как Он собирается сделать это, но я знаю, что Он сделает это». И затем на следующий день на даршане, меня, конечно проигнорировали. Тогда я немного пала духом.
А в те дни, когда можно было гулять в отдалённых местах на окраине, я обычно гуляла одна. Мне всегда говорили: «Не ходи. Там змеи и скорпионы». Но я думала: «О, если я пою бхаджаны, никто меня не ужалит».
Я пошла в заднюю часть ашрама, дул прохладный ветерок, я увидела орлов, летающих вокруг. И когда я вышла туда, то неожиданно услышала голос, сказавший: «Теперь иди прямо вниз до главной улицы. Иди сейчас, СЕЙЧАС!» Поэтому я бросилась туда и, когда я проходила мимо офиса по расселению, оттуда вышел один мужчина с моим паспортом и билетом в руке. Он нашёл его. Он пытался вернуть, но, поскольку я не была зарегистрирована, они не знали, кому его отдать. Итак, мы встретились, а в те дни та улица была всегда заполнена людьми.
РС: Вы узнали у того мужчины, где он нашёл ваш паспорт и билет?
ДГ: Нет, потому что, пока я, опустив голову, проверяла, мой ли это паспорт, моё ли имя там написано, он ушёл. Когда я подняла глаза, его уже не было. Это была одна из тех великих историй! И у меня была ещё одна подобная, менее значительная.
Знаете, когда я приехала сюда в первый раз, первое, что задело меня за живое, когда я увидела Саи Бабу, я почувствовала, что больше никогда не должна есть животных. Мясо ушло из моего меню.
РС: Это произошло инстинктивно?
ДГ: Да. Он был довольно далеко, Он всегда был оранжевой точкой на расстоянии, хотя людей было меньше, чем сейчас. Но это просто ударило меня, и я захотела стать вегетарианкой, хотя я никогда и не любила мясо слишком сильно. Но это просто задело меня. Итак, я вернулась из своей первой поездки, исполненная энергии, говоря каждому: «Я собираюсь стать.., это Мать Тереза, разойдитесь…, духовная жизнь для меня, я буду необыкновенной, я буду помогать маленьким старым женщинам переходить улицу, хотят они этого или нет».
И я поступила подсобной рабочей в главную клинику для раковых больных, возила тележки и пыталась делать добро. А затем мой отец сказал: «Я думаю, ты должна вернуться». Он опять женился и хотел, чтобы я взяла с собой его жену, мою мачеху.
Мы вернулись, и в эти три дня я пыталась показать ей Путтапарти. Каким-то образом, все те чудесные планы, которые я хотела сделать, разрушились. Все мои обещания были полностью нарушены, и я чувствовала себя такой ничтожной, что моё слово – не мой залог, цитируя Шекспира. И однажды я сидела в Вайтфилде в бхаджан холле буквально в потоке слёз.
Я была где-то в 20-м ряду, Свами садится в Своё кресло, и все счастливы, и Он всё время отбивает ритм Своей правой рукой. Он счастлив, а я надела свои очки. Итак, я могла Его хорошо видеть, но я захотела опуститься ниже, чтобы укрыться за спиной женщины, сидевшей впереди меня. Вся моя одежда была мокрой от слёз. Я никогда не плакала так, это было так, словно открыли кран. И теперь я знаю, когда разбивают кокос, кокосовое молоко вытекает. Точно так же разбивают человека, чтобы его «молоко» вытекло изнутри.
Это был мой момент разрушения. Я была разбитым человеком, полностью промокшим (от слёз). И Свами время от времени смотрел на меня, словно говоря: «Успокойся!», а я думала, что Он смотрит на человека впереди или сзади меня. И Он всё ещё отстукивает ритм, а затем возвращается и делает жест, означающий: «Успокойся!» Это продолжалось ещё около 15 минут, и к тому времени я уже выжимала свою мокрую одежду. Я действительно не могла остановить слёзы…
А затем я установила внутреннюю связь с Ним и сказала: «Смотри, если Ты на самом деле – всё, о чём я читала, и если Ты можешь точно знать, что я чувствую в этот момент, я требую дать мне знак». А всё, что я могла видеть – Он не двигал Своей левой рукой, Он постукивал Своей правой рукой. Поэтому я сказала: «Просто один раз стукни Своей левой рукой для меня».
Он посмотрел мне прямо в глаза и сделал одно постукивание Своей левой рукой, а затем продолжил постукивать правой и больше не двигал Своей левой рукой. Итак, это было очень хорошо для меня, потому что это заставило меня осознать Его всеведение, всемогущество и вездесущность!
Мне пришлось учиться шаг за шагом, а если бы Он в мою первую поездку приветствовал бы меня: «А, вот и ты! Ты избранная!», я не хочу даже думать, как раздулось бы моё эго. В моей профессии люди судят вас по вашему внешнему виду, о чём я всегда думала: это безнадёжно. Я не сужу никого по внешнему облику, я смотрю в сердце.
Источник: http://media.radiosai.org/Journals/Vol_09/01DEC11/DanaGillespie_1.htm