Духовное чтениеВыдержки из книгБожественные воспоминания :: Д. Баскин

Избранные главы из книги «Божественные воспоминания» Дианы Баскин

Божественные воспоминания

В те годы  мне следовало бы вести дневник, поскольку каждый день, проведенный со Свами, мог составить вдохновляющую главу книги; каждое Его слово и действие было обучающим опытом. Самое большое чудо не в том, что видится глазами, а в том, как раскрывается наша внутренняя суть. Мы не получим представления о процессе внутренней трансформации, пока не повернемся назад, в прошлое, и не посмотрим с удивлением на того, совершенно другого чужого человека, которым мы были до того, как познакомились со Свами. Он осуществляет нашу трансформацию постепенно, но неуклонно. Терпеливо держа нас за руку, Он направляет нас тем путем, который Сам избрал. Мы торопимся достичь вершины, и часто считаем путь обременительным и чрезмерным. Но следует исполниться терпения, и, положившись на Него с полной верой и доверием, позволить Свами направлять нас и руководить нами.
Диана Баскин

Последний даршан

Человек живет, получая и забывая. Бог живет, отдавая и прощая
Сатья Саи Баба

Мы вернулись в Прашанти Нилаям ко дню рождения Саи Бабы. Он нежно приветствовал нас среди тысяч собравшихся людей, произнеся: “Ну, вот вы и приехали, бангару” (бангару – это полное любви слово, означающее “золотой”). Это приветствие дало нам возможность почувствовать себя желанными и любимыми. Мы были свидетелями чудесного праздника, во время которого мать Саи Бабы наносила масло на Его волосы. После беседы Он накормил всех собравшихся прасадом (благословленной пищей), который подавался на банановых листьях. Его платье было насквозь мокрым от пота. Мучительно было даже наблюдать, как в изнуряющей жаре Он тысячекратно склонялся, служа каждому. Я уверена, что многие преданные, так же как и мы, испытывали душевные муки и молились, чтобы Он  остановился. Мы  не могли видеть, как Он изнурительно трудится.

Через несколько лет Он перестал лично кормить толпы, выросшие к тому времени до сотен тысяч, но Он никогда не переставал отдавать. Сама Его природа в расширении, отсутствии эго, всегда дающая. Его целебные лучи любви успокаивают беспокоящегося, больного и заблудшего. Его руки постоянно   раздают сари, рубашки, дхоти (длинная верхняя мужская одежда), карандаши студентам, конфеты рабочим, беднякам и  преданным. Он всегда лично участвует в праздниках и особых событиях, раздав
 
Когда Он раздавал большие пачки сари беднякам, я отметила, насколько тщательно Он подбирает цвет, предпочитаемый каждой женщиной. Иногда Он поддразнивал их, вручая явно нелюбимый цвет. Но, прежде чем, они успевали сказать “спасибо” или дотронуться до Его стоп в знак благодарности, Он быстро забирал сари назад и заменял его другим, предпочитаемым по цвету. Описание выражения удовольствия со слезами на глазах на лицах этих женщин могло бы составить роман. Тогда мы оказались именно среди таких счастливиц.  Он подарил нам с мамой два прекрасных шелковых сари, чтобы мы одели их во время празднования Его дня рождения.
 
После многих часов, проведенных в изнуряющем зное среди большого скопления тесно сидящих друг к другу людей, мы почувствовали себя уставшими. Необходимость сидеть, скрестив ноги на земле, и недостаток свежего воздуха стали для нас физически невыносимыми. Поэтому, пока наше терпение не иссякло вовсе, мы взяли такси в Бангалор. К тому же дата нашего вылета стремительно приближалась.
 
Вечером, накануне вылета из Бангалора, я вдруг вспомнила о моем знакомом нищем. Полагая, что нам не скоро удастся вернуться в Индию, мы с мамой выпрыгнули из постелей, накинули дождевые плащи поверх ночных рубашек и взяли такси до Коммерческой улицы, чтобы вручить нашему знакомому прощальный подарок. В течение двадцати лет, каждый раз приезжая в Бангалор, я все еще специально заезжаю на Коммерческую улицу, чтобы отыскать своего знакомого. Он теперь весь седой и у него нет зубов, но он по-прежнему мил и услужлив.
 
Первой остановкой на обратном пути была Италия, наша родина, с любимой итальянской кухней. Мы настолько изголодались по привычной обильной пище, что тщательно составили меню и в предвкушении глотали слюнки. Официант был озадачен столь необычным сочетанием блюд и просил подтвердить заказ. Он, должно быть, подумал, что имеет дело с двумя невоспитанными дамами, которые  не имеют понятия об основных сочетаниях пищи. Наши рты были полны слюной, пока не появилась еда; но, едва приступив к ней, мы испытали настолько сильное чувство отвращения,  что  даже не могли смотреть на оставшуюся пищу.
 
Наш кругосветный билет тоже пропал. Мы планировали посетить несколько стран, в которых никогда не бывали. У нас было много времени, но мы чувствовали себя слишком больными, чтобы развлекаться. Поэтому,  отменив все зарезервированные места, мы вернулись прямо домой.
 
То же самое происходило в течение последующих двадцати лет. По тем или иным причинам, я не способна наслаждаться отпуском. Теперь, когда позволяет время, я потеряла всякое желание ехать, куда бы то ни было, кроме Индии. В частности, я чувствую, что развлечения возникают передо мной лишь с целью проверить мою реакцию. Стал ли духовный путь для меня наивысшей ценностью, или мир все еще на первом плане? Теперь, собираясь к Саи Бабе, я знаю, что вся моя энергия и все внимание должны сосредоточиваться на одной цели; в противном случае, они легкомысленно разбрасываются и пропадают. “Потерянное время – потерянная жизнь”, – говорит Баба. Растущее понимание того, какое количество времени бессмысленно растрачено в моей жизни, способствовало тому, что мои многочисленные желания стали уходить одно за другим естественным путём.

Преодоленный страх

Не уподобляйтесь граммофонным пластинкам, исполняющим чью-то песню, не ведая глубокого подлинного волнения от музыки. Пойте из своего собственного переживания славы и милости Господа
Сатья Саи Баба

В декабре 1971 года Свами пригласил нас и чету Хислопов присоединиться к Нему в поездке в Мадрас, где Он председательствовал на Всеиндийском Конгрессе. Я с самого начала отметила, какое бы Свами не организовывал мероприятие, Он лично наблюдал за каждой мельчайшей деталью.
 
Так, во время подготовки летнего курса за один месяц следовало выполнить огромный объём работ: возвести тенты, организовать столовую для питания сотен людей, организовать проживание студентов, привозить выступающих из аэропорта. На протяжении этого времени Свами встречался с потоками людей, и беседуя с каждым, подробно входил в курс всех деталей. Я видела, как несмотря на этот, выходящий за рамки человеческого понимания график, Свами нашёл возможность сходить к собачьей конуре и напомнить ответственным за собак ребятам, что они забыли покормить животных.
 
Точно так же внимательно Свами наблюдал за каждой деталью приготовлений к нашей поездке в Мадрас: продуктами, которые следует взять, расселением в Мадрасе Его гостей, количеством автомобилей и определением тех, кто их займёт. Он занимался всем этим наряду с приготовлениями к приёму многих тысяч людей, которые ожидались  на Конференции.
 
Я должна была взять с собой айях (няньку) для ухода за Кристиной, иначе мне бы не удалось принять участие в Конференции. Нам нужно было проинструктировать её и нашего шофера и при этом ни словом не обмолвиться о планируемом отъезде. Куда бы Свами ни собирался, это следовало держать в абсолютном секрете; иначе тысячи людей последовали бы за Ним, нарушая Его планы. Существовала также опасность, что водители будут соревноваться в безрассудном стремлении протиснуться как можно ближе к автомобилю Свами. Хотя, согласно официальным правилам,  никому не разрешается следовать за Свами без Его позволения, люди часто нарушают это,  оправдываясь затёртым выражением: “На всё Божья воля”.
 
К счастью, на этот раз планы Его передвижения не открылись, и за нами никто не последовал. Примерно через полчаса после выезда из Бангалора, Свами остановил Свой автомобиль и пригласил г-жу Хислоп, маму и меня занять задние места в Его авто. Свами сидел впереди рядом с профессором В.К.Гокаком (бывшим вице-канцлером Его университета).
 
Я никогда не забуду этих часов, проведенных со Свами во время своей первой поездки. Атмосфера была наэлектризована; каждое мгновение заряжено чистой радостью. Свами спросил нас, хотим ли мы, чтобы Он спел нам бхаджан (гимн прославления Имени Бога). Еще до поездки в Индию, я слышала запись бхаджана “Говинда, Кришна Джей” в исполнении самого Свами. Я полюбила Его голос и этот бхаджан и постоянно слушала его, пока совершенно не затёрла пластинку.  Подпрыгнув от возможности лично услышать этот прекрасный гимн в Его исполнении, я высказала свою просьбу. И Он запел мой любимый бхаджан. Его мелодичный ангельский голос вызвал божественный трепет. Время остановилось, и я почувствовала себя в раю.
 
Закончив петь, Он попросил спеть и нас. Г-жа Хислоп знала только один бхаджан и храбро его спела. Свами несколько раз прерывал пение, чтобы поправить ее произношение. Затем Он попросил спеть меня. Я испугалась, запаниковала, пришла в ужас и не могла ничего произнести в ответ. Пение на людях всегда было для меня чем-то абсолютно невозможным; я могла петь только в одиночестве. Поэтому, никто никогда не слышал, как я пою. А если я кому-то и пыталась спеть, страх парализовывал мои голосовые связки так, что не могло прорваться ни единого звука.
 
Набравшись храбрости и, запинаясь, я ответила: “Свами, я не могу петь”. “На самом деле, можешь”, – заверил Он. “У меня нет голоса”, – прозвучало в ответ с моей стороны. “У всех есть голос”, – напомнил Он мне со смехом. “Но я не знаю ни одного бхаджана”, – взмолилась я, в надежде быть помилованной. “Ты знаешь другие песни”, – убеждённо произнёс Он. В моём уме было совершенно пусто; я не могла вспомнить ни одной песни. Моя дорогая мама быстро пришла мне на помощь и предложила спеть рождественскую песню “Тихая Ночь”. Я оказалась загнанной в угол. Содрогнувшись и затрепетав от сознания, что пришло время столкнуться лицом к лицу со своим страхом, я кое-как собралась с силами, и запела “Тихую Ночь”. В заключительной части мне даже удалось без срыва взять высокие ноты. Когда я закончила, Свами повернулся к профессору Гокаку и произнёс: “Прекрасно”. С этого момента мой страх и комплекс исчезли навсегда. Только тот, кто испытывал такой парализующий страх, способен понять всю меру  облегчения и признательности, которые я почувствовала, благодаря Свами. Меня просто потрясло необыкновенное оживление, которое я почувствовала, преодолев собственный страх. Теперь, когда меня наполняет ощущение счастья, я способна свободно  выражать это пением из глубины сердца.
 
По дороге Свами рассказывал нам о Своём детстве. Он говорил на телугу, а Профессор Гокак переводил на английский. Свами поведал нам многое из того, что тогда еще не было известно. Он рассказывал о трудностях, пережитых Им в детстве, пока не была раскрыта Его Божественность. Мы восхищенно слушали, внимая со слезами на глазах,  мужеству и спокойствию юного Саи.
 
Настрой быстро изменился, когда Свами, указав на какое-то место в стороне от дороги, отдал распоряжение водителю остановиться на завтрак. Расстелили скатерти и, по указанию Свами, достали припасы. Прежде, чем передать тарелку с едой каждому из нас, Он внимательно осматривал все, что на ней лежало. Он шутил и смешил нас (тем не менее, бдительно наблюдая за нашими тарелками). Если кто-то из нас с аппетитом съедал свою порцию, Он немедленно давал распоряжение положить добавку, и Сам участвовал в угощении. Если  мы к чему-то не прикасались, Он интересовался, почему. Нам не понравилось?  Слишком  жирное или тяжелое для пищеварения? Мы видели в этом пример для себя,  какими нам  следует быть: всегда отдавать, заботясь о благополучии окружающих. Его проницательная наблюдательность постоянно искала пути служения другим и проявления любви не только к человеку, но к любому существу. Пока раздавали прасад (благословленную пищу), я видела, как Свами отошел в сторону от дороги, посмотреть, получила ли свою порцию бродячая собака, которая ходила неподалеку. Перед прибытием в Мадрас мы все вернулись на свои места в предназначенных нам автомобилях.

Амрита – нектар бессмертия

Человек лишь тогда может быть признан здоровым, если он в полной мере осознаёт свою реальность и  стремится к её достижению. Только в этом случае он – дитя Бессмертия.
Сатья Саи Баба

Первого января, несколько дней спустя, после нашего возвращения из Мадраса в Бриндаван, Свами сказал, чтобы мы  держали автомобили  наготове: вечером Он возьмёт нас и семью Камани на берег реки.
 
Семью Камани возглавляли несколько братьев, владевших  крупнейшими в Индии заводами по производству стали. Все они были очень преданны Свами. Мы хорошо знали старшего из них, Пурначандру, и его жену Сумитру, считая их примером преданных, способных гармонично сочетать жизнь в миру с духовной жизнью. Они воплощали на практике наставление Свами о том, что “руки должны быть в обществе, а голова – в лесу”.
 
В тот день Свами попросил полковника Джогорао найти хорошее местечко на берегу реки. Вечером ярко сияла полная луна, и мы последовали за автомобилем Свами к выбранному полковником месту. Когда полковник указал это место, Свами заметил, что песка недостаточно, но Он всё устроит. Мы удивились, зачем Ему нужен песок, поскольку  не имели представления, что Он собирается делать, и зачем Он привёл нас сюда. Постоянное ожидание невообразимого, делает пребывание в присутствии Свами большим приключением.
 
Мы сели в круг, центром которого был Свами, наблюдая, как Он  играл с песком. Сначала, выравнивая поверхность, Он похлопал по песку, как бы подготавливая соответствующее основание. Затем, подгрёб еще песка и соорудил на выровненной поверхности возвышение. Он тщательно поработал с конструкцией самой верхушки. А потом, посмотрев на нас, с озорной улыбкой запустил руку внутрь сооружения и извлёк небольшой медный сосуд. Мы все вздохнули в изумлении. “Амрита”, – сказал Свами.
 
Амрита – это волшебный нектар, дарующий бессмертие. Впервые он был получен при пахтании Океана Молока. Свами попытался откупорить сосуд, но это оказалось трудным делом. “Крепко пригнано”, – произнёс Он, сделав вторую, успешную попытку. Затем Он спросил, есть ли у кого-нибудь ложка. Несколько мужчин подскочили и засуетились, но не смогли ничего найти. Свами взмахнул ладонью широкими круговыми движениями, и мы тут же увидели в Его руке ложку. Он попросил подать Ему чашу и вылил в нее всю амриту.
 
Мальчики из колледжа стали петь бхаджаны. Их небесные голоса и звук барабанов создавали райскую атмосферу. А Свами, проходя по кругу, наливал ложкой амриту в наши рты. Вкус божественного нектара был невероятным: смесь мёда, розы и тонких специй. То мгновение было божественно сладостным и святым, наполненным небесной музыкой.
 
Затем Свами вручил чашу Джоэлу, попросив вылить остатки амриты назад в сосуд. Джоэл удивился, обнаружив, что амрита заполнила сосуд до самого верха!
 
Мы снова уселись на песок вокруг Свами, а Он начал снова выравнивать поверхность и похлопывать по песку, как это было вначале. Мы наблюдали, ожидая, какое чудо произойдет еще. Он необычно долго занимался прорисовыванием каждой мельчайшей детали.  На этот раз  Ему понадобились обе руки, чтобы извлечь большую золотую статую индуистского Бога Рамы вместе с Ситой, Лакшманой и Хануманом. Мы столпились вокруг, чтобы поближе рассмотреть чудесное творение, которое позже Свами подарил Сумитре и Пурначандре Камани для поклонения на их домашнем алтаре.
 
На обратном пути в Бриндаван я пребывала в самом благословенном состоянии, ощущая особую признательность, связанную со  столь благоприятно начавшимся Новым Годом, и стремясь  в молчании сохранить эту святость. В то время я не думала, что  стала свидетельницей более глубокого и мистического по своей сути явления.
 
Свами сказал Пурначандре Камани, чтобы он начал подготовку к отходу от дел и освобождению от всех мирских обязанностей, поскольку  проведёт оставшуюся жизнь  в Прашанти Нилаям.
 
Только Свами, к началу нового 1972 года, знал назначение нектара бессмертия, который Он передал г-ну Камани.  Лишь Ему одному была известна судьба Пурначандры и грядущие события (произошедшие несколько месяцев спустя), которые обессмертили память и имя этого дорогого преданного.
 
Получив священную амриту, Пурначандра вернулся в Бомбей и последовал инструкциям Свами. Его последняя задача состояла в том, чтобы передать дело своим братьям, обратившись с прощальной речью к Совету Директоров Компании. Он завершил собрание благодарностью своим служащим и призывом к членам Совета также любить и поддерживать его братьев, как они это делали по отношению к нему. Сказав, что теперь он может отправиться к своему возлюбленному Гуру, Пурначандра упал на руки своей жены и больше не пришел в сознание.
 
Свидетельствуя о всеведении Свами, управляющий  штатом Карнатака, находившийся рядом с Ним в Прашанти Нилаям, сообщил, что в тот момент,  когда это произошло,  Свами с любовью положил руку на  Своё сердце и сказал: “Камани пришёл”.
 
Спустя всего пять дней после его ухода, Свами обессмертил имя Пурначандры. Он назвал аудиторию в Прашанти Нилаям, Пурначандра, в честь того, кто подарил это здание и, без сомнения, отойдя от дел, пришёл в Обитель Наивысшего Покоя.

Стать бессмертным не означает, что кто-то сможет, избежав смерти, вечно  жить в физическом теле. Это означает лишь то, что его имя и слава будут сиять в памяти людей. Когда ваши дела священны, грядущие поколения будут благодарны этому примеру, и будут стремиться превзойти его
Сатья Саи Баба

Саи Гита стремится к Господу

Будьте уверены, что Господь пришел спасти мир от бедствий. Ваш долг сохранять покой и молиться о всеобщем  счастье и  процветании. Вы не можете быть счастливы, если остальное человечество несчастливо
Сатья Саи Баба

Когда Свами несколько месяцев находился в Бриндаване, из Путтапарти приводили Его слониху, Саи Гиту, и она со своим смотрителем жила на территории Бриндавана. Большую часть дня она проводила под деревом у балкона Свами, где все мы собирались на утренний даршан. Свами уделял ей много внимания, играл с ней в течение дня и угощал Саи Гиту ее любимыми фруктами. Она – очень нежное и любящее создание, но смотритель, из предосторожности, всегда приковывал ее за ногу к дереву короткой цепью.
 
Как-то несколько дней Свами был очень занят и не имел возможности навестить Гиту. И, поскольку ей слишком долго не уделяли внимания, она, также как это бывает со многими преданными, от напряжения  пришла в раздраженное состояние. Разорвав цепь и, громко трубя, она стала дико носиться по всей территории. Смотритель бросился за ней, пытаясь удержать, но, в итоге, сам оказался у нее под ногами.  Он чудом остался невредимым, когда она пронеслась мимо, безумно размахивая хоботом и громоподобно трубя.
 
Мы с Джоэлом  побежали забрать Кристину, которая играла неподалеку.  Увидев смотрителя Гиты, все еще лежащим на земле, Джоэл понял, что ее  некому  остановить. Тогда он сам решился на это. Я  пыталась удержать его от неминуемой гибели.  Обезумевший слон – это не то создание, которое запросто может остановить даже опытный человек. Но Джоэл не обратил внимания и побежал. Громко крича: «Саи Рам!», он стал, раскинув руки, перед слонихой.
 
Я закрыла глаза, не в состоянии смотреть на то, что   должно было стать его концом. Через минуту я открыла глаза. Джоэл с видом победителя похлопывал Гиту по хоботу,  приговаривая, какая она хорошая девочка! Слониха пришла в себя и остановилась. То ли  Гита пришла в чувство, то ли Свами услышал смелый крик Джоэла: «Саи Рам!», призывающий Его на помощь.
 
В этот день из глаз Гиты катились крупные слезы, а Свами утешал ее, с любовью похлопывая по хоботу и угощая полной корзиной ее любимых фруктов.

Божественный свет

В тот самый момент, когда вы осознаете, что вы не тело, все ваши привязанности исчезнут
Сатья Саи Баба

Моя мама с детства была очень восприимчива и обладала способностью видеть объекты, не проявленные для глаз, но, тем не менее, реально существующие в других измерениях. Часто, глядя на Свами, она видела на Его лбу следы вибхути и кумкума (красного порошка),  а также ореол вокруг Его головы и всего тела.
 
Однажды, возвращаясь с даршана, она рассказала, каким особенно прекрасным сегодня утром был свет вокруг тела Свами. Ее рассказ пробудил во мне сильное  желание увидеть этот свет. Я сожалела, что мое плотное состояние    не позволяло мне  видеть за пределами обыденного.
 
Следующим утром,  направляясь на даршан, я чувствовала какую-то грусть. Но, взглянув на Свами,  вдруг,  увидела сильный ярко-голубой свет, который излучало все Его тело на полтора фута вокруг. Это было восхитительно! Но я не могла поверить тому, что  вижу. Решив, что это игра моего воображения, вызванная возникшим накануне сильным желанием, я поморгала глазами, пытаясь проверить, уйдет ли оно, если я им не увлеклась. Оно не ушло.  Я снова взглянула. Голубой свет распространялся еще шире и стал более интенсивным. Казалось, он пульсирует. Передвигаясь, Свами   «забирал» с собой голубой свет. А на том месте, где Он только что стоял, оставался белый.
 
Мне понадобилось несколько мгновений, чтобы принять это видение. Избавившись от сомнений, я стала испытывать удивительное чувство подъема сознания за пределы времени и пространства к вездесущему СЕЙЧАС. Находясь в состоянии не двойственного БЫТИЯ и  отсутствия мысли, я, наконец, поняла, или, вернее, получила следующий опыт: «Пребывай в покое и знай, что Я ЕСМЬ». 
 
После этого опыта, Свами часто одним только взглядом поднимал мое сознание на этот благословенный уровень БЫТИЯ. Развивая свою веру, человек, без сомнения, может обрести это величайшее чудо и божественную милость. Однако вера, которая не основана на опыте,  недостаточно прочна, и может в любой момент рассыпаться.

Вдохнув в преданного веру, Свами будет постоянно ее проверять,  наблюдая, можно ли  ее поколебать или даже разрушить. Для нашей же пользы, Он помещает перед нами зеркало, чтобы мы могли наблюдать самих себя. В моей жизни  тоже было испытание, хотя оно длилось не очень долго; но сейчас я исполнена любви, которой Он заполнил мою, пустую прежде, чашу.

Нужен ли Свами переводчик?

Существует лишь один язык – язык сердца
Сатья Саи Баба
 
Я замечала, всегда приглашая переводчика, Свами исправлял его,  давая понять, что на самом деле, не нуждается в его услугах. Когда Он кого-то выбирает, это всего лишь формальность. Однажды мне представилась великолепная возможность, наблюдать насколько быстро нас охватывает невежество и заблуждение. Как-то Свами вызвал меня переводить итальянской чете из Сицилии. Они не говорили по-английски. Я чувствовала себя гордой и счастливой, что буду помогать Свами с переводом на итальянский, которым владею совершенно  свободно. Я старалась аккуратно и внимательно передавать все, о чем Он говорил мне по-английски. Неожиданно Свами остановил меня и поправил, сказав, что я не верно перевела слово.
 
До меня тут же дошло. Что я о себе вообразила, решив, будто могу помочь Свами, который знает итальянский намного лучше меня? Исключительно из Своей великой любви и доброты, Он помогал мне через ситуацию, в которой необходим переводчик, получить возможность находиться в Его столь желанном и возвышающем присутствии.
 
У моей мамы тоже были подобные ситуации. Однажды Свами исправил ее, когда она переводила на немецкий. В другой раз Он попросил ее переводить духовную беседу (это гораздо более сложная задача, чем просто интервью)  с первой большой группой,  приехавшей в ашрам из Италии.
 
Тогда доктор Бхагавантам переводил Свами с телугу на английский для мамы, которая, потом переводила на итальянский. Свами остановил ее и, специально для нее, объяснил на английском то место, которая она не правильно поняла.

Приглашение переводчика, это всего лишь Его лила (игра); наслаждаться следует языком сердца, который не нуждается в переводе.

Лилы Свами

Чтобы завоевать расположение Господа существует единственный рецепт: безропотно подчиняться Его распоряжениям. Милость проливается на всех, кто подчиняется указаниям и следует приказам
Сатья Саи Баба
 
После нескольких месяцев, полных блаженства и покоя, Свами спросил меня: «Как поживает Равана?» Он часто в шутку называл Джоэла Раваной, десятиголовым демоном из индийского эпоса «Рамаяна». «Я не знаю, Свами. Я не слышала, когда он собирается вернуться», – ответила я. «О, да, он не вернётся до 1982 года», – сказал Свами, широко улыбаясь.
 
Никто никогда точно не знает, что имеет ввиду Свами или, как следует интерпретировать Его слова. Они могут быть символичными или буквальными. Событие может произойти сразу же, или в будущем. Его слова могут потребовать глубокой медитации, исследования, самоанализа или простого восприятия. Многое из того, что Он мне говорил, я смогла понять, лишь спустя годы. Поскольку правильное толкование Его слов достаточно сложно, я всегда в первый момент воспринимала их буквально, а затем ждала. Если то, что Он сказал, не происходило, я пыталась заняться самоанализом и медитацией. Но, если, всё же, смысл Его слов не открывался, тогда роль играл лишь фактор времени и моё спокойное ожидание до тех пор, пока их значение не прояснялось.
 
Почему  Свами не говорит ясно и не сообщает нам всё точно? Ни один учитель так не поступает. Христос и пророки говорили притчами. На разных этапах зрелости нашей жизни одни и те слова часто имеют разное значение. Но, что ещё более важно, мы не обращаем внимания, если нам, например, говорят:  огонь горяч; мы должны к нему прикоснуться. Величайший и самый надёжный учитель – это собственный опыт.
 
В данном случае я просто поверила тому, что Он сказал о возвращении Джоэла в 1982 г., и не стала долго раздумывать, как мне быть. Одно время мы с Джоэлом хотели развестись и, разумеется, попросили разрешения Свами. Но ответа не последовало, и я ошибочно истолковала Его молчание и заверение о том, что Он выскажется по этому поводу позже, как момент, означающий начало моей свободы. Я сочла, что это произойдет через восемь лет, в 1982 г. А Джоэл, вероятно, останется в Штатах и пошлет оттуда бумаги о разводе, после чего я смогу спокойно жить в Индии.
 
Итак, я пришла в уме к такому заключению. Однажды мы с мамой решили отправиться в Бангалор, перекусить и развеяться. Перед отъездом я прошлась по шкафу Джоэла и отдала все его рубашки и брюки нашему слуге, Джорджу.  Джордж и его жена, Стелла, несомненно, обрадовались полученным подаркам, и новости, что Джоэл не вернётся.
 
В тот вечер мы все сидели на веранде, наслаждаясь вечерним ветерком перед отходом ко сну. Внезапно, дверь веранды распахнулась. Там стоял Джоэл! «Вы, что не получили моей телеграммы?» – спросил он весело. Никто не произнёс ни слова. Мы уставились на него так, словно он был привидением, которое должно  было исчезнуть. «Никто не собирается со мной поздороваться?» – произнёс Джоэл, в свою очередь, уставившись на нас. Никто не пошевелился и не заговорил, кроме Кристины, которая подбежала к отцу и повисла на нём. Мама тихо выскользнула в свою комнату. Джордж смутился, поскольку на нём была одежда Джоэла, и они со Стеллой вышли на кухню; я последовала за Джоэлом в спальню. Не зная, как объяснить Джоэлу причину нашего странного поведения, я просто сообщила ему  о том, что сказал Свами. Естественно, Джоэл был этим очень расстроен и смущен.
 
На утро он пошёл поговорить со Свами, рассчитывая получить объяснения. Свами был сама сладость и любовь и полностью переключил внимание Джоэла с этой темы, предложив ему вдвоём прокатиться на джипе. Я не знаю, о чём шла речь по дороге, но когда они вернулись, Джоэл был умиротворён; он совершенно забыл об этом происшествии. В тот же день Свами, полковник Джогарао и мама отправились в Прашанти Нилаям, а я осталась наедине с моим «явлением» налаживать отношения. Этот стресс вызвал высокую температуру.
 
Годами я размышляла о том, что  означала эта ситуация. Я говорила об этом со старыми преданными, интересуясь их точкой зрения. По поводу многих необъяснимых случаев индийцы часто говорят: «О, это –  всего лишь одна из лил Свами». Лила означает «божественная игра». Многие индуисты, особенно те из них, которые идут путём бхакти (преданности), считают, что вселенная – это поле для игр Бога, созданная Им для Его же забавы. Он играет с нами вне какого-либо ритма или причины, а мы должны позволить этому происходить и учиться наслаждаться игрой; следуя по жизни без сопротивления. Нужно учиться принимать это и отодвигать наш переполненный вопросами ум в сторону. Между тем, Свами говорит: «Я ничего не делаю без причины». Поэтому как можем мы чему-то научиться, если не размышляем о значении Его слов и не пытаемся изменить нашу жизнь? Я думаю, что ключ – это предание себя Богу. Пока мы не предались, и играем роль делателя, мы сами должны нести ответственность за наши жизни, действуя наилучшим образом, под руководством нашего гуру. В тот момент, когда мы сможем отдать Богу свою часть делателя, наша ответственность заканчивается. Но, если, находясь на уровне сознания «я – делатель»,  мы позволяем себе цеплять на происходящее ярлык «это – лила», тем самым, мы вступаем на путь лени, и уклоняемся от выполнения своих обязанностей. Я считаю, что понять концепцию лил, невозможно до тех пор, пока мы полностью не достигнем божественного уровня сознания.
 
Я ждала восемь лет, чтобы понять, какой смысл имела эта лила. Это было напоминание о всеведении Свами. В 1982 г. у Джоэла случился удар, и его частично парализовало. В больнице Лос-Анджелеса он не только ощущал руку Свами у себя на сердце, но действительно видел и касался её; после чего он полностью поправился от паралича. Он звонил мне из больницы и рассказывал об этом, добавив, что чувствует, как Свами зовёт его в Прашанти Нилаям. Однако, он не хотел ехать в Индию один, и просил мою маму (к тому времени мы уже развелись, я вышла замуж и жила в Оджае) сопровождать его, но она не смогла. Его доктора строго запретили ему покидать больницу и рекомендовали срочную операцию на сердце. У него уже было три инфаркта. Мама, отчим и я часами висели на телефоне, пытаясь убедить Джоэла отказаться от операции. Мы напоминали ему о многих людях, включая хорошо знакомую ему даму, которая, находясь в таком же состоянии, вопреки советам докторов, обратилась за помощью к Свами и возвратилась совершенно здоровой. Однако, под нажимом своих докторов, испугавшись их предостережений о возможных осложнениях,  если срочно не сделать операцию, Джоэл уступил. После операции он так и не пришёл в сознание.
 
Как Свами и предсказывал, «человек радуги» вернулся к месту своей вечной обители в 1982 г.

Предложите все горести священному огню и восстаньте в величии, великолепии и божественности
Сатья Саи Баба
 

Сокровища издалека

Вы сможете понять Меня только через Мою работу, поэтому иногда, чтобы открыть вам Себя, Я  предъявляю вам Свою визитную карточку, нечто, что вы называете чудом
Сатья Саи Баба
 
Однажды вечером в Бриндаване мы собрались у стоп Свами, и сосредоточив внимание, слушали Его рассказ об удивительной истории любви одного ремесленника к Господу Кришне. Он описывал великолепную золотую фигурку, которую сделал мастер, создавая образ своего возлюбленного Господа. И сказал, что статуэтка была создана божественным вдохновением. В процессе творчества сам Господь Кришна направлял каждое движение рук мастера. 
 
Неожиданно Свами спросил нас: «Вы бы хотели её увидеть»? «О, да!» – с готовностью ответили мы хором. Свами взмахнул рукой, и в ней появилась прекрасная золотая статуэтка. Множество сияющих драгоценных камней украшали голову и тело Кришны. Грациозная фигурка искрилась и мерцала, как живая. Затем драгоценная статуэтка пошла по кругу. Каждый смог подержать её в руках и полюбоваться ею. Когда она возвратилась к Свами, Он какое-то время подержал её в руке. Потом она исчезла.
 
А Свами поведал нам историю о соглашении, которое заключила Индия с другой державой. Он объяснил, что весь текст договора был вырезан на большом изумруде, который сейчас находится в том же музее, что и фигурка Кришны. «Я достану его для вас», – сказал Он. Когда Он перестал вращать рукой, на Его ладони появился огромный изумруд. Мы все затаили дыхание! Это был необыкновенный, волшебный вечер! Мы медленно передавали изумруд друг другу,  желая продлить эти драгоценные мгновения.
 
«Передавайте быстрее», – поторопил нас Свами, – «Я должен возвратить его в музей прежде, чем охрана обнаружит его исчезновение».

Сны о Свами

Свами не может присниться никому до тех пор, пока этого не пожелает Сам Свами
Сатья Саи Баба

Когда Свами плохо Себя чувствовал, мама часто получала об этом предупреждения во сне, а позже и фактическое подтверждение. Обычно такой сон был очень живым и не оставлял у неё сомнения в своей реальности. Как-то, после празднования Дня Рождения Свами, ей приснился один из таких тревожных снов. Во сне она видела, как Свами прикладывал к голове полотенца. Она проснулась в большой тревоге, уверенная, что у Свами болит голова.
 
Тогда Джоэла не было в Прашанти Нилаям, и я  жила с ней в одной комнате. После утреннего даршана я отправилась в город за покупками, а маму, чтобы её  не беспокоили,  заперла в комнате с внешней стороны на кодовый замок. Я сделала это, чтобы создать видимость, будто нас обеих нет дома.
 
В то утро Свами вызвал нас на интервью, послав добровольцев в нашу комнату, позвать нас. Они вернулись и доложили, что нас нет. Но Свами настоял, чтобы они сходили ещё раз, а Сам стал прохаживаться по веранде, в ожидании. Наконец, одна из женщин увидела меня, когда я возвращалась из города. Она совсем запыхалась, оббегав всё вокруг, и сердито проговорила: «Вас вызывает Свами, поторопитесь, живее! Он и так уже слишком долго ждёт.  Где ваша мать?»
 
Я бросилась в комнату отпирать маму, и мы вместе поспешили в мандир (храм). Свами продолжал расхаживать взад и вперёд. Перед нашим появлением в комнате для интервью, Свами рассмешил мальчиков, сидевших на веранде, указав на нас, со словами: «Дочка запирает мать в комнате и уходит на базар!»
 
В комнате для интервью я рассказала Свами, что маме приснился сон, в котором Он прикладывал к голове полотенца, и спросила, что это значит. Он ответил, что это правда. Он действительно прикладывал к голове холодные полотенца, так как у Него была высокая температура, и поднялось давление.  В тот момент мама, всегда сдержанная и почтительная, забыв обо всём, ведомая сердцем, стала действовать как обеспокоенная, заботливая мать. Она положила одну руку Свами на лоб, а другой стала прощупывать пульс.  «О, Свами, у Тебя действительно высокая температура», – причитала она, полная огорчения. Я была необычайно тронута любовью, которая разрушила барьер, разделявший учителя и ученика. В тот момент Свами был её ребёнком.
 
Свами объяснил, что Он взял на Себя высокое давление преданного, который не смог бы перенести приступ. У Свами было такое высокое давление, что обычное человеческое существо не смогло бы его перенести и остаться в живых. Он добавил, что мама действительно могла видеть это во сне, поскольку у неё чистое сердце. Чистота – качество света, возможно поэтому, ещё в самый первый её приезд в Индию Свами дал маме имя «Джьоти» (свет). Свами сказал, что атма (душа) – это светящаяся точка в нашем сердце. Когда я узнала об этом, мне открылось понимание того, что я необыкновенно удачлива, поскольку, кроме все проникающего света, у меня был свет моей милой Джьоти,  самого дорогого моего спутника и руководителя.
 
Свами завершил интервью, сообщив нам, что после Его Дня Рождения мы отправимся в Бриндаван. Он назначил дату, к которой нам следовало подготовить наш автомобиль, и ещё раз предупредил нас, чтобы мы никому об этом не говорили. Для нас, знавших о Его состоянии, наблюдать за Свами в дни празднования Его Дня Рождения было невыносимо. Он продолжал следовать Своему обычному расписанию, не позволяя кому-либо узнать о Его болезни, а мы не имели права об этом распространяться. Понятно, многие были в недоумении: Свами отдалился  от толпы;  не подходит близко, чтобы люди могли коснуться Его стоп; не приглашает на интервью. Было неприятно слышать эгоистические сплетни и просто измышления людей, зная о страданиях, которые Свами переносил из любви к Своим преданным. Хотя Ему был необходим отдых, Он продолжал следовать Своему сверхчеловеческому расписанию, давая даршан и счастье Своим многочисленным преданным.
 
Другой весьма необычный сон о Свами, который приснился маме в ночь перед поездкой в Гоа в 1970г., к сожалению, тоже осуществился. Свами пригласил небольшую группу: трёх мужчин и трёх женщин, отправиться с Ним в Гоа в качестве Его гостей во дворце губернатора Накул Сена и его жены Инды (эта прекрасная женщина сыграла значительную роль в великой драме, которая развернулась в те дни).
 
В ночь перед поездкой мама спала в комнате для интервью в доме Свами в Бриндаване. Проснулась она ранним утром с живым воспоминанием о захватывающем сне, который можно было сравнить с видением.
 
Свами предстал перед ней как Кришна. На Его голубом теле явственно были видны знаки Аватара.  (В то время она не знала, что согласно писаниям, Аватар всегда несёт на Своём теле отличительные знаки. Позже, описав их пандитам,  она получила подтверждение точности расположения и формы этих знаков). Указательным пальцем Кришна очертил светящуюся окружность вокруг Собственного тела, которая затем увеличилась, став огромной, как Вселенная, и ярче,  солнца. Внезапно Его светящийся палец  замер на аппендиксе.
 
Вместо того, чтобы прийти в восторг от чудесного видения Господа Кришны, она глубоко обеспокоилась. Поскольку истолковала ощущения, сопровождавшие сон, как предупреждение о значительном событии, которое принесет большую боль. Она чувствовала, что поездку в Гоа нужно отменить, но это было не возможно.
 
Утром Свами и небольшая группа гостей отправились на автомобиле в Гоа. Маму не отпускало ощущение беспокойства и озабоченности, и она рассказала о своём сне Джун Шуйлер (американке, которую Свами шутливо прозвал «джун-джулай» /июнь-июль). Джун, которая желала испить каждый волнующий момент величайшей возможности быть рядом со Свами, и слышать ничего не хотела о том, что могло бы отменить поездку. Она тут же отмела беспокойство мамы, заявив, что по ее мнению, напротив, сон кажется очень благоприятным.
 
В Гоа во дворце после обеда все приготовились к отдыху, а мама, получив паданамаскар, сильно встревожилась. Стопы Свами были холодны как лёд. «Свами нездоров?» – быстро спросила она. Мягко, голосом полным любви, Он ответил: «Свами болеет и страдает от поездки в автомобиле». Он сказал это так, чтобы приуменьшить серьёзность Своего состояния, но это почему-то Ему не удалось, и её волнение ещё больше возросло.
 
То, что произошло в течение следующих нескольких дней, было, по словам Свами, «ситуацией, фатальной для любого смертного».  У Него лопнул аппендикс. События этих пятнадцати дней в Гоа приведены в книге профессора Н.Кастури, «Сатьям, Шивам, Сундарам» (часть 3), куда он также включил выдержки из дневника Джун. Мама в тот момент отказалась записывать свои ощущения, когда её об этом попросил Кастури, поскольку она считала, что не может подробно осветить это самое тяжёлое, полное боли время, которое ей когда-либо довелось провести со Свами. Она рассказала мне, как они с Джун дни напролёт тихо плакали в гостиной Свами, которая была отделена от Его спальни лишь шторой. Она слышала дыхание смерти, но была не в силах помочь Своему возлюбленному Свами. Даже сегодня ей трудно об этом вспоминать.
 
Она поняла, что Свами выбрал Гоа для разворота событий, поскольку губернатор и г-жа Накул Сен действовали в этих обстоятельствах как наилучшие преданные. Они были максимально компетентны и способны справиться с множеством проблем, связанных с этой критической ситуацией. Несмотря на то, что во дворце было более 60 слуг, она видела, как губернатор на коленях, убирал комнату Свами. Г-жа Накул Сен действовала как мать-защитница. Когда врачи хотели забрать Свами в больницу на операцию, она стала перед дверью и  заявила, что они смогут забрать её возлюбленного Свами только через её труп. Задача не из лёгких, если вспомнить, что в течение этих двух недель консультации проводили 24 врача. Когда по радио было ошибочно объявлено, что Свами скончался, со всех уголков Индии посыпались телеграммы и телефонные звонки. Всё принимало трагический оборот. Но несмотря на критические обстоятельства, преданность, самообладание и полная сосредоточенность губернатора и г-жи Накул Сен способствовали тому, что события протекали достаточно гладко. Независимо от происходящего во дворце, обязанности губернатора не отменялись, запланированные встречи с кардиналом Гоа и другие официальные дела проходили в обычном порядке.
 
Временами Свами звал в Свою комнату маму, Джун, Инду и беседовал с ними на духовные темы высочайшего порядка. Свами рассказывал им, как Он удерживал Своё сознание в голубом свете, чтобы поддерживать жизнь в Своём теле. Он очень мало ел и сильно похудел. Его кожа приобрела воздушную прозрачность, что очень изменило Его облик. В Его присутствии никакие посторонние мысли не посещали умы этих трёх женщин, и они были способны настроиться на Него без каких-либо усилий.
 
Пребывание со Свами в таких прекрасных условиях временами казалось не совсем реальным и больше походило на возвышенное состояние сна. Позже гости были приглашены на вечерние бхаджаны, и даже они существенно отличались из-за окружающей обстановки дворца: громадных зеркал, позолоченной мебели и богатой парчи, напоминавшей скорее декорации к сказке.
 
К тому времени, когда Свами покинул Гоа, чудесным образом поправившись от Своей болезни, многие «Фомы-неверующие» стали Его преданными, включая Ракеша, сына Накул Сена, который вскоре отрёкся от мирской жизни, чтобы всецело присоединиться к Свами в Ашраме.
 
21 декабря 1970 г. Свами покинул Гоа чартерным авиарейсом.  Это был мамин день рождения. Она почувствовала, что получила самый прекрасный  подарок: сидеть прямо перед Свами в маленьком частном самолёте. Какой же удивительный и неожиданный подарок ожидал ее, когда они прибыли в Бомбей! Свами пригласил маму погостить у Него в Дхармакшетре (Его резиденции в Бомбее). Это были три счастливые недели, наполненные радостными событиями, включая празднование Рождества и Нового Года.

Придерживайтесь хорошего общества

Оставьте компанию, ориентированную на мир, и дружбу с теми, кто заражен асурическими (греховными) качествами. Воздерживайтесь от всякого рода дурных поступков. Всегда ищите общество мудрых и добрых. Обретите убежище в Нараяне (Боге); Он – чистота, воплощение покоя, счастья и знания
Сатья Саи Баба

Ни один год мы с мамой учились тому, что друзей и знакомых следует выбирать с великой осторожностью. Мы реагировали по-разному: она часто подхватывала физические недуги человека (вследствие своего большого сострадания), а я ощущала ментальное давление и замешательство. Нам не легко далось указание Свами: «Цените сатсанг (святое общество) больше  жизни».
 
Например, одно время мы раз в неделю обедали в доме двух старых подруг нашей семьи. Хотя мы  не считали их хорошей компанией, нам всё же не хватало мужества отказать им. Ведь они были такими милыми дамами. Кроме того, какой вред могут принести нам эти встречи? – рассуждали мы. В тот памятный день мы отправились в особняк этих дам в моём новом авто с откидным верхом, которое я, как обычно, припарковала на аллее высоких эвкалиптовых деревьев.
 
Во время обеда в прекрасном саду под деревом, усыпанном благоухающими цветами, одна из подруг спросила маму, было ли то колье, что на ней (в форме рыбы, инкрустированной рубинами бриллиантами и жемчугом), подарком Свами. Прежде, чем маме удалось ответить, огромная лягушка спрыгнула с дерева прямо на колье, окатив его липкой чёрной жидкостью. И более того, присмотревшись, мама заметила, что из него выпало два камня. Затем, когда мы уезжали, я была шокирована видом своего автомобиля, сплошь покрытого птичьим помётом чёрного и фиолетового цвета.  Так, что, казалось, речь шла о целой стае грифов или других огромных птиц.
 
Понять эти знаки не представляло особого труда, и мы приняли решение, с тех пор и поныне, больше не посещать никаких обедов. Свами, вероятно, был удовлетворён нашим решением, поскольку вскоре во время медитации мама услыхала, как Он ясно произнёс: «В понедельник, пятого, Я кое-что тебе дам». Она предполагала разное, но никогда не могла и мечтать о том, что произошло.
 
В понедельник пятого числа, проснувшись после дневного отдыха, она обнаружила в руке два маленьких рубина. Они оказались точно такого же размера и огранки, как утерянные камни из колье так, что она смогла его отремонтировать. Она сразу же позвонила мне, чтобы сообщить о чуде и добавила: «Свами напоминает мне о Своей вездесущности в мельчайших деталях нашей малозначительной, скромной жизни. Сколько забот берёт Он на Себя ради нас».

Будьте как звезда, которая никогда не уклоняется от полумесяца и придерживайтесь  твёрдой веры
Сатья Саи Баба

Цветок и лингам

Ом – звук, символизирующий Бога, а лингам – это символическая форма Божества. Лингам символизирует цель жизни
Сатья Саи Баба

Однажды в Оджае мы с мамой отправились на продолжительную прогулку  по полям.  Как обычно, мы говорили о Свами. Но в тот день наши воспоминания, вместо радости, пробудили глубокую печаль и боль от разлуки. Нам очень не хватало Свами,  и мы были совершенно удручены.  
 
Вдруг, мы обе застыли на месте: необычайно красивый, небесно-голубой цветок неожиданно упал к нашим ногам. Мы осторожно подняли этот очень  нежный цветок, похожий на орхидею. Его красота и аромат мгновенно пролили свет в наши души. Мы побежали домой, чтобы поставить цветок в воду и продлить, насколько это возможно, еще одно воспоминание о Свами.  Было решено поставить цветок рядом с маминым лингамом, которому она ежедневно поклонялась.
 
Каждый день мама немного подрезала стебель цветка, печалясь в душе, что его жизненные силы убывают. И  в течение десяти дней,  приходя каждое утро, я восхищалась маленьким цветком, всякий раз, удивляясь, как долго он сохраняет свежесть. Фантазируя, мы представляли, что в ответ на наше сильное желание, он будет стоять вечно. Конечно, мы не думали, что Свами прислушивается к нашей детской болтовне,  но я уверена, что  Он услышал наши восхищенные возгласы. И однажды утром  мы обнаружили, что этот божественный цветок, стоявший рядом с лингамом, стал шелковым!
 
История лингама – еще одно чудо. Во время Шиваратри в 1974 г. мы наблюдали, как Свами   материализовал необыкновенный лингам «Джьоти».  Каждые десять минут  лингам  менял цвета и излучал мощное электрическое свечение, пока Свами  держал его высоко над головой, проходя по Аудитории Пурначандра, чтобы все могли его увидеть. 
 
Утром следующего дня после рождения  лингама Свами   провел беседу об  исторической важности этого события,  которое окажет глубокие последствия  на всех   присутствующих.  Мы одновременно вздохнули, когда  Свами сделал  следующее заявление, повторив его дважды: «Все, кто  испытал величие и красоту этого божественного события, благодаря большим заслугам, обрели   более чем достаточно, чтобы избежать цикла рождения и смерти». Никто из нас не мог поверить  своему счастью.
 
Тогда у мамы появился большой интерес к лингаму и восхищение им. Позже, во время личного интервью, она попросила Свами рассказать о лингаме. После полного и подробного объяснения духовного значения лингама, Он с энтузиазмом добавил, что даст его маме. Готовясь получить лингам, она пошла к пандиту в Прашанти Нилаям, чтобы узнать детали вишека пуджы (предписанный ритуал поклонения лингаму, включающий его омовение).
 
Однажды в Бриндаване, когда мама, сидя в доме Свами, мысленно проходила все этапы пуджы (поклонения), к ней подошёл Свами и прошептал, что ей следует продолжать «ментальную пуджу», поскольку она превосходит физическую. Остальные дамы с изумлением взирали на шепчущего Свами; они не поняли, что Он поступил так из уважения к маме, считавшей аспекты преданности очень личными, и всегда хранящей их в святости и тайне.
 
Из сказанного Свами, она поняла, что Он не даст ей лингам. Мама почувствовала облегчение, поскольку обладание лингамом – это серьёзная ответственность. Исполняя пуджу, нельзя пропустить ни дня, потому что лингам живое существо, для которого поклонение – источник  жизни.
 
Удивительно, что, перебирая какие-то коробочки в нашем доме в Бриндаване, она нашла прекрасный маленький лингам. Он ей очень понравился, и она стала ежедневно проводить ему арати (предложение огня). Девять лет спустя Свами материализовал для мамы  точную его копию. Цвет и отметки на нём были идентичны.
 
Инструкции Свами о пудже, которые включали омовение лингама молоком (затем молоко следовало разделить со своим мужем), были упрощённым вариантом длительного изощрённого ритуала, о котором она слышала от пандита. Теперь она была очень довольна своим лингамом и больше не воспринимала его как ответственность. Скорее это было ежедневное святое общение, которое возвышает дух. Мама воспринимает лингам, как свою величайшую связь со Свами.

Кристина поступает в школу Свами

Слушание даёт вам только знание. Концентрированная медитация на значение услышанного даёт вам плод учения, чего и ожидает учитель
Сатья Саи Баба

Приготовления к летнему курсу шли своим чередом.  Свами попросил всех, проживающих в ашраме Бриндавана, отпустить своих слуг. Это создавало нам большие трудности, и мы соображали, что делать с Кристиной и приготовлением пищи. Свами милостиво разрешил наши проблемы, пригласив Кристину принять участие в летнем курсе (она была единственным  ребёнком), и всех нас,  питаться в столовой колледжа.
 
Я получила огромное удовлетворение от летнего курса в мае 1978 года.  Потому что каждый вечер Свами проводил беседы на мою любимую тему: «Бхагавата». В течение тридцати дней Он рассказывал о Кришне, Радхе, гопи, а также многих известных личностях и святых Бхагаваты.
 
Каждый вечер аудитория, в которой проводилась божественная беседа, была заполнена до предела. Чтобы освободить ещё одно место, я сажала Кристину на пол. Она сидела рядом со мной на ступеньках, спускавшихся в центральную часть аудитории. Сама того не зная, я посадила её на самое благоприятное место. Часто, перед Своей беседой Свами проходил по аудитории и давал даршан. Каждый раз, спускаясь по лестнице, Он останавливался и говорил  несколько слов Кристине, тем самым, освящая многие часы, которые она провела на этом месте.
 
Однажды, я почувствовала воодушевление от беседы, которую слушала накануне. Спускаясь по центральной лестнице, Свами остановился передо мной и, указав на сцену,  сказал: «Иди и говори». Я лишь отрицательно покачала головой и умоляюще сложила руки, испугавшись, что Он будет настаивать. Я окаменела при  одной мысли произносить речь перед такой огромной аудиторией. К счастью, Он не настаивал, а продолжил путь с весьма озорной улыбкой. Годы спустя, я живо вспомнила Его слова, и они придали мне мужества, когда я впервые публично рассказывала о Свами. Я согласилась исключительно потому, что всё ещё чувствую себя немного виноватой, отказав Свами в Его просьбе.
 
В завершение летнего курса я обратила внимание на молодого человека, который поднялся на сцену, чтобы получить награду Свами. Награда предназначалась за самый высокий балл среди выходцев с Запада, державших экзамены в конце летнего курса.  Мама Саи с такой любовью вручал награду этому преданному, что я была тронута этим потоком любви, протекавшим между ними. (Тогда я и не представляла, что этот молодой человек станет важной частью моей жизни).
 
К концу летнего курса ситуация для женщин, допущенных в дом Свами сильно изменилась. В Бриндаване проживало уже гораздо больше преданных,  и было гораздо больше посетителей (дам, приглашенных к Свами в течение дня). Мужчинам все еще было позволено находиться в передней комнате, а женщины отныне были перемещены в среднюю или заднюю комнаты. Задняя комната была очень маленькой и темной. В ней обычно сидели женщины, проживающие здесь постоянно или старожилы. Мама, Кристина и я вместе с другими гостями сидели в средней комнате.
 
Порой, количество женщин в средней комнате вырастало до такой степени, что Свами уже не удавалось свободно передвигаться по Своему дому. Он постоянно был окружен со всех сторон людьми, молящими позволения коснуться Его стоп, или разрешить срочные проблемы. Когда Он давал паданамаскар мужчинам, женщины ожидали того же;  и Свами вынужден был  долго стоять, ожидая пока пройдут все по очереди.
 
Постепенно Свами становился все менее и менее доступным. И женщины в Бриндаване прочувствовали это на себе, т.к. их оттесняли все дальше и дальше. В конце концов, они оказались за пределами задней комнаты, абсолютно вне поля зрения Свами. Действительно, Свами предупреждал нас, что повесит штору в задней комнате, чтобы не видеть женщин, но никто не воспринял этого всерьез. Женщины продолжали разгуливать туда-сюда, с шумом шелестя сари, и наблюдая за каждым движением Свами. Они бросались к Нему с просьбой получить особое позволение коснуться Его стоп; причитали и жаловались на свои проблемы, постоянно умоляя о помощи. Иногда, Свами имитировал их расстроенные выражения лиц и подражал их голосам, произнося: «Свами, у меня т-а-а-а-к много пробле-ем». Их проблемы никогда не кончались и, однажды, занавес упал. Это было началом конца. Старые добрые времена прошли. Мне посчастливилось не присутствовать при этом, поскольку за несколько месяцев до этих событий в 1979 г. я возвратилась в Штаты.
 
                       ******************************
                                
Вскоре после летнего курса мне приснился сон, в котором Свами сказал мне, что Кристину следует отправить в школу в Ооти. Когда мы были со Свами в Ооти,  Он говорил, что планирует приобрести дом, в котором мы остановились, и открыть в нем школу. Но больше я ничего об этом не слышала, пока мне не приснился сон.
 
На следующее утро, направляясь в дом Свами, я размышляла, следует ли мне просить Его определить Кристину в Ооти, если там открылась школа. Я пришла очень рано и столкнулась с пожилой дамой, которую никогда прежде не видела.  Нас было только двое, когда  спустился Свами.  Он направился прямо к нам.
 
Он очень тепло приветствовал эту даму.  Когда она коснулась Его стоп, Свами взглянул на меня, давая понять, что можно говорить. «Свами, следует ли мне отдать Кристину в Твою школу в Ооти?» – спросила я.  «О, да! Ты знаешь, кто это?» – спросил Он меня, указывая на даму.  «Г-жа Варма, директор школы в Ооти. Побеседуй с ней и договорись обо всём». Я застыла в изумлении. Насколько быстро и гладко все происходит у Свами, если это должно произойти. Но насколько же медленно и тяжело продвигаются дела, когда человек пытается ими манипулировать, или прилагать усилия, для их осуществления. Вскоре после этого, я сделала все необходимое, чтобы записать Кристину в Ооти. Перед началом занятий Свами сказал нам с мамой, что  поедет на открытие школы, и пригласил нас отправится вместе с Ним.
 
В это время в Индии была наша подруга из Оджая, Тереза.  Мама хотела, чтобы она тоже пережила радость близкого контакта со Свами, и предложила попросить позволения Свами взять в Ооти, вместо нее, Терезу. Нам следует быть очень осторожными, и применить все, доступное нам различение, прежде чем обратиться к Свами. Раньше, мы часто пытались помочь людям. Но это заканчивалось лишь негативным опытом  и, вместо того, чтобы обрадоваться, они отказывались от нашей помощи. Эту странную реакцию трудно понять. Тем не менее, руководствуясь импульсами, и не принимая во внимание различения и предвидения, мы часто причиняем больше вреда, чем пользы.
 
Иногда (чаще это происходит в ашраме, где все находятся под непосредственной опекой Свами), мы слишком самоуверенно думаем, что можем кому-то помочь. Будто Свами не может выполнить Свою работу Сам и нуждается в нашем участии, которое очень часто, по моим наблюдениям, рассматривается лишь как вмешательство. До тех пор, пока человек не ощутит божественного вдохновения, самая лучшая помощь, которую мы можем оказать, состоит в искренней от всего сердца молитве.
 
Свами часто повторял мне: «Бог – твой единственный друг». Следующее определение дружбы, которое дает Свами, часто слишком сложно практиковать с позиции человеческих стандартов:
 
Чувство дружбы должно включать каждый нерв, пронизывать каждую клетку крови и очищать каждую волну эмоции. В нем нет места малейшей доле эгоизма. Вы не сможете возвысить товарищеские отношения, которые стремятся к эксплуатации или вымогательству во имя личного блага, до благородного состояния дружбы. Вероятно единственный друг, который в состоянии пройти такое испытание, это Бог.
 
К счастью, Тереза оказалась на самом деле, настоящим другом; обид не последовало, и наша дружба осталась неомраченной (так было не со всеми). Тереза  искренне радовалась и ценила каждое мгновенье, рядом со Свами. Мы чудесно провели время в Ооти, где имели возможность каждый день сидеть в молчании у Его стоп. А Он, при случае, беседовал с нами, шутил и смешил нас, как детей, записавшихся в Его школу.
 
Прощание с Кристиной в последний день было очень тяжелым. Я никогда раньше не оставляла ее одну и никогда бы не отдала ее в интернат в столь раннем возрасте, если бы  это не была школа Свами. На меня произвело сильное впечатление сочетание дисциплины с любовью по отношению к ученикам. Весь коллектив –  преданные, целиком отдающие себя Свами и Его учению. Они не считали свою работу средством заработать на существование, но привилегией, которая позволяла им служить Господу. Они учили своим примером, также как словом. Преподаваемые идеалы служили основанием для формирования нравственности и тех принципов, которые необходимы, чтобы безоговорочно принять вызов жизни и ее превратности.
 
В ноябре учащиеся школы в Ооти приехали в Прашанти Нилаям на празднование Дня Рождения Свами. Я встречала школьный автобус и издалека узнала Кристину. Даже издали, я смогла заметить полную трансформацию, которая произошла с ее лицом. Оно было озарено самой нежной ангельской улыбкой; её глаза были полны любви. Ее поведение  и уважение ко мне было идеалом совершенства, о котором мечтает каждая мать. Я не могла и представить, что за столь короткое время, возможна такая полная трансформация. Она напоминала нам о необходимости произносить молитву перед едой и учила нас молитве «Брахмаарпанам» (шлока из Бхагават Гиты, которую распевают в школах Свами, как благодарение перед принятием пищи). Она с легкостью читала молитвы на санскрите таким ангельским голоском, исполненным чистой преданности, что я задавала себе вопрос, имею ли я право считать себя матерью этого ангела. Такие огромные изменения произошли  с нашей  маленькой девочкой.
 
На День Рождения Свами школа из Ооти представляла спектакль в Аудитории Пурначандра. Кристина исполняла роль гопи (пастушки) и танцевала с изяществом и уверенностью перед тысячной аудиторией. Она играла так хорошо, что в другой постановке, подготовленной школой, ей была поручена роль Христа, с которой она справилась настолько хорошо, что Свами прокомментировал её движения, как точные жесты Христа. К тому моменту, она уже вполне стала  индианкой, начала изучать хинди и впитывать местные традиции и обычаи. Особенно, она любила острую индийскую кухню так, что после представления Свами даже подразнил ее, что она слишком много ест.
 
Позже, я узнала о многих случаях из жизни школы, которые показали насколько сильна преданность и любовь её педагогов и, что именно они способствовали тем прекрасным изменениям, которые произошли с Кристиной. Однажды, у нее поднялась высокая температура. Ее учительница, Муни (сейчас она директор начальной школы Свами в Путтапарти) назначила Кристине огромную дозу преданной любви. Она всю ночь просидела рядом с девочкой, держа ее за руку и повторяя «Саи Гаятри». К утру температура прошла.
 
В другой раз, Кристина упала и выбила передний зуб. Учительница немедленно подобрала зуб и вставила его обратно в её кровоточащий рот. Удерживая зуб на месте, она повторяла: «Саи Рам, Саи Рам, Саи Рам». Так, благодаря сообразительности учительницы, ее любви и участию,  постоянный зуб Кристины был спасен. Но самое главное то, что юная чистая душа Кристины была сохранена и смогла раскрыться, как прекрасный цветок.

Роза

Сделайте вашу жизнь розой, которая молчаливо говорит языком аромата
Сатья Саи Баба

В то время, когда Кристина была в школе, ко мне вернулась прежняя проблема.  После рождения Кристины, у меня развилось недомогание:  правое плечо, время от времени, выходило из сустава, причиняя мне сильную боль и ограничивая в движениях.
 
В Америке опытный мануальщик мог поставить его на  место, и за несколько дней боль и ограниченность в движениях проходила. Поскольку это происходило с периодом в несколько месяцев, перед отъездом в Индию, мой хиропрактик научил Джоэла вправлять плечо, поскольку нам было известно, что таких специалистов в Индии нет.
 
Теперь плечо снова выпало из сустава, и боль все усиливалась. Она стала настолько сильной, что я не могла поднять правую руку, и от безысходности начала принимать болеутоляющие. Мой дискомфорт был настолько ощутимым, что,  заметив в ашраме новые лица, я спрашивала, нет ли, случайно, среди них  хиропрактика. Но мне так и не удалось его найти.
 
Однажды мне представилась очень любезная и энергичная, молодая женщина с Запада. Она сообщила, что это её первый визит к Свами. И узнав, что я приезжаю сюда уже много лет, она хотела бы получить информацию и совет.
 
Я замечала за собой и другими отвратительную привычку оправдывать самих себя. Мы слышим истину от Свами, но когда приходит время её применить, находим оправдание типа: «Это к данной ситуации не относится. Это исключительный случай». Или, хуже того, ещё более заблуждаясь, мы считаем, что раз Бог – наш мотиватор, значит, Он желает, чтобы это произошло. Следовательно, всё замечательно. Мы находимся в иллюзии, что сдали своё эго и стали совершенными инструментами Его воли. Это, безусловно, очень легко, не требует усилий и оправдывает все наши безрассудные действия.
 
Так и произошло. В тот момент, я сама воспользовалась именно этим методом оправдания, особенно, когда узнала, что моя новая знакомая была хиллером. Как замечательно, думала я: Свами послал мне прекрасную женщину, чтобы она вылечила мое плечо! И она это сделала. Она положила руки на моё плечо, я почувствовала тепло и покалывание, пронизывающее всю руку, и боль ушла. На следующий день боль возвратилась. Она ещё раз пролечила меня, и снова боль ушла, но не насовсем. Так лечение стало ежедневным ритуалом.
 
Однажды меня озарила вспышка истины. Всё, что говорил Свами, и все, чему я училась, сидя у Его стоп, наблюдая хиллеров, экстрасенсов и людей, желавших обрести сидхи, всплыло в моём уме. Он сказал:
 
Вся сила человека находится внутри него. Позволяя слабому уму метаться с места на место и контролировать себя,  как же мы собираемся укрепить этот ум. Развивайте собственные силы; эта духовная сила находится в ВАС. Бог не во внешнем; Бог не снаружи; Бог внутри вас.
 
В другом случае, женщина настаивала, что хочет быть целителем и наставником. «Да, да», – ответил ей Свами. Но после этого, в личной беседе, Он заявил: «Если ты не можешь излечить себя, ты не можешь излечить никого». Люди пленяются всякого рода сверхъестественными силами, и это указывает на то, что у них отсутствует уверенность в себе, т.е. то, к чему нас, прежде всего, ведёт Свами. Кроме того, это указывает на недостаток веры в Свами, который есть сама наша СУТЬ.
 
Отправляясь за помощью к врачу, мы зависим от силы человека. Тогда как от хиллеров и медиумов мы ожидаем божественной силы. Мы хотим, чтобы они были посредниками между нами и Богом. Свами ясно заявляет, что у Него нет посредников. Он не говорит и не действует через кого-то. Направляясь к подобным людям, мы вредим себе, не позволяя Богу помочь нам. Мы вредим себе, отрицая саму основу веры, что Бог находится внутри нас. Направляя веру на другое человеческое существо, мы ослабляем свою веру в Бога, и допускаем, что сами не можем, и никогда не сможем, установить с Ним прямую связь. Если  не пытаться напрямую набрать номер телефона Бога, можно ли ожидать, что Он ответит на наш звонок?
 
Тогда, поразмыслив и поняв эти истины, я распрощалась со своей подругой-целительницей и со всяким интересом или восхищением подобными феноменами, и стала набирать номер. Свами быстро ответил и подтвердил: «Когда ваша вера встречается с Моей любовью, наступает исцеление».
 
Вернувшись в Бриндаван, я поговорила о своём плече с Айрис Мерфет. Она была медсестрой, много лет жила в Индии, и могла дать мне дельный совет. Айрис объяснила, что мне необходимо показаться хирургу-ортопеду. Теоретически плечо можно взять в гипс, так как его неподвижность даёт шанс на выздоровление, но если это не поможет, нужна операция. Айрис добавила, что одна из дам, приглашенных в дом Свами, была хирургом-ортопедом. И предложила познакомить меня с ней.
 
Врач выслушала всё, что Айрис рассказала обо мне, и я решила принять её метод лечения. Я чувствовала некоторые опасения, поскольку не принимала этот метод, зная, что мне  была необходима всего лишь соответствующая мануальная терапия. Объяснив врачу, что прежде, чем приступить к лечению, мне нужно получить позволение Свами, я решила передать Ему письменный вопрос.
 
На следующее утро в средней комнате дома Свами я ожидала возможности с Ним поговорить. Пока я стояла, держа в руке записку, появился Свами с прекрасной розой. Он взглянул на меня, скользнув взглядом по записке. Затем сделал несколько шагов в мою сторону и, вдруг, резко остановился. С нежной, понимающей улыбкой  Он бросил мне розу, потом повернулся и вышел.
 
Отлично, подумала я, Он не даёт позволения идти к врачу. Возможно, мне следует практиковать попытку подняться над телесным сознанием и не обращать внимания на боль. (Я часто слышала, как Свами даёт такой совет людям, испытывающим боль). Я была очень счастлива, что получила розу и мечтала сохранить её, засушив между страницами книги. Она была  прекрасна – нежная, цвета любви. Я так восхищалась, любуясь её красотой и вдыхая её чудесный, сладкий аромат, что вера и любовь, должно быть, соединились. И в тоже мгновение, вся боль в плече исчезла!
 
Лечение было окончательным. С этого дня правое плечо никогда больше меня не беспокоило. Просто, бросив мне розу, не возлагая рук, и не применяя никакого иного  способа, Свами вылечил меня самым неожиданным и необычным образом.
 
В последние годы я замечаю, что в ашрам приезжает всё больше и больше хиллеров, психологов и людей, претендующих на контакт с духами, или даже со Свами. Печально наблюдать, как они привлекают внимание слабых и доверчивых, очень больных и отчаявшихся людей, с целью прославить себя вместо Высшего Целителя. Свами говорит:
 
Любая помощь (целителя) – это всего лишь временное чувство облегчения, оно не реально. Если лечение и происходит – это потому, что у человека возникло чувство или мысль о Боге. Бог внутри вас. Он лечит изнутри.
 
Свами позволяет людям раскрыть себя. Если у кого-то сильное желание, Он не препятствует ему, поскольку  это желание должно быть отработано. При этом, в процессе учёбы такой человек может расходовать высокие энергии и страдать от тяжких последствий своей неосмотрительности.

Мать всегда отдает

Господь – это солнце, когда Его лучи попадают на ваше сердце, не закрытое облаками эгоизма, лотос расцветает и его лепестки раскрываются. Помните, только бутоны, которые готовы, расцветут, остальные должны спокойно ожидать
Сатья Саи Баба

Вскоре после Дассары мы с мамой обнаружили, что наша наличность иссякла. Мы получили чек от отчима, но не могли обналичить его в Путтапарти. Поскольку вопрос одалживания денег не рассматривался, мы попросили разрешения Свами отправиться в Бангалор. Однако Он нам  не позволил.
 
В течение нескольких дней после даршана мы замечали волнение. Было ясно, что Свами уезжает. Мы стояли у дороги, наблюдая, как автомобиль Свами выезжает из гаража. Судя по слухам, Свами собирался в Бангалор. Мы обрадовались, что тоже сможем поехать и обналичить наш чек, не пропустив даршана Свами в Прашанти Нилаям. Однако, проезжая мимо нас, Свами  жестом велел нам остаться. Мы  расстроились, но должны были подчиниться.
 
Ашрам быстро опустел. Все выехали вслед за Свами. Мы приняли решение превратить наши разбитые надежды в удовлетворение. Каждая из нас всем сердцем сконцентрировалась на садхане (духовной практике). Накануне мы приобрели джапамалу из рудракши (бусины рудракши ассоциируются с Господом Шивой) и стали,  мала за малой, повторять Шива Гайятри. Мы решили заниматься этим, пока не вернётся Свами.
Ом Тат Пурушайя Видмахе,
Маха Девайя Дхимахи,
Танно Рудра Прачодаят
 
Свами, без сомнения, был позабавлен и порадован тем, что мы подчинились. Его тронула то ли наша садхана, то ли нищета, потому что вернувшись, Он вручил нам конверт, на котором было написано: «С благословениями и любовью». В конверте лежали две тысячи рупий (около двухсот долларов). Что за сюрприз! Но мы отнеслись к деньгам, полученным из рук Свами, как к сокровищу, и не потратили их.

Сентиментальные женщины, мы отложили удовлетворение своих основных потребностей, чтобы не тратить эти две тысячи рупий. А когда Свами снова уехал в Бангалор, обналичили чек. Получив наличные, мы попытались вернуть Свами деньги. Но Он их не принял, напомнив нам, что в семье не следует возвращать то, что дано с любовью. И указал на Свои стопы: «Примите паданамаскар, Мать даёт».