Послание СаиСатья Саи Баба отвечает на актуальные вопросы современности

Сатья Саи Баба отвечает на актуальные вопросы современности

Ответы Шри Сатья Саи Бабы на широкий спектр тем – политических, экономических, социальных, психологических, научных и культурных, записанные Анилом Кумаром Камараджу и изложенные в его книге “Сатьопанишад”.

В27) …Группа индивидуумов составляет общество. Одно дерево не делает леса. Один дом не делает деревни. Какой смысл слова самаджа (общество)? Сама (равенство или беспристрастность) и джа («рожденный из»). Та­ким образом, самаджа – это то, что поддерживает равенство и беспристрастность. Что необходимо для идеального общества? Это самаuкъята (единство), самаграта (взаимопомощь), самараса (интегра­ции), саубхратрата (братство) и саманата(равенство). Это характеристики идеального общества.Мы слышим, как люди говорят, что общество должно измениться. Но, на мой взгляд, это невер­но. Если изменится индивидуум, то общество тоже автоматически изменится. Приведу маленький пример. Отец подарил своему маленькому сыну карту Индии. По ошибке мальчик порвал ее на ку­сочки, за что отец его поругал. Через некоторое время сын принес карту целой. На вопрос отца, как он это сделал, мальчик ответил, что на обратной стороне карты был нарисован человек. Он сказал, что все, что ему оставалось сделать, это правильно сложить кусочки карты в первоначальный образ человека. И первоначальная карта была автомати­чески восстановлена.Таким образом, когда изменятся индивидуу­мы, общество тоже автоматически изменится. Каж­дый человек должен знать, что счастье индивидуума зависит от счастья общества. Благополучие, прогресс и процветание человека зависят от обще­ства. Каждый человек должен в полной мере осо­знать эту истину. К примеру, когда в вашем райо­не возникает пожар, вы пытаетесь потушить его. Почему? Потому что если вы не будете этого делать, вашему дому будет угрожать опасность. Когда в пожаре сгорят все соседние дома, ваш дом тоже сгорит. Когда разражаются эпидемии, подобные холе­ре, вы должны быть особенно осторожными, иначе вы тоже можете стать одной из ее жертв. Подобным же образом обстоят дела с взаимоотношениями индивидуума и общества, в котором он живет.

В28). Свами! Может быть, из-за влияния Кали-юги (века падения нравственности) мы не находим взаимопонимания меж­ду членами семьи. Наоборот, во многих семьях мы видим разногласия и даже конфликты, сложности, соперничество, а иногда дело доходит даже до суда. Свами, пожалуйста, подскажи нам выход из этой печальной ситуации!

Бхагаван: В этом мире за видимым разнообра­зием скрывается неотъемлемое единство. Многооб­разие может быть проявленным, но за ним кроется основополагающее единство. Во всей природе про­являются оба эти аспекта. Возьмем, к примеру, землю: она везде разная. На ней есть холмы, горы и долины. Но, тем не менее, на своем опыте мы четко осознаем единство.

Разве пять пальцев одной руки одинаковы? Нет. Подобным же образом, члены одной и той же семьи непохожи друг на друга и не одинаковы. Они не стереотипы. Но, тем не менее, не может быть ве­сомых причин для отсутствия братства, единства и любви между членами семьи.

В29). Свами! Сегодня весь мир стал ареной конфликтов. Мы слышим о расовой дискримина­ции, классовой борьбе, кровопролитиях, войнах и т.д. Не мог бы Свами дать какое-нибудь послание сегодняшнему миру.

Бхагаван: Сегодня существует много интел­лектуалов, которые находят многообразие в единстве. И только немногие замечают единство в многообразии. Это является причиной проблем, беспорядков, конфликтов, войн и т. п. В сегодняш­нем мире. Манава (человек) ведет себя как данава (демон). Поэтому мы находим агрессивные, демо­нические, животные и нечеловечные тенденции среди людей. Как только человек осознает и испы­тает единство в многообразии, на земле воцарится мир, спокойствие, безопасность и счастье.

Состав человеческой крови одинаков по все­му миру. Все дышат только кислородом. Все хо­дят по одной и той же земле. Одинаковый голод испытывает как богатый человек, который может обедать в пятизвездочном отеле, так и нищий, который утоляет свой голод куском хлеба. Жаж­да одна и та же, будь она у богатого человека, ко­торый может пить прохладительный напиток, или у бедного человека, который довольствуется водопроводной водой на улице. Оба испытывают счастье в моменты радости и горюют во времена трудностей и испытаний.

Человеческое тело состоит из пяти элементов: земли, воды, воздуха, огня и пространства. Тело инертно. Мы вдыхаем в него воздух. Внутри нас также имеется огонь, который сохраняет тепло тела и помогает нам переваривать пищу. Внутри нас’ так­же есть пространство, в котором размещаются все органы человеческого организма. В теле находится много воды. Таким образом, все пять элементов, которые находятся снаружи, есть и внутри вас. B каждом они находятся в одной и той же пропор­ции. Все то, что есть в вас, находится и в любом другом. Тогда зачем вы протягиваете свою руку заподаянием? Для чего? Чего нет у вас, что могло бы быть у другого человека? Pовным счетом ничего! Это философия единства в разнообразии. Это един­ство есть божественность.

Переживание такого рода духовного единства и есть освобождение, тогда как чувство множе­ственности, плюрализма и разнообразия – это неволя, дуализм и привязанность.

Цветов много, но поклонение одно,
Коров мног, но молоко одно,
Украшений много, но золото одно,
Путей много, но цель одна,
Звезд много, но небо одно,
Существ много, но дыхание одно,
Имен и форм много, но Бог один.

В этом заключается единство. Пряжи много, но когда она соткана, она становится одним кус­ком материи. Вот таким образом вы должны обна­руживать и переживать единство для того, чтобы осознать божественность. Люди сражаются во имя религии. Какой позор! Ни одна религия не учит вас говорить неправду, вредить, или убивать других, или совершать другие подобные поступки. Все ре­лигии подчеркивают важность любви, братства, самопожертвования, мира, истины и т. д. Поэто­му безрассудно сражаться во имя религии. На са­мом деле, матулу манчивайна матамеди чееддади (на телугу): если ваш ум хороший, как какая-ни­будь религия может быть плохой?

Есть только одна религия, религия любви. Не­хорошо подразделять людей по языкам или расам. Это признак узости мышления. Есть только один язык, язык сердца. Совершенно безнравственно различать людей по кастам. Вы не рождаетесь с табличкой с названием вашей касты. Какой касте принадлежит воздух? К какой касте относится вода? Какова каста огня или земли? Поэтому есть только одна каста, каста человечества. Целые вой­ны развязываются во имя Бога. Разве вы не знае­те, что не существует множества Богов? Бог один и нет второго. Вы можете называть Его любым име­нем. Есть только один Бог, и Он вездесущ.

Экам сат виnра бахудха ваданти (истина одна, но ученые толкуют ее по-разному). В Боге нет различий. С чистотой сердца вы можете осознать и пережить принцип единства, который является путем к божественности. В пер­вую очередь развивайте чистоту. Это поможет вам осознать единство и достичь божественности.

В32). Свами! У всех людей разный темпера­мент, разные взгляды, идеи, перспективы, амби­ции и интересы. Конфликт становится неизбежным явлением. Каждый человек хочет, чтобы события происходили по его сценарию. Что нам делать в такой обстановке?

Бхагаван: Мунде мунде матuрбхuнна (головы различаются). Не существует двух похожих или одинаково мыслящих людей. Это вполне нормаль­ное явление, что идеи различаются. Каждый чувствует, что он прав. Но вы должны сохранять дух единства, равенства и невозмутимости.

Приведу маленькую иллюстрацию. Однажды пять пальцев одной руки начали заявлять о своем превосходстве друг над другом. Сначала мизинец сказал остальным пальцам: «Видите, когда вы де­лаетe намаскар (приветствие), я появляюсь первым. Поэтому я самый важный». Безымянный па­лец тогда сказал: «Что?! Разве вы не знаете моей ценности? На меня надевают дорогие золотые кольца с бриллиантами!» Тогда заговорил средний палец: «Очень смешно! О чем вы говорите? Я тоже готов носить дорогие кольца. А почему бы нет? Некоторые так тоже делают. И к тому же, разве вы не видите, что я выше вас всех? Разве этого не дос­таточно для того, чтобы сказать, что я самый главный из всех вас?» Тогда начал говорить указательный палец: «Если вы хотите указывать кому-либо, я иду первым. Люди используют меня, чтобы ука­зывать другим людям. К тому же, чтобы предуп­редить или предостеречь людей, я также иду пер­вым. Разве вы не видите этого?». И последним с улыбкой заговорил большой палец: «Все это время я внимательно слушал всё, что вы здесь говорили. Пока я не подсоединюсь, даже если вы все четверо объединитесь, вы не сможете функционировать. Разве вы можете обойтись без меня во время еды? Да что говорить? Когда вы пускаете стрелу, я дол­жен с силой оттягивать тетиву назад. Иначе стре­ла далеко не полетит. Поэтому мое положение сре­ди вас самое высокое».

Точно так же мы обнаруживаем, как люди за­являют о своем превосходстве друг над другом. Вы всегда должны быть готовы учиться хорошему у других. Вы должны работать друг с другом в духе сотрудничества и гармонии. Никто не должен чув­ствовать своего превосходства над другими. В про­тивном случае из-за доминирования одного над другим возникают группы, фракции, соперниче­ство, споры и конфликты. И в результате из жизни полностью исчезает дух любви. Нужно понимать, что пока все пять пальцев не объединятся, вы не можете ничего сделать. Общество никогда не сможет развиваться, если между ее членами не будет сотрудничества, интеграции и единства.

В33). Свами! Если мы говорим, что «мужчины и женщины равны», тогда почему мы находим раз­личия и дискриминацию между двумя полами?

Бхагаван: В физическом отношении мужчины и женщины отличаются друг от друга. Но в духов­ном плане, а именно с абсолютной, или атмической точки зрения, оба пола равны. На самом деле Бог является единственным мужчиной, а все осталь­ные – женщины. Дехам (тело) также называют пу­рам (местом обитания). Именно принцип Атмы ра­ботает с головы до ног. Вы знаете, что колледжи для женщин проводят юбилейные празднования, на которых они выступают с культурной програм­мой, например, ставят пьесы, в которой девушки сами играют все необходимые роли, такие как роль солдата, министра, царя и т.п. Таким же образом, все, кроме Бога, являются женщинами в этом мире. Подобное событие произошло и в жизни Миры, великой преданной Господа Кришны. Ее остановили у главного входа в мандир (храм) Криш­ны в Бриндаване и сказали, что женщинам вход в храм Бога запрещен. Тогда Мира ответила: «О, не­ужели! Где здесь мужчины? Я вижу только жен­щин. Бог – это единственный мужчина».

Тем не менее, с мирской точки зрения, для удобства разделения работы мужчины и женщины различаются друг от друга. Всё и все божественны. Несмотря на то, что это ваше тело, вы не надеваете обувь себена голову или руки. Функционально все части тела отличаются друг от друга, хотя они и принадлежат одному и тому же человеку. Таким же образом физически и функционально мужчи­ны и женщины являются отдельными существа­ми, хотя в духовном плане они одно целое.

B34). Свами! В сегодняшнем обществе мы слышим много смешных заявлений. Люди говорят о женском освободительном движении. Некоторые говорят, что еще с незапамятных времен женщинам не отводилось положенное им место. Они жа­луются на то, что всегда существовала дискрими­нация по половому признаку и женщина никогда не находилась в равных условиях с мужчиной. Женщины сейчас добиваются равноправия с мужчинами. Мы молим Свами описать нам роль женщины в нашем обществе.

Бхагаван: С духовной точки зрения, это не­правильно. Это физические различия, но в Атме, или духе, все едино. Тем не менее, каждый человек должен исполнять возложенный на него долг.

В общественной структуре мужчина и женщина подобны двум рукам, двум глазам и двум стопам. Мужчина является представителем позитивного полюса, а женщина – представительницей негативного полюса, между которыми должен течь и фун­кционировать ток. Для объяснения этого единства Господа Шиву называют Ардханарuшварой (двупо­лым Богом, вторая часть его тела является женской). Мужчина и женщина подобны материи и энергии. Женщину описывают как адuшактu (высшую силу) и парашактu (бесконечную силу).

В истории Бхараты (Индии) вы заметите, какое место отводилось женщинам. По сей день многие из них известны своей мудростью, жертвенностью, пре­данностью, и многие из них могли давать хорошие и здравые советы своим мужьям. Такие персона­жи эпоса, как Савитри, Мандодари, Сита, Анасуя, Тара, Дамаянти, Мандаласа хорошо известны.

В своих ежедневных молитвах мы произно­сим: матру дево бхава (чти мать, как Бога). Разве вы не видите, что имена женщин в таких состав­ных словах, как Сита-Рама, Гаури-Шанкар, Лак­шми-Нараяна и других стоят впереди мужских имен? В прошлом никогда не было случаев, чтобы жен­щин унижали, чтобы ими пренебрегали или отно­сились к ним с неуважением. Разве вы не слышите такие словосочетания, превозносящие женщину, как «родина-мать» или «материнский язык»?

Бхагавад Гита называет семь типов сил, кото­рыми наделены женщины как своим неотъемлемым правом. У женщины есть большое количество почетных имен, которые подчеркивают ее вклад и особую роль в семье. Домохозяйку называют иллалу, или та, которая заботится о доме, или иллу.

Ее описывают как сахадхаму карини, т. е. направляющую своего мужа по пути дхармы. Ее вос­хваляют, как грихалакшми, или само воплощение богатства, покоя и процветания в семье. Ее назы­вают ардханги, представляющую собой половину мужчины, его лучшую половину.

Женщина символизирует собой терпение, са­мопожертвование, терпимость, уважение, смире­ние и послушание, – те качества, которых недоста­ет в мужчинах. Женщина готова отдать свою жизнь за своего ребенка или мужа. Она неутоми­мо работает для прогресса и благополучия семьи. Она является опорой страны. Она несет в семью свет и радость.

В35). Свами! Нам очень нужны изменения во всех областях нашей деятельности. Сегодня прак­тически все направления общественной жизни за­грязнены, отвратительны и удручающи. Каким образом могут быть привнесены изменения?

Бхагаван: Честно говоря, простые, безграмотные и невинные деревенские люди живут более спокойно и дружно, в более тесных взаимоотношениях и взаимной любви, чем так называемые городские, искушенные, образованные и внешне выглядящие культурными люди. Последние пол­ны эгоизма и зависти. Им надо как следует потрудиться, чтобы изменить самих себя. Они должны приложить достаточно серьезные усилия для преодоления таких негативных качеств, как эгоизм, гордость, зависть и ненависть.
­

В36). Свами! Мы всегда спешим. Нам надо успеть попасть в большое количество различных мест, чтобы справиться со своей работой. Можно ли быть духовным в такой спешке? Можем ли мы одновременно поспевать в жизни и на духовном пути?

Бхагаван: Сегодня многие болезни вызваны тремя факторами, очень распространенными среди вас. Это спешка, переживания и острая или жир­ная пища. Спешка ведет к потерям, потери ведут к переживаниям. Поэтому не надо спешить. Очень важно иметь терпение. В Своей предыдущей фор­ме в Ширди я делал основной упор на ис­кренность и терпение.

Обычное дело – видеть людей, спешащих сесть на поезд или автобус, чтобы успеть в офис и т. д. Вы можете простоять бесконечное количество вре­мени в очередях в кинотеатр. Но здесь вы начинае­те смотреть на свои часы, удивляясь, почему Сва­ми до сих пор не вышел на даршан! Для того чтобы испытать настоящее блаженство, вы должны быть достаточно терпеливыми. Всему, что происходит, есть свое время, которое предопределено, предре­шено и задумано Богом.

В37). Свами! Сегодня растет тенденция зарабатывать все больше и больше денег. Эгоизм и гордость полностью выходят из-под контроля. Не мог бы Свами дать нам ключ к решению этой проблемы?

Бхагаван: Земля вращается вокруг солнца. Также и человек сегодня вращается вокруг денег. Но, фактически, деньги обеспечивают только ком­форт и удобства.

Существует много вещей, которые не купишь за деньги.
За деньги вы можете заказать изысканные блюда в пятизвездочном отеле,
но как насчет вашего аппетита?
Вы можете купить красивую кровать,
но можете ли вы купить сон?
Вы можете приобрести новейшие дорогие
лекарства, но можете ли вы за свои деньги
продлить жизнь умирающего человека?

Вы думаете, что деньги могут многое сделать, но это не так. Они приводят вас к порокам. У лю­дей есть два важных источника – это голова и сер­дце. Голова несет в себе ответственность. В ней на­ходится все знание о праврuттu (внешнем мире), но сердце означает пuврuттu (истинное внутрен­нее пробуждение). Такие ценности, как самопо­жертвование, истина, благотворительность, лю­бовь, сострадание исходят из сердца. Все, что вы. можете найти вовне – это искусственное (art), а сердце (heart) внутри. Неувлекайтесь искусст­венным «внешним».

Поток воздуха, который вы можете получить от любого количества электрических вентилято­ров, ничто по сравнению с естественным ветерком. Вода из водоема, реки или озера никогда не сможет сравниться с дождевой водой. Бог бесконечен. Кто такой человек по сравнению с ним? Почему тогда вы полны эгоизма и гордости? Зачем это? Горы могут быть очень высокими, но вода с вершины горы течет только вниз. Так же и вы можете быть великим ученым и занимать хорошее положение, но при этом вы не поднимаетесь вверх. На самом деле современный человек хуже кошек и собак. Когда они болеют, они ничего не едят, а постятся или голодают. Но человек продолжает много есть даже во времена болезни. Он никогда не постится. Ему нравится только пировать. Поэто­му он часто болеет.

Цикл творения состоит из трех атрибутов, или гун: тамаса (инерции), раджаса (страсти) и сат­твы: (благости), которые представлены триедин­ством Брахмы (творца), Вишну (хранителя) и Шивы (разрушителя). Из восьми миллионов четы­рехсот тысяч видов существ человек – существо особенное. Он благословлен Богом, своим творцом, умом и духовным разумом. Но человек стал таким эгоистичным и гордым, что даже сомневается, ставит под вопрос и отказывается от Бога, своего творца.
­
Человек часто вредит даже человеку, который помогает ему. Все, о чем он думает, что говорит или делает, наполне­но эгоизмом. Он утратил ценность фундаменталь­ного различения, которое присуще всем и полезно каждому. Ему недостает таких божественных ка­честв, как истина, покой и любовь. В этом его не­достаток. В нем недостает божественных качеств, но присутствуют такие демонические качества, как зависть, гордость и ненависть. Он убивает (kill) знание, но ему надо совершенствовать свое знание на практике (skill) для того, чтобы сохранять рав­новесие. В этом кроется причина его проблем. Он убирает букву «S» из слова «skill», которая озна­чает «Sai», и теряет равновесие. Эгоизм, жадность, зависть и подобные плохие качества возникают в нас из-за нашей ахары (пищи), вихары (компании) и сампарки (связей). Когда вы сможете контроли­ровать и дисциплинировать себя, вы найдете ключ к решению этой проблемы.

В38). Свами! Мы часто встречаемся с критикой и взаимными обвинениями. Это очень огорчает и разделяет людей на группы. Искренние люди огорчаются из-за необоснованной критики. Им кажется, что, когда они подвергаются грубой клевете, их забрасывают грязью. Как нам проти­востоять этому распространенному везде злу?

Бхагаван: Критиковать других людей – это грех. Это показатель слабости и комплекса непол­ноценности. Вы не должны критиковать или нена­видеть кого-либо. На самом деле ни у кого нет пра­ва критиковать других. Чтобы справиться с этим, вы должны в первую очередь задать себе вопрос: «Кого критикуют?» Тогда вы не будете больше чувствовать огорчения. Почему? Если критикуют ваше тело, вы не должны обижаться, потому что тело временно и эфемерно. Вы должны быть без­различны к своему телу, которое доставляет вам много трудностей и проблем. Другой человек ока­зывает вам услугу, критикуя ваше тело. Вы долж­ны быть благодарны ему за то, что он делает это за вас. Разве критика относится к духу, или Атме? Это невозможно, потому что тот же самый дух, или Атма, находится также и в самом критикующем. Атма – это высшее Я, которое одно и то же во всех. Тогда кто критикующий, а кто критикуемый? Это все равносильно критике самого себя. Эгоизм и за­висть являются коренными причинами, побужда­ющими человека критиковать других. Вы должны задать себе другой вопрос, если хотите знать, как реагировать на критику, направленную в ваш адрес. Приведу маленькую иллюст­рацию. Предположим, вам доставили заказное письмо. Если вы не хотите принять его, вы можете отказаться от получения. Тогда заказное письмо будет возвращено самому отправителю. Разве не так? Подобно этому, критику против вас можно сравнить с заказным письмом. Не признавайте и не принимайте ее. Отказывайтесь от нее, и пусть это же самое заказное письмо критики вернется к своему отправителю, самому критикующему. Если кто-то громко и воинственно говорит против вас на публике, все это пропадает в воздухе или по­близости от вас. Если кто-то обвиняет вас тайком, это возвращается к самому обвиняющему.

Я считаю, что человека следует судить по его достоинствам, а не по его недостаткам. Я снова и снова прошу вас искать свои собственные недостат­ки и достоинства других людей. Если заглянуть поглубже, то можно обнаружить, что личная кри­тика- это не что иное, как «отражение внутренней сущности». Вы замечаете плохое во внешнем мире из-за плохого в вас самих. Нет ничего, что бы вы могли найти вне самого себя. Какое видение, таким же предстает и творение. Какого цвета очки вы носи­те, в таком же цвете вы будете видеть и мир. Если вы осознаете эту истину, вы никогда и никого не будете критиковать.

Сарва дева nамаскара кешавам nрати гаччати (кого бы вы ни уважали и ни почитали, это рав­носильно почтению самого Бога). Бог в каждом, и, если вы уважаете кого-либо, это значит, вы уважа­ете Бога. И точно так же, сарва джuва тираскара кешавам nрати гаччатu (ненависть к кому-либо равносильна ненависти к самому Богу).

В53). Свами! Каким должно быть идеальное правительство?

Бхагаван: При идеальном правительстве каждый гражданин охотно соблюдает правила и законы государства. Каждый гражданин испол­няет свои обязанности. Божественный уклад жизни выше правительства. Но сегодня мы ви­дим, что люди борются за свои права, забывая свои обязанности.

Вы не должны давать повода лени. Все сотрудники должны работать очень добросовестно, что­бы оправдать свою зарплату, которую они получа­ют каждый месяц. Иначе это равносильно обману или предательству своих сограждан или правительства. Люди должны развивать между собой интеграцию, сотрудниче­ство, единство и братство.

Посмотрите на этот платок. Он очень крепкий, потому что в нем нити тесно переплетены. Но если вы разъедините нити, то их можно будет легко по­рвать пальцами. Каждый должен знать, что сила заключается в единстве. Индия смогла обрести независимость, но не единство. Вы вольны ходить, размахивая своей тростью до тех пор, пока она не ударит по носу другого прохожего и пока ваша сво­бода не нарушает независимости других.

Необходимо следовать основным правилам, применимым ко всем. Индивидуум менее важен, чем коллектив или общество. Лучше всего, если вы сможете заняться изучением тех вещей, в которых нуждается общество. Ваше образование должно помогать вам содействовать улучшению общества.

В54). Свами! Вот этот джентльмен – знаменитый журналист. Многие говорят, что он пишет хорошие репортажи в газетах.

Бхагаван: Неужели! Это хорошо! Кто такой журналист? Тот, кто пишет общую сводку событий в газетах, считается журналистом. Что такое новости (news)? Информация с севера (North), во­стока (East), запада (West) и юга (South) состав­ляет новости (news) (Игра слов: по первым буквам английских слов, означающих че­тыре стороны света, получается слово «news»). Хорошо знать новости, при­ходящие из внешнего мира. Но как насчет вздора, который исходит изнутри вас? Знайте это и ис­правляйтесь.

В55). Свами! Что наиболее важно для нас сейчас?

Бхагаван: Если у вас есть любовь, этого доста­точно. Все остальное к вам приложится. Служение, самопожертвование, смирение, преданность, дис­циплина и т. п. заключены внутри любви. Именно любовь пробуждает и развивает все добродетели. Там, где есть любовь, там не будет места эгоизму, ненависти, зависти и другим подобным низким и подлым животным качествам.

В Париже жила одна женщина. Она обходи­лась небольшим количеством денег, которые у нее были. Однажды она увидела нескольких нищих, живших на улице, которые дрожали от холода. Это зрелище произвело на нее глубокое впечатление. Кажый день она брала с собой несколько одеял и раздавала их этим бедным, униженным и обездоленным людям. Это дошло до сведения стариков, а потом и до правительства. Они решили оказать ей свое почтение. Несколько молодых людей подо­шли к ней и поздравили ее. Она сказала, что она несчастлива, потому что она не могла помочь всем, тогда как Всемогущий Господь всегда помогает всем. Потом она добавила, что ейстыдно и горько из-за того, что ее помощь не может распростра­ниться на всех.

Расскажу вам еще одну историю. Однажды в армии служил один солдат, который потерял обе ноги во время войны и ходил на костылях. Посколь­ку он прослужил относительно недолго, то по зако­ну он не мог претендовать на получение пенсион­ных компенсаций. Майор его подразделения дал ему немного денег и попросил его возвращаться домой. По дороге домой ему пришлось остановить­ся в одной деревне, чтобы укрыться от сильного дождя под навесом. Полученные им деньги закончились. На следующее утро по этой улице прохо­дила одна школьница, которая, увидев солдата, расспросила его. Ее глубоко тронуло его бедствен­ное положение. С тех пор каждый день она начала выходить в школу на час раньше, по пути собирала фрукты, продавала их, и покупала несколько чапати (лепешек) для солдата.

Несколько недель спустя майор, проезжая по той же дороге, заметил этого солдата. Майор был очень удивлен, увидев солдата, который за такое долгое время так и не смог добраться домой из-за отсутствия денег. Майор выяснил, каким образом солдат мог прожить все эти дни. Тем временем при­шла девочка и принесла солдату чапати. Майор пошел за ней и зашел к ней домой. Увидев его, родители подумали, что их дочь что-то натворила и он пришел для выяснения обстоятельств. Когда они уже собирались ее наказать, майор всту­пился за нее и сказал: «Вам на самом деле очень по­везло с дочерью! У многих ли из нас есть такие ве­ликодушные любящие дети, которые заботятся о нуждающихся и имеют в сердце дух служения?». Он хотел дать ее родителям несколько золотых мо­нет, но они сказали: «Сэр! Мы ничего этого не хо­тим. Мы можем прожить на свои деньги, зарабо­танные тяжелым трудом. Кто будет сторожить эти золотые монеты дома? Пожалуйста, сэр, оставьте нас в покое!». Майор остался очень довольным и поехал в свой родной город, где он нашел подходя­щего жениха для этой девочки и сыграл им свадьбу. Это настоящее богатство любви. «Расширение любви – это жизнь. Сжатие любви – это смерть»

B40). Свами! Как мы должны вести себя в об­ществе? Каковы социальные нормы?

Бхагаван: Вы должны забыть две вещи: помощь, которую вы оказали другим, и вред, который другие нанесли вам. Более того, две вещи вы должны помнить: помощь, оказанную вам другими, и вред, который вы причинили другим. Тогда в вас не будет эгоизма, гордости, зависти, ревности, не­нависти и других негативных тенденций.

Вы также должны помнить одну важную мысль. Какими бы маленькими ни были недостаток или ошибка в вac самих, считайте их очень большими. В то же время, когда вы замечаете большую ошибку других, вы должны считать ее очень маленькой. Считайте свою добродетель незначи­тельной, а добродетель других могущественной. Это отношение поможет вам исправить и улучшить себя и даст вам возможность простить и забыть ошибки других.

Но сегодня происходит совершенно противоположное. Каждый преувеличивает свою добродетель и преуменьшает достоинства других, каждый ви­дит свои собственные ошибки величиной с гималайские горы муравьиным холмиком, в то время как малейшие ошибки других преувеличивает до гималайских размеров. Это является причиной конфликтов и распрей.

Существует еще две категории людей, впада­ющих в крайности. Некоторые из них выдают свои недостатки за достоинства, выставляют свои ошиб­ки за правильные поступки и пытаются концент­рироваться на своих добродетелях, которых в них на самом деле не существует. И еще есть последняя категория людей, которые даже хуже демонов. Эти люди приписывают другим недостатки, дефекты и ошибки, которых не существует, и полностью игнорируют их достоинства. Сначала исправьте свои собственные ошибки. Судите о других людях по их достоинствам, а не по недостаткам. Ищите свои собственные недостатки и достоинства в других.

В41). Свами! Многие люди чувствуют себя слишком занятыми, даже чтобы отдохнуть. Как человек должен отдыхать?

Бхагаван: Смена деятельности – это отдых. Вы никогда не должны бездельничать. Вы не должны быть ленивыми. Лень – это пыль и ржавчина, ко­торая в конечном итоге терпит крах. Но работа ­это лучший отдых. Если вы устали от какого – либо вида деятельности, переключитесь на другой. Сме­на деятельности – это отдых.

В42). Свами! Мы много переживаем. Иногда из-за переживаний мы начинаем болеть. Что та­кое переживание? Пожалуйста, расскажи нам, как не переживать?

Бхагаван: С Моей точки зрения, такого поня­тия, как переживание не существует. Если вы поглубже проанализируете, то поймете, что в этом мире не существует переживаний. Это только пси­хологическая реакция. Переживание – это мен­тально созданный страх. Вот и все! И больше ниче­го! Это все плод вашего воображения.

Иногда вы испытываете чувство вины. И вы начинаете переживать, вспоминая свое прошлое, которое уже не изменишь. Никакими усилиями вы не сможете изменить его. Прошлое- это прошлое. Тогдазачем переживать из-за прошлого? Есть ли в этом какой-нибудь смысл? Bы также склонны пе­реживать, думая о будущем. На Мой взгляд, это тоже бесполезно. Почему? Потому что будущее неопределенно, и может произойти все, что угодно. Кто может знать? Будущее неизвестно. Тогда за­чем вам переживать о будущем? Что это вам даст?

Четко уясните себе, что все находится в насто­ящем. Это не простое настоящее, оно вездесущее. Каким образом? В настоящем заключены резуль­таты прошлого. Настоящее также является основой будущего. Сегодняшнее семя появилось из дерева, которое вы вырастили вчера, и оно прорастет и завтра превратится в дерево. Так что переживание бессмысленно. Поэтому никогда ни о чем не переживайте.

В43). Свами! В наши дни многие образованные люди растрачивают впустую свое время, деньги и энергию. Бхагаван, мы хотели бы узнать Твое мнение по этому вопросу.

Бхагаван: «Время – это Бог». В своих молит­вах вы произносите: калая нaмaxа, калакалая на­маха, калатuтая намаха (мы поклоняемся Богу как времени) и так далее. Время божественно. Вы не должны растрачивать время. Это грех – тратить зря или неправильно использовать время. Все дол­жны следовать распорядку времени. Бог является мастером времени. Время потеряно – жизнь поте­ряна. Спешка приводит к потерям, потери приво­дят к переживаниям, поэтому не надо спешить.

Мы должны совершать хорошие дела, проводя свое время священным образом. Молодость и река ни­когда не потекут вспять. Когда вы выйдете из мо­лодого возраста, он никогда не вернется назад. Вода в реке течет вперед и никогда не по­течет назад. Вы должны считать время своим самым драгоценным имуществом.

Вы также заметили, что многие образованные люди растрачивают деньги. Это очень плохо. Трата денег – это зло. Вы не должны злоупотреблять деньгами. Всегда помните, что много денег порож­дает еще больше неправильных дел. Большое коли­чество денег приводит вас к плохим привычкам. Вы должны тратить деньги на благотворительные про­граммы. Вы должны выражать свою благодарность обществу, которое способствовало вашему настоя­щему положению, путем внесения денег на благо­творительную деятельность. Вы должны жертвовать для бедных и нуждающихся. Вы можете обрести мокшу, освобождение, толь­ко через самопожертвование. Ни действия, ни по­томство, ни владения или имущество не могут сравниться с самопожертвованием.

В человеческом организме кровь всегда долж­на циркулировать. Таким же образом и деньги тоже должны обращаться в обществе. Они не должны застаиваться в руках нескольких людей. Если кровь не циркулирует, на теле образуется фурун­кул или раковая опухоль. Если у вас деньги на ис­ходе, то трудно справляться с повседневными де­лами. В то же время, слишком много денег портит вас. Они должны быть как ваша обувь, которая точ­но подобрана по размеру ноги. Если обувь слишком большая, вы не сможете ходить, а если слишком тесная, вам будет тяжело ходить свободно.

В48). Свами! Пожалуйста, научи нас, в чем заключаются основные принципы, способствую­щие прогрессу в областях науки, политики, этики, религии и духовности?

Бхагаван: Если вы будете руководствоваться следующими тремя основными принципами, то вам будет обеспечен всесторонний прогресс. Вы, несом­ненно, будете успешно двигаться вперед во всех областях деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.

Первый принцип – это даива-прити (любовь к Богу). Второй: это папа-бхитu (страхперед совершением греха); И третий – это сангха-нити (нрав­ственность в обществе). Пока у вас не будет силь­ной любви к Богу, у вас не будет страха перед со­вершением греха. При наличии страха перед совершением греха нравственность автоматически установится в обществе. Таким образом, эти три принципа взаимозависимы и взаимосвязаны.

Я часто говорю своим студентам: «Перед тем, как что-то делать, задайте себе вопрос, одобрит ли Свами это действие? Понравится ли оно Свами?» Ваша сильная любовь к Свами не позволит вам со­вершить какое-либо неправильное действие. Оче­видно, что любовь к Богу ведет к страху перед со­вершением греха. Все мы видели, как бурные и яростные морские волны бьются о скалистые утесы, которые стоят твердо и непоколебимо. Точно так же и ваша вера должна быть стабильной, силь­ной и непоколебимой, невзирая на потери, пора­жения, неудачи, неприятности, трудности и про­блемы. К примеру, если кто-нибудь скажет вам: «Бога нет», какой ответ вы должны дать? Вы дол­жны ответить таким образом: «Ну, хорошо, может быть у тебя и нет своего Бога, но какое ты имеешь право отрицать моего Бога?»

Никогда не забывайте Бога и всегда помните пятисложную мантру, девудуннаду: де-ву-ду-нна-ду (фраза на телугу, состоящая из пяти слогов, которая значит «Бог существует»). Для того чтобы не сомневаться в этом, повторяйте восьмисложную мантру на санскри­те, самсаиатма вuнасьятu: сам-са-иа-тма- ви­на-сья-тu, что означает «сомнение – это смерть». Никогда не сомневайтесь в Боге. Предложение «God is nowhere» (Бога нет нигде), отражает вашу жалкую участь, в которой вам отказано в Его при­сутствии. Теперь возьмем букву «w» из начала четвертого слова «whеге» и приставим его к концу третьего cлова «no». Тогда получится предложение «God is now hеге» (Бог сейчас здесь).

К большому своему несчастью, человек совер­шает грехи, но не готов принимать их последствия. Он ожидает пунъю (заслуги), которые являются ре­зультатом хороших действий, но не воздерживает­ся от совершения пааnы (греха). Более того, он не хочет совершать достойные дела, чтобы полу­чить хорошие результаты. Есть ли в этом какая-нибудь логика или основание для того, чтобы он получил хорошие результаты? Насколько глупы такие ожидания! Как можно ожидать определен­ных результатов от совершенно противоположных действий? Всегда помните о том, что все возвращается к вам в форме реакции, отражения и отзвука. Вы не можете избежать этого. Когда вы осознаете это, вы не будете больше грешить и не станете вов­лекаться во вредные действия. Поэтому вы должны любить Бога и бояться совершить грех. С эти­ми двумя чувствами в наших сердцах в обществе воцарится нравственность.

В49). Свами! Многие говорят о культуре. В чем заключается ценность культуры?

Бхагаван: Культура очень важна, потому что ваша жизнь и ее ценность зависят от нее. Культу­ра – это образ жизни. Культура дает вам возмож­ность испытать божественность в своей жизни. Культура помогает человеку осознать единство в многообразии. Без культуры человек становится демоном. Он теряет свой человеческий статус и в конечном итоге губит самого себя.

Вы знаете, что морская вода соленая на вкус. Человеческая жизнь похожа на обширное море. Милость Бога подобна солнечным лучам, падаю­щим на это море. Благодаря солнечному теплу морская вода испаряется. Это испарение есть блаженство, принимающее форму облаков на небе, которые вы­падают на землю в виде дождя. Это дождь любви. Морская вода соленая, а дождевая вода сладкая. Почему? В чем заключается разница? Морская вода очищается солнечным светом. Так же и наша жизнь должна быть пропитана культурой и очищена. Цен­ность жизни тогда поднимется. Из куска железа стоимостью меньше одной рупии путем очистки и переработки можно изготовить красивые дорогие часы. Это происходит благодаря культурной обра­ботке, через которую оно проходит. Пока валун ос­тается самим собой, им непременно будут пренеб­регать. Но когда он попадает в руки скульптора и проходит процесс обработки зубилом и молотком, он превращается в красивую статую Кришны и ста­новится объектом восхищения и поклонения. По­чему? Вся разница заключается в культуре. Валун, который все попирали ногами, сейчас в форме из­ваяния занимает место на алтаре в храме, которому каждый день поклоняются. Это – та ценность, которую дарует культура.

Без культуры человек развивает глупый взгляд на жизнь, он видит разнообразие в единстве.

Возьмем, к примеру, иголку. С ее помощью отрезы материи сшиваются в одежду. Игла символи­зирует собой культуру. Но ножницы разрезают материю на части. Это – положение вещей при от­сутствии культуры.

В50). Свами! В нашем современном мире стали ли люди ближе к Богу?

Бхагаван: Современный мир совершенно ис­кусственный и поверхностный. По привычке все говорят друг другу «привет», «привет». Все говорят «спасибо» за каждую маленькую услугу. Это все рутинная механическая вежливость, и эти слова ничего не значат. Везде мы сталкиваемся с абсо­лютным эгоизмом.

Современная наука позволила человеку побывать на Луне. Но человек забывает заходить в гости к соседу. Да, oн смог добраться до чандры (луны), но не может увидеть Рамачандру в своем сердце. Современный человек может плавать в воде, как рыба, и летать, как птица, но своими собственными ногами не может пройти по земле даже мили. Своим физическим глазом, размером не больше двух дюймов, он может видеть галактику, находящуюся от него на расстоянии нескольких тысяч миль, но он не способен видеть самого себя.

Глаз и ухо находятся так близко, но глаз не видит ухо, не так ли? Бог покоится на кшuра-сагаре (оке­ане молока), который находится в вашем сердце, но сегодня мы видим, что сердце стало кшара-са­гарои (океаном яда). Как можно ожидать, что человек осознает свою божественность? Даже став очень богатой страной, Франция проиграла вели­кую войну. Почему? Это произошло из-за необуз­данности ее молодежи и пороков, царивших в те дни. Сегодня эта тенденция растет среди людей. Человек живет и работает ради исполнения своих ашалу (низших желаний), но он должен жить ради ашайялу (идеалов). Только люди с высокими иде­алами могут стать ближе друг к другу духовно.

В51). Свами! Как мы можем преуспеть в жизни?

Бхагаван: Ради этого надо трудиться. Это может быть трудным делом, но достижение этого очень желательно. На самом деле каждый должен стремиться преуспеть в жизни. Поэтому говорит­ся: «Целься высоко. Низкая цель – это преступле­ние». Человек должен идти в правильном направлении и достичь цели. Человеческое рождение для этого и предназначено. Человек должен осознать, что он по своей сути божественен. Человек должен обрести божественность. Но это не так легко и про­сто, как кажется. В конце концов, упасть можно легко и быстро.

Возьмем такой пример. По дороге в Кодайка­нал на подъеме в горы автобус издает много шума. Грузовики тоже хорошенько напрягаются и изда­ют громкие звуки, поднимаясь в эти горы, чтобы добраться до Кодайканала. Но тому же самому ав­тобусу или грузовику легко ехать по дороге вниз с горы. То же самое применимо и к человечес­кой жизни. Вам надо тяжело трудиться и много работать, чтобы преуспеть в жизни. Но упасть с высоты и погубить себя легко, просто и быстро.

Приведу другой пример. Когда вы пускаете стрелу, то чем больше вы оттягиваете тетиву назад, тем дальше полетит стрела. Таким же образом, если вы будете больше работать, то и ваш успех будет в равной степени большим. При запуске ракеты ре­активная сила вырывается назад, и затем ракета выпускается в пространство, где она с горящими языками пламени взмывает ввысь. Таким образом, количество прикладываемых вами усилий опреде­ляет меру вашего успеха.