Послание СаиС Днём Рождения Бхагавана, дорогие друзья!

С Днём Рождения Бхагавана, дорогие друзья!

Сияет ярче Он, чем Солнце,

Белее, чем чистейший снег,

Неуловимый, как невидимый эфир,

Присущий всем без исключенья существам,

Нет во Вселенной ничего – один лишь Брахман.

То, или Высший Дух, присутствует в микроскопических частицах

То – пребывает в каждом, оставаясь безучастным,

То – есть Вселенское Сознание,

Оно сияньем наполняет и поддерживает все три мира,

Пронизывая все, что существует в мирозданьи,

То – это Брахман, Он есть вы, Он пребывает в вас,

И вы, и Брахман, не отличны друг от друга.

Какую истину, важнее этой, могу вам сообщить,

Благочестивым людям, что сегодня собрались здесь?

Я – в  Свете;  Я есть  Свет,

Сияет Свет во Мне; Свет – это Я.

Кто осознает это,

Поистине, является он Брахманом самим,

И Брахман – это он.

 

Воплощения Божественного Атмана! Только человек может представлять себе Бога в облике человека, и никто другой. Следовательно, сам человеческий облик должен уважаться. Говорится: Дайва мануша рупена – «Бог являет Себя в облике человека». Господь принимает  человеческий облик, чтобы  осуществить Свое пришествие в мир,  указать людям путь к Богу и излить на них Свою милость.

Человек и Бог в облике человека

Все, что есть в природе – это шар пылающего огня (энергия). Этот огонь существует внутри и вовне. Точно так же  Божественное Начало (Атман) присутствует повсюду. Бог наполняет Собой всю Вселенную, от мельчайшего атома до огромнейшей звезды. Эта Божественная энергия пребывает во всем сущем. Только человек обладает способностью осознавать и ощущать эту энергию. Но, пытаясь осознать ее, он может создать в своем воображеньи несовершенный образ и, пребывая в неведении, полагать, что это Бог. 

В наши дни люди способны проводить интереснейшие научные беседы о мире, обществе и о многих других вещах. Такие беседы могут казаться убедительными с точки зрения логики. Некоторые люди готовы давать различные толкования природы Бога в облике человека. Однако, все эти рассуждения – лишь плоды их  воображения, но не истина. Пытаться описывать Бога готов и красноречивый пандит (ученый), но истинную природу Божественности во всей ее полноте не знает и не может знать никто. Человек в состоянии представлять Бога только в образе  человека. Но никто из людей не способен увидеть Его или рассуждать о Нем, если Он примет какой-либо иной облик. В таком случае все попытки  описать Бога будут надуманными и нереальными.

Слон может захотеть поклоняться Богу. Основываясь на своей собственной природе, он сможет представить Бога лишь в виде огромного слона. Он не сумеет придумать какой-либо другой образ. Даже мышь, если она станет размышлять о Боге, сможет представить Его только как огромную мышь. Точно так же и человек способен вообразить Бога лишь в облике человека. Поскольку он рассматривает себя только с позиций человека, он не сможет постичь Бога, который во всем, кроме облика, запределен и недоступен для человеческого сознания.

Описание Бога учеными мужами лишь создает путаницу

Ученые, обладающие высокой эрудицией и красноречием, могут описывать Бога по-разному. Некоторые из них наделяют Бога такими эпитетами как апрамейя, авангманаса-гочара, атита, ниргуна – непостижимый, недоступный словам и уму, запредельный и лишенный качеств. Все эти эпитеты звучат внушительно, но, в сущности, они – лишь пустая болтовня. Этим эпитетам можно придать определенное значение и дать изощренные истолкования. Но для того, чтобы пережить личный опыт, они – бесполезны, и таят в себе опасность, так как не отражают реальность.

Всякий раз, когда вам представится возможность, задавайте пандиту такой вопрос: «Что значит апрамейя?» Он ответит: «Это Тот, кто не подлежит, какому-либо логическому доказательству». Точно так же он может объяснить, что эпитет авангманаса-гочара означает «Тот, кого нельзя описать словами и представить умом». А если так, то разве может этот пандит наглядно показать облик Бога?

С древних времен до настоящего времени использовались разные выражения для описания Бога, но никто не смог поведать миру истинную правду о Боге. Бог пребывает во всем, и все формы – Его. Как можно такого вездесущего Бога описать или показать Его облик? Разве может кто-либо утверждать, что это есть Брахман, а то Им не является? Только слабый по своей природе человек, введенный в заблуждение, способен на это. 

То, что мы видим, отличается от того, что есть на самом деле

Божественность присуща человеку, как аромат присущ цветку, огонь – древесине,  масло – кунжутному семени, они невидимы глазу, но присутствуют в скрытой форме. Люди, не признающие эту сокровенную истину, увлечены внешними явлениями и принимают их за реальность. С давних времен люди погрязли в невежестве, находясь во власти подобных идей. Они приносят молоко к муравейникам, чтобы накормить кобр, которые, согласно поверьям, обитают в них, но если змея попадается им на глаза, люди ее убивают. Они мучают буйволов и быков,  используя их на сельскохозяйственных работах, но поклоняются каменному изваянию быка, считающегося священным ездовым животным Шивы.

Такова “философия”, которой люди руководствовались с глубокой древности. Причинять вред живым существам и поклоняться им – такой недостаток был присущ жителям Бхараты. Люди, не предложившие голодному даже маленького кусочка пищи,  могли преподносить изваянию божества самые изысканные блюда в качестве найведьи (ритуального приношения). Они опускают пригоршни монет в ящик для сбора пожертвований в храме Шри Венкатешвары, но отказываются подать грош нищему. Все это считается частью нашей древней традиции. Насколько более возвышенной станет жизнь человека, если он предложит пищу голодному! Нужно признать основополагающую истину, что Бог пребывает во всех людях. Разве можно считать, что человек исполняет свой долг, если он  причиняет боль живому существу (дживе), и возносит молитвы Богу (дэве)?

Аватары используют различные аспекты Божественности

Бог нисходил в этот мир, воплотившись как человек, в пяти различных ипостасях. В каждой из этих ипостасей Божественные качества проявлялись по-разному. Первый – Нитьяаватар, второй – Вишешвааватар, третий – Авешааватар, четвертый – Лилааватар, пятый – Пурнааватар. Лилааватар известен также как Амсааватар.  Первые три Аватара имеют лишь пять из девяти аспектов Господа. Только у Пурнааватара есть все шестнадцать Божественных качеств. В древности полным воплощением Бога считали только Пурнааватаров. С этой точки зрения, каждого человека следует считать Аватаром, поскольку некоторые элементы Божественности есть и в нем. Человек имеет право именоваться Аватаром, потому что он ведет свое происхождение от Бога. Бог дает возможность человеку увидеть Себя только в облике Аватара, и никак иначе. Почитайте каждого человека, дарите ему свою любовь. Любовь не вырастишь в огороде и не купишь в магазине. Кем бы вы ни были – монархом или простолюдином, способность любить вы сможете обрести, лишь отбросив эгоизм и гордыню, и научившись жертвовать.

Стремитесь к Богопознанию

Не поддавайтесь тягостным мыслям о том, что человек от природы слаб,  невежественен и находится в плену у заблуждений. Родиться человеком – непросто. Но если люди не осознают своей истинной природы и полагают, что Бог находится во внешнем мире, это свидетельствует  о крайнем невежестве. Следовательно, не тратя время впустую, выполняйте свое предназначение и отправляйтесь в путешествие, цель которого – Богопознание. 

Если Вы хотите поклоняться Богу, поклоняйтесь Ему только в образе человека. Все другие виды поклонения – искусственны, являются плодами воображения и порождением иллюзии. До тех пор, пока существует иллюзия (бхрама),  невозможно познать Всевышнего (Брахмана).

Сколько людей, столько и различных описаний Бога. В священных писаниях Бог тоже описывается по-разному. Толкователи священных текстов довольствуются декламацией эпитетов Всевышнего, но не стремятся получить личный опыт познания Бога. Каков образ Божий? Если вы пожелаете увидеть Бога, то тот облик, который вы способны представить, окажется только карикатурой. Считайте свой собственный облик проявлением Бога. Почитайте себя, как божество. Уважайте других. Любите себя, и любите других. В этом заключается истинная религиозность.

Из-за того, что подобное отношение к Богу не поддерживалось с ранних времен, человек стал добычей всевозможных заблуждений. Не существует такого явления, как нисхождение Бога на землю, или Его «уход».

Тело подобно пузырю на поверхности воды, который появляется, растет и исчезает в воде. Это – истина. Человек рождается из Брахмана, растет благодаря Брахману и сливается с Брахманом. Брахман – это свобода от бхрамы, заблуждения. Люди находятся во власти заблуждений, и потому не могут познать Брахмана. Эти заблуждения возникают из-за эгоизма и привязанности к собственности (ахамкары и мамакары).

Какой образ Бога вы можете избрать для поклонения, если Его форма – это Космос? Какие приношения вы можете предлагать Тому, кто является всем? Мир возносит Ему свои молитвы, используя разные имена – Рама, Кришна, Аллах, Зороастр, Будда и Саи Баба. Но все эти имена относятся к Единому Атману. Истинное поклонение состоит в почитании всех форм, представляющих Единого Бога, который есть любовь и истина. Он еще мельче, чем частица атома. Именно поэтому говорится: «Истина является основой всего в большей степени, нежели атом».

Пусть вашими действиями управляет совесть

Бессмысленно взывать к Богу как к Воплощению истины (сатья сварупе) и не придерживаться истины в повседневной жизни. Дхарма (праведность) рождается из истины, она исходит из сердца. 

Праведность дает чувство самодостаточности, свидетельствующее о самоосознании. Верьте голосу совести,  являющемуся голосом Божественного сознания. Никто не должен поступать вопреки велениям своей совести. Действовать против совести – это грех. Действовать согласно совести – значит поступать праведно, это и есть истинная набожность. Расхождение между мыслями и словами противоречит замыслу Господа. Между словом, мыслью и делом должна быть полная гармония.

Есть только один Бог. Ваши формы поклонения, ритуалы, и убеждения – это всего лишь ваш личный выбор. не имеющий никакого отношения Богу. Понятие «Бог» означает, Тот, кто полон и всеобъемлющ. Единый Бог пребывает во всех существах, и все эти существа исполнены истины и любви. Нет никого на свете, в ком не было бы любви. Любовь может проявляться по-разному, но на самом деле она – одна. Эта любовь и есть Бог. Не противьтесь этой любви.

Поклоняясь Богу, можно обращаться к Его различным образам, но при этом необходимо осознавать, что все они относятся к Единому. Молитвы могут быть разными, но сама потребность молиться у всех одна и та же. Образы Бога тоже могут быть разными, но Божественное Начало только одно, это Атман.

Только неизменная любовь и есть истинная набожность

Сегодня существует только одна важная идея, которую вам необходимо  принять во внимание – нужно избавиться от заблуждения. будто Бог где-то далеко от вас. Верьте, что Бог это вы сами. Имея такую веру, вы не собьетесь с пути праведности. Верьте, что Бог пребывает в каждом человеке, как говорится об этом в Ведах и Упанишадах. Одна лишь образованность не делает человека пандитом (ученым). Пандиты – это те, в чьих глазах все равны. Их нужно оценивать по делам, а не по внешнему виду, и не по тому, что они проповедуют или пишут.

Считайте себя детьми Бога. На самом деле, нет никакой разницы между Аватарами и вами, за исключением количества Божественных качеств в них и в вас. Это количество можно увеличить праведным поведением и обретением Божественной любви.

Любовь, которая приходит и уходит, нельзя считать настоящей. Только неизменная любовь, постоянно сияющая ярким пламенем в душе, является истинной. Ее не затрагивают радость или печаль, хвала или хула. Такая любовь – это истинная религиозность. Любовь, которая в зависимости от обстоятельств растет или уменьшается, вообще нельзя считать любовью. 

Когда у человека все складывается благоприятно, или его молитвы исполняются, количество изображений божеств на его алтаре увеличивается. Но если его желания не исполнились, он убирает эти изображения. Разве это истинная набожность?

Избавляйтесь от эгоизма с помощью любови к Богу

Все Божественные качества, присущие Брахме, Ишваре и Вишну, нужно найти в человеке. Творческое начало в нем – это Брахма, сердце – Ишвара (Шива), а всепроникающий интеллект (буддхи) – вездесущий Вишну. Точно так же и три божественных способа действовать – янтра, мантра и тантра – тоже присутствуют в людях. Тело – это янтра, то есть, сложная конструкция, или механизм. Все органы тела составляют части этого механизма. Наше дыхание – мантра, священное сочетание звуков.  С каждым дыханием произносится мантра со-хам (То – это я). Наше сердце можно сравнить с тантрой, целенаправленной энергией.

Твердо верьте, что Бог пребывает в человеке. Ведите себя с людьми подобающим образом. Не давайти волю эгоизму, привязанностям и злобе, порождаемой этими пороками. Любовь к Богу – лучший способ  избавиться от эгоизма.

Беседа по случаю празднования 63-его Дня Рождения Бхагавана в Зале Пурначандра, 23 ноября 1988