Духовное чтениеРазмышления о СаиНастоящая культура, которой учил нас Свами

Настоящая культура, которой учил нас Свами

Беседы во время летнего курса

C 2012 года Институт высшего образования Шри Сатья Саи проводит 2-3х дневные летние курсы по индийской культуре и духовности для студентов университета. Этот летний курс короче по сравнению с 15-ти дневным, организованным некогда Бхагаваном, но он создан и структурирован схожим образом. Впервые Бхагаван организовал летний курс по индийской культуре и духовности в 1970 году. Лекции курса были доступны для всей молодежи  страны (включая иностранных участников). Позже, в 90х годах, летний курс проводился только для студентов Университета. Главная его цель  – дать студентам крепкий духовный фундамент благодаря лекциям сведущих ученых, давних преданных  и известных  личностей – мужчин и женщин. Апогеем каждого дня были беседы Свами, которые обычно проходили по вечерам.

Летний курс  академического года  2012-13 проходил с 8 по 10 июня 2012 года в Прашанти Нилаям. Частью летнего курса были вдохновляющие  доклады как молодых, так и старших членов факультета, а также ученых-исследователей по таким темам как Рамаяна и Махабхарата,  священные тексты  Вед и Упанишад, и также  некоторые эзотерические концепции, которые формируют краеугольные камни великой культуры Бхаратийя. Ранее мы опубликовывали три доклада «Закон кармы – принцип Индийской философии», «Рамаяна – ключ, чтобы стать близким и дорогим Богу» и «Уроки жизни из Упанишад». Сейчас мы публикуем ещё один  доклад из этого летнего курса. Команда Радио Саи благодарна Институту высшего образования Шри Сатья Саи за разрешение поделиться с нашими читателями этими записями.

Лектор : Доктор Т. Рави Кумар

Доктор Т. Рави Кумар пришёл к Свами еще ребёнком в 1969. Тогда он был  учеником программы Балвикас в Бангалоре. Далее в 1974 году он стал студентом среднего курса в колледже Искусства и Науки имени Шри Сатья Саи в Бриндаване (Бангалор). Продолжив учёбу там же, получил степень бакалавра естественных наук. После этого, следуя пожеланию  Свами, он получил степень магистра естественных наук (химия) в аспирантуре Анантапура. В 1981 году Свами назначил его преподавателем факультета в своем колледже в Бриндаване. Позже, когда был создан Университет Бхагавана, Свами благословил его стать одним из первых ученых-исследователей на кафедре химии в кампусе Прашанти Нилаям. Он получил степень доктора философии от божественного ректора университета в 1990 году, после чего  опять был назначен преподавателем факультета в колледже Бхагавана в Бангалоре, который к тому моменту стал кампусом «Бриндаван» университета Сатья Саи. В настоящее время, помимо того, что является адъюнкт – профессором  на кафедре химии, он также служит Бхагавану как начальник общежития в кампусе Бриндавана. Это выступление прозвучало в Пурначандра Холле 10го июня 2012 года:

Настоящая культура, которой учил нас Свами

Доктор Рави Кумар выступает в божественном присутствии в Саи Кульвант Холле

…Элвин Калличарран приехал в Индию в поздние 70е, получив должность капитана команды крикета Западной Индии. Он играл в индийской команде под руководством тренера Сунил Гаваскара. В Ченнае у его команды состоялся на матч, и так случилось, что именно в это время Бхагаван также находился в Ченнае. Калличарран уже слышал о Свами и однажды вечером он отправился к Нему, чтобы получить даршан. Однако, оказалось, что Свами уехал в гости к одному преданному. Калличарран  прождал Свами около трех – четырех часов у ворот, но автомобиль с возвращающимся Свами проехал мимо. Севадал сказал Калличаррану, что Свами уже больше не выйдет и что он  может возвращаться домой. Когда Калличаррану, успешному капитану, было отказано таким образом, он почувствовал себя незначительным и пал духом. Однако в течение нескольких минут он получил сообщение, что Бхагаван хочет встретиться с ним. Свами подарил ему интервью, которое, по его словам, изменило всю его жизнь.

Сунил Гаваскар и Элвин Калличарран с Сатья Саи Бабой

Бывшие студенты прежнего колледжа в Бриндаване опубликовали книгу под названием «Золотой Век» и попросили Калличаррана написать статью для нее. Он написал, охарактеризовав Бхагавана как Бхарат Бхагья Видхата – Создателя судьбы Бхараты.

В 1976 году в конце летнего курса по индийской культуре и духовности в Ути, Свами провел беседу, в которой описывал всю свою жизнь. Он заявил: “В течение всей Моей жизни, молодые люди будут следовать за Мной, они будут приходить все в большем и большем количестве”. Затем Он материализовал медальон и сказал, “Посмотрите! В моей ладони судьба этой страны –  Индии”. Это был медальон с картой Индии и несколькими стихами, выгравированными на нем. Он сказал: “Стихи на этом медальоне описывают выдающиеся события и общественные работы, которые Мне предстоит предпринять, а также имена студентов, которые возглавят 18 центров по всей Индии”. Воистину, Бхагаван является Бхарат Бхагья Видхата,  в Его руках находится безопасность и судьба нашей нации, и, более того, –  судьба всего мира.

Свами создал серебряный медальон с картой Индии в Ути

Однажды в Кодайканале Свами стоял рядом с нами и неожиданно задал вопрос: “Мои дорогие ребята, почему Я так приблизил всех вас к Себе?” Ответы были разными. Свами сказал: “Вы думаете, Я так приблизил вас, потому что вы все умные? Нет! Вы думаете, Я собрал вас всех рядом со Мной, потому что вы все очень богатые и красивые? Нет! Вы думаете, что Я собрал вас всех рядом со Мной, потому что у вас всех много заслуг? Вовсе нет!” Мы все размышляли над вопросом, какова причина нашей близости к Свами, когда Он сказал: “Я собрал всех вас рядом со Мной, потому что Я хочу оживить Бхаратия Самскрути (индийскую культуру) с помощью всех вас. По этой причине Я даю вам столько возможностей наблюдать за Мной, быть рядом со Мной, учиться у Меня, и Я веду вас”.

Что такое культура?

На разных летних курсах многие учёные и докладчики давали эрудированные объяснения понятия «культура». Как уже сказал один из предыдущих докладчиков, культура – это утончение, это совершенствование. Культура Бхараты –  это индийский способ совершенствования человека. Этот «путь» приведет человека к безупречности и единению с Богом. Вот что означает культура.

Несколько лет назад на одном летнем курсе Свами сказал: “Что такое культура? Некоторые люди говорят, что культура – это «способ жизни». Но я говорю, что «культура – это забота о других». Когда мы смотрим на жизнь Свами, мы видим, насколько Он идеально культурен. Итак, в следующие несколько минут позвольте мне взять вас с собой в некоторые воспоминания о том, как мне удалось стать свидетелем заботы Свами о людях.

В Бриндаване во время одного из первых летних курсов

Это случилось в один из жарких летних дней 1974 года в Бриндаване. Свами закончил даршан и в 10:00 вернулся в свои апартаменты. Около 10:45 группа сельских жителей с севера Индии прибыла в Бриндаван. Они были очень бедны, приехали на побитом автобусе, были одеты в очень простую одежду. Многие из них были в лохмотьях; но каким-то образом они смогли оплатить проезд на автобусе, услышав, что смогут отправиться в паломничество по югу Индии. Кто-то сказал им, что Бхагаван находится в Бриндаване. Они не имели представления о расписании даршанов и прочих нюансах, ведь в большинство индийских храмов можно войти, получить даршан божества в любое время. Когда они прибыли,  к своему огорчению, узнали, что даршан Бхагавана уже закончен, а следующий будет только вечером. План поездки был настолько плотный, что у них не было возможности ждать до вечера. Когда севадал объяснял им расписание, у них из глаз покатились слезы оттого, что не удастся увидеть Свами.

Внезапно внутренние ворота апартаментов Бриндавана открылись и Свами вышел. Он шел очень быстро. Я внимательно наблюдал за происходящим из здания колледжа, который находится в Кальяна Мантапам. В то время у студентов была одна особая привилегия – они подносили Свами чапалы (обувь), чтобы Он мог носить их, когда выходит на улицу на жаркое солнце или же когда Он ступал по заросшим, неровным поверхностям. Понимая, что было очень жарко, я вбежал внутрь здания, чтобы взять обувь для Свами. Я подбежал к Свами и поставил обувь напротив Него. Свами пристально посмотрел на меня, отвернулся и направился давать даршан в холле  «Саи Рам». Я был шокирован, думая, что, вероятно, я помешал Свами. Я решил, что мои действия привели к тому, что Свами отказался надеть обувь и пошел по горячей земле.

Свами пошел прямо к сельским жителям, и их слезы отчаяния превратились в слезы счастья. Он расспросил их о родине и очень вежливо попросил сесть рядами. Они сели, Свами прошел между ними, и все смогли сделать паданамаскар. Но Свами не был удовлетворен. Он позвал двух ребят и попросил их принести сладости. Свами Сам раздал сладости, но всё ещё не был удовлетворен. Он попросил ребят принести фотографии и раздать их всем. Он даже раздал им прасад (вибхути). Двадцати пятью минутами позже Свами ушёл в свои апартаменты очень довольный.

Свами говорит, что он может высушить слезы (kanneeru tappinchu), но также может и стать причиной слёз (kanneeru teppinchu). Он высушивает слезы, говоря: «У тебя нет больше рака»,  и он становится причиной слёз, когда ты получаешь его даршан! Уходя, Свами увидел меня удручённым, с любовью подозвал и сказал: “Бангару (мой золотой)! Ты заметил, что эти бедные люди без обуви? Как Я могу быть в обуви среди них?” Вот какова Любовь нашего Господа.

Забота о других – это Истинная Культура

В том же году Свами взял нашу группу в Мумбаи на торжественное открытие ступы Вечной Религии (Сарва Дхармы) в его ашраме «Дхармакшетра».  Студенты представили спектакль в одном из самых больших залов города – «Шанмукхананда Холле». Он прошел очень успешно. По окончании программы  Свами вышел на сцену, посмотрел на нас и сказал: “Я очень доволен всеми вами. Смойте грим, переоденьте ваши костюмы и приходите на обед в Дхармакшетру. Свами ушел, и когда мы пошли переодеться, один из мальчиков обнаружил, что кольцо, которое подарил ему Свами, исчезло. Свами подарил некоторым из нас кольца, цепочки, часы, и мы сняли их и очень бережно положили в одном месте, чтобы исполнить роль саньясинов в представлении. Мы обнаружили, что все эти вещи исчезли. В течение следующих нескольких часов мы продолжили обыскивать все углы и закоулки аудитории. Мы опросили сторожа, менеджера сцены и всех остальных людей, но никто из них не имел понятия, куда пропали вещи. Отчаявшись, мы сели в автобус и приехали в Дхармашектру.

В 14:30 Свами ждал нас у ступеней здания «Сатьядип» и выглядел обеспокоенным. Он спросил: “Почему вы опоздали, что случилось?” С тяжелым сердцем студенты ответили: “Свами! Всё, что Ты дал нам для нашей защиты, потеряно. Мы искали везде, но не смогли найти”. Свами сказал: “И это все? Идите, помойте руки и ноги и садитесь кушать”. Как только мы зашли внутрь, пришел Свами; поставили тарелки, подали кушанья на стол, и мы все принялись за еду. Когда мы уже заканчивали, мы заметили, что Госпожа Сарла Шах (жена Индулала Шаха) вошла с тарелкой для Свами. Свами еще не ел. Хотя Он приехал в Дхармакшетру двумя часами ранее, Он ждал нас. Забота о других  – это и есть культура. Свами воплощал это изречение каждым своим действием. Конечно же, Свами материализовал и вернул всем нам потерянные часы, кольца и цепочки. Ничто, данное им, не теряется. Никто не может это украсть! Он объяснил нам, что все материализованные Им предметы возвращаются к Нему.

Почти в конце поездки мы пережили потрясающий опыт. Свами взял нас на экскурсию в автобусе с кондиционером. Он показал нам разные места, такие как отель «Тадж Махал», арку «Ворота Индии», холмы Малабар, непрерывно рассказывая нам обо всем. Было около 10:30 вечера, когда мы вернулись в Дхармакшетру. На одном перекрёстке наш автобус остановился. В этот момент нищая женщина подошла прямо к окну, где сидел Свами, и попросила подаяние. Свами игриво ответил, что у него нет карманов. Господин Камани, первый промышленник в нашей стране, сидящий рядом со Свами, достал купюру в сто рупий и дал Свами. Свами дал её просящей со словами: “Это купюра в сто рупий, но будь очень осторожна, накорми своих детей и сама поешь что-нибудь”. В это время светофор зажегся зеленым светом и автобус уехал.

Этот маленький поступок показывает любовь Свами. Когда Он дает подарок, то дает самого Себя вместе с подарком. Это делает подарок очень ценным. У меня около 35 спичечных коробков, которые Свами давал мне после зажжения огня во время ритуала Арати за последние 35 лет. На каждом коробке я написал дату его получения и карман робы, в котором Свами держал его после зажжения Арати. Итак, каждый подарок, который Он дает – будь то карандаш или спичечный коробок – является особенным, поскольку Бог дает его собственноручно. Такая забота о других – это и есть индийская культура.

Его счастье состоит в счастье Его последователей

Этот случай произошёл в одной из поездок в «Саи Шрути», резиденцию Свами в Кодайканале. Однажды внезапно начал моросить дождь. Свами быстро взошёл на портик, увидел, что последователи не собрались, вернулся внутрь и продолжил говорить с нами. Через некоторое время Он сказал, что Ему надо идти давать даршан. Один из старших служителей сказал: «Свами! Последователей еще нет».  На что Свами ответил: «Нет, Нет! Я видел, как последователи собираются в очередь». Этот пожилой человек, чьей обязанностью было впускать последователей на даршан, признался: «Я подумал, что даршан уже закончен (когда Ты пошел к портику и вернулся назад) и поэтому попросил всех преданных уйти». Свами был очень расстроен этим. Казалось, что Он решит уехать из Кодайканала в тот же день. Свами спросил: «У тебя есть дайя (сострадание)? Мои последователи сидят здесь с 4х часов. Думаешь, Я бессердечный? Может ли простой дождь помешать Мне дать даршан моим последователям? Наверняка, они сильно расстроились. Сколько людей пришло с надеждой рассказать Свами о своих проблемах и получить утешение, но из-за твоего бессердечия им пришлось уйти с пустыми руками, отягощёнными своими проблемами». Свами не ел весь день, поскольку Его радость   – взять на себя проблемы, заботы и страдания других. Mee aanandame naa aaharamu. «Ваше блаженство – это Моя пища», – говорит он.

Саи Баба в Кодайканале

Давайте вернемся в то время, когда Свами упал и получил перелом бедра. После того, как Свами упал, мы все очень беспокоились о Нем. Он развеял наши страхи, сказав, что просто где-то зацепился и не о чем беспокоиться. Но врачи настаивали на рентгене, и он был сделан. Когда снимок проявили, он показал перелом  тазовой кости. Тем вечером группа докторов обсуждала, как преподнести эту новость Свами. Оставалось несколько минут до Его отхода ко сну, поэтому они собрали всю храбрость, вошли в комнату и сказали ему:  «Свами, это перелом». Свами ответил обычным голосом: «О! Всего лишь перелом, мы поговорим об этом завтра утром». Следующим утром Свами разрешил докторам взять Его в операционный зал в главном госпитале в Вайтфилде. Когда Его везли туда в кресле, Он внезапно попросил остановиться. Они остановились. Свами попросил позвать доктора Хэджа. Позвали доктора Хэджа, и Свами сказал: «Я сказал тебе, что встречусь с тобой на этой неделе, Я позову тебя в следующее воскресенье и поговорю с тобой». Сын доктора Хэджа должен был приехать из США, и Свами сказал ему, что позовет всех членов его семьи на интервью. Свами собирался на операцию, но даже в это время Он не думал о себе. Он думал и заботился о Своих последователях. Его радость заключается в радости Его последователей. Его счастье заключается в счастье Его последователей.

Саи Баба в Треи Бриндаван

Несколькими днями позже Свами сказал: «Ребята огорчены, что Я не дал даршан. Скажи им, что я приду и дам даршан с балкона. Пусть соберутся в круглом холле под балконом».  В те дни я имел привилегию спать в здании «Треи Бриндаван». В четыре часа утра я услышал какой-то звук. Посмотрел наверх и увидел, как Свами с тростью в руках очень медленно прохаживается. Мы думали, что Свами просто выглянет из двери и вернется назад. Но Он тренировался для того, чтобы все получили Его даршан, и вернулся в свою комнату удовлетворенный. Он прилагал все эти усилия ради нашего блага!

В тот день мы должны были получить прасад «Mysore Pak», благословленный Свами. Я встал, чтобы получить благословение Свами. Он не дотронулся до сладостей и благословил их, как будто они были в жирном масле. Мы решили в будущем паковать сладости в обертку и предлагать их Свами в таком виде, чтобы Он мог коснуться их. В следующий раз прасадом были яблоки. Я принёс корзину яблок, чтобы он их благословил. Он взял одно яблоко и заметил: “Оно очень тяжелое”.  В моей голове промелькнула мысль, что Свами стал настолько слаб, что даже это яблоко он находит тяжелым. Читая мои мысли, Свами сказал, “Я не об этом. Если я кину отсюда яблоко кому-нибудь (вниз), и этот человек его не поймает, он может травмироваться”. И здесь Свами думал только о других. Вершиной культуры является совершенство и Свами прожил совершенную жизнь.

Я вспоминаю одну прекрасную сцену, свидетелем которой однажды оказался. Группа женщин – севадалов, которые завершили своё служение в Парти, были усажены для даршана, чтобы получить благословения Свами перед тем, как они уедут по своим домам. Свами позволил им всем сделать паданамаскар. Леди становились в очередь и делали паданамаскар. Одна из женщин держала маленького ребенка на руках. Она не знала, что делать с ребенком, куда его деть, пока она наклонится, чтобы сделать паданамаскар. Очень спонтанно она вручила ребенка Свами. Он также с готовностью протянул руки и взял ребенка, пока дама с сердечной радостью делала паданамаскар!

Свами, насколько же ты сладостен! Я рассказал вам о Свами, которого мы видели. Он учил нас тому, что наши жизни должны быть наполнены культурой. Мы должны развить чувствительность к нуждам и чувствам окружающих нас людей.  Мы должны вести жизнь, исполненную бескорыстия. Это – истинная культура Бхаратии и Он учил нас этому всей своей жизнью.

Команда Радио Саи

Источник: http://media.radiosai.org/journals/vol_14/01JUN16/Summer-Course-Talks-Dr-T-Ravikumar.htm