Духовное чтениеВыдержки из книгОбуздание нашего обезьяннего ума :: Ф. КристалГлава 8. Бескорыстное служение – противоядие от обезьяньего ума

Глава 8. Бескорыстное служение – противоядие от обезьяньего ума

Баба предлагает нам, чтобы в дополнение к уменьшению излишних трат через программу “Потолок для желаний” мы использовали полученные благодаря этому сбережения, касающиеся всех четырех категорий, для оказания помощи нуждающимся. Совершенно не трудно найти людей, которым необходима помощь, особенно в наше время. Подобным образом могут быть объединены два любимых проекта Бабы: “Потолок для желаний” и “Бескорыстное служение”. Баба специально оговаривает, что это должно быть именно бескорыстным служением, а не просто исполнением какой-либо работы спустя рукава при отсутствии личной корыстной заинтересованности. Такой неправильный подход к служению не будет содействовать продвижению личности к просветлению, а напротив, окажет на нее пагубное влияние.

Многие люди говорят о своем потенциальном желании приносить пользу другим, помогать голодным, бездомным, несчастным, больным и отверженным. Но часто их благие намерения на этом и заканчиваются. Они находят многочисленные доводы, чтобы оправдаться в глазах окружающих. Например, они утверждают, что не могут позволить себе помогать, потому что им приходится содержать семью и у них на счету каждая копейка. Или они настолько заняты и утомлены напряженной трудовой деятельностью, направленной на обеспечение своих личных и семейных потребностей, что у них нет дополнительного времени и сил делать что-либо еще помимо своих ежедневных задач. В настоящее время это распространенная ситуация во всем мире. Однако большинство людей, следующих программе “Потолок для желаний”, обнаруживает, к своему изумлению, что у них не только появляются дополнительные деньги – они лучше питаются, имеют большее количество времени и, самое главное, сохраняя свои силы, они не так утомляются, разделяя свои сбережения с теми, кто пребывает в бедственном положении. Кроме того, когда люди начинают участвовать в том или ином служении человечеству, они неизменно замечают, что эта деятельность приносит наибольшую пользу им самим, и она гораздо существеннее, чем получаемая теми, кому оказывается помощь. Разделение с другими всего того, что у нас есть – будь это деньги, пища, время, энергия, знания и понимание – приносит невообразимые дивиденды.

Есть еще одно неожиданное преимущество, возникающее благодаря такому самоотверженному служению. Когда мы энергично заняты помощью другим, мы полностью изменяем направленность нашего обезьяньего ума. Сосредотачиваясь на облегчении страданий других вместо того, чтобы устремляться и хватать все то, что мы желаем, обезьяний ум, подобно Хануману, обращается к пребывающему внутри Богу. Ибо, служа другим, мы на самом деле служим Богу, пребывающему во всех существах, так как на этом уровне не существует различий.

Когда Ханумана спрашивали о том, кто он такой, он неизменно отвечал: “Я – слуга Рамы”. Подобным образом, бескорыстно помогая другим, мы тоже можем начать приближаться к Тому, кто пребывает внутри наших наполненных желаниями тел, и служить Раме, Христу, Бабе, Будде или любому другому имени, с которым мы отождествляем пребывающего внутри Бога, как в нас самих, так и во всех тех, кому мы стремимся помочь, будь это человеческое существо или животное.

Кроме того, старое высказывание “Милосердие начинается с дома” является хорошим девизом, который стоит принять на вооружение. Очень часто бывает так, что кто-то выступает в роли ангела-хранителя, всегда готового помочь «незнакомцам», удостаиваясь их бесконечной благодарности и одобрения, и в то же время пренебрегает членами своей семьи, чьи нужды остаются без внимания, и их просьбы о помощи или игнорируются, или вызывают в “народном ангеле” чувства нетерпимости, гнева или раздражения. Но Баба говорит нам, что те, с кем мы проводим большую часть нашей жизни, являются теми самыми людьми, которые могут научить нас именно тому, что мы должны выучить, если только мы признаем это и согласимся учиться. Таким образом, близко связанные с нами люди вполне могут быть нашими самыми лучшими учителями. Если с их помощью мы можем научиться терпению, выдержке, стойкости и снисходительности в наших семейных отношениях, наша жизнь будет настолько же полезной для духовного продвижения, в котором мы нуждаемся больше всего, как если бы мы жили жизнью садху, или отшельника.

Служение, выполняемое для членов своей семьи или кого-то другого, должно основываться на правильных мотивах и не иметь скрытых целей, ибо это ограничивает его эффективность. Чтобы быть свободным от эго, служение должно проистекать из глубокого сострадания к боли, голоду, чувству отверженности, потери или любой другой проблемы, от которой страдает индивидуум или группа. Только тогда оно будет приносить пользу как оказывающему помощь, так и получающему ее. Следовательно, необходимо обращать свое внимание на то, чтобы решение об участии в каком-либо служении ни в коем случае не было обусловлено чувством высокомерия, выгодой, стремлением получить признание, благодарность или любое другое вознаграждение со стороны тех, ради кого оно выполняется, равно как и ради духовной или личной выгоды любого рода. Оно должно быть свободно от эгоистичных мотивов, таких как, например, спасение от скуки или возможность уклониться от обычного распорядка дня и связанных с этим обязанностей.

Еще один очень важный момент, о котором нужно помнить – необходимость оставаться непривязанным к результатам своего служения независимо от его успешности. Баба говорит нам: “Не становитесь напыщенными при успехе или подавленными при неудаче”.

Наилучшее противоядие от обезьяньего ума – следовать примеру Ханумана, то есть быть слугой истинного “Я”, под каким бы выбранным нами именем мы ни обращались к нему. Баба призывает нас “принять Ханумана в качестве примера для нашего служения, поскольку он выступает как высший образец преданного служения Божественному. Он был сильным, образованным и добродетельным, и тем не менее в нем не было никакого следа гордости”. Баба также говорит нам, что служение является единственным средством, помогающим противостоять воздействию Кали-юги (самой темной из четырех юг, или эпох, в которой мы живем), и что все другие методы, предназначенные для нашего дальнейшего духовного продвижения, стоят ниже по отношению к бескорыстному служению. Он также разъясняет, что “духовные упражнения, такие как повторение имени Бога, медитация, яджна (жертвенные обряды), чтение священных писаний или паломничество к святым местам не сравнимы с бескорыстным служением” и “деятельность в форме наполненного любовью служения достигает цели всех путей к Божественности. Это более возвышенное средство духовного продвижения, чем, например, медитация, бхаджаны и йога”.

Поэтому, если нам становится известно о необходимости или шансе оказать помощь, нам ни в коем случае нельзя упускать такую возможность, помня о том, что, подобно Хануману, мы служим Богу, пребывающему внутри того, кому мы служим, а также что мы служим Богу, пребывающему внутри нас самих.

Мы обычно думаем о себе и о «моем»,
Вместо того чтобы думать о «нас» и «нашем».
Мы трудимся с ложным убеждением,
Что наша сила – в нашем эго.

 

Но если только нам удастся
Повернуться от «себя» к «тебе»,
Мы сможем расстаться с нашей закоренелой привычкой
И позволим внутреннему свету сиять через нас.