Общечеловеческие ценности – главный ориентир в системе образования
Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование, в том числе высшее. Казалось бы, есть причины для оптимизма. Мы эволюционируем. Человечество стало могущественной силой благодаря своему развитому техническому и интеллектуальному потенциалу. Судьба планеты и всего живого на ней зависит от нас, так велика наша технократическая власть над природой. Но парадокс заключается в том, что наша цивилизация и сама планета, такой, как мы её знаем, находятся на грани самоуничтожения. Человечество зашло в тупик – политический, социальный, экономический, экологический и, прежде всего, духовный. Почему же стала возможной такая ситуация? Может быть, развивая свой интеллект, мы забыли о чём-то более важном, о том, что делает нас истинно человеческими существами? Это то, что присуще нам всем, вне зависимости от национальности, вероисповедания или цвета кожи. Это то, что не зависит от времени или места, то, что неизменно – общечеловеческие ценности. Это качества, присущие не уму, но сердцу. Качества любви, праведности и справедливости, уважения ко всем проявлениям жизни, сострадания и терпимости. Разве именно не в этом нуждается сейчас наш беспокойный мир, каждый из нас? Человек научился летать в небе как птица, плавать под водой как рыба, он даже осваивает космос, но он всё ещё не научился жить на земле как истинно человеческое существо. Изменить ситуацию может только образование, сориентированное на общечеловеческие ценности. Истинное образование должно не только давать знания и прививать навыки, полезные для жизни в современном мире, но, прежде всего, формировать добродетельный характер. Существо, наделённое развитым интеллектом, которое в своих действиях не руководствуется ОЧЦ (общечеловеческими ценностями), это чудовище. Какой смысл в образовании, если оно не прививает человеку добродетели? Истинная сила человека в его характере, а не в его интеллекте, благосостоянии или образованности. История знает тому множество примеров.ОЧЦ не привносятся извне, им нельзя научить, это истинная природа каждого человека, то, что отличает нас от животных. И то, что скрывает их блеск, всё наносное, неистинное в нас, должно быть удалено, с тем, чтобы засияла наша истинная природа. Поэтому система образования призвана создать благоприятные условия для выявления и реализации этих, внутренне присущих каждому человеку, качеств.
Каким должен быть механизм этого процесса? Это единство головы, сердца и рук. Информация поступает через органы чувств в голову, перерабатывается там и формируется в суждение. Это суждение должно быть критически рассмотрено сердцем сквозь призму присущих ему ОЧЦ. И только выверенные таким образом решения должны быть реализованы в конкретных действиях, то есть руками. В этом и состоит основной конечный результат образования. Проблема современного образования в том, что оно с избытком нагружает голову, гораздо в меньшей степени заботится о руках, стараясь привить некоторые трудовые навыки, и почти полностью пренебрегает сердцем. Поэтому, если мы действительно хотим изменить существующее в мире положение дел, мы должны создать такую модель образования, при которой достигалось бы более сбалансированное гармоничное соотношение между этими тремя составляющими. Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества.
Каковы же эти ОЧЦ? Их пять, хотя каждая ценность имеет множество аспектов, так называемые подценности. Обучение общечеловеческим ценностям – это не простое накопление теоретических знаний – его основа лежит в действии, в трансформации наших убеждений и поведения.
Первая самая важная из общечеловеческих ценностей – это истина. Истина – это знание об изначальной природе всего сущего – духе, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E=mc2, которая означает, что материя – это уплотнённая энергия. Существует только Единство, единый Абсолют, определяемый религиями мира как Бог, проникающий собою всё и трансцендентный всему. Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё, понимание факта, что мы не есть это тело, мы не есть этот ум. Мы хозяева всего этого. Мы все есть чистый дух, творящий на уровне души, ума и тела. И цель нашей жизни на земле не в накоплении богатства или знаний, не в обретении высокого социального положения или власти, не в воспроизведении себе подобных, но в получении духовного опыта, в реализации на практике собственной божественности, в радостном созидательном творчестве. Мы – вечный бессмертный дух, время от времени облекающий себя в бренную оболочку, чтобы проявляться на материальном уровне. Каждый из нас по своей природе божественен и должен поступать в соответствии с этим высоким статусом.
Вторая общечеловеческая ценность – праведность. Она естественным образом вытекает из первой. Иисус выразил её в божественно лаконичной форме: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Праведное поведение – это знание истины, выраженное в действиях. Если наша цель- реализация своего божественного потенциала, то наше поведение автоматически становится праведным, потому что проявления алчности, злобы, ненависти, зависти или агрессии не способствуют реализации этой цели.
Третья общечеловеческая ценность – умиротворенность. Это именно то, в чём так остро нуждается обезумевший в погоне за материальными благами мир. Человеческая алчность, стремление иметь больше и лучше, подобна огню, а наши бесконечные желания, которые заставляют нас беспощадно себя эксплуатировать, конкурировать с другими, завидовать, бояться неудач и даже толкают на самые неблаговидные поступки, подобны маслу. Чем больше желаний, удовлетворённых или неудовлетворённых, тем больше разгорается огонь алчности, который выжигает всё человеческое. Чем больше имеем, тем больше хочется. Кажется, ещё один круг, я достигну того, или получу это – и тогда буду счастлив, наконец-то смогу остановиться. Но, получая или достигая, мы обнаруживаем, что всё ещё не удовлетворены, и продолжаем свой бег в беличьем колесе, забывая саму цель и смысл жизни. А ведь смысл нашей деятельности в том, чтобы сделать себя и, по возможности, других счастливыми. И в этой гонке за fata morgana мы даже не успеваем подумать о том, что счастье не зависит от внешних условий или приобретений, счастье – это наш внутренний выбор. Оно находится не вовне, а внутри нас. Это синоним умиротворённости, глубокого внутреннего покоя, которое проистекает из знания истины о том, что мы есть вечный, неуничтожимый божественный дух, творящий свою реальность посредством мыслей, слов и дел, а затем на опыте её проживающий. Именно понимание факта, что каждый из нас создаёт свою судьбу прямо сейчас, продуцируя определённые мысли, произнося определённые слова и совершая действия, наделяет нас внутренним покоем и учит ответственно относиться к своему выбору. Незнание истины заставляет нас верить в то, что мы щепка на волнах судьбы, и над нами властвуют силы, которые заставляют нас страдать или радоваться; верим в то, что мы должны бороться за «место под солнцем» и просто за выживание. Конечно же, такая жизненная концепция не способствует внутреннему покою и счастью.
Четвертая общечеловеческая ценность – любовь. Она неразрывно связана с остальными ценностями. Способность любить – это то, что делает нас истинно человеческими существами. Жизнь без любви лишена смысла. По сути дела, любовь – это синоним жизни, её основа, и это синоним Бога. Эта самая мощная энергия во Вселенной, способная творить чудеса. Человеческая история знает множество тому примеров. Каждый из нас хочет любить и быть любимым. Мы ищем любовь, окружая себя семьёй, приобретая друзей и добиваясь успехов на работе и в обществе. Любовь – главный мотив нашей жизнедеятельности, осознаём мы это или нет. Но, наша ошибка заключается в том, что мы ищем истину, праведность, умиротворенность и любовь во внешнем мире, ставя себя в пожизненную рабскую зависимость. Эти качества присущи нам изначально, каждому из нас, вне зависимости от того, достаточно ли мы хороши или нет. Это наша истинная природа, и чтобы она проявилась во всём своём великолепии, нужно очистить её от всего ложного и негативного. Это подобно пруду, заросшему ряской. Чтобы обнаружить воду, нужно очистить её поверхность от вредной растительности. Любовь нужно искать внутри себя, её нужно проявлять, дарить её бескорыстно и радостно, черпать полной мерой – наш внутренний источник неиссякаем. Более того, черпая воду из пруда, мы открываем доступ для свежей проточной воды, так что сам пруд обновляется и становится чище. Пруд- это аналогия нашего сердца, а вода – это любовь, субстанция сердца. Многие из нас склонны ограничивать свою любовь, распространяя её на членов своей семьи или нескольких друзей. Но любовь ли это? Это привязанность, обусловленная чувством «моего» и «чужого». Вода в замкнутых водоемах застаивается, в ней начинает процветать всякая нечисть. Привязанность ограничивает, лишает свободы, любовь же всегда свободна, она даёт крылья, она не выдвигает условий, она принимает таким, как есть. Истинная любовь направлена к Богу в каждом человеке, она видит единое Я, проявленное в каждом, божественную жемчужину, скрытую даже в самой неприглядной оболочке. Это знание истины даёт нам силы быть терпимыми, добрыми, прощающими и «любить ближнего своего, как самого себя»! Жизнь – это процесс расширения сердца, расширения любви, чтобы её живая, чистая, проточная вода текла от сердца к сердцу, не выделяя и не отвергая никого.
Пятая общечеловеческая ценность – это ненасилие, непричинение вреда. Эта ценность является естественным продолжением четырёх предыдущих. Если истина о том, что мы есть единая божественная субстанция, принявшая различные формы, с общим ментальным полем, живущая на одной Земле, стала нашим основным жизненным принципом, то становится очевидным, что причиняя страдания другому, мы причиняем их себе и Богу, который является совокупностью всех частей. И оскорбляя других, мы наносим оскорбления себе и Богу, что возвращается к нам в виде реальных событий, которые мы должны пережить и осознать согласно закону причин и следствий. Существует только один, и Он вездесущ. Мы должны осознать, что не только наши действия, но и слова, и даже мысли имеют материальную природу, и придерживаться принципа ненасилия на всех трёх уровнях.
Эти пять общечеловеческих ценностей являют собой единое целое, они неотделимы друг от друга как пять пальцев одной руки или как грани алмаза. Если мы начинаем практиковать одну из них, автоматически вовлекаются и все остальные.
Новая концепция образования заключается не в понятии «вкладывать», а, скорее, «извлекать». Любое истинное обучение – это напоминание, подталкивание к поиску, к творчеству и должно опираться не на заучивание готовых фактов, которые, к тому же, могут быть ошибочными, а на постановку вопросов. Потому что именно вопросы побуждают к внутреннему поиску, развивают ум и обостряют интуицию. Это вовсе не значит, что школа не должна давать знаний и готовых решений, ведь это квинтэссенция опыта предшествующих поколений. Но его нельзя представлять так, как будто он верен на 100 % и непогрешим на все времена. Наука быстро развивается, совершаются величайшие открытия, меняются взгляды на то, что ещё десятилетие назад казалось непреложным. Поэтому любая информация, предлагаемая для изучения, должна рассматриваться как отправная точка для постановки вопроса: «Что вы об этом думаете?» и быть открыта для новых решений.
Но это очень непростой вопрос. Потому что почти каждая школа, общество и культура учат убеждениям, которые часто представляются как факты для запоминания. Понятно, что один и тот же факт войны во Вьетнаме американским школьникам преподают совсем в другом свете, нежели вьетнамским. Любое общество заинтересовано в том, чтобы его граждане думали определённым образом. Ведь если заставить человека определённым образом думать, он будет поступать определённым образом. Убеждения создают поведение, и если изменить убеждения, поведение изменится само по себе. (Каждый учитель из своего опыта знает, насколько трудно пытаться сформировать новые убеждения, влияя на поведение). Поэтому школа и другие учебные заведения выполняют специальный заказ общества, т.е. формируют нужные ему убеждения. Формирование убеждений и есть практически основная функция образования. Когда мы были школьниками и студентами, нам прививали господствующую тогда в обществе коммунистическую мораль, и этой модели соответствовали все учебники, мероприятия и другие учебные средства. Сменился общественный строй, коммунистическая мораль устарела, но какая концепция её заменила? Стало очевидным, что система образования остро нуждается в утверждении новых нравственных ориентиров. И эта новая концепция не должна быть узкой – партийной или религиозной, она должна утверждать общечеловеческие вечные, незыблемые принципы. Основными убеждениями новой эпохи должны стать: единство всего в Боге, осознание себя духовной Божественной сущностью и развитие любви и терпимости, т.е. умение бесконфликтно жить в этом сложном и разнообразном мире. Вся школьная программа должна быть построена вокруг этих основополагающих принципов. Естественно, нет смысла отказываться от обычных академических дисциплин, нужно наполнить их новым содержанием, использовать их не как самоцель (обучение ради обучения), а как инструменты, которые помогают иллюстрировать эти концепции и жить ими. Мы должны наконец осознать, что функция образования состоит не в том, чтобы передавать знания из поколения в поколение. Результат образования не знания, а мудрость. Мудрость – это применяемое знание, это знание, реализованное через единство головы, сердца и рук, о чём говорилось ранее. Это то, что мы поняли, прочувствовали, реализовали на практике и увидели, что это работает. Тогда это становится опытом. Мудрость – это опыт. Когда мы учим детей знаниям, мы учим их, что думать, когда мы направляем их к мудрости, мы учим их, как думать, т.е., как им быстрее добраться до их собственной правды. Определённый объём знаний должен перейти от поколения к поколению, но путём критического осмысления. Нужно не механическое заучивание фактов и данных, а развитие у детей способностей и навыков применения полученного знания на практике. Знание утрачивается, а мудрость остаётся. Многое ли мы помним из того, чему нас учили в школе и даже в институте? Очень немногое пригодилось нам в жизни и стало нашим опытом. Проблема сегодняшнего образования в том, что школьная программа перегружена огромным количеством ненужных предметов. Ум ребёнка (да и взрослого тоже) не в состоянии усвоить 6-7 различных предметов за один день. Может быть, достаточно 3-4, но действительно необходимых? Может быть, должно быть большее количество предметов по выбору? И, самое главное, каждый учебный предмет должен соответствовать возрасту и интересам ребёнка, быть практически применяемым.
Я – мать двоих детей – школьников. Моя старшая дочь закончила 7-й класс. И я понимаю, почему у детей такой низкий учебный интерес. Учебники написаны неудобоваримым научным языком, изобилуют терминами и определениями, датами и формулами. Это совсем не то, что может заинтересовать образное детское мышление, впечатлить и вдохновить. И совсем непонятно, как могут иллюстрации вскрытых бабочек, червей и животных с подробным описанием их внутренних органов побудить ребёнка любить природу и беречь её, восхищаться её живым чудом. И в ещё меньшей степени это соответствует его жизненному опыту и интересам. Как знание названий внутренностей насекомых может быть применено в его сегодняшней жизни? Зато дети с удовольствием заводят себе домашних любимцев – котов, собак и морских свинок, читают энциклопедии о внешности и повадках животных. Может быть, всё – таки образование для детей, а не дети для образования? Умственная перегрузка от бессмысленного переваривания огромных объёмов обременительной информации приводит к притуплению памяти, нервным срывам, неуверенности в себе и многочисленным болезням. Отсидев 6-7 часов в душном классе, ребёнок возвращается домой и снова садится за уроки. Не остаётся времени на личностное развитие, кружки, спорт, общение с природой. А ведь растущему организму необходимо движение, достаточная физическая нагрузка. Было бы разумно включить в ежедневную школьную программу хореографию, аэробику, посещение тренажёрного зала, плавание.
В наших школах абсолютно не развит эстетический комплекс. Рисование, музыка, театральное искусство – это то, где растущая личность может проявить себя творчески, развить свою душу, вкус, чувство прекрасного. Сейчас эти предметы считаются «второстепенными» и проводятся «для галочки», а ведь это мощный рычаг в развитии общечеловеческих ценностей. И разве не нуждается современная молодёжь в уроках этики, психологии, разве не хочет разобраться в себе и своём окружении? Ведь известно, что основной вид деятельности подростков – это общение и выстраивание отношений со сверстниками, поиск своего места в этой жизни. Именно эти предметы соответствовали бы их жизненным интересам и помогли бы создать гармонию в их отношениях с миром – области, которая порождает больше всего стрессов, конфликтов и трагедий. Общество декларирует, что хочет видеть в ребёнке гармонично развитую личность. Ведь в человеке всё должно быть прекрасно: и ум, и душа, и тело.
Каждый учитель знает, что большую часть своего времени и энергии он тратит на установление и удержание дисциплины. Конечно, если бы школа формировала убеждения, основанные на пяти общечеловеческих ценностях, и предметы соответствовали жизненному опыту и интересам детей, проблем было бы меньше.
Было бы совсем неплохо, если бы мальчики и девочки учились в разных классах, и сами классы состояли не более чем из 14 – 16 учеников, а классный руководитель был бы психолог по образованию и присутствовал бы на каждом уроке своего класса. Понятно, что при сегодняшнем финансировании школ об этом можно только помечтать… Хотя то, что стало сейчас реальностью, тоже когда – то было мечтой. И только от нас зависит, насколько быстро произойдёт это превращение.
Образование должно строиться не вокруг знаний, а вокруг трёх основных концепций:
– осознанности,
– честности,
– ответственности.
Все учебные дисциплины должны выражать это. Детей нужно подталкивать к исследованию таких областей человеческого опыта как раскрытие себя, самовыражение, ответственность власти, честная экономика, поддержание жизни, уважение разнообразий и различий, творческое мышление, взаимопомощь и единство всей жизни.
Ещё одна вещь, которую нужно было бы изменить – это система контрольных и оценок, сравнение уровня знаний. Не все учителя согласятся с этим, ведь оценка – это надёжный стимул, испытанная десятилетиями карательная (или поощрительная) мера, метод «кнута и пряника». Но оценивание имеет ряд недостатков. Основным мотивом учёбы в школе должна быть жажда саморазвития и самовыражения, а не получение хороших оценок. Мотивация очень важна. Учится, чтобы заработать балл – такие знания забываются сразу же после его получения, а учится из интереса узнать и попробовать применить – такие знания остаются надолго. А комплексы неполноценности, неверие в свои силы, или, наоборот, высокомерие, настороженное отношение к учителю, желание списать, обмануть? Наверное, не оценка, а радость каждого ребёнка должна быть мерилом его успехов, а сияние его глаз будет мерилом того, отупляется или развивается его мозг?
Было бы очень хорошо, чтобы в школе, и даже в каждом классе был разработан план личностного развития учащихся. Это могли бы быть:
– методики, повышающие самооценку;
– семинары под руководством самих учащихся;
– психологическая помощь нуждающимся;
– программы по установлению хорошего микроклимата в классе;
– позитивные способы воспитания в учащихся внутренней силы и ответственности – учебные пособия, специальные домашние задания, зал (уголок) славы, кружки по интересам;
– участие учеников в управлении школой (классом);
– проведение по инициативе учеников собраний, консультаций и семинаров;
– правила поведения в школе (классе); установленные учениками;
– различные формы изучения материала (рефераты, доклады и т.д.);
– адаптация материала для отстающих учеников;
– разработанные учителем правила поведения в классе;
– воспитательные меры в случае отклоняющегося поведения;
– концентрация учителя не только на фактах нарушения дисциплины, но и на фактах положительного поведения;
– разнообразие способов поощрения и т.д.
Какова роль учителя в новой системе образования, ориентированной на общечеловеческие ценности?
Профессия учителя, несомненно, самая благородная, самая трудная и важная. Именно учитель играет главную роль в формировании будущего страны и всего человечества, ведь его личность влияет на несколько поколений молодых людей. Но для того, чтобы это влияние было действительно вдохновляющим, учитель сам должен глубоко осознавать и практиковать общечеловеческие ценности, быть примером для учеников. Его мысли, слова и дела должны быть в совершенной гармонии. Дети сразу чувствуют фальшь и не прощают её. Настоящий учитель сознаёт ответственность своей работы, хорошо знает свой предмет, постоянно расширяет свои знания о нём и свой кругозор, относится к детям, которых он учит, с такой же заботой, как и к своим собственным.
Учитывая ориентированность нового образования не на «вкладывание», и на «извлечение», учитель не должен навязывать готовых рецептов, он должен умело направлять ученика к его внутреннему источнику знаний, задавая вопросы и создавая доброжелательную творческую атмосферу, в которой ученик мог бы максимально проявить себя.
Как можно преподавать общечеловеческие ценности в школе? Для этого можно использовать 5 методов и 3 подхода.
Сначала о подходах. При прямом подходе можно использовать пять методов. Это возможно на классных часах, уроках морально – этического воспитания. Интегрированный подход позволяет вкраплять общечеловеческие ценности в существующую учебную программу. Здесь могут использоваться некоторые из пяти методов.
Третий подход – это внеклассная работа. С неё мы и начнём более подробный обзор подходов и методов.
Все дети проводят определённое количество времени вне школы: играют на улице, занимаются в спортивных секциях, разнообразных кружках, музыкальных или художественных школах. Всё это может быть использовано для выявления ценностей. Например, занятия спортом – для развития умения работать в команде, взаимовыручки, для преодоления желания состязаться, превосходства над менее удачливым и т.д. В драмкружке, например, можно предложить ученикам сценарий, иллюстрирующий общечеловеческие ценности или попросить их самостоятельно найти или написать такой сценарий. Использовать можно любой вид внеклассной работы: дискуссии, викторины, КВН, оказание помощи старикам, сиротам, бедным, походы, дни спорта, школьные праздники и творческие кружки. Главная роль при таком подходе отводится к учителю. Он должен быть источником вдохновения и новых идей, знающим, творческим и интуитивным, чтобы увидеть, в какой именно ситуации уместно сделать акцент на общечеловеческие ценности и избежать излишней морализации.
Второй подход называется интегрированным. Т.к. общечеловеческие ценности интегрированы в школьные предметы. Академические дисциплины являются инструментами выявления ценностей, выработки правильной жизненной позиции, вместо того, чтобы быть самоцелью, разрозненными знаниями о явлениях внешнего мира. Каждый предмет должен быть средством формирования хорошего характера и ценности должны составлять единое целое с программой каждого урока.
Например, история изобилует биографиями выдающихся людей, которые проявляли силу духа и приверженность высоким истинам. Дети должны заучивать не только даты и факты, но рассматривать каждое историческое событие через призму общечеловеческих ценностей, высказывать своё отношение и своё видение других возможных решений в каждом конкретном случае. Они должны задаваться вопросами: «А как бы я поступил в этой ситуации?», «Что чувствовали и думали участники этих событий?», «Чему нас учит это происшествие?». Тогда будущие поколения будут в большей степени застрахованы от повторения одних и тех же исторических ошибок.
Биология – наука о жизни, а жизнь – наш лучший учитель. Занятия по биологии должны проходить в большей степени не в душных классах, а на природе. Её нужно изучать практически, наблюдать, поддерживать жизнь: ухаживать за деревьями, высаживать цветы, кормить птиц, лечить больных животных, восхищаться чудом жизни, уважать и беречь её.
Очень легко ввести общечеловеческие ценности в гуманитарные науки: языки, литературу. Материал этих занятий, выбранный учителем, должен носить морально – этический характер. Нужно вместе с детьми анализировать характер и поведение персонажей, предлагая им поставить себя на их место, даже проводить небольшие драматические сценки и ролевые игры.
Очень развивают душевные качества пение, музыка и рисование. Было бы хорошо предложить детям проявить инициативу и самим подобрать песни, музыку или сюжеты для рисования, которые бы соответствовали их интересам и чувству прекрасного.
На уроках физики можно говорить о новых достижениях науки, подтверждающих её связь с духовностью, о том, что в духовной жизни действуют те же принципы и законы, что и в мире материи.
Даже в математике простые действия с числами можно обыграть, сделав условия задач, где это уместно, с этическим содержанием. (Например, действие «деление» сопоставимо с умением делиться и т.д.). Важно показать практическую полезность изучаемых дисциплин для повседневной жизни и целью их изучения должно стать утверждение истины о единстве и взаимосвязи всего сущего, проявленной в добродетельном и сильном характере.
Теперь рассмотрим прямой подход. Он является самым непосредственным, т.к. включает в себя все пять методов. Учитель выбирает для работы на уроке одну из общечеловеческих ценностей и её подценность, и все компоненты урока должны её иллюстрировать. Можно привести приблизительный список ценностей и их подценностей. Понятно, что подценности будут в каждой возрастной группе несколько иными.
Ценность – Истина.
Подценности:
– Убеждённость в истине;
– Здравый смысл;
– Различение;
– Вера;
– Доброта;
– Честность;
– Целостность;
– Справедливость;
– Самопознание;
– Поиск истины;
– Уважительность;
– Вера в себя;
– Единство мысли, слова и дела;
– Мудрость.
Ценность – Праведность.
Подценности:
– Сострадание;
– Праведное поведение, привычки;
– Совесть;
– Управление желаниями;
– Сотрудничество;
– Дружба;
– Дисциплина;
– Самоконтроль;
– Самостоятельность;
– Долг перед собой, семьёй и обществом;
– Сила духа, мужество;
– Помощь и взаимопомощь;
– Благодарность;
– Смирение, скромность;
– Послушание;
– Целеустремлённость;
– Ответственность;
– Правильная мысль;
– Правильная речь;
– Правильные поступки;
– Учёт собственных потребностей и ограничений;
– Уверенность в своих силах;
– Сила воли;
– Аккуратность, личная гигиена;
– Чистота внешняя и внутренняя;
– Профессиональное мастерство.
Ценность – Умиротворённость.
Подценности:
– Спокойствие;
– Удовлетворённость;
– Беспристрастность;
– Управление чувствами;
– Вера;
– Счастье;
– Гармония;
– Чистота духа и эмоций;
– Всеединство.
Ценность – Любовь.
Подценности:
– Терпимость;
– Умение прощать;
– Прощение;
– Привязанность;
– Забота;
– Чувство прекрасного;
– Чувство братства;
– Милосердие;
– Преданность;
– Жертвенность;
– Дружба;
– Почтительность;
– Патриотизм;
– Бескорыстие;
– Служение семье, обществу, миру;
– Умение делиться с другими;
– Доверие.
Ценность – Ненасилие.
Подценности:
– Непричинение вреда мыслью, словом, делом;
– Тактичное поведение;
– Терпимость к себе и другим;
– Любовь к природе;
– Мирное разрешение проблем и конфликтов;
– Социальное служение;
– Сохранение и мудрое использование природных ресурсов;
– Экономия пищи, времени, денег, энергии с целью использования излишков для служения обществу.
Мы говорим о том, что каждая из этих ценностей и её подценность вводятся при прямом подходе в течение одного урока посредством пяти методов. Каковы эти методы? Это:
1. Молитва (Цитата).
2. Визуализация.
3. Пение хором и музыка.
4. Рассказывание историй.
5. Групповая деятельность.
Рассмотрим каждый их этих методов подробнее.
1. Молитва (Цитата).
Каждый согласится с тем, что мы должны формировать у детей позитивное мышление, помочь им избавиться от внутреннего негативизма, научить их контролировать свои мыслительно – эмоциональные реакции. Древняя мудрость гласит: «О чём думаешь – тем и становишься». Молитва – это не что иное, как обращение к высшему существу с позитивной мыслью – помочь стать лучше или преодолеть трудности. Наука многие десятилетия изучает силу молитвы, ставя опыты над растениями, водой, в клиниках со смертельно больными людьми. Да и каждый из нас хотя бы один раз в жизни ощутил на себе действие молитвы. Молитва творит чудеса – и тому есть множество примеров в истории и в каждой мировой религии. Если использование молитвы в школе всё – таки неуместно, её можно заменить цитатой или каким – либо высказыванием, иллюстрирующим данную подценность. Это может быть отрывок из поэтического произведения, пословица, афоризм. Очень хорошо побуждать детей к самостоятельному поиску или созданию такого рода четверостиший, высказываний или афоризмов. Это должно стать не только квинтэссенцией урока, но и мыслью для размышления в течение недели, моделью для проживания, практического применения в жизни.
2. Визуализация.
Этот метод позволит расслабиться физически и успокоить эмоции и ум, сконцентрировав его на выбранной подценности. Визуализация помогает развить творческое воображение и установить контакт со своим внутренним Я, которое и есть источник всех знаний и умений. Именно поэтому многие великие научные открытия совершались в состоянии расслабления, успокоения ума. Беспокойный ум создаёт рябь на воде, которая мешает увидеть сокровище истинного знания, хранящегося в глубинах нашей личности. Для визуализации следует расслабить тело, закрыть глаза, включить тихую музыку и при водительстве учителя представить себе картины, связанные с этой подценностью или визуализировать внутри себя свет. Если в школе этот метод всё же окажется неприемлемым, его можно заменить простой релаксацией и минутой сидения в тишине. Это тоже позволяет успокоить и сконцентрировать ум.
3. Пение хором и музыка.
Все любят музыку и многие поют. Многочисленные научные исследования доказали, что музыка оказывает огромное влияние на живую и неживую природу. Проводились опыты на растениях, животных, людях и воде. Их результаты сходны: классическая и духовная музыка не только даёт ощущение радости и покоя, гармонизируя эмоционально, но и улучшает физические показатели: рост, здоровье, сопротивляемость мышц, иммунитет. Современная рок – и поп – музыка разрушает, дисгармонизирует, приводит к психическим и физическим расстройствам. Причина такого влияния в том, что музыка – это звуковая вибрация, пульсирующая в определённом ритме. А вибрация и ритм – это то, из чего состоит весь мир. Ведь мельчайшая частица материи, по данным современной науки, – это чистая энергия (вибрация). Слова, положенные на музыку, гораздо быстрее запоминаются и надолго остаются в памяти. Если связать песню с одной из общечеловеческих ценностей, она станет организующей мыслью, побуждая нас к более возвышенным чувствам, поступкам и действиям. Пение хором – это не только полезное музыкальное упражнение, оно помогает ощутить радость, дух единства и побороть эго и комплексы неполноценности. Конечно же, песня должна иллюстрировать конкретную подценность, проживаемую на уроке. Кроме того, полезно использовать музыку как компонент других видов деятельности на уроке, таких как визуализация, творческая работа, драматизации и игры.
4. Рассказывание историй.
Рассказывание историй – это основной вид передачи информации от учителя к ученику. Выбирая историю, нужно учитывать возраст детей, их интересы, личные или семейные обстоятельства их жизни и иллюстрировать ту ценность, которой был посвящён урок. Продолжительность рассказа тоже должна соответствовать возрастным особенностям детей, их умению концентрировать внимание. Источником историй могут быть исторические книги, жизнь замечательных людей, жития святых, басни, притчи, сказки, газетные статьи и научно – популярная литература. Учитель должен хорошо владеть техникой рассказа, оживляя его жестами, мимикой и голосом. Очень хорошо во время рассказа использовать наглядные пособия. Но, самое главное, учитель сам должен утвердиться в том качестве, которое он пытается выявить в своих учениках, иначе его рассказ будет неубедителен. Важен, в первую очередь, личный пример.
5. Групповая деятельность
После рассказывания историй целесообразно провести тестирование, чтобы проверить, насколько ребёнок усвоил данную ценность. Это могут быть:
– вопросно – ответные упражнения истории, чтобы ребёнок мог выразить своё отношение к событиям и героям, а также как он поступил бы в подобной ситуации;
– вопросы с несколькими вариантами ответов. Это могут быть типичные ситуации из жизни, иллюстрирующие данную ценность;
– инсценировка истории в лицах, возможно с другим концом;
– инсценировка обсуждаемой ценности. Например, учитель сам даст детям сюжет и предложит сыграть его или только даст тему и попросит детей разработать и инсценировать свой собственный вариант;
– разнообразные способы психологического тестирования;
– подвижные игры, кроссворды и настольные игры, выражающие данную ценность;
– возможные творческие работы, такие как иллюстрация фрагмента рассказа, визуализации, образное изображение данной ценности; сочинение стихов и прозы, в том числе группового рассказа, общегрупповой рисунок на заданную тему, лепка, поделка и т.д.;
– ролевые игры.
Групповая и, в частности, творческая работа, позволяет ребёнку выявлять свою индивидуальность, согласовывая при этом свои интересы и действия с действиями и интересами группы. Ребёнок учится делиться, сотрудничать, помогать, творить сообща, развивает своё воображение и творческие навыки, приобретает уверенность в себе и, самое главное, проживает конкретную ценность на практике, в действии. Особенно ценно то, что взрослые и дети объединяются для совместного, радостного творчества, будь то игры, сценки, рисование или другие виды деятельности.
Таким образом, структура урока при прямом подходе может выглядеть следующим образом:
1. Молитва (Цитата).
2. Визуализация (или сидение в тишине, расслабление)
3. Рассказ – история.
4. Групповая работа (тестирование, игры).
5. Пение (музыка)
6. Творческая работа.
7. Заключительная молитва (или обобщение, вывод, подведение итогов)
8. Домашнее задание, связанное с практическим применением данной ценности и небольшими творческими работами.
Каждый последующий урок целесообразно начинать с обсуждения домашнего задания – что получилось, что нет и почему. Дети должны обмениваться опытом – это очень воодушевляет. Обязательно нужно устраивать выставки работ, проводить небольшие концерты, викторины, экскурсии, выезды на природу.
Для проведения таких занятий по нравственному воспитанию или классных часов по принципу прямого подхода целесообразно деление детей на возрастные группы. Их три:
1 группа – дети 5-8 лет,
2 группа – дети 9-11 лет,
3 группа – дети 12 – 15 лет.
В зависимости от возрастной группы подценности пяти общечеловеческих ценностей будут различны. Например, в первой группе ценность «Праведность» будет выражаться в таких подценностях, как:
– не красть;
– не нарушать обещания;
– соблюдать личную гигиену;
– не ссориться т.д.
Во второй группе это могут быть подценности:
– не говорить плохо о других;
– говорить мягко и сдержанно;
– быть вежливым;
– готовность помочь другим;
– понимание опасности вредных привычек.
В третьей группе те же ценности будут представлены как:
– правильное использование свободного времени;
– ограничение своих желаний (разумность желаний);
– лидерство и послушание;
– служение обществу;
– ответственность, уверенность в себе;
– профессиональное мастерство и т.д.
Таким образом, происходит расцвет человеческой личности, выявление лучшего и преодоление того негативного, что неизбежно присутствует в каждом человеке. Мы, родители и учителя, должны стать умелыми садовниками, заботливыми и мудрыми, направляющими, но и дающими достаточно пространства для проявления и раскрытия внутреннего потенциала наших детей. Есть старая китайская пословица: «Если смотришь на год вперёд – посади семена. Если смотришь на 10 лет вперёд – посади дерево. Если смотришь на целую жизнь вперёд – развивай молодёжь».
Мы должны, наконец, понять, что это развитие заключается не в накоплении знаний или в спортивных достижениях, но в более сбалансированном, всестороннем развитии личности. Очень важно при этом, чтобы каждая личность опиралась в своём развитии на общечеловеческие ценности. Только тогда она сможет во благо себе и обществу применить свои знания и умения. Ведь только того, кто применяет на практике, проявляет истину, правильное поведение, умиротворённость, любовь и ненасилие, можно по праву назвать образованным человеком, несущим в мир стабильность и гармонию. Поэтому, если мы хотим видеть будущее мира светлым, мы должны изменить существующую сегодня модель образования, сориентировав её на общечеловеческие ценности, гармонично развивая сердце, голову и руки. В каком мире мы хотим жить? Выбор за нами!