Духовное чтениеВыдержки из книгОбъединенные любовью

Объединенные любовью

Жизнь, посвященная Богу и людям

Многие из тех, кому доводилось бывать в Прашанти Нилаяме в прежние годы, посещали лекции профессора Шьяма Сундера, с которыми он охотно выступал перед русскими (“русскими” он, как и Свами, считал всех представителей бывшего СССР). С некоторыми из них впоследствии у профессора завязалась настоящая дружба.

Человек он – удивительно скромный, и о себе рассказывал нечасто, но тем, кому посчастливилось бывать в его маленькой квартире в одном из корпусов на территории ашрама, наверняка запомнилась чудесная фотография на стене. На этой фотографии – Свами, еще совсем молодой, рядом с пожилой супружеской четой, родителями Шьяма, а сам он, семнадцатилетний юноша, стоит на коленях возле Свами, и на лице его сияет блаженная улыбка. В те далекие годы Сатья Саи иногда навещал и такие отдаленные уголки Индии. Побывал Он и в самом северном высокогорном штате Химачал Прадеш, расположенном у подножья Гималаев. Родители Шьяма Сундера были преданными почитателями Сатья Саи и, оказавшись в Шимле, Свами решил их навестить.  Встреча с Ним коренным образом изменила жизнь юного Шьяма. Он принял решение полностью посвятить себя Бхагавану и принял обет брахмачарина. С тех пор он, несмотря на протесты родных, стал вести монашеский образ жизни, чтобы ничто не отвлекало его  от служения Господу. Как-то раз в одной из бесед он шутливо заметил: “Я был семейным человеком во многих предыдущих жизнях, но в этой, раз уж мне посчастливилось встретиться с Самим Воплощением Господа, я решил предаться Ему полностью”.

Члены Сатья Саи Сева Организации штата Химачал Прадеш подготовили у 85-летию Бхагавана замечательную книгу “Объединенные любовью”, составленную из писем, написанных профессором Шьямом Сундером в течение последних 10 лет, с тех пор, как он поселился в Прашанти Нилаяме. В данной статье собраны переведенные на русский язык выдержки из книги – предисловие, в котором  кратко, но очень проникновенно рассказывается о подвижнической жизни профессора, посвященной служению Богу и людям, а также несколько его писем

Предисловие к книге

Милостью Господа Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы нам посчастливилось собрать и сохранить все письма, написанные профессором Шьямом Сундером, президентом Шри Сатья Саи Сева Организации штата Химачал Прадеш. Эти письма, адресованные всем руководителям центров, активистам и просто верующим людям нашего штата, были написаны в течение последних десяти лет, начиная с того момента как он поселился у Лотосных Стоп Бхагавана Бабы в Прашанти Нилаяме.

Д-р Шьям Сундер широко известен в Х.П. как Гуруджи (Досточтимый Учитель), потому что он посвятил всю свою жизнь как преподаванию, так и общественной деятельности. Он начал работать в сфере образования 12.08.1968, в бывшем SDB колледже в Шимле, в должности преподавателя ботаники. Приступив к этой работе, он с самого первого дня начал трудиться с полной самоотдачей. Он стал первооткрывателем во многих социальных проектах, а в колледже обрел репутацию самого уважаемого и любимого профессора. Все студенты с искренним наслаждением слушали его лекции. Любовь и уважение между профессором и его студентами были взаимными. То, что он начал работать в Шимле, стало Божественным подарком Бхагавана Бабы для жителей Х.П. Будучи исключительно преданным и пылким почитателем Бхагавана Бабы, он с равным вниманием занимался со студентами как гуманитарных, так и технических факультетов. С каждым днем его популярность и любовь к нему студентов возрастали. Общаясь со студентами, а затем и с другими людьми, он всегда начинал разговор со сладких слов “САИ РАМ”, и постепенно знакомил всех своих собеседников с историей Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, рассказывая им о Его величии и славе. Таким образом, именно д-р Шьям Сундер стал тем источником, из которого по холмам и равнинам Х.П. мощным потоком потекла Ганга священного имени Саи. Не будет преувеличением сказать, что на самом деле история Сева Организации Шри Сатья Саи Х.П. – это история усилий д-ра Шьяма С., который принес имя, образ и послание Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в каждый дом этого горного штата в Северной Индии. Нет необходимости говорить, что в те далекие 60-е годы дороги в этой местности были очень плохие, транспортное сообщение не налажено, и попасть в отдаленные уголки штата было настоящим испытанием. Однако ему это удавалось, и он смог объехать практически весь штат, завязывая личное знакомство с сотнями семей, которым впоследствии предстояло оказаться в в сфере влияния Бхагавана Бабы и самим испытать Его любовь и сострадание. Практически во все выходные, праздники и во время каникул д-ра Шьяма можно было увидеть за рулем его мотороллера, едущего по каменистым, ухабистым, пыльным труднопроходимым дорогам под палящим солнцем и проливным дождем, чтобы раздать людям в деревнях и городах Х.П вибхути, книги, показать фильмы о жизни и мисси Бхагавана Бабы. Таким образом, ему удавалось умножить число почитателей Сатья Саи в этом штате в сотни и тысячи раз.

Фактически в те далекие дни д-ром Шьямом Сундером была подготовлена почва и заложен прочный фундамент, на котором впоследствии возникла Шри Сатья Саи Сева Организация штата Х.П. Даже в наше время никто из руководителей Организации в этом штате не знаком столь близко с таким огромным количеством преданных почитателей Сатья Саи в Х. П и со всеми членами их семей, как д-р Шьям Сундер. Читая лекции в   колледже, и позднее в других государственных колледжах, он был почитаем как истинный последователь Бхагавана Бабы. Исключительно благодаря его усилиям тысячи учащихся колледжей (как юношей, так и девушек), а также многие другие имели счастливую возможность во время каникул и в любое свободное время (почти каждый месяц) ездить в Прашанти Нилаям и получать там даршансамбашан и даже сапаршан Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы – то, о чем так страстно мечтают миллионы людей в наши дни.

И в те годы, когда профессиональная деятельность д-ра Шьяма Сундера в совете директоров, а позднее на посту руководителя отдела образования при правительстве Х.П. стала требовать все больше и больше времени, ему все же удавалось завязывать новые контакты, посещать преданных Сатья Саи, а его переписка с ними становилась все обширнее. Эта переписка положила начало наведению прочного моста, самым непосредственным образом соединяющего его с огромным числом почитателей Бхагавана. Позднее, когда д-р Шьям Сундер переехал в Прашанти Нилаям, к Божественным Лотосным Стопам нашего любимого Бхагавана, именно его письма стали единственным средством, обеспечивающим информацию и личные контакты с преданными почитателями Сатья Саи во всем нашем штате. Благодаря таким, несущим свет и вдохновение письмам, это общение стало даже более глубоким и, несмотря на физическое отсутствие, д-р Шьяма Сундер продолжал иметь непосредственный контакт с руководителями центров, активистами и всеми верующими в Химачал Прадеше.

Во время проведения Всеиндийской акции “Прашанти Сева” во второй половине марта 2010 года, при подведении итогов деятельности и подсчете севадалов из различных штатов, Всеиндийский координатор “Прашанти Севы” Шри Чандернан, высокоуважаемый старейший почитатель Сатья Саи из Чиннаи, был удивлен, узнав, что из маленького штата Х.П. с населением всего 50 лакхов ( ), оказалось больше хорошо подготовленных севадалов, чем из других более крупных штатов Индии. Он спросил с изумленным видом: “Как это возможно, иметь такую большую команду севадалов и осуществлять такую обширную деятельность, включая создания огромного комплекса школ Сатья Саи и строительство Центра Сатья Саи в Шимле, о котором шла речь, если президент Органзации штата постоянно живет возле Лотосных Стоп Бхагавана Бабы в Прашанти Нилаяме в течених последних 10 лет?” Ответ был очевиден: “Благодаря Божественной милости Бхагавана, а также с помощью живого, полного любви общения в письмах с Президентом Организации нашего штата”. Члены Организации получали необходимую информацию, инструкции, руководство, советы и разъяснения через бесценные письма. Эти вдохновляющие письма давали возможность очень тесного и продолжительного общения, устанавливающего все более прочную связь между верующими и Президентом нашей Организации. Такие письма оказались важнее для лучшего понимания сути вещей, чем просто физический контакт.

Большая часть писем представляет собой послания, помогающие людям ощутить, что Президент Организации штата непосредственно разговаривает с ними. Все они начинаются с поклонения Лотосным Стопам Бхагавана, а заканчиваются молитвой о Его Божественной милости и благословениях, таким образом, придавая содержанию особую духовную силу. Так как каждое письмо имеет конкретную цель и особое назначение, они, по большей части, носят назидательный характер. Эти письма, проникнутые любовью автора, исполнены глубокого смысла, обнаруживая остроту его мыслей, и придавая особую искренность содержанию. Частое использование специальных литературных приемов, таких как аллитерации и противопоставления, добавляет поэтическую сладость этим письмам. Некоторые из них дают простор воображению и трогают душу, разгоняет летаргическую лень читателей, заменяя ее желанием активно действовать.

Даже сугубо личные письма, содержащие соболезнования, наряду с духовным утешением и моральной поддержкой, несут послания глубокой веры в Бога и любви ко всем живым существам. Письма, адресованные молодежи, вселяют чувство уверенности в своих силах и призывают молодых людей, участвуя в различных делах Организации, полностью полагаться на Господа. Стиль писем свидетельствует о высокой учености и эрудиции автора, тем не менее, они находят живой отклик в сердцах и побуждают читателей стряхнуть с себя сон, оглядеться вокруг и устремиться вперед, трудясь, не покладая рук. Письма дают наглядные уроки общечеловеческих ценностей, вселяют глубокую веру в Бога и предоставляют исчерпывающую информацию и инструкции относительно различных аспектов деятельности, связанной с духовным развитием, образованием и бескорыстным служением в качестве как личной, так и коллективной садханы (духовной практики). Мы смиренно молим Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу благословить эту книгу, которая может стать бесценным сокровищем не только для почитателей Сатья Саи, но и для всех духовно устремленных людей.

Эта книга – наше скромное приношение Священным Лотосным Стопам Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы от верующих штата Химачал Прадеша по случаю Его 85-летия. Мы молим Тебя, о, Господь! Пусть Твое пребывание в штате Химачал Прадеш во время визита в Шимлу пройдет наилучшим образом. Мы молим Тебя! Приезжай к нам снова и снова! И пусть, по Твоей милости, это пребывание станет намного лучше, чем предыдущее. Пожалуйста, пожалуйста, приезжай!

Твоим Святым Лотосным Стопам

от преданных штата Химачал Прадеш

Письма Шьяма Сундера

Быть апостолом Шри Сатья Саи

Мы смиренно склоняемся перед Святыми Лотосными Стопами Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы.

Дорогие братья! Уважаемые сестры! Саи Рам!

Я хочу воспользоваться удобным случаем, чтобы поделиться с вами священными мыслями Бхагавана Бабы, касающимися различных аспектов повседневной жизни. Они могут найти применение в таких конкретных видах деятельности как составление ориентационных программ, проведение обучающих кружков, встреч с общественностью, в личных беседах и т.д.

Пока мы живем в обществе, разговор является важнейшей частью нашей жизни. Однако общение посредством молчания можно признать вершиной, разговором наивысшего порядка. Это внутренний язык – от сердца к сердцу. Некоторые люди предпочитают именно такой беззвучный разговор словесному общению. Молчание является наивысшей ценностью, оно – за пределами чувств. Это вовсе не немота, оно наполняет трепетным восторгом нового, действенного, исполненного глубокого смысла общения. Это язык, которому можно научиться после тысячи лет сурового аскетизма. Смыкание губ не означает молчание. Глубокое размышление и сияние благих мыслей на лице является отражением такого молчания.

Порой мы держим рот закрытым, но ум наш при этом занят фантазиями или болтовней. Это – весьма своеобразное молчание, скорее похожее на галлюцинацию. Оно приводит к пустой трате энергии и времени. Истинное молчание преображает человека, способствует пробуждению в нем Божественного огня. Это язык духовных вибраций, трогающих душу и дающих начало внутренним процессам трансформации. Это продолжается, пока длится молчание. Умение общаться – это настоящее искусство.

Приведенные ниже рекомендации могут быть полезны, особенно тем, кому предстоит говорить с людьми на духовные темы, рассказывать им о Боге.

1.     Необходимо глубокое изучить все аспекты предстоящей беседы.

2.      Нужно уметь правильно подбирать слова, придерживаться спокойного, мягкого тона.

3.     Раскрывать сложные для понимания моменты на простейших примерах.

4.      Выступающий должен передавать суть вопроса с применением логически обоснованных доводов, используя как новые, современные, так и старые, традиционные выражения, доходящие до сердца слушателей.

5.     Любое собрание, встреча, должны быть организованы соответствующим образом, продуман регламент, подготовлено помещение. Каждое слово должно соответствовать мыслям, которые докладчик хочет донести до аудитории.

6.     Если 700 человек слушают лекцию, а докладчик не способен говорить на хорошем уровне все отведенное ему время, то он должен понимать, что 700 часов Божественного времени он теряет зря. Если же он старается и его выступление проходит наилучшим образом, то это приятно Богу, и все получают Его благословения.

7.     Поэтому необходимо, чтобы тщательная подготовка к выступлению проводилась заранее.

8.     Используемая литература должна быть проработана, глубоко изучена и увязана с общим содержанием.

9.     Готовясь к выступлению, необходимо постоянно проводить самоанализ – соответствуют ли ваши мысли тому, о чем вы будете говорить

10. У Организации Сатья Саи должна быть безупречная репутация. Необходимо осознавать святость имени, которое она носит. Следует строго придерживаться дисциплины и порядка, утвержденных в Сатья Саи Организации Служения.

11.  Выступающий должен прежде всего выяснить – придерживается ли он сам, независимо от обстоятельств, того, о чем говорит? Не испытывает ли он неловкость, нет ли у него сомнений в том, что он собирается поведать слушателям? Является ли праведность самим дыханием его жизни? Если это так, то день, когда весь мир преобразится, безусловно, наступит.

12.  Выступающий должен отдавать себе отчет – подкрепляется ли каждое его слово личным опытом, собственной самоотверженной жизнью? Только такие слова имеют истинную силу и вдохновляют слушателей стремиться к цели и работать над собой.

13.  Сначала услышанное, возможно, и не произведет видимых изменений в аудитории. Но слова, подтвержденные личным опытом праведной жизни, найдут место в сердцах слушателей и в свое время принесут плоды. Поэтому, не отступайте, говорите об этом вновь и вновь.

14.  Духовная практика делает человека совершенным, а аскетизм наделяет его Божественным светом. Сила мантр проявляется благодаря аскетизму, и если вы имеете веру и интенсивность в практике, то, правильно произнося мантры, с осознанием смысла, не преследуя личных интересов, вы можете изменить свою судьбу. Поэтому пусть слова, которые вы произносите, основываются на учении Сатья Саи. Помните это и, упорно прилагая усилия для достижения цели, вы сможете начать новый этап в распространении послания Саи в массы. Бхагаван Баба сказал – пусть ваша садхана будет такой интенсивной, чтобы место под вашими ногами становилось святым. Подумайте над этим и старайтесь, чтобы так оно и было.

15.  Просто произносить слова – не имеет смысла, до тех пор, пока они осознанно не претворяются в жизнь. Нужно осознавать и делать. И слушайте свой внутренний голос.  Лишь тогда произносимые слова обретут благоухание, силу и действенность. Такие слова возникают из Лотосных стоп Саи и соединяются с сердцем Саи.  Какое благословение мы все получаем, когда это происходит!

16.  Посвящайте каждый миг и каждое слово Богу. Добро, благодать приходят от Бога. Анализируйте и выявляйте свои слабые места в подготовке и проведении выступлений. Не давайте им вновь повториться.  И пусть в следующем выступлении у вас появятся новые оригинальные идеи.

17.  В конце каждой встречи необходимо отводить время для ответов на вопросы. Докладчик должен убедить своих слушателей в своей правоте. В противном случае он обязан согласиться с мнением участников презентации. Если же выступающий не в состоянии ответить на задаваемые вопросы, следует помолиться Саи, и нужный ответ обязательно придет. Саи говорит внутренним голосом вашей совести. Это сможет убедить уважаемое собрание.

18. Будьте решительны, размышляйте и анализируйте. Выполняйте свой долг, посвящая все Богу. В этом секрет успеха.

19.  Старайтесь развивать и совершенствовать свои ораторские способности, с искренностью и смирением посвящая все Богу, действующему через вас.

20.  Расширение сердца является самым важным моментом  для вашего духовного роста. Это может сделать нас едиными со Вселенной. Такое чувство единства позволит вам беспрепятственно  нести людям учение Саи. Человечество во все времена нуждалось в нем.

21.  Все вышеизложенные условия не сработают, если не будет на то милости Бога. Но если мы будем готовиться, вкладывая в это всю душу, то милосердный Господь обязательно придет и поможет нам.

Давайте все вместе молиться тому, что есть благо, что есть Бог. Этот Бог дает нам счастливую возможность передавать Его Божественное послание. Мы молимся, чтобы нам предоставлялось все больше возможности исполнять наше предназначение, и чтобы мы могли делать это как можно лучше и успешнее.

Это – мое скромное подношение. Вы можете использовать его при проведении курсов самосознания, духовных кружков и т.д. Я предлагаю вышеизложенное, потому что многие люди хотят поделиться своими взглядами с другими, и делать это нужно наилучшим образом. Следует молиться об этом и стремиться стать хорошим оратором. Но помните, никакая цель не может быть достигнута только чтением лекций, необходимо воплощать в жизнь те идеалы, которые мы проповедуем. Только тогда это вдохновит слушателя и заставит его измениться, если в этом есть необходимость.

Я прошу вас понять, что эти строки написаны мною со стремлением способствовать распространению Божественного послания Бхагавана Сатья Саи Бабы, чтобы оно достигло всех уголков земли – ближних и дальних, чтобы люди могли изучать литературу Саи, обдумывать прочитанное и применять на практике. Пусть затем, убедившись в правоте этого Учения, люди осознанно несут слова Саи во все уголки штата Химачал Прадеш, Индии, в другие страны. Сначала эти принципы должны применяться в собственном доме, затем в обществе, государстве и во всем мире. Такая задача по силам только настоящим апостолам Бога.

Вы можете задать вопрос, как же я, имея в виду эту высочайшую и священную цель, предлагаю вам всего несколько пунктов. Пожалуйста, обдумайте их и попробуйте применить. И если вы почувствуете их действенность, то руководствуйтесь ими всю свою жизнь. Да благословит Саи все ваши полезные, благие и праведные начинания!

Нам предоставляется прекрасная возможность. Как мы сможем ей воспользоваться, в каком направлении будем двигаться и на что употребим свои силы – это зависит от нашей решимости и энергии.

Желаю, чтобы Саи всегда был с вами, хранил вас, направлял и изумлял успехами в каждом вашем начинании.

Пожалуйста, примите мои наилучшие пожелания и САИ РАМ.

Искренне ваш в служении,

Д-р Шьям Сундер,

Президент Шри Сатья Саи Организации Служения

штата Химачал Прадеш

Урок для тебя и меня

По Божественной Милости Бхагавана Бабы, мы провели трехдневную  Ориентационную программу для инструкторов, которым затем предстоит провести обучающие занятия по детскому образованию для педагогов Бал Викаса в своих регионах. Мы собрались здесь поучиться самим, чтобы быть в состоянии передать свои знания и опыт другим людям. Есть такая поговорка: «Какая еда – такая и отрыжка». Это действительно так, мы можем поделиться с другими только тем, что уже сами усвоили, и что стало сокровищем нашей жизни.

С самых первых шагов ребенок начинает наблюдать за происходящим вокруг, и делать соответствующие выводы. Это первая ступень в образовании. Природа мать всегда дает нам какие-то уроки, и мы должны на них учиться. Размышление, анализ и применение полученных знаний – это основные этапы в процессе образования. Человек может строить всякие концепции, но необходимо учиться, и этот продолжительный процесс должен стать основой вашей жизни.

Вода может именоваться по-разному на различных индийских диалектах, но ее назначением является утоление жажды, и в повседневной жизни она постоянно используется для самых разнообразных целей. Так же и с образованием, мы можем называть его образованием на основе общечеловеческих ценностей, всесторонним обучением, воспитанием, но его суть – нести благо. Такое образование призвано пробудить все те превосходные качества, которые таятся в человеке. Оно проявляет единое высшее знание и приводит к осознанию, что Ты и Я – Одно.

Если болит нога, глаза проливают слезы и все тело испытывает боль. Также обстоит дело и с болью других людей. Мы должны чувствовать и разделять чужую боль. Это может произойти только при правильном воспитании, пробуждающем ощущение всеобщего единства. Таким образом, привитие доброты является основным принципом достойного, идеального образования. Эта доброта делает любую профессию возвышенной, желанной, приносящей радость и удовлетворение.

Доброта – важная черта характера, люди с таким характером, отличаются гармоничностью и готовностью к самопожертвованию. Образование должно развивать стремление к справедливости и честности. Оно таит в себе множество возможностей. Оно способно беспредельно расширить горизонты человеческой мысли, но при этом оно должно быть проникнуто неподверженным переменам духовным содержанием. Для каждого человека мать всегда остается матерью, и заменить ее нельзя. Таким же неизменным должен оставаться нравственный принцип доброты и праведности. Он – один и тот же для всех.

Чем больше объем знаний, тем шире область их применения. Так и должно быть. Оно может касаться гигиены, здоровья и благополучия человека и других сторон жизни. Но при этом оно должно быть направлено на служение обществу и Родине. Каждый человек должен нести доброе имя семье, радость родителям, гармонию обществу и любовь родной земле.

Образование не должно ограничиваться классными комнатами. Образование, основанное на общечеловеческих ценностях, должно наполнять собой все сферы жизни. От занятий с детьми в группах Бал Викас, оно должно распространяться всюду, охватывая все человечество. Поэтому, после окончания этого курса Ориентационных программ, давайте совершенствовать нашу методологию обучения; давайте глубже и шире изучать Саи литературу, станем регулярными читателями журнала Санатана Саратхи, журналов, выпускаемых для Бал Викаса, книг по образованию и маленьких историй и притч, которые рассказывает Свами. Ежедневное их изучение должно стать обязательной частью наших учебных программ.

Мы должны охватить все слои общества, проводя семинары для студентов, работающей молодежи, а также для граждан старшего возраста. Следуйте девизу: “Сначала делайте сами, затем учите других!”. Это будет побуждать людей к пониманию целей образования Шри Сатья Саи Бабы, общечеловеческих ценностей. Осознание приведет к претворению в жизнь.

Желаю, чтобы Бхагаван Баба был всегда с Вами, и Вы всегда чувствовали Его Присутствие. Он –  Абсолютное Совершенство. Если же вам кажется, что что-то не так, то это несовершенство внутри нас самих.

Давайте же все молиться, трудиться и двигаться вперед!

Я возношу свои молитвы и желаю Вам всяческих успехов в жизни.

Искренне Ваш в служении Саи,

Д-р Шьям Сундер,

Президент Шри Сатья Саи Организации Служения

штата Химачал Прадеш