ОбразованиеОпыты, накопленные во время работы в начальной школе Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы

Опыты, накопленные во время работы в начальной школе Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы

Йогита Маривала
Госпожа Йогита Маривала из Мумбаи, студентка БалВикаса с 5-летнего возраста, поступила в колледж Бхагавана в 1987 году в XI-й класс и продолжила обучение на степень бакалавра в  области науки в студенческом городке Анантапура Института высшего образования Шри Сатья Саи. По наставлению Бхагавана она продолжила и завершила своё образование в том же кампусе в 1992 году. После этого Бхагаван любезно предоставил ей возможность служить в женском крыле средней школы Шри Сатья Саи Прашанти Нилайям. Она обучает биологии учеников средних и старших классов уже более двух с половиной десятилетий. В то же время она получила степень магистра в области экологической биологии в Университете Кувемпу в 2011 году.

Моя история началась со случайного разговора с одной из наших бывших учениц.

Говорится: “Кого бы мы ни повстречали – именно этот человек нам и нужен”. Это означает, что никто не приходит в нашу жизнь случайно. Всякий человек, с которым мы общаемся, несёт в себе нечто, что преподаст нам какой-то урок, или поможет улучшить текущую ситуацию.

Я начала анализировать ситуацию…

Итак, ученица говорила со мной о тех прекрасных днях, когда Бхагаван без предупреждения посещал  свою начальную школу и погружал всех в волны трепета, радости и волнения.

Затем она рассказала, что однажды ей удалось встретиться с Бхагаваном фактически один на один, когда Он зашёл в её классную комнату. Указывая на большую стопку толстых книг, сложенную на партах студентов, он спросил: «Всё это – только учебники или здесь лежат  также и тетради?»

Она ответила: «Свами, большинство из них – учебники, но там есть также и несколько тетрадей».

Свами мрачно ответил:

«Так много информации… так много мыслей…»

Вот именно! Я побледнела, и мне стало не по себе. Следующие несколько дней стали для меня агонией.

Ведь я преподавала в средней и старшей школах, и, будучи учителем естественных наук и биологии,  именно этим и занималась – давала ученикам массивные объемы информации!

В моей классной комнате есть специальная доска «Факты и фантазии», на которой я постоянно прикрепляю  дополнительную информацию о новых научных открытиях, изобретениях и инновационных технологиях. Я поощряю моих учеников читать, и мой класс полон «маленьких восхищённых исследователей энциклопедических словарей»!

Но вот, я слышу слова Свами, что вся эта информация только и делает, что порождает ещё больше мыслей!

Конечно, на моих уроках мы также много времени уделяли обсуждению вопросов, связанных с общечеловеческими ценностями, и я рассказывала детям о жизни Свами, о Его чудесах и учении.

Но я не могла проигнорировать тот факт, что несу ответственность, перегружая умы своих детей ненужной информацией и мыслями. Как я ни пыталась, не могла избавиться от чувства вины.

Дни проходили мрачно. Вот я вошла в класс, и маленький Саи Чаран подскочил ко мне,  взволнованно сказав: «Мадам, а Вы знали, что у пауков синяя кровь, поскольку их кислород связан с гемоцианином – молекулой, содержащей медь, а не железо, которое содержится в гемоглобине?». Я почувствовала, что мой гемоглобин упал еще ниже!

У меня состоялось много разговоров со старшим преподавательским составом. Все они мудро предложили, чтобы я предлагала всю свою работу Бхагавану и больше рассказывала о Нем на уроках. Однако я чувствовала, что этот вопрос относится не только к учащимся и преподавателям, но и к каждому человеку в нашем мире стремительно растущих информации и технологий.

Укрощение ума для обучения сердца

И вот однажды мой отец, давний преданный Бхагавана, заметив, что я хожу с унылым лицом, спросил у меня причину. Узнав про мою дилемму, он ответил с большой ясностью.

Он объяснил, что Бхагаван никогда не подразумевал, что мы должны прекратить давать или получать информацию, или что мысли не должны формироваться на основе этой информации. Бхагаван только имел ввиду, что мы должны учиться, использовать наши умы в качестве инструментов, и отключать их, когда они не нужны.

Мы должны учить своих детей способности эффективно использовать ум с концентрацией на одном предмете. Таким образом, ум можно сравнить с карандашом. Если бы карандаш начал писать сам по себе, он не был бы подходящим инструментом в руках мастера. Так что ум нуждается в регулировании.

Следовательно, урок, который Бхагаван, хотел преподать нам и нашим ученикам, возможно, состоял в том, чтобы мы нашли способы успокоить ум, когда это необходимо, и дать детям время переориентироваться, успокоиться и просто быть!

Один учитель признался: «Я понял, что я скачу на занятии вместе со своими детьми, как будто мы заняты скоростным бегом на коньках, проносясь со свистом мимо различных видов деятельности и задач. Сначала я думал, что я приспосабливаюсь к их объёму внимания, но затем осознал, что стремительное продвижение с такой скоростью сокращает их объём внимания. Прежде всего, мне нужно было замедлить темп».

Я могу сказать, что замедление моего дыхания, разговоров и скоростного хождения по классу, было мощным фактором для меня и моих учеников. Предназначение учителя – задать темп и помочь своим ученикам соответствовать ему.

Бхагаван приводит прекрасную аналогию в рассказе о двух лошадях, скачущих на гонках. Он говорит:

Когда две лошади скачут бок о бок, можно увидеть, что отстающая лошадь  синхронизирует своё движение с более быстрой. Так происходит, потому что она старается идти в ногу с той, что впереди. Это происходит естественно. Таким же образом, когда вы находитесь в Моём присутствии, ваш ум возвышается до моих вибраций

Однажды  мой брат получил возможность спросить Бхагавана: «Свами, ум настолько беспокоен. И всё же, как мы можем трудиться без ума»?

Свами ответил, указывая на его очки. Он сказал:

Зачем тебе нужны эти очки? Ты их носишь, потому что у тебя плохое зрение. Они помогают тебе действовать и ориентироваться в окружающем мире. Несмотря на то, что они обременительны, ты в них нуждаешься. Но когда твоё зрение будет исправлено, ты их выкинешь.  Подобным же образом ты сейчас нуждаешься в уме. Но когда ты станешь духовно зрелым, его роль станет резервной

Одна из вещей, которые мы постоянно напоминаем нашим ученикам, это: Study to be Steady (учись, чтобы быть устойчивым)!

Талант без дисциплины – как осьминог на роликовых коньках. Очень подвижен, но абсолютно не понятно, поспешит ли он вперёд, назад или вбок.

Следовательно, движение полезно для тела, но тишина хороша для ума. Только тогда мы можем двигаться вперед.

Умы маленьких учеников Бхагавана похожи на плодородную почву. Задача учителей – только  посеять семена, но когда и как им суждено прорасти –  это будет замечательной игрой Бхагавана!

Слова, возникающие из глубокого убеждения, навсегда проникают глубоко в сердце

Один из моих учеников спустя много лет после окончания школы вернулся, чтобы рассказать мне эту историю.

Успокой свой ум, и твоя душа заговорит…

Он напомнил мне, что однажды класс очень шумел перед тем, как отправиться на вечерний даршан в четверг (ученики Прашанти Нилайям приходят на вечерние даршаны по четвергам и воскресеньям). Когда я вошла в класс, я была раздражена и упрекнула их за то, что они были настолько шумными и разговорчивыми.

Я продолжала говорить: «Вы увидите Бога на земле, и вы не понимаете этого. Весь мир приходит сюда, молясь о Его даршане, а вы тратите впустую свою энергию. Он Господь Вселенной! Он Рама и Кришна, которые снова пришли».

В этот момент что-то случилось с этим маленьким мальчиком, и он был наполнен только одной мыслью: «Свами – это Бог. БОГ! »

Эта мысль наполнила все его существо так сильно, что, когда он увидел своего отца по дороге на даршан, он пожал ему руку и крикнул: «Аппа, Свами – это Бог. Он Бог. Вы знали это?» Сбитый с толку отец просто кивнул.

Затем, когда мальчик был на даршане, Свами приблизился к нему и пристально посмотрел ему в глаза, подтвердив это чудесное осознание. Он сказал, что этот опыт был невероятно мощным  и пробудил в нём сильную веру. Даже по сей день в нём живёт такая глубокая убежденность, которую никто не может поколебать, независимо от того, в каком окружении он находится.

Осознанность – основа спокойной и наполненной жизни

Я помню ребёнка одного из младших классов в Манипуре, который очень хорошо рисовал. Мы наблюдали за тем, как он проводит время самостоятельно, совершенствуя свое маленькое творение, не обращая внимания на обычное движение и толкание, регулярно наблюдаемое в третьем классе. Его внимание было настолько велико, что он не говорил часами. Он был полностью погружен. Такой талант возникает из внутренней тишины.

Исследования показывают, что обучение в раннем возрасте, особенно до 10 лет, в значительной степени формирует нашу личность и отношения. И в своей начальной школе Бхагаван с любовью включил в учебный план десятиминутное молчание перед сном, начиная с 1-го класса (с 6 лет).

Таким образом, медитация – это путешествие от звука к тишине, от движения к неподвижности и от ограниченного тождества до неограниченного пространства. Бхагаван также включил асаны из йоги и джйоти-медитацию в учебный план. И важность этих  формирующих наши привычки практик теперь осознаётся нами как средство обретения осознанности  и покоя в наших жизнях.

Очень часто после утренней джйоти медитации (медитации на свет, когда визуализируют очищающий свет Бога, который распространяется по всему телу, а затем в постоянно расширяющихся кругах охватывает школу, страну, весь мир и космос), ученики обычно говорят мне, что они чувствуют себя особенно счастливыми и спокойными весь день благодаря мощному эффекту медитации. Опираясь на свой скромный опыт, скажу, что это надёжный инструмент, который создает волны позитива и чистоты в атмосфере класса.

Другой афоризм, сказанный Бхагаваном говорил детям, когда он приходил в школу: «Играй, когда играешь, учись, когда учишься и молись, когда молишься». Как просто сказано, но как это озаряет!

Снова указатель, который говорит о том, что мы должны быть осознанными в каждом действии в течение дня.

Таким образом, отключение себя от искусственных устройств (man-made devices) или устройств, созданных нашим умом (mind-made devices), может стать ключом к эффективному и умеренному использованию наших умов. Короткий промежуток нашей умственной активности, посвященный памятованию Его имени, или проведённый в тихом сидении несколько раз в день, имеет далеко идущее воздействие.

Вечно питающая Связь

В 1993 году, когда я стала учителем в  начальной школе Бхагавана, я преподавала в начальных классах, и у меня практически не оставалось свободного времени, которое я проводила бы без детей. Тем не менее, я пыталась упорно следовать моей старой привычке, проводить 10-15 минут перед фотографией Бхагавана в молитве. На удивление, в большинстве случаев я могла сфокусироваться на Нём, и часто ощущала связь со Свами, чувствуя Его присутствие.

Однажды после сердечной молитвы, которая длилась всего 10-15 минут, я размышляла, не было ли чувство общения со Свами игрой моего воображения, ведь я смогла посвятить молитве так мало времени.  Я вошла в свою классную комнату и ожидала учеников, которые должны были зайти шеренгой, когда внезапно два семиклассника подбежали ко мне, крича: «Свами вошёл в школьные ворота, но на первом этаже нет никого, кто бы встретил Его надлежащим образом. Мадам, пожалуйста, придите».

Я поспешила увидеть Бхагавана, который заходил в вестибюль школы. К тому времени двуногие репортёры привели школу в состояние боевой готовности быстрее, чем это могла бы сделать передача известия по радио!

Бхагаван провел короткое время с детьми, и когда Он уходил, некоторые из нас, учителей, присели вдоль пути Его следования. Проходя мимо, Бхагаван остановился передо мной на минуту и провёл своей правой рукой между моими сложенными руками. Глядя на меня, он улыбнулся и кивнул.

Сообщение было кристально чистым —“ Я – здесь, между этими сложенными в молитве руками. Это и есть связь. Не сомневайся в этом!”

Я не могу не вспомнить здесь мои любимые строки:

Мы, не привыкшие к мужеству,

лишенные наслаждений,

живя закованными в панцире одиночества,

пока любовь не покинет свой святой храм

и не предстанет перед нашим взором

чтобы освободить нас в жизнь.

Любовь приходит,

и в результате приходят экстатические состояния,

старые воспоминания об удовольствии,

древние истории о боли.

Но если мы храбры,

любовь разбивает цепи страха, сковавшие наши души.

И мы забываем о нашей робости. Во внезапном притоке любви

мы осмеливаемся быть храбрыми.

И вдруг мы видим

что любовь стоит всего, что мы есть

и когда-либо будем.

Ведь всё же любовь – это

Единственное, что освобождает нас.

Майя Анджелу  (Maya Angelou)

Я учу, что Свами хочет, чтобы все мы, Его ученики, обладали способностью добиваться своего, но также и балансу, чтобы смочь глянуть выше (за пределы). Самое важное – помнить, что у нас есть выбор, быть осознанными.

Он говорит:

Перезарядите себя, потому что в вас нуждаются.
Переделайте себя, так как для вас есть работа.
Измените себя, потому что вы сделаны из любви.
Обретите себя снова, и рука сможет войти в ЕГО перчатку.

(RECHARGE yourself, for there is need of you.
REMAKE yourself, for there is work to do.
RECLAIM yourself, for you are made of love.
REGAIN yourself, the hand will fit HIS glove)

Источник: http://media.radiosai.org/journals/vol_15/01AUG17/Insights-Gleaned-at-Bhagawan-Baba-Primary-School-Yogita-Mariwala.htm