Когда мы сбились с пути или когда ищем правильное направление, мы просим помощи у того, кто знает дорогу. Найдя такого человека, мы очень внимательно слушаем указания, которые нам дают, и следуем им неукоснительно, чтобы достичь места назначения. Точно так же ищущий на духовном пути хочет наставлений от Гуру, который преодолел путь и знает в нём толк. Счастливчик тот, кто нашёл такого настоящего проводника, Садгуру. Что можно сказать об удаче тех, кто получает руководство от «самой Цели»? Человечеству предоставляется исключительная возможность, когда Сам Господь, являющийся конечным пунктом каждого искреннего поиска, приходит в человеческий форме, чтобы наставлять, побуждать и оберегать. Его послание становится направляющей вехой для всего человечества. И, будучи универсальным, оно предназначено всем и каждому – молодым и пожилым, энергичным и нерешительным, простым и интеллектуалам. Одно из таких универсальных средств, которым Свами всех нас благословил, – это пение санкиртана или бхаджанов. Свами много раз говорил: чтобы доставить нас к цели, нам не нужно ничего более, кроме этого маленького фонарика имени Бога. Когда воспевается имя, это так же благословенно, как и благоприятно.
Чтобы помочь всем нам ступить на эту стезю и испытать её благословение, Свами сделал пение бхаджанов единственной и самой важной садханой в ашраме Прашанти Нилайам. Но, как говаривал Свами, пение бхаджанов – только начало. Оно подобно лампе в храме, от которой каждый может зажечь свою. В лампах, зажжённых таким образом, необходимо постоянно поддерживать свет. Точно так же и воспевание имён не следует прекращать по окончании пения бхаджанов в Прашанти, на саммите или в центре. Оно должно стать непрерывным и постоянным. Чтобы напомнить нам об этой обязанности на духовном пути, Бхагаван установил ежегодный всемирный день Акханда бхаджан, когда раз в году целый день без перерыва поются бхаджаны. Так как мы все спешим принять участие в Аканда бхаджанах в этом году, мы представляем вам ожерелье бесценных жемчужин – выдержки из различных бесед, в которых Свами говорит о важности намасмараны, санкиртана и бхаджанов. Давайте пропустим через себя эти слова Бхагавана. Пусть они станут топливом для Акхандаджьоти, который мы зажжём в наших сердцах, и пусть эти слова Высшего проводника вдохновляют нас петь с такой любовью и вибрацией, чтобы порадовать Господа.
Если мы сами являемся Воплощением Благодати, зачем нам повторять имя Господа?
– Божественная Беседа, 8 марта, 1997
Призвать Господа Майи проще, чем одолеть Майю
Так что же означает эта овчарка? Это майя или иллюзия. Вы должны или преодолеть майю, или громко повторять имя Бога. Когда вы громко повторяете имя Бога, Бог, который находится над нами, спустится вниз. Вместе с Богом вы сможете запросто войти в дом, и тогда собака не причинит вам вреда, иллюзия ничего не сделает. Поэтому, всё, что вам необходимо делать, это повторять Его имя.
– Божественная Беседа, 22 апреля 1998
Почему не использовать священный дар словесного выражения? Освятите его санкиртаном!
– Божественная Беседа, 19 июня 1997
Покой нельзя достичь только лишь индивидуальным усилием. Поэтому, собирайтесь вместе, молитесь вместе
– Божественная Беседа, 3 марта 1992
Музыка была создана для предложения её Богу и для того, чтобы затеряться в блаженстве единения с Ним
– Божественная Беседа, 3 марта 1992
Молитва, которую поют, это молитва, которую услышат наверняка
– Божественная Беседа, 3 марта 1992
Каковы разные виды санкиртана и почему Саи бхаджаны особенные?
Рама, Твоё совершенство невозможно описать словами! Может ли Брахма восхвалять Твоё великолепие? Я ожидаю Твою милость, Услышь мои молитвы и спаси меня, о Господь! Тебя нельзя описать словами! Ты забрал назад и вернул Своему гуру сына, которого похитила смерть, Ты искоренил зло, Ты освободил Васудеву и Деваки из заключения, Ты защитил кроткую Драупади, спася ее честь, Ты защищал Пандавов множество раз, Ты облегчил страдания Кучелы, Ты исправил физическое искривление горбуна Кубджы, Ты спас шестнадцать тысяч девушек, Рама, Твоё совершенство невозможно описать словами! |
Откуда возвращаются все слова, умом недостижимые, – так говорил Тьягараджа и описывал Раму в песне: «В тебе есть качества, О Рама, которые невозможно описать словами». «Лила санкиртан» – это описание священных игр Бога в танце (или лил) как в музыкальном балете, таким образом проживая их и погружаясь в них. Это и есть Лила санкиртан. Ещё его называют «Гита Говинда».
Ещё есть «Бхава санкиртан». Его испытала только Радха, которая растворилась в чувствах к Богу, преобразовав своё естество в божественную сущность. Она жила, испытывая чувства покоя, истины, материнства, симпатии и романтической любви. Поэтому священные чувства Радхи и Миры стали называться «Бхава санкиртан».
«Нама санкиртан». Чайтанья (Махапрабху) был ответственным за его проповедование. «Все имена это Твои имена. Невозможно найти в этом космосе мир без Твоего имени или мир без Твоей формы.
Именно Чайтанья провозгласил: «О, Боже, красота всего этого мира – исключительно Твоё имя и форма!» Чайтанья, ощущая, что каждый объект, атом и момент являются воплощением и отображением Бога, освободился посредством имени Бога. В зависимости от своей судьбы, люди разных возрастов следовали только по одному из четырёх путей, при этом обитателям Прашанти Нилайама чрезвычайно повезло открыть для себя все четыре пути. Гуна санкиртан, Лила санкиртан, Бхава санкиртан и Нама санкиртан – объединение всех четырёх – это наши баджаны.
– Божественная Беседа, 3 марта 1992
Существует много путей, но который из них в наше время наилучший?
– Божественная Беседа, 3 марта 1992
Наилучший способ освободиться это воспевание славы Бога
Повторение имени Бога приравнивается к послушанию, паломничеству к святым землям – оно становится всем. Поэтому среди разных форм пения, таких как Гуна санкиртан (восхваление качеств Бога в пении), Бхава санкиртан (пение песен с определёнными чувствами к Господу) – Нама санкиртан (воспевание имени Бога) является первостепенным. В силу вышесказанного, пойте имя. Воспевание имени благословляет ваши жизни. Обвенчайтесь с именем Бога!
– Божественная Беседа, 19 июля 1996
Источник: http://media.radiosai.org/journals/vol_16/01NOV18/Bhajans-the-Royal-Highway.htm
Перевод Алёны Сивак