В Рамаяне, одном из древних индийских эпосов, Хануман представлен как Бог обезьян, сын Бога ветра. Он известен своей полной и неуклонной преданностью Раме, который олицетворяет Бога, пребывающего во всех живых существах. Баба описывает Ханумана как воплощение храбрости. Его значимость для людей заключается в его вдохновляющем примере того, как мы можем взять под контроль наши обезьяньи умы, если будем неизменно служить нашему высшему «Я».
Как обезьяна, он символизирует нашу инстинктивную, или животную, природу со всеми её пристрастиями и привязанностями. Но своим примером он показывает выход из этой дилеммы. Посвятив всю свою жизнь служению Раме, он смог подчинить свою животную природу Атману, то есть пребывающему внутри Богу, и благодаря этому ему удалось поднять своё сознание от инстинктивного, бессознательного уровня до уровня сознательного и развитого человеческого существа. Он показывает путь, и если мы захотим, мы можем последовать его примеру и высвободиться из западни, в которую мы попали из-за своей собственной жадности и привязанности к материальному миру.
Следующая небольшая чудесная история о Ханумане, взятая из Рамаяны, рассказанной Бабой, хорошо поясняет этот момент:
«Однажды после коронации Сита и трое братьев Рамы собрались и задумали исключить Ханумана из севы (служения) Раме. Они захотели, чтобы все различные услуги, оказываемые Раме, были разделены только между ними. Они решили, что Ханумана уже было достаточно возможностей. Итак, они составили настолько исчерпывающий, насколько они могли помнить, список услуг от рассвета до заката, вплоть до самых незначительных мелочей, и поделили все пункты только между собой. В присутствии Ханумана они представили Господу список обязанностей и соответствующих им исполнителей. Рама выслушал предложение о новом распределении обязанностей, прочел список и одобрил его с улыбкой. Он сказал Хануману, что все служения назначены другим, и что теперь он может отдохнуть. Хануман попросил прочесть список, и когда это было сделано, он заметил пропуск — услугу «щелкнуть пальцами, если господин зевнёт». Конечно же, будучи императором, Рама не мог позволить себе делать это самому. «Это должен делать слуга»,— заявил Хануман. Рама согласился и возложил данную задачу на Ханумана».
«Это было большим счастьем для Ханумана, поскольку это повлекло за собой его постоянное присутствие возле его господина, так как разве может кто-то предсказать, когда Он зевнёт? И он должен был смотреть на это очаровывающее лицо всё время, чтобы быть готовым щёлкнуть, как только Рама зевнёт. Он не мог уйти даже на минуту, не мог расслабиться даже на мгновение. Вы должны быть счастливы, что сева Господу позволяет вам всегда находиться в Его присутствии и быть бдительным всё время, чтобы выполнять Его повеления!»
Ещё одна из коротких историй Бабы, озаглавленная «Кто бы ни предавал себя Его Воле, Рама принимает его», илюстрирует тот же самый аспект.
“Бог настолько милосерден, что Он сделает десять шагов навстречу вам, если вы сделаете хотя бы один шаг к Нему. Вибхишана, брат Раваны, спросил у Ханумана, примет ли Рама его к Себе и возьмёт ли его под Свою защиту. Он сказал: “Я — брат Его худшего врага, которого Он поклялся уничтожить. Я представитель демонической расы. Я не знаком с Ведами или Шастрами, или ритуалами ариев”. На это Хануман ответил: “О, глупец! Неужели ты думаешь, что Его интересует только правильность ритуалов или семейное положение, или учёность? Если бы это было так, то как бы Он смог принять меня, обезьяну?» Есть много других историй Ханумане, которые иллюстрируют этот же аспект древнего учения, утверждающий, что мы должны положиться на Раму, или на наше истинное «Я».
В моей работе, когда я была в необычных состояниях сознания, я была представлена многим просветлённым существам в их персонифицированных формах. Некоторых из них можно 6ы узнать из описаний, приведенных в древних письменах различных культур, в то время как другие не были мне известны . Когда я впервые смогла наблюдать их собравшихся вместе на обширном собрании, я была удивлена тем, что их размеры разительно различались между собой. Некоторые величественные фигуры, казалось, были высотой в десять или более метров. Другие, тоже достаточно внушительного роста, казалось, были высотой в три – три с половиной метра, в то время как остальные были значительно ниже, но тем не менее не менее достаточно впечатляющими. Тогда я удивилась их большим различиям в росте, но не задала вопроса об этом, поскольку научилась при этой работе держать свой сознательный ум со всеми его вопросами и сомнениями в состоянии молчания и покоя. Только тогда я могу сосредоточиться с наибольшей концентрацией на том, чему меня учат. Таким образом, если мне будет нужно что-то узнать, это будет дано мне тогда, когда наступит надлежащее время. Этому аспекту работы я могу искренне доверять.
Вскоре после того, как меня впервые представили этим небесным помощникам, или, как я их называю, премудрым, я говорила по телефону с одним преданным Саи. Ни с того ни с сего он поделился со мной одним интересным высказыванием, услышанным им во время беседы Бабы с мальчиками, учащимися в одном из Его колледжей. Баба рассказывал какие-то древние истории из индийских эпосов. В одном месте он прервал рассказ. чтобы сделать замечание о том, что во времена Рамы рост людей был более десяти метров, в то время как во времена Кришны он был более грех с половиной метров, и что с тех пор пост людей постепенно уменьшился.
Когда я услышала это, я буквально открыла рот от изумления, поскольку это в точности совпадало с тем, что мне было показано в видениях. Случилось так, что фигура Ханумана стала частым посетителем, предоставлявшим его особенную энергию и помощь всякий раз, когда это было необходимо. Он был одним из тех, чей рост был метров десять или больше, и его потрясающий вид очень впечатлял. То, что Баба таким неожиданным способом через моего друга подтвердил данные о росте, для меня оказалось очень важной помощью.
Когда я присутствовала при торжественном открытии статуи Ханумана за несколько дней до 65-го Дня Рождения Бабы, была очарована его величественной формой, уходящей далеко в небо. Я наклонила голову назад, чтобы посмотреть на него, возвышающегося надо мной, и снова испытала чувство благодарности за то, что моё внутреннее видение Ханумана было подтверждено таким волнующим способом. И всё же в моём уме проскочила мимолётная мысль о том, что одна деталь этой статуи не соответствовала тому, что я наблюдала внутренним взором. Его голова казалась недостаточно большой, чтобы соответствовать остальной части его великолепной формы. Но у меня сразу же появилась другая мысль – кто я такая, чтобы критиковать? Очевидно, что Баба распорядился сделать статую, и Он наверняка дал точные предписания по поводу требуемых пропорций. Я почувствовала стыд за то, что у меня вообще появилось сомнение, и быстро подавила его. Вообразите моё чрезвычайное изумление, когда на следующий день друг, который также присутствовал на торжественной церемонии открытия статуи, случайно упомянул в разговоре со мной, что когда Баба проходил мимо статуи после церемонии, он сделал замечание о том, что голова слишком маленькая. Я едва могла поверить своим ушам. В очередной раз мне подтвердили, что это не было просто моим воображением. Какой подарок!
Вскоре после нашего возвращения домой я разговаривала с другим моим другом, художником, который также время от времени ездит в Индию, чтобы повидать Бабу. Он сказал мне, что когда он был там в последний раз, он нарисовал картину Ханумана, обнимающего Раму, и дал её Бабе. После очень внимательного и детального изучения Баба заявил, что это очень хороший рисунок, и затем, после паузы, он добавил почти извиняющимся тоном: «Но у Ханумана руки обезьяны, а не человека», – как их изобразил художник.
Таким образом, мы можем рассматривать Ханумана как проводника, ведущего нас к полному преданию себя нашему высшему «Я», или Раме, и помогающего нам избавиться от соблазна в отношении всего того, что наши обезьяньи умы хватают и отказываются отпускать. Хануман — превосходный пример того, чья жизнь полностью посвящена служению Раме. Он был абсолютно предан, всегда желая и даже стремясь служить Ему любым возможным способом, и ставил пожелания Рамы выше, чем чьи-либо ещё, включая свои собственные. Его преданность была столь велика, что он всё время искал любую возможность служения своему любимому Господу. Его образ действий является вдохновляющим примером для всех нас и показывает нам нашу истинную цель в жизни: преданность по отношению к высшему «Я», олицетворяемому Рамой.
И все же Баба постоянно напоминает нам о том, что каждый из нас действительно является Богом, или Рамой. Он убеждает нас проводить жизнь в служении другим, и это служение должно оказываться не каким-то конкретным лицам, а Богу, пребывающему внутри каждой внешней человеческой оболочки. Баба утверждает, что служение такого рода является истинным поклонением Богу. Он дал нам две основные программы, предназначенные помочь нам отождествлять себя с нашим высшим «Я» всё больше и больше до тех пор, пока это не станет постоянной привычкой и пока мы, в конечном счете, не растворимся в Нём. Эти две предложенные программы — «Потолок для желаний» и «Бескорыстное служение». Каждая из них будет рассматриваться более подробно в следующих главах.