ОбразованиеТеория и практика духовного саморазвития личности

Современная теория и практика духовного саморазвития личности

Какие концепции, теории, методики предлагают современная педагогическая и психологическая науки  для запуска в процессе воспитания и самовоспитания механизмов духовного саморазвития личности? Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Поэтому в наиболее продвинутых концепциях, теориях и методиках можно обнаружить переложенные на язык и понятия современности древние наставления по духовному развитию личности, которые выдержали испытания тысячелетий.
 
Наиболее перспективные и глубокие образовательные программы разработаны Европейским институтом SAI образования – ESSE, что в переводе с латинского означает «Быть».  Система ступенчатого образования, разработанная институтом, основанная на пяти общечеловеческих ценностях, нашла своё распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Учителя из Австрии, Дании, Голландии, Германии, Греции, входящие в состав преподавательской команды этого института, ведут занятия по системе «Educare» («Выявление»). «Educare»  означает «извлечь изнутри», «выпустить», «дать проявиться». Общечеловеческие ценности изначально присущи каждому человеку, он рождается с ними, их надо только проявить и осознать. Общечеловеческим ценностям не надо учить, их надо извлечь из самих детей путём их выявления, но для этого сам учитель должен быть уже с проявленными ценностями, и вся его жизнь и профессиональная деятельность должны быть основаны на повседневном следовании во всём провозглашенным в них принципам.
 
Концепция «Educare» направлена на развитие всех сфер личности учащегося при помощи пяти методов, пяти общечеловеческих ценностей, на пяти уровнях образования.

Пять общечеловеческих ценностей:

1. Истина (правдивость в мыслях, словах, действиях)
2. Праведность (правдивое поведение, единство мысли, слова, действия)
3. Мир (внутреннее спокойствие)
4. Любовь (ко всему живому)
5. Ненасилие (не причинение вреда ни в мыслях, ни словом, ни действием).

Пять методов обучения включают в себя:

1. Сидение в тишине (молчание, подготовка и настройка на предстоящее занятие)
2. Обсуждение цитат (изречений)
3. Групповое пение (мелодия, ритм, содержание)
4. Обсуждение рассказов, историй (поучительного характера)
5. Групповая деятельность (ролевые игры, тесты, способствующие развитию воображения, концентрации внимания)

Пять уровней образования:
1. Семейное
2. Дошкольное
3. Школьное
4. Вузовское
5. Послевузовское

Цель образования «Educare» – выявить, закрепить высокие духовно-нравственные качества в каждом человеке.
 
Самое главное, что все программы «Введения в духовность» института ESSE разработаны на основе знания об истинной природе человека, основанного на модели «мастерской человека» в соответствии с тем, как она дана основателем этого института Шри Сатья Саи Бабой. В феврале 2000 года Шри Сатья Саи Баба в своих беседах «Оболочки истинного Я», «Как превзойти пять оболочек», «Ум – это причина», «Интеллект – это колесничий»  продвигает нас в понимании того, где и как найти ответ на вечный вопрос человека: «Кто есть я?». Все теории психологии личности, выдвинутые и разработанные величайшими учеными-психологами, не смогли дать интегрированное объяснение человеческой личности во всём многообразии её проявлений. Причина в том, что они не знали истинной сущности человека и его предназначения. Ректор Университета города  Путтапарти (Индия) Шри Сатья Саи Баба – выдающийся учёный и практик дал чёткую структуру истинной сущности человека и его роли в Мироздании. Об этом он подробно изложил в своих работах и многочисленных лекциях перед преподавательской и студенческой аудиториями: «Летние ливни в Бриндаване», «Курс лекций для студентов по духовности и культуре», читаемых ежегодно с 1972 года.



Духовное саморазвитие личности должно базироваться на прочной основе теоретического материала и духовных практик, способствующих выявлению в процессе образовательного процесса фундамента духовности, воплощённой в личности человека – общечеловеческих ценностей.
 
Общечеловеческие ценности: Истина, Праведность, Мир, Любовь и Ненасилие, составляющие сущность человека, не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности. Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Ценность личности зависит от её культуры. Духовность – это понимание и  открытие своих внутренних возможностей самим человеком, через своё «Я», это уровень такого нравственного развития, когда субъект при любых обстоятельствах остаётся высшим проявлением добродетели.
 
Как уже говорилось выше, характер – главное богатство человека. Именно характер позволяет достичь человеческой личности полной внутренней гармонии, достигнуть самореализации. Для достижения этого человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям. Им соответствуют следующие аспекты человеческой личности:
 
истина – интеллектуальный аспект,
праведное поведение – физический аспект,
мир – эмоциональный аспект,
любовь – нравственный аспект,
ненасилие – духовный аспект.
 
Они составляют основу программы духовного саморазвития личности. Психологические аспекты этой программы должны подвести человека к необходимости не только получения знания об ОЧЦ, но и способствовать осуществлению программы их выявления, обеспечивая тем самым свой духовный рост и переход на следующий уровень сознания, сопровождающийся духовной, душевной и телесной трансформацией. В контексте понимания необходимости самоисследования  безусловно большое значение играет уровень образованности (в её широком понимании) и культуры человека.
 
Рассмотрим подробнее ОЧЦ, чтобы лучше понять, как они влияют на формирование личности.

I. Истина

Поиск истины есть отражение стремления человека к познанию самого себя и окружающего мира. «Корень действий лежит в мысли», – отмечал Герберт Спенсер. За всяким действием стоит мысль и очень важно, чтобы они были добрыми. Необходимо развивать силу различения, которым обладает интеллект человека. Научиться контролировать мысли, чувства, эмоции, желания.
 
Стремление познать истину побуждает человека задавать себе вопросы: «Кто я?», «Какова цель моей жизни?», «Как мне жить полной жизнью в текущий момент?», «Как мне познать своё внутреннее «Я»?».
 
Очень важно для человека говорить правду. Произношение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека. (Подробное описание происходящих процессов на молекулярно-клеточном уровне опубликованы в работах по волновой генетике профессора П.П. Гаряева). Человек наделён интеллектом, позволяющим с помощью различения отличать правильное от неправильного. Поэтому очень важно развивать в детях способность различать, создавая предпосылки для развития следующего уровня – получения достоверной информации – интуиции.
 
Истина развивает в детях любознательность, распознавание, чувство справедливости, бесстрашие, честность, оптимизм, стремление к познанию, способность к анализу и синтезу, единство слова, мысли и дела.
 
Цель обучения проявлению истины, как важнейшего качества человека – поддержать ребёнка в поисках его истинной природы и осознания того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, так как Истина – это и есть природа человека. Осознание Истины открывает путь мощному потоку энергии, который наполняет внутреннее пространство человеческого существа.
 
Такие качества характера человека, как удовлетворённость, смирение и беспристрастность ведут по пути Истины.

Различают два уровня Истины:

1. Абсолютная или вечная истина (постоянная и неизменная).
Истина неизменна в прошлом, настоящем и будущем. Истина гораздо глубже и подразумевает больше, чем правильное сообщение того, что человек воспринимает с помощью пяти органов чувств. Она составляет единство триады мысли, слова, действия.

2. Относительная Истина подлежит изменению и являет собой констатацию фактов, истинных только для  данного момента, в следующий момент это уже не истина. Всё, что меняется, не есть истина. Человек сомневается только тогда, когда не знает истины. Когда он осознаёт Истину, все его сомнения исчезают, растворяясь в свете Истины.

Подценности Истины:

а) Убеждения и Вера
 
Убеждения человека предопределяют его Веру. Это может быть вера в Бога, вера в себя. Истинная вера пребывает в сердце человека, и если он слушает своё сердце и следует путём Истины, он живёт в мире и гармонии как с самим  собой, так и с окружающим миром.
 
б) Здравый смысл
 
В ходе образовательного процесса вместе со специализацией должно быть обретено общее знание и развит на их основании здравый смысл.
 
в) Честность
 
Одна ложь, возникнув, должна подкрепляться сотней другой лжи, в то время, когда истина – самая лёгкая и безопасная линия поведения.
 
г) Мудрость
 
Цель образования – излучать свет мудрости. Необходимо в образовательном процессе добиться вспышки такого внутреннего света и сохранить этот свет. Это и есть отличительный признак образованного человека, осознавшего, что Ум – только тень его высшего «Я».
 
д) Рассуждение, Анализ, Синтез
 
Человек от рождения наделён способностью рассуждать, анализировать и синтезировать. Необходимо в полной мере использовать эту способность, чтобы открыть истинное высшее «Я» человека, являющегося всеобъемлющей Истиной, так как внешний мир есть только его Отражение. Истина как проявление в человеке – это честность, это единство мысли, слова и действия. Абсолютная Истина – это вечная и неизменная Реальность, осознать которую и проявить в себе, как свою истинную Сущность, должен каждый человек, постигая её в процессе своего духовного саморазвития, самореализации.

II. Праведное поведение

 Из следования Истине естественно проистекает Праведное поведение, принцип которого – непричинение вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать, уважать и выполнять законы Природы, морали и государства, выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим родителям, к своей семье, к обществу и т.д. Необходимо анализировать свои поступки и, прежде чем их совершать, обращаться к голосу совести. Праведное поведение – это результат того, что человек, ведомый совестью, уходит от плохого и идёт к хорошему.
 
Цели образовательного процесса в обучении Праведному поведению: пробудить заложенную в каждом человеке способность различать и слышать голос Совести, укреплять те мысли, слова и действия, которые развивают и реализуют в повседневной жизни подценности праведного поведения.
 
Подценности праведного поведения:

а) Привычки
 
Праведное поведение, основанное на осознании своей истинной природы, должно стать главным в жизни человека. Даже небольшие дела, которые совершаются многократно и еженедельно, закрепляются в привычках. Эти привычки формируют интеллект и создают эталон взгляда на жизнь и соответствующее этому взгляду поведение человека.
 
б) Управление желаниями
 
Желание побуждает человека к действиям и обуславливает его поведение в жизни. Находящиеся в неведении о цели своего существования, люди тратят всю свою жизнь на достижение и удовлетворение своих желаний. Их исполнение становится главным в жизни человека, они – причина его беспокойства и несчастий. Желания могут стать настоящей тюрьмой для человека. Только ограничив желания, человек может стать свободным.
 
в) Сотрудничество
 
Чтобы научиться жить и идти по пути с людьми различного возраста, отличающихся своим социальным и экономическим положением, с различными интеллектуальным багажом и эмоциональными особенностями, дети и юноши должны воспитываться в процессе обучения в учебных заведениях. Там они вместе учатся дисциплине, взаимоуважению, уважению к старшим, терпению и самое главное – сотрудничеству.
 
г) Дисциплина
 
Дисциплина – основа успеха человеческой деятельности. Это чувство должно прививаться ещё в детстве. Дисциплине можно научиться только через практику. Отсутствие дисциплины сеет смятение и тревогу, ведёт к нестабильности в семье и обществе, что и наблюдается сейчас в мире. Необходимо, чтобы каждый человек обладал чувством выдержки, самоконтроля и дисциплины, и тогда культура будет жизнью не только нашего общества, страны, но и всего мира.
 
д) Долг и благодарность
 
В первую очередь человек должен заботиться о своих родителях и близких, которым должен быть благодарен за то, что они его вырастили и воспитали. У каждого человека есть долг перед всей Природой, перед Землёй, на которой он живёт, о состоянии её экологии, в которой будут жить его потомки. У каждой личности есть долг и обязательства перед своей семьёй, обществом и страной, в которой он живёт. Шри Сатья Саи Баба говорит:

Долг без любви скорбен –
Он отягощает человека.
Долг с любовью желанен.
Любовь без долга божественна

е) Правильная мысль
 
Правильная мысль лежит в основе правильной речи и праведного поведения, поэтому нужно не допускать и избегать негативных мыслей. Нужно иметь чистые и возвышенные мысли, которые ведут к праведным поступкам. В основе праведного поведения и действия лежит правильная речь.
 
ж) Правильная речь
 
Язык – это показатель истинной воспитанности. Слова человека говорят о его воспитанности. Громкая речь, необразованная, полная гнева и ненависти – отрицательно влияет на здоровье человека. Недаром говорят: «Молчание – золото». Оно человеку не создаёт врагов, хотя может и не помочь приобрести друзей.
 
Праведное поведение – это то, что рождается в сердце, а затем выражается в форме слов и практикуется.
 
3) Правильный поступок
 
Помимо глубокого уважения своих родителей и старших, человек должен глубоко уважать свои дела. Дела возвышают его или опускают вниз. Энтузиазм или отчаяние, успех или поражение являются последствиями действий, совершаемых человеком.
 
Для развития праведного поведения необходимы: правильная мысль, правильная речь, правильный поступок, привычки и манеры правильного поведения, сотрудничество, дисциплина, долг, благодарность, управление своими мыслями и чувствами, самоконтроль, доверие к самому себе, единство мысли, слова и дела, терпимость, выдержка, ответственность.
 
Праведное поведение ставит цель развить в детях:

– умение помочь себе – это забота о своём здоровье, правильное питание, гигиена, сохранность своего имущества;

– социальное умение – нравственное поведение, хорошие манеры, гармонические взаимоотношения с другими, стремление проявить заботу о других и оказать им помощь, бережливость;

– этические умения – чувство долга, инициативность, ответственность, смелость, благодарность, уважение ко всем и т.д.

III. Мир

Мир – это гармония, равновесие, дающие человеку душевный покой и умение творить мир вокруг себя. Наполняясь душевным покоем, человек испытывает радость и счастье, становится уверенным в себе и живёт в мире со всем миром.
 
Это состояние проявляется в человеке, который проявил в своих мыслях, словах и действиях Истину и Праведное поведение. Человек улыбается, когда испытывает удовлетворение и счастье. 

Мир начинается с улыбки
– говорила великая подвижница Мать Тереза

Шри Сатья Саи Баба в лекции для студентов Университета говорит:

Когда в душе человека мир, то и нация наполнена миром. Если нация находится в мире, то и на всей Земле будет мир

Состояния гармонии и мира можно достичь, если успокоить и контролировать свой ум, который стремится увеличивать желания человека. Сила воли должна помочь человеку различать, чем ему хочется обладать и тем, что ему действительно нужно. Поэтому контроль над умом делает возможным установить потолок желаний. Именно неудовлетворенность в выполнении желаний отравляет ум человека негативными мыслями, которые вызывают появление негативных эмоций, и лишают человека внутреннего мира и покоя. Если ум наполнен добрыми мыслями, то исчезают волнения и тревоги.
 
«Мир» у человека формирует такие качества характера, как концентрация, спокойствие, удовлетворенность, внутреннее согласие, уверенность в себе, дисциплинированность, самодисциплину, скромность, терпение, само-уважение, чувство благодарности и понимание.

Подценности мира:

а) Спокойствие. Управление чувствами
 
Мир и внутреннее спокойствие означает, что человек не должен реагировать на то, что бы ни говорили ему другие люди, как бы его не оскорбляли. Это не означает, что он должен быть молчалив. Это подразумевает овладение чувствами и страстями. Внутренний покой должен стать натурой человека.
 
б) Ясность и чистота ума
 
Состояние мира и покоя являются важными для остроты ума. Ненависть и озабоченность будут смущать ум. Ясность и чистота ума необходима человеку, чтобы поддерживать мир внутри себя и жить в мире со всем, что его окружает.
 
в) Гармония
 
Раздоры поразили человеческое сообщество. Они – в семье, в школе, между мужем и женой, между учителем и учеником и во всём обществе.
Человек должен находиться в гармонии и мире с самим собой.
Покой, мир и гармония в семье между всеми её членами является основанием для Мира на земле.
 
г) Добродетель
 
Когда человек думает, говорит и действует добродетельно, его совесть будет чистой, он приобретёт состояние внутреннего мира и покоя.
 
Говорят, знания – сила. Нет, Сила – это добродетельный характер, несущий мир и покой. Своим студентам Шри Сатья Саи Баба говорит:

Если будет праведность в сердце,
Будет красота в характере.
Если есть красота в характере,
В доме будет гармония.
Когда гармония в доме,
Будет порядок в нации.
Когда есть порядок в нации,
Мир будет во всём мире

IV. Любовь

Любовь рассматривается как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Именно любовь побуждает человека желать счастья всем и радоваться их благополучию. Энергия любви исцеляет человека, способствует  улучшению физиологического и психологического здоровья. Когда мотивом действия является любовь, то такое действие становится праведным. Слова, содержащие любовь, это сама Истина. Когда чувства человека наполнены любовью, он испытывает внутреннее спокойствие, умиротворение и счастье.
 
Любовь является основополагающим принципом всех пяти качеств: человечности, личности, патриотизма, божественности и единства. Единство достигается через любовь. Любовь, словно золотая нить, пронизывает и удерживает в единстве бриллианты Истины, Праведности, Мира и Ненасилия.
 
Шри Сатья Саи Баба говорит своим студентам:

Где Любовь – там и Мир,
Где Мир – там и Гармония,
Где Гармония – там и взаимопонимание,
Где взаимопонимание – там проблемы перестают существовать

Любовь, которую излучает, дарит человек, возвращается к нему.
 
Подценности любви:

а) Радость. Счастье. Гармония
 
Жизнь есть любовь; Любовь есть жизнь.
 
Только испытывая Истинную Любовь и отдавая её окружающим, человек бывает счастлив.
 
Радость и покой не присущи внешним объектам, они внутри самого человека. С каждым и со Всеми во Вселенной необходимо проявить это родство, существующее изначально, эту Любовь – основу жизни, и тогда человек будет жить в гармонии с собой и со всем окружающим миром, испытывая радость и счастье.

б) Дружба
 
Дружба – выражение несокрушимой Любви, свободной от эгоистических желаний и полной благородства.
 
в) Прощение
 
Проявление Эго в отношениях – это не любовь. Любовь бескорыстна. Любовь даёт и прощает, Эго получает и забывает. Любовь и месть несовместимы, потому как любовь всепрощающа.
 
г) Бескорыстие
 
Истинная Любовь бескорыстна. Корысть – отсутствие любви. Любовь – отсутствие корысти. Любовь такая только отдаёт, не требуя ничего взамен.

Отдавайте Любовь и получайте Любовь
– наставляет своих студентов Шри Сатья Саи Баба

д) Почтение
 
1. В почтении к родителям, за то, что они родили, вырастили и воспитали, проявляли человеческую Любовь;
2. С почтением человек должен относиться ко всему живому, к природе, которая составляет среду его обитания.
 
е) Любовь к Родине, Миру
 
Начинаясь с выражения любви ребёнка к родителям, она растёт, чтобы включить в себя всё: семью, соседей, сообщество, страну. Когда ребёнок ко всем семьям относится с чувством любви, которую он испытывает к своей семье, его любовь продолжает расширяться. Когда он гордится всеми народами, как своим народом, всеми странами, как своей страной, круг его Любви расширяется дальше.

Любовь, как мысль, есть Истина;
Любовь, как чувство, есть Покой;
Любовь, как понимание, есть Ненасилие.

Любовь содержит три принципа: реакция – отзвук – отражение. Говоря о ценности любви, Шри Сатья Саи Баба говорит своим студентам:

Начните день с Любви,
Проведите день с Любовью,
Наполните день Любовью,
Завершите день Любовью

Это практика истинной любви человека.

V. Ненасилие

Ненасилие рассматривается как непричинение вреда живым существам ни мыслью, ни словом, ни действием. Для этого необходимо воспитать в человеке миропонимание, тогда придёт понимание и осознание взаимосвязи всего Сущего в Мироздании. Здесь имеются два аспекта: психологический и социальный.
 
Психологический аспект – это сострадание ко всем живым существам.
 
Социальный аспект – принятие всех культур и религий, забота об окружающей среде.
 
Признаком цельной и уравновешенной жизни является причинение минимально возможного ущерба другим людям, животным, растениям и среде обитания. Ненасилие позволяет испытать человеческой личности благоговение перед гениальным чудом Творения и ощутить чувство всеобщего единства.
 
Ценность Ненасилия признаётся многими религиозными конфессиями: в иудаизме, джайнизме, буддизме, христианстве и исламе.
 
Аналогичных точек зрения придерживаются представители различных философско-этических течений: М.Ганди, Шри Ауробиндо, М.Л. Кинг, Л.Н. Толстой, Г. Торо, А. Швейцер, Шри Сатья Саи Баба, Е.И и Н.К. Рерихи и др.
 
Проблема ненасилия была подробно освещена в знаменитых «Ведах» и другой философской и религиозной литературе древних стран Востока.
 
Постановке и решению проблемы ненасилия способствовал сам характер восточных религий, проповедовавших терпимость и отличавшихся терпимостью.
 
Принцип Ахимсы (на санскрите «ахимса» – буквально отказ от насилия) занимает одно из ведущих мест в этике джайнизма, буддизма и индуизма, в котором ненасилие выступает как ценность, выражающая знание, и как необходимость обращения каждого человека к Верховной Божественной Сущности.
 
Ни в какой другой религии проблема добра и зла не была поставлена так чётко, как в христианстве. Ненасилие выступает в качестве формы, способствующей самоуничтожению зла и одновременно как форма укрепления духовности и веры, что возвышает человека.
 
Условием осуществления ненасильственного действия являются терпение и смирение, которым придаётся большое значение.

В Коране есть слова аята:

Аллах любит тех, кто делает добро, Аллах с теми, кто терпеливо переносит трудности; не делай зла другим, и тебе не сделают зла, если творишь добро – творишь добро для собственной души, если творишь зло – делаешь это самому себе

В российской педагогической и психологической науках ненасилие составляет одно из направлений образования, возникшее в конце ХХ века.
 
Целью педагогики ненасилия является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе, в духе миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к Природе, ко всему живому.
 
Целью психологии ненасилия является изучение механизмов ненасильственного взаимодействия человека с другими людьми, с Природой, обществом, миром в целом.
 
Ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей.
 
С содержательной позиции Ненасилие выражает устремлённость человечества к созиданию, творчеству, сотрудничеству. Как обще-человеческая ценность, Ненасилие  присуще самой природе человека, но раскрывать это качество надо учиться с детства, развивая в себе духовные устремления к Истине, Праведности, Миру и Любви.
 
Ненасилие характеризуется следующими качествами:

психологические – милосердие, заботливость, сострадание, сотрудничество, умение прощать, отзывчивость.
социальные – уважение к другим культурам и религиям, чувство братства, гражданственность, национальное самосознание и чувство социальной справедливости.
 
Цель выявления ценности Ненасилия – это слияние всех ценностей в личности.

Свойства ненасилия
 
Ненасилие означает воздержание от причинения вреда в мыслях, словах и делах и является следствием их единства.
Ненасилие выражает себя как Любовь ко всем и ко всему.
Ненасилие есть осознание Единства всех и всего.
Ненасилие включает все добродетели и укрепляет их.
Ненасилие означает не только воздержание от нанесения вреда другим, но также участие в облегчении страдания других людей.
 
Подценности ненасилия
 
а) Безвредность и помощь
 
Непричинение вреда в мыслях, в словах и делах ни себе, ни окружающему миру, умение заботиться о тех, кто и что нас окружает. Необходимо всегда помогать и не причинять боли всему живому на земле, не разрушать своё тело и мысли насилием в каких бы то ни было формах.
 
б) Уважение. Почтение. Терпимость
 
Надо чтить свою Родину и родной язык. Но при этом надо также уважать другие регионы, страны и их языки. Надо гордиться своей культурой, но и уважать культуру других народов и стран. Языки, с помощью которых выражаются мысли, могут быть разными, но мысли, эмоции и чувства, которые они выражают, одни и те же. Язык сердца у всех один и тот же, но когда он приобретает форму слова, то обретает различные формы.
 
в) Дух сотрудничества
 
Когда личность хочет взаимодействовать, сотрудничать с другими личностями и обществом, она должна уметь идти на компромисс, испытывать чувства терпимости и любви. Только сотрудничая с другими людьми, человек может достичь духовных и материальных высот, сделать свою жизнь счастливой и плодотворной. Ненасилие – основа Праведного поведения, которое выявляется и начинает формироваться ещё в утробе матери и продолжается в семье, где первыми учителями развивающейся личности являются родители. Они должны, осознавая свою роль и ответственность, обучать детей по методу соединения академического и духовного образования. Существует родительский долг: физический, интеллектуальный, эмоциональный и духовный.
 
Любовь, лежащая в основе всех ценностей, позволяет воспитать в детях чувство дружбы, верности, чистоты, жертвенности, целомудрия, скромности, доброжелательности, добропорядочности, умение ладить с людьми, праведное поведение и мягкость.
 
Ответственность за формирование характера детей лежит, прежде всего, на родителях. Ценности в семейной жизни выделяют так:
 
Любовь – родительская любовь
Праведное поведение – сильная структура взаимоотношений
Мир – единение и семейное времяпровождение
Ненасилие – умение общаться, уважать и любить близких людей
Истина – моральный поиск, традиции, религия.
 
Ценность личности определяется её активностью в процессе развития самого себя и окружающей действительностью.
 
С позиции психолого-педагогической науки духовно-нравственное и эстетическое воспитание участвует активно в формировании эмоционально-чувственной сферы человека. Однако современные школы в своей массе страдают от душевной и духовной нищеты. Самый главный дефицит в них – Любовь к ученику, к профессии, к учебному процессу, как к взаимодействию личностей.
 
Духовное богатство не является результатом  материального благополучия, хотя нельзя его недооценивать. Материальное благополучие может создать более благоприятные возможности для всестороннего развития, но только при одном условии: когда оно является средством, а не целью. В этом плане решающее значение имеет личный пример родителей, воспитателей, учителей. Если бы учителя и родители практиковали сами то, чему они учат детей, они могли бы стать идеальным примером для общества. Учитель должен прежде сам зажечь светильник общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажечь другие сердца. Если же, несмотря на свой высокий профессионализм, они сами не практикуют, чему учат, то никто не будет следовать им и уважать их. 
 
Поэтому те учителя, которые стремятся использовать методологию и практические методы по программе общечеловеческих ценностей, должны сами пройти обучение, в процессе которого они очистят свои сердца от сорняков эгоизма, самости, гордыни, злости, ревности, материальных привязанностей и наполнят их чистой, неземной бескорыстной любовью и божественными качествами, руководствуясь принципами:

Любить всех, служить всем

VI. Практические методы духовного саморазвития личности

 В основе духовного саморазвития личности лежит практическое следование в повседневной жизни общечеловеческим ценностям. Безусловно, эта работа должна начинаться ещё в раннем детстве с помощью родителей, а позднее воспитателей и учителей. Для  духовного развития  взрослых Европейским Институтом ESSE (Копенгаген, Дания) была составлена программа ступенчатого образования «Введение в духовность». В начале в содержание этой программы входили материалы по западной философии и психологии, но опыт, обретённый преподавателями института, с возрастающей ясностью показал, что необходимо всю программу базировать  на работах ректора Университета г. Путтапарти (Индия) Шри Сатья Саи Бабы. Эта программа, включающая лекции и семинарские занятия, используется во многих странах. Курс лекций и семинаров по общечеловеческим ценностям с 2000 года регулярно проводится Европейским Институтом ESSE в России. На этих семинарах  читает лекции и проводит  практические занятия профессорско-преподавательский состав института, во главе с ректором института ESSE М. Мейер, недавно ушедшим из этого мира профессором Тобьерном Мейером, Анитой Фридрих и международным коллективом преподавателей из Австрии, Германии, Греции и др. стран.
 
Программа «Введение в духовность» способствует пробуждению общечеловеческих ценностей как в детях, так и во взрослых, которые под руководством опытных педагогов шаг за шагом следуют её практическим рекомендациям и осуществляют её в повседневной жизни. В программе главное место уделяется пониманию человеком своей истинной природы, как многоуровневого существа, с подробным описанием каждого уровня, методов взаимодействия с ними и способами движения от уровня к уровню через внутреннюю духовную трансформацию, без которой невозможна дальнейшая эволюция человека и всего человечества. Методы подразумевают тройную трансформацию: духовную, социальную, индивидуальную. Стремясь к достижению этой тройной трансформации, как к цели духовного саморазвития личности, человек должен начать работу над собой. Работа эта заключается: в сокращении личных желаний, в снижении расточительства в повседневной жизни, в преобразовании своих негативных эмоций. Для этого существуют чёткие направления практической работы через Программу «Потолок для Желаний». Цель этой программы: помочь каждому индивидуально и, следовательно, каждой семье, сделать свою жизнь более счастливой, освободиться от давления эго, постоянно диктующего свои эгоистические желания, в основе которых всегда лежит  преследование удовольствий тела. Несмотря на простоту этой программы, её конкретность, многие восприняли её как угрозу устоявшемуся образу жизни. Но в зависимости от того, сколько энтузиазма и усердия будет проявлено, чтобы сделать эту программу правилом своей жизни, ровно настолько мы сможем продвинуться по пути к духовному просветлению и духовному саморазвитию общества. В противном случае этот процесс будет невозможным. Смысл Программы «Потолок для Желаний» заключается в личной дисциплине самоограничений, преодолении пустой траты жизненных средств: денег, энергии, времени, пищи и использовании при этом сэкономленных ресурсов для помощи тем, кому не так повезло в этой жизни, как нам.
 
Материал для Программы «Потолок для Желаний» – итог  личных бесед известного психолога, психотерапевта Филлис Кристал с ректором Университета г. Путтапарти Шри Сатья Саи Бабой в январе 1983 года, которые целиком были посвящены этой теме. В процессе работы над Программой «Потолок для Желаний» Филлис Кристал использовала материалы лекций, прочитанных Шри Сатья Саи Бабой в Бомбее (ныне Мумбае), Вайтфилде и Путтапарти, из его публикаций в журнале «Санатана Саратхи» («Вечный Возничий») и другие материалы.
 
Практические предложения для Программы «Потолок для Желаний» были опубликованы Филлис Кристал в июне 1986 года и вошли в последующем как составная часть программы ступенчатого образования  «Введения в духовность», разработанной Европейским Институтом ESSE.
 
В предложениях по программе «Потолок для Желаний» каждая из глав подразделяется на следующие темы:
 
1. Принцип и специфические действия
2. Пример и практические задания (работа на внешнем плане)
3. Медитация (работа на внутреннем плане)
 
Заключительная глава посвящена обобщённому анализу всех четырёх ресурсов жизни – денег, пищи, времени и энергии и уяснению, что эти ресурсы находятся в тесном взаимодействии, и каждый из них влияет на остальные.
 
Следовательно, надо научиться мыслить с точки зрения этого постоянного взаимодействия. Эта программа должна стать непрекращающейся практикой повседневной жизни.
 
Много практических рекомендаций как психолог, психотерапевт и высокодуховная личность Филлис Кристал даёт в своих замечательных книгах, содержание которых вдохновлено её более чем двадцатилетним общением с Шри Сатья Саи Бабой. Это книги «Сатья Саи Баба – наивысший опыт», «Потолок для Желаний», «Как обуздать наш обезьяний ум». Увидевшие свет в разное время, они, тем не менее, представляют стройную систему практических рекомендаций, способствующих духовному саморазвитию личности. Главное в этих книгах – пробудить в человеке стремление к самопознанию и самоосознанию, постижению своей истинной природы и своего жизненного предназначения. Если в первой книге она описывает свои духовные искания, которые привели её к Шри Сатья Саи Бабе, то в «Потолке для Желаний» и «Как обуздать наш обезьяний ум» даются практические рекомендации для осуществления контроля над желаниями и их проводником умом. Эти рекомендации включены Европейским Институтом ESSE в учебные программы и в содержание новой программы семинаров по Образованию Сатья Саи.
 
Американский психолог, психотерапевт и психиатр, доктор, профессор Самюэль Саидвайс в своей книге «Сатья Саи Баба Святой и … Психиатр (Амрита-Русь, Москва, 2003 г.) пишет: «Едва ли не главной причиной, побудившей меня взяться за книгу, было желание рассказать о моём духовном опыте, поделиться моим открытием с теми, кто ищет света». Результатом его многолетних неоднократных поездок в Индию и общения со Шри Сатья Саи Бабой стала его книга под названием «Ум и Дух».
 
Так что в распоряжении человека, стремящегося следовать путём духовного саморазвития личности, существует чётко ориентированная программа Международного института ESSE и соответствующая литература.
 
Особо важное значение имеют лекции, прочитанные студентам во  время летних дискурсов в г. Биндаване ректором Университета г. Путтапарти Сатья Саи Бабой и опубликованные с переводом на русский язык в Санкт-Петербурге и в Москве. Лекции посвящены духовности и культуре, в них в доступной и понятной форме излагаются Высшие Знания и рекомендации: как их практиковать в повседневной жизни для успешной эволюции человека и всего человечества.
 
Как показывает анализ  мирового  экономического кризиса, в его основе лежат духовно-нравственные причины. Это эволюционный кризис человечества. Выход только один: в изменении человеком самого себя на основе общечеловеческих ценностей. А это возможно только при наличии адекватной этой задаче системы воспитания и образования в масштабах каждой страны и человечества в целом. И главной фигурой этого процесса должен стать учитель-воспитатель, личным  примером высокой духовности воздействующий на  формирование человеческой личности. Примеры таких систем  воспитания и образования и  соответствующих их задачам учителей в современном мире  уже  есть.