Баба говорит: “Прошлое уже нельзя вернуть. Будущее неопределенно. Данный момент – это настоящее”. Он также указывает, что обычно старики предаются воспоминаниям о прошлом и сожалеют об ушедшем “добром старом времени”, а молодежь зачастую пристально всматривается в будущее. Но он убеждает нас, что оба этих занятия бесполезны и бессмысленны, ибо мы можем формировать наше будущее только в настоящем.
Многие люди проводят большую часть своей жизни в бегстве от настоящего. Это проявляется в различных формах, но в любом случае позволяет обезьяньему уму управлять нами. Это означает, что индивидуум упускает возможность, предоставляемую нынешней жизнью, изучить определенные вещи, которые до сих пор еще не были изучены. Как только мы уступаем управление нашей жизнью обезьяньему уму, он овладевает нами, и мы становимся его жертвой.
Общепризнанно, что жизнь в настоящее время часто может расцениваться как унылая и скучная, нудная и монотонная, тоскливая и угнетающая, мрачная и болезненная, и т.д. – подобных описаний множество. Но мы сами ответственны за такое отношение к своей жизни. Нами управляет не сама жизнь и сопутствующие ей обстоятельства, случаи и события, как мы часто предпочитаем думать. Все мы в определенной степени обладаем свободой воли, которую мы можем использовать в полной мере для изменения своего отношения к жизни. Известное выражение “смотреть на жизнь через розовые очки” все еще имеет свои достоинства, но только когда оно интерпретируется правильно. Оно не подразумевает, что мы должны вести себя неискренне, подобно Полианне (героине одноименной повести Э.Портер), делая вид, что наша жизнь – ложе из роз, и все идеально.
Тем не менее, наш подход к жизни может вести нас к тому, чтобы исследовать аспекты, которые мы находим трудными, и помочь нам найти способ обходиться без них, смягчать их или изменять таким способом, что они превратятся из пассива в актив. Кроме того, мы можем спрашивать себя, чему они могут научить нас. Может быть, это терпение, которого недостает практически каждому из нас? Может быть, это терпимость, или отношение “живи и давай жить другим”? Или, что еще более важно, можно расценивать людей как зеркало, в котором улавливаются проблески наших собственных проблем или слабостей, а нынешнюю жизнь – как возможность их стереть? Все эти и многие другие моменты могут помогать изменять наше отношение к тому, с чем мы встречаемся в своей жизни, будь это трудные взаимоотношения, плохое состояние здоровья, отсутствие работы или достаточных средств для содержания себя и своей семьи или множество других так называемых проблем.
Проблемы должны быть решены. Если сравнивать жизнь со школой, то наши обстоятельства – это уроки, и они оказываются теми самыми средствами, которые помогают нам продвигаться вперед от нынешнего места в школе жизни к следующей ступени развития. Все мы испытывали нервное возбуждение и чувство удовлетворенности достигнутым, которое возникает при окончательном разрешении особенно неприятной задачи, которой мы ранее старательно избегали. То же самое приятное чувство удовлетворенности возникает, когда вместо того чтобы уйти от текущей ситуации, мы начинаем рассматривать требования обстоятельств как потенциальные скрытые благословения. Только это поможет нам сделать наши духовные мускулы более сильными.
И что это за аварийные люки и выходы, через которые мы убегаем и исчезаем, ошибочно полагая, что таким образом освобождаемся и уклоняемся от обязанностей? Многие наши пристрастия могут предложить нам бегство от настоящего, особенно это касается использования любых галлюциногенных наркотиков. Поглощенное ими время потеряно навсегда, и при этом мы не оказываемся ближе к нашей основной цели. Есть и другие менее материальные пути для побега, которые могут быть еще более соблазнительными, например грезы, фантазии и принятие желаемого за действительное, которым все мы предаемся время от времени. Если же они превращаются в привычку и съедают слишком много времени нашей жизни, то могут быть уподоблены ворам. Вполне естественно иметь надежды, стремления и мечты. Но когда они отнимают так много времени и энергии, что у нас остается слишком мало того или другого для решения текущих задач, они превращаются в бегство от повседневной жизни. Кроме того, если они остаются витать в воздухе и никогда не реализовываются, что часто и происходит, тогда они представляют собой еще большую угрозу нашему благополучию.
Гораздо более грандиозными, чем наши личные фантазии, и поэтому гораздо более мощными, являются фантазии, придуманные писателями. Еще более могущественны образы, создаваемые авторами кинофильмов и телевизионных постановок. Эти мерцающие образы обольстительно вторгаются в наши дома и заставляют нас жить чужими, очаровывающими нас ролями, а не нашей собственной, более земной жизнью.
Все эти приманки отвлекают наше внимание от собственного индивидуального пути с его препятствиями и уроками, которые необходимо выучить. В действительности они отнимают у нас наше неотъемлемое право, наше единственное законное спасение от цикла жизни и смерти, которое на самом деле является не побегом, а «выпуском» по окончании школы, и его необходимо заслужить. Мы можем учиться только на обстоятельствах собственной жизни, а не чьей-то другой, и уж точно не на выдуманных историях фиктивных персонажей.
Противоядие от этой тактики бегства заключается в “практике присутствия”, как это называли ранние христианские авторы. Поскольку Баба учит, что Присутствие – это наше реальное “Я” внутри нашей внешней физической формы, мы можем посвящать Ему все, что мы делаем, и просить Его жить через нас и направлять нас на нашем пути. Тогда мы сможем достичь “присутствия духа”, а также будем все больше и больше “быть здесь сейчас”.
Во время моего обычного утреннего ритуала, когда я прошу Бабу думать, чувствовать, говорить, действовать и любить через меня весь день, я помещаю узды в его руки, если можно так выразиться, и говорю с ним время от времени в течение дня. Например, когда я веду машину на шоссе, где автомобили стремительно проносятся мимо меня с обеих сторон, толпятся за моей машиной или идут впритык к ней сзади, не соблюдая дистанции, я вручаю все происходящее в руки Бабы. Я прошу, чтобы он был водителем вместо моего личного “я” и держал другие автомобили на безопасном расстоянии. Я всегда поражаюсь, наблюдая дальнейший ход событий через зеркало заднего вида: к примеру, автомобиль позади меня находится в опасной близости, как будто готов врезаться в меня в любую минуту. Потом я вижу, как он снижает скорость, постепенно дистанция между нами увеличивается и, что самое удивительно, с этого момента безопасная дистанция сохраняется. Я часто задаюсь вопросом, что думает водитель по поводу своей непроизвольной реакции.
Я продолжаю тот же самый внутренний диалог, что бы я ни делала, например, насколько я сейчас могу вспомнить, я прошу Бабу указать, на какие письма я должна ответить, и прошу писать через меня, когда я пишу каждый ответ. Когда я работаю с кем-то, у кого есть проблемы, используя метод рекомендаций, которому я научилась, я прошу его сообщить мне, что я должна делать или говорить, или какие методики и упражнения посоветовать этому человеку, “чтобы помочь ему помочь самому себе”. Баба говорит, что этот способ гораздо лучше, чем сделать что-то за другого человека. Часто, что крайне удивительно, мне в голову приходят идеи, которые – я абсолютно уверена в этом – порождены не мной, и они оказываются именно тем, в чем человек нуждается в это время.
Все мы нуждаемся в применении на практике принципа “быть здесь сейчас”. Чтобы узнать, как это делать, мы постоянно должны удерживать обезьяний ум от его блужданий в прошлое или в будущее. Это также означает, что мы должны следить за тем, чтобы не предаваться размышлениям, в которых мы принимаем желаемое за действительное, не убегать в воображаемые ситуации или во все те остальные места, куда обезьяний ум может заставить нас устремиться. Когда мы достигаем успеха при обращении с обезьяньим умом, мы обнаруживаем, что способны делать свою работу быстрее, что у нас появляется множество времени и энергии для более интересных, творческих или веселых занятий.
Мое сердце начинает учащенно биться, когда я созерцаю Твою полную энергии форму в шафрановом одеянии, Когда ты появляешься перед нашим взором, Чтобы успокоить надвигающийся шторм. Мир находится в огромной беде, Мы слышали, что много учителей На сей раз ты пришел, чтобы учить нас Ты говоришь, что мы – не наши тела И если мы будем это помнить, Это поможет нам быть более спокойными, Что это за волшебная мантра, |