Баба советует нам следить (“watch”) за следующим:
W – Следите за своими Словами (Words) A – Следите за своими Действиями (Actions) T – Следите за своими Мыслями (Thoughts) C – Следите за своим Характером (Character) H – Следите за своим Сердцем (Heart) |
Ум должен главенствовать не только над пятью чувствами, но также и над функциями мышления, чувственного восприятия, речи и действия. Иначе любая из них или все четыре могут захватить власть и стать хозяевами, вместо того, чтобы быть полезными слугами. Мы можем находиться во власти наших мыслей, наших чувств, наших слов и наших действий, если кому-либо из них или всем им удастся заставить нас следовать за ними.
Обезьяний ум и мышление
Всем нам знакомо ощущение, когда мысли о чем-то терзают нас до такой степени, что мы неспособны остановить этот процесс. В конечном счете мысли настолько захватывают нас и овладевают нами, что мы оказываемся совершенно беспомощными и не можем вырваться на свободу из-под их контроля. Все мы слышали, как люди говорят: “Я просто не могу выбросить это из головы, как бы сильно я ни старался, и это сводит меня с ума”. Вполне возможно, что вы не раз попадали в такое положение. Это рабство, в котором мы оказываемся из-за наших собственных мыслей, лишает нас свободы так же эффективно, как и тюрьма, построенная из кирпичей и цемента.
Мысли имеют тенденцию бесконечно крутиться в уме, подобно белке в колесе, без какого-либо видимого выхода из этого затруднительного положения. Они кажутся реальными и имеющими силу, но все же они на самом деле только мысли, еще не обладающие никаким реальным физическим проявлением, и к тому же это определенно наши собственные ограниченные мысли, так что они с большой вероятностью могут быть ошибочными.
В давние времена бытовало распространенное мнение, что земля плоская, и что любой, кто рискнет зайти слишком далеко в каком-либо направлении, наверняка провалится в пустое пространство, перешагнув край земли. Когда были найдены более точные методы определения формы планеты, убедительно свидетельствующие о том, что она имеет сферическую форму, люди продолжали цепляться за старую веру и преследовали тех, кто отстаивал новые взгляды.
Множество войн велось между приверженцами различных вер или представлений, в которых обе стороны продолжали с одинаковым упорством утверждать, что именно их вера является правильной. Каждая из сторон считала, что те, кто думает иначе, наверняка ошибаются, и поэтому должны быть или наказаны, или уничтожены. Конечно же, такие столкновения не ограничены уровнем государств, сообществ или отдельных наций. Он проявляется между индивидуумами на всех уровнях общества, когда мы забываем о том, что возможно существование нескольких различных точек зрения. Этот тупик возникает из-за глупого и близорукого стремления пытаться доказать свою правоту и заключения, что любой, кто не согласен, обязательно должен ошибаться.
Неисчислимое количество подобных ситуаций возникало на протяжении всей длинной истории мира, и трагедия их заключаются в том, что очень редко какая-то из сторон полностью права или полностью ошибается, так как все в мире относительно. Никто не имеет доступ ко всей правде о чем-либо в любое конкретное время. Все мы обладаем знанием лишь маленькой части, но из-за своей глупости и эгоцентризма считаем, что обладаем полным знанием, и когда оно оказывается отличным от чьей-либо другой части знания, мы уверены, что другой ошибается.
История о трех слепых, которых попросили описать слона, очень хорошо поясняет этот момент. Каждый из них подошел к животному и протянул свою руку, чтобы дотронуться до него и определить его форму. Рука одного человека прикоснулась к хоботу, и тогда, думая, что он держит все животное, он описал его как имеющего длинную и трубчатую форму, подобно змее. Другой схватился за ухо слона и описал его как нечто плоское и гибкое. Третий человек коснулся его ноги и заявил, что это большое, круглое и твердое животное, похожее на ствол дерева. Как можно заметить из этой истории, все они правильно сообщили о своих индивидуальных представлениях, но не сумели понять, что каждый описал только одну часть целого слона, который был намного больше, чем сумма этих трех частей.
Ревностно отстаиваемые убеждения подпадают под эту категорию. Есть определенные вещи, о которых мы можем иметь очень твердое мнение, даже не пытаясь при этом выяснить, действительно ли мы верим в то, что оно истинно или хотя бы полезно в настоящее время. Многие концепции, которые были справедливы в определенные эпохи, когда они были своевременны и полезны, сейчас уже утратили свою актуальность, и все же мы продолжаем цепляться за них, как будто они могут обеспечить некую безопасность и уверенность, подобно плоту в бурном море.
Необходимо постоянно спрашивать себя: “Действительно ли я верю в это или то, и действительно ли это применимо сейчас? Препятствует ли это моему продвижению или позволяет мне свободно действовать?” Если какое-то конкретное убеждение уже утратило силу, оно должно быть отброшено. Поскольку мы развиваемся, многие привычные для нас убеждения устаревают и превращаются из помощника в препятствие.
Поскольку во всем мире происходят перемены, связанные с новыми открытиями, изобретениями и методами работы, то ставшие бесполезными старые отжившие концепции должны быть отброшены. Тогда наши обезьяньи умы перестанут цепляться за них, а когда мы отпускаем их, это освобождает нас от контроля с их стороны. Для выполнения этой задачи Баба предлагает следующее: “Ваша первоочередная обязанность состоит в том, чтобы отказаться. Откажитесь от всех теорий, которые вы лелеете, доктрин, которые вам дороги, систем знания, которыми загроможден ваш мозг, предпочтений, которые вы накопили, стремления к известности, благосостоянию, учености, превосходству. Это все материальное, вещественное. Вступайте в вещественный мир после того, как вы познали Атму. Тогда вы осознаете, что все это – игра Атмы.”
Обезьяний ум и чувственное восприятие
Подобным образом мы можем быть во власти наших чувств. Печаль, вина, волнение, ревность, зависть, гнев и другие эмоции могут настолько овладеть нами, что мы оказываемся беспомощными в их власти, и даже не можем предпринять очевидные шаги, чтобы вывести себя из такого положения и быть свободными от их господства над нами, просто отпустив их. Мы оказываемся столь же несчастными, как и обезьяна с ее кулаком, пойманным внутри узкогорлого кувшина, в то время как все, что нужно сделать, – отпустить схваченные фрукты или орехи, чтобы высвободить лапу из временной тюрьмы. Мы также можем перестать быть рабами наших чувств.
Некоторые люди, кажется, получают удовольствие от отрицательных эмоций, которые, несмотря на их разрушительный эффект, вызывают возбуждение и обеспечивают долгожданное избавление от скуки и депрессии. Отрицательные эмоции также могут оказывать стимулирующее действие на надпочечники, приводящее к возбуждению и подъему энергии, которое дает нам ощущение физического блаженства и выводит нас из тоскливого или угнетенного настроения. Однако полученное с помощью таких чувств удовлетворение длится недолго, и, подобно скорпиону из пословицы, ужалившему самого себя, может закончиться отравлением собственным ядом; как Шекспир назвал это: “Попавший в собственную ловушку”, или раненный собственным оружием.
Итак, чувства гнева, негодования, зависти, ревности и уйма подобных эмоций могут овладеть нами, если мы позволяем им развиваться дальше определенной точки до того, как мы освободимся от них, после чего они становятся слишком сильными, чтобы мы могли побороть их. Источник всех таких разрушительных эмоций коренится в противоречивых желаниях. Мы должны проследить каждую эмоцию к тому желанию, которое породило ее, и помнить, что если мы сможем отпустить желания и удерживать в памяти высказывание “Твоя воля, не моя, свершится”, мы будем свободны от их контроля над нашими эмоциями.
Чувство жалости к самому себе, выражаемое в таких фразах, как: “У всех остальных есть это, так почему нет у меня?”, “Никто, кроме меня, не должен работать так напряженно и за такое небольшое вознаграждение”, “Почему я должен делать все это, в то время как другие люди ведут такую легкую жизнь?”, может принимать такие размеры, что оно завладевает нашими чувствами, и мы обнаруживаем свою беспомощность и неспособность уйти от его доминирования.
Обезьяний ум и речь
Баба указывает, что язык имеет не одну, а две функции. Он говорит: “В то время как глаз, ухо и нос служат как инструменты познания одного определенного качества природы, язык позволяет использовать себя для двух целей: оценивать вкус и произносить слова и звуки при общении. Поэтому управляйте языком с двойной осторожностью, так как он может причинить вам вред двумя способами”.
Мы часто говорим, заранее не подумав о том, что собираемся сказать и какой эффект это может произвести на слушателей. Если бы мы могли просто не забывать делать паузу прежде, чем начинаем импульсивно выдавать лавину слов, у нас бы лучше получалось устранять привязанность обезьяньего ума к нашей функции речи.
Многие люди говорят только для того, чтобы показать, насколько много они знают, и доказать как себе, так и другим, что они являются особыми или исключительными, вместо того, чтобы стараться обмениваться идеями, открытиями, знаниями или фактами. Усиленно цепляясь за идею о своей воображаемой важности и заявляя о своем совершенстве тем, кто желает их слушать, они лишаются свободы из-за своей привязанности к собственным словам.
Подобные ситуации могут случаться с теми людьми, которые лгут о своих возможностях или из хвастовства преувеличивают их. Ложь порождает еще большую ложь, пока мы не оказываемся погребенными под тяжелой грудой собственных выдумок. Мы не сможем выбраться из этого до тех пор, пока не захлтим открыто взглянуть на ту ситуацию, в которую наше поведение завело нас, и искать помощи, чтобы рассеять чувство неуверенности, вынудившее нас преувеличивать свою ценность, хвастаясь о действительных или мнимых достижениях.
Обезьяний ум и действие
Наш обезьяний ум оказывает влияние на наши действия как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Пример того, как обезьяний ум может быть привязан к действию, можно наблюдать в тех людях, которые постоянно чем-то заняты и, кажется, никогда не способны расслабиться и оставаться в покое какое-то время. Они буквально поглощены безостановочной деятельностью и чувствуют себя крайне неуютно, если им приходится останавливать свое безудержное движение из-за болезни, несчастного случая или по какой-либо другой причине.
Легко видеть, что все те действия, которые мы не можем прекратить, указывают на столь сильную привязанность к ним, что они господствуют над нами вместо того, чтобы мы управляли тем, что мы делаем. Люди, “горящие” на работе, попадают в эту категорию, поскольку работа, которой они чрезмерно увлечены, управляет ими, и они оказываются пойманными ею так же, как и обезьяна с ее лапой, застрявшей в узкогорлом горшке. Подобно этой обезьяне, мы держим ключ от нашей тюрьмы в своих собственных руках. Мы можем отпустить все то, за что мы цепляемся, вместо того, чтобы оплакивать тот факт, что мы беспомощны и лишены свободы, так как мы оказались в такой ситуации не из-за кого-то другого, а из-за чего-то, что создали сами.
Какова причина такой чрезмерно активной деятельности? Обычно это связано с нежеланием открыто взглянуть на себя, отметить свои ошибки и сделать свою жизнь лучше. У многих людей, чье внимание полностью поглощено лихорадочной деятельностью, не остается никакого времени на то, чтобы подумать о чем-либо еще, даже о самих себе или о своем поведении.
Один простой рецепт оказался наиболее полезным при воспитании обезьяньего ума. Он помогает уму отпустить все то, за что он цепляется и что, в итоге, заманивает его в ловушку. Это рецепт заключается в следующем – необходимо не забывать в начале каждого дня просить Бабу – который представляет нашу истинную сущность – думать через нас, чувствовать через нас, говорить через нас, действовать через нас, и, особенно, любить через нас весь день. Если мы сможем устранить свое эго из этих функций, тогда, подобно Хануману, мы станем слугами Рамы, или “Я”, которым мы и являемся на самом деле.
Вы все – мои руки, Вы все – мои ноги. Вы все – мое сердце и моя голова, Через которые я свершу множество выдающихся деяний. Расслабьтесь и позвольте мне работать Любым способом, каким я пожелаю – Помочь всем тем, кто печален, И многим из тех, кто болен. Не бойтесь моей мощи. Она всегда исходит от меня. Вы просто будете моим инструментом, С этого времени и навсегда. |