Духовное чтениеВыдержки из книгОбуздание нашего обезьяннего ума :: Ф. КристалВведение духовности в ежедневную практику

Введение духовности в ежедневную практику

Глава 17 из книги Ф. Кристал “Обуздание нашего обезьяннего ума”

Как я уже упоминала, мы в значительной степени не осознаем свои привычки, поведение, убеждения и беспокойства. Роли, которые мы играем, и маски, за которыми мы скрываемся, используются для того, чтобы избежать искренней оценки самого себя и всех своих недостатков. Но многие люди не до конца понимают, что быть «бессознательным» по отношению к чему-то буквально означает не иметь абсолютно никакого знания об этом или восприятия этого. Это можно сравнить с тем, как если бы мы были слепыми и не могли видеть себя хоть сколько-нибудь ясно. По этой причине гораздо легче заметить свои собственные черты в других людях и их действиях, или в персонажах, которые появляются в наших снах.

Другой способ, с помощью которого мы можем начать наблюдать то воздействие, которое мы производим на других людей, заключается в прикладывании определенных усилий на то, чтобы быть более сознательным, наблюдая влияние наших слов, поведения, чувств и общего мировосприятия на всех тех, с кем мы входим в контакт. Лучший способ обнаружить, как они реагируют на нас, состоит в том, чтобы смотреть им в глаза и наблюдать жестикуляцию и мимику собеседника. Вздрагивают ли они, или отворачиваются, или опускают глаза, когда мы используем определенный тон голоса? Не кажутся ли они съежившимися, когда мы читаем им лекцию, которая часто является попыткой с нашей стороны утвердить чувство собственного достоинства и самоуверенность за счет подавления других? Не говорим ли мы со снисходительным отношением или тоном голоса с теми, кто обслуживает нас в разных ситуациях – официантами, продавцами, кассирами, работниками бензоколонок, домашней прислугой, парикмахерами и всеми остальными людьми, работающими в сфере обслуживания? В таких ситуациях полезно вспоминать высказывание Бабы о том, что все мы равны в его глазах, поскольку он видит только Атму, наше истинное “Я”.

Мы должны также наблюдать свое отношение к тем, кого мы считаем важными или полезными в той или иной степени. Раболепны ли мы? Не стремимся ли мы сразу же соглашаться с ними даже тогда, когда мы на самом деле не одобряем то, что они говорят или как они действуют? Не заискиваем ли мы перед теми, кто в нашем представлении может быть полезным для нас, и не игнорируем ли тех, кто не в состоянии оказать нам поддержку?

Все мы страдаем от разного рода беспокойств, связанных с неуверенностью, вследствие того, что для обретения уверенности нас учили полагаться на материальные объекты и других людей, а не на собственное истинное “Я”. Все мы выражаем свою конкретную неуверенность множеством различных способов, и один из наиболее очевидных – тенденция хвастаться, основанная на ошибочном стремлении придать себе значительности, часто в ущерб другим. Но что бы мы ни делали для других, мы, фактически, делаем это для самих себя, так как у всех нас один Исток. Когда-нибудь в будущем, когда сложатся обстоятельства, мы окажемся в ситуации,  в которой проявятся результаты наших поступков по отношению к другим в прошлом, как добрые действия и слова, так и резкие или унижающие.

Итак, каждому из нас надлежит практиковать то, чему учит Баба, следя за своими мыслями, чувствами, словами и действиями в повседневных взаимоотношениях с теми, с кем мы общаемся. Если мы будем делать это постоянно, нас, возможно, приведут в смятение отрицательные черты нашего поведения. Мы можем тогда обратиться к Бабе за помощью: попросить его, чтобы он думал, чувствовал, разговаривал и действовал через нас – с любовью!

Практическая духовность в доме

Глава 18

До сих пор мы рассматривали поведение по отношению к разнообразным представителям общества. Наряду с этим нам необходимо подвергнуть изучению и то, как мы общаемся и ведем себя с членами своей семьи. Мы можем быть вежливы, терпимы и сострадательны к тем, с кем мы встречаемся вне дома, но в то же время изливать гнев, враждебность и негодование на своих ближайших родственников. Это одна из главных причин того, что родители все чаще бьют своих детей, а мужья – жен.

Общеизвестно, что многие из тех, кого обвиняют в нанесении оскорблений и побоев дома, слывут среди знакомых как очень приятные и тактичные личности. И они действительно могут вести себя так с «посторонними». На самом деле такие люди далеко не всегда хотят быть любезными, но по некоторым причинам, в частности из страха, ведут себя благовоспитанно. В течение дня они вынуждены подавлять негодование, гнев и раздражение, чтобы потом по малейшему поводу выплеснуть эти эмоции на супругу и детей. Они ведут себя безупречно как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, но при этом дают выход своим негативным чувствам дома.

Практическая духовность должна начинаться с дома. Мы можем оценить свою собственную репутацию, задавая себе следующие вопросы: действительно ли мы так же вежливы со своим мужем или женой, как и с нашим боссом и коллегами? Замечаем ли мы воздействие тона своего голоса на наших детей? Хвалим ли мы их когда-либо или доверяем ли им, когда это необходимо, или же постоянно критикуем их, язвим и придираемся из-за мелочей? Не забываем ли мы выражать им свою любовь и привязанность, или мы ожидаем, что те, с кем мы разделяем наш кров, способны читать в нашем сердце, чтобы выяснить, что мы чувствуем по отношению к ним?

Баба говорит нам, что все, что мы делаем с момента пробуждения и до момента отхода ко сну изо дня в день, должно быть поклонением, что мы не должны считать одни занятия более духовными, чем другие, и оставлять эти последние для других людей, чтобы они делали их за нас, в то время как мы эгоистично будем делать только то, что считаем более духовным.

Баба дал нам много различных упражнений для развития дисциплины, таких как медитация, джапа, пение бхаджанов и т.д., но он предупреждает, что ни одно из них не способно приблизить нас к просветлению. В эту темную эпоху, называемую Кали-югой, только служение человечеству может обеспечить наш духовный рост, и служение должно начинаться дома, с членов семьи, поскольку они – именно те люди, которые могут лучше всего научить нас тому, что нам нужно, и кого мы можем учить своим примером больше, чем словами.

Я – ваш плот в океане глубоком,
Я – центр циклона.
Я – обдувающий вас ветер, который очистит вас.
Я – это вы до того, как вы родились.

Цепляйтесь за меня, поскольку Я есть,
Спрашивайте, но не сомневайтесь.
Доверьтесь моей истине со всей устремленностью,
Проходя через шторм, войну или засуху.

Поднимитесь на цыпочки и держитесь за меня.
Не пресмыкайтесь, ползая по земле.
Достаньте до солнца, которое есть моя сила,
И внимайте моему звуку.

Крепко держитесь и никогда не отпускайте.
Я – это Я, но Я – также и вы.
Тянитесь изо всех сил,
Когда вы движетесь вперед, чтобы встретить меня – вас.