Послание СаиБаджаны – королевский путь. Часть 1

Баджаны – королевский путь. Часть 1

Когда мы сбились с пути или когда ищем правильное направление, мы просим помощи у того, кто знает дорогу. Найдя такого человека, мы очень внимательно слушаем указания, которые нам дают, и следуем им неукоснительно, чтобы достичь места назначения. Точно так же ищущий на духовном пути хочет наставлений от Гуру, который преодолел путь и знает в нём толк. Счастливчик тот, кто нашёл такого настоящего проводника, Садгуру. Что можно сказать об удаче тех, кто получает руководство от «самой Цели»? Человечеству предоставляется исключительная возможность, когда Сам Господь, являющийся конечным пунктом каждого искреннего поиска, приходит в человеческий форме,  чтобы наставлять, побуждать и оберегать. Его послание становится направляющей вехой для всего человечества. И, будучи универсальным, оно предназначено всем и каждому – молодым и пожилым,  энергичным и нерешительным, простым и интеллектуалам. Одно из таких универсальных средств, которым Свами всех нас благословил, – это пение санкиртана или бхаджанов. Свами много раз говорил: чтобы доставить нас к цели, нам не нужно ничего более, кроме этого маленького фонарика имени Бога. Когда воспевается имя, это так же благословенно, как и благоприятно.

Чтобы помочь всем нам ступить на эту стезю и испытать её благословение, Свами сделал пение бхаджанов единственной и самой важной садханой в ашраме Прашанти Нилайам. Но, как говаривал Свами, пение бхаджанов – только начало. Оно подобно лампе в храме, от которой каждый может зажечь свою. В лампах, зажжённых таким образом, необходимо постоянно поддерживать свет. Точно так же и воспевание имён не следует прекращать по окончании пения бхаджанов в Прашанти, на саммите или в центре. Оно должно стать непрерывным и постоянным. Чтобы напомнить нам об этой обязанности на духовном пути, Бхагаван установил ежегодный всемирный  день Акханда бхаджан, когда раз в году целый день без перерыва поются бхаджаны. Так как мы все спешим принять участие в Аканда бхаджанах в этом году, мы представляем вам ожерелье бесценных жемчужин – выдержки из различных бесед, в которых Свами говорит о важности намасмараны, санкиртана и бхаджанов. Давайте пропустим через себя эти слова Бхагавана. Пусть они станут топливом для Акхандаджьоти, который мы зажжём в наших сердцах, и пусть эти слова Высшего проводника вдохновляют нас петь с такой любовью и вибрацией, чтобы порадовать Господа.

Если мы сами являемся Воплощением Благодати, зачем нам повторять имя Господа?

В глубине земли есть вода. Если хочешь достать эту воду, что ты должен сделать? Между тобой и водой находится препятствие – почва. Эта грязь или почва означает мирские дела. Все это нужно устранить. Когда грязь устранена, мы точно достанем воду под ней. В ином случае, если там установить артезианский колодец, можно копать всё глубже и глубже и доставить из глубин на поверхность воду. Это и есть повторение имени Бога, Намасмарана. Если поставишь артезианский колодец имени Бога на свой язык, счастье в твоём сердце поднимется на поверхность. Поэтому, вы должны сделать так, чтобы имя Бога танцевало на вашем языке. Какую бы работу вы ни выполняли, вы должны её делать с божественным чувством. Тогда работа будет трансформироваться в почитание. Любая работа, которую вы выполняете, должна восприниматься вами как работа для Бога.

– Божественная Беседа, 8 марта, 1997

Призвать Господа Майи проще, чем одолеть Майю

Вам не нужно искать аптский век (период 125-112 млн. лет назад – прим. переводчика). Вам не нужно гоняться за временем. Вам не нужно искать действия. В любое время и в любом месте мы должны быть готовы повторять имя Господа. Если не думать о Боге, как Он придет к нам? Существуют два типа садханы или духовных практик: хозяин на крыше, большая овчарка у ворот. Чтобы войти внутрь, нужно или подружиться с овчаркой, или громко позвать хозяина. Если не сделать этого, мы не сможем с ним встретиться.

Так что же означает эта овчарка? Это майя или иллюзия. Вы должны или преодолеть майю, или громко повторять имя Бога. Когда вы громко повторяете имя Бога, Бог, который находится над нами, спустится вниз. Вместе с Богом вы сможете запросто войти в дом, и тогда собака не причинит вам вреда, иллюзия ничего не сделает. Поэтому, всё, что вам необходимо делать, это повторять Его имя.

– Божественная Беседа, 22 апреля 1998

Почему не использовать священный дар словесного выражения? Освятите его санкиртаном!

Какое несчастье может выпасть на вашу долю, когда вы произносите имя Бога? Вы поёте недостойные и вульгарные песни из фильмов. Что неуважительного в том, чтобы петь имя Бога? Вы понапрасну тратите свою жизнь на бессмысленные песни. Почему вам стыдно сказать «Рама, Кришна, Говинда»? Вы чувствуете стыд, когда произносите эти имена. Но на улицах (вы поёте) «ла, ла, ла, ла, ла, ла…», к бессмысленным песням вы питаете огромный интерес. Какой позор для всего человечества! Если бы вы не были рождены человеком, вы бы ничего не пели. Но жить человеческой  жизнью таким образом, значит растрачивать её попусту.

– Божественная Беседа, 19 июня 1997

Покой нельзя достичь только лишь индивидуальным усилием. Поэтому, собирайтесь вместе, молитесь вместе

Самьяк-киртанамитихи санкиртанам (Совместное пение в гармонии – это санкиртан). Существует огромная разница между киртаном и санкиртаном. Киртан это просто индивидуальная деятельность, а ещё это собственные усилия для собственной пользы. В то время как санкиртан может даровать благополучие всему миру. По-другому его называют самухика бхаджаны (групповое пение). Этот принцип был впервые введён мастером сикхов, Гуру Нанаком. Благодаря санкиртану вы увидите единство в разнообразии. Санкиртан напоминает нам о принципе единства в разнообразии. Когда все голоса соединяются воедино и бхаджан поётся в едином порыве, это называют санкиртаном.

– Божественная Беседа, 3 марта 1992

Музыка была создана для предложения её Богу и для того, чтобы затеряться в блаженстве единения с Ним

В чём суть санкиртана или пения во хвалу Господу? Сущность музыки – снискать любовь Бога. Смысл санкиртана – соединить воедино свой звук, чувства и преданность с шрутилайярагатала (звукоряд, ритм, мелодия и такт) и потерять себя в Боге. Распознать чувство, наполнить его преданностью, добавить к нему любовь и использовать священные слова для описания Бога с любовью – это есть пение. Пение без знания значения слов, не наполненное чувством и любовью, можно сравнить с музыкой, исходящей из магнитофона или граммофона.

– Божественная Беседа, 3 марта 1992

Молитва, которую поют, это молитва, которую услышат наверняка

Сладость имени Бога, воспетая в песне, пленяет сердце. Многие пандиты выражаются в форме стихов. Они могут разбираться в шлоках, но они не могут избавиться от шоки или страданий. Некоторые, например, актёры, умеют искусно пользоваться словами и произносить их величественно. Хотя таким образом невозможно вызвать чувства. Но через пение сердцем можно насладиться самой сутью чувств. И теисты, и атеисты или еще кто будут неосознанно кивать головами под мелодию песен. Используя слова, мы можем произнести строчку: «Рама! Пожалуйста, защити меня». Но это не то, что может захватить сердце. Точно так же просто произнести слова (как в диалоге) «О Рама, спаси меня» не пленяет сердце. Но то же самое, пропетое в песне (Свами поёт те же слова), как же это притягивает сердце! Так много сладости пронизывает музыку и песню.

– Божественная Беседа, 3 марта 1992

Каковы разные виды санкиртана и почему Саи бхаджаны особенные?

Санкиртан бывает четырёх видов. Первый это «Гуна санкиртан» (воспевание качеств Бога), второй – это «Лила санкиртан» (воспевание священных действий Бога), третий – «Бхава санкиртан» (когда поётся о своих чувствах к Богу) и четвёртый «Нама Санкиртан» (пропевание разных имён Бога). Гуна санкиртан означает благодатные качества Бога и надо вдохновлённо приложить все усилия, чтобы внедрить такие благородные качества в свою жизнь. Тьягараджа практиковал такой Гуна санкиртан.

Рама, Твоё совершенство невозможно описать словами!
Может ли Брахма восхвалять Твоё великолепие?
Я ожидаю Твою милость,
Услышь мои молитвы и спаси меня, о Господь!
Тебя нельзя описать словами!
Ты забрал назад и вернул Своему гуру сына, которого похитила смерть,
Ты искоренил зло,
Ты освободил Васудеву и Деваки из заключения,
Ты защитил кроткую Драупади, спася ее честь,
Ты защищал Пандавов множество раз,
Ты облегчил страдания Кучелы,
Ты исправил физическое искривление горбуна Кубджы,
Ты спас шестнадцать тысяч девушек,
Рама, Твоё совершенство невозможно описать словами!

Откуда возвращаются все слова, умом недостижимые, – так говорил Тьягараджа и описывал Раму в песне: «В тебе есть качества, О Рама, которые невозможно описать словами». «Лила санкиртан» – это описание священных игр Бога в танце (или лил) как в музыкальном балете, таким образом проживая их и погружаясь в них. Это и есть Лила санкиртан. Ещё его называют «Гита Говинда».

Ещё есть «Бхава санкиртан». Его испытала только Радха, которая растворилась в чувствах к Богу, преобразовав своё естество в божественную сущность. Она жила, испытывая чувства покоя, истины, материнства, симпатии и романтической любви. Поэтому священные чувства Радхи и Миры стали называться «Бхава санкиртан».

«Нама санкиртан». Чайтанья (Махапрабху) был ответственным за его проповедование. «Все имена это Твои имена. Невозможно найти в этом космосе мир без Твоего имени или мир без Твоей формы.

Именно Чайтанья провозгласил: «О, Боже, красота всего этого мира – исключительно Твоё имя и форма!» Чайтанья, ощущая, что каждый объект, атом и момент являются воплощением и отображением Бога, освободился посредством имени Бога. В зависимости от своей судьбы, люди разных возрастов следовали только по одному из четырёх путей, при этом обитателям Прашанти Нилайама чрезвычайно повезло открыть для себя все четыре пути. Гуна санкиртан, Лила санкиртан, Бхава санкиртан и Нама санкиртан – объединение всех четырёх – это наши баджаны.

– Божественная Беседа, 3 марта 1992

Существует много путей, но который из них в наше время наилучший?

Воплощения любви! Санкиртан или восхваление Бога в пении – самый священный путь. Мы можем не знать мелодию или рагу, но у слова рага есть и другое значение – «любовь». Вы повторяете имя с нежностью, повторяете имя с любовью. Поэтому, повторение имени Бога очень ценно. В этот век Кали не существует лучшего пути, нежели намасанкиртан или воспевание имени Господа. В век Крита это была медитация, в Трета – ритуальные жертвоприношения, в век Двапара – поклонение, и в век Кали это намасмарана, повторение имени Господа. Таким образом, тот, кто признаёт истину, что повторение  имени это путь к освобождению, должен практиковать его.

– Божественная Беседа, 3 марта 1992

Наилучший способ освободиться это воспевание славы Бога

Во всём мире нет никого, кто не повторяет имени Бога. Люди вспоминают Бога в той или иной форме. Они могут назвать своих детей именем Бога и повторять Его имя, когда зовут их. Если нет, то он хотя бы повторяют имя Бога, когда обращаются к друзьям: «Эй, Рама, иди сюда. О, Кришна, иди сюда». Так они тем или иным образом соприкасаются с Божественным именем. Следовательно, не найдётся ни одного места без имени Бога. Все формы – формы Бога. Все имена – имена Бога. Из этого следует: повторяя любое имя, пропевая имя Бога, вы должны освятить свою жизнь. С помощью воображения вы можете описать Бога по-разному. Это ваша радость. Это ваше воображение. Но имя как бы то ни было есть Истина. Какое ещё может быть покаяние, кроме того, когда имя Бога танцует на языке в любое время?

Повторение имени Бога приравнивается к послушанию, паломничеству к святым землям – оно становится всем. Поэтому среди разных форм пения, таких как Гуна санкиртан (восхваление качеств Бога в пении), Бхава санкиртан (пение песен с определёнными чувствами к Господу) – Нама санкиртан (воспевание имени Бога) является первостепенным. В силу вышесказанного, пойте имя. Воспевание имени благословляет ваши жизни. Обвенчайтесь с именем Бога!

– Божественная Беседа, 19 июля 1996

Источник: http://media.radiosai.org/journals/vol_16/01NOV18/Bhajans-the-Royal-Highway.htm