Духовное чтениеВыдержки из книгИз книги «Полный очерк жизни Шри Ширди Саи Бабы». Часть 2

Из книги «Полный очерк жизни Шри Ширди Саи Бабы». Часть 2

Предлагаем Вашему вниманию перевод фрагментов книги “A comprehensive life sketch of Shree Shirdi Sai Baba” (Полный очерк жизни Шри Ширди Саи Бабы). Для удобства чтения мы разбили текст на 4 части.

Преданный по имени Садашив пришёл на утренний даршан Бабы. Господь Саи усадил его рядом с Собой. У этого человека была одна необычная привычка – завтракать очень ранним утром. Проснувшись, он сразу, не покушав, отправился на встречу с Бабой, и поэтому  чувствовал себя очень голодным. Сидя со Свами, Садашив хотел было пойти позавтракать, однако Баба не разрешил ему уйти. Не зная, что ему делать, тот сконфуженно притих.
 
В это самое время один из преданных предложил Свами кусочки аппетитной ковы (блюдо индийской кухни). Баба с любовью принял это угощение и тут же положил большой кусок ковы в рот Садашиву. Однако последний всё же решил взять его домой как прасад Господа. Мгновенно уловив мысль Садашива, Баба сказал: «Ты должен съесть это прямо сейчас». Садашив так и поступил, и сразу почувствовал, что его голод частично удовлетворён. Тогда всезнающий Господь немедленно дал ему второй кусок ковы. Садашив снова подумал, что этот-то кусок он точно сможет взять домой как прасад Господа. Но и на этот раз Баба приказал ему съесть его. Проглотив аппетитный кусочек этой благословлённой пищи, Садашив, наконец, почувствовал, что полностью сыт. Он понял, что Баба, угощая его ковой, знал и о его привычке кушать ранним утром, и о том, что он испытывал сильнейший голод. Он был счастлив, осознав всеведение Свами. Садашив понял, что Господь Саи действительно обитает во всех живых существах.
 
***
 
Все члены семьи Джоши были преданными Бабы и регулярно навещали Бабу. Однако сам Джоши не верил в Него. Сколько бы ни пытались члены семьи рассказать главе их семейства о великом святом из Ширди и пригласить совершить паломничество в эту деревню,  он оставался совершенно равнодушен к их просьбам. Джоши сказал: «Только если Баба пришлёт мне прасад перед тем, как я пойду в Ширди, тогда я поверю в Его величие и силу».
 
В это время в Ширди один человек из Конкана получил даршан Бабы и собирался  отправиться обратно. Свами  подозвал его, дал пакет с вибхути и сказал: «Когда ты будешь ехать в поезде, передай этот прасад человеку, который попросит тебя подвинуться, чтобы сесть на освободившееся место. Не забудь об этом».
 
Путешествие началось. Поезд проехал Кальян и прибыл в Тхану. Вскоре он тронулся. Стремительно приближался Конкан. Однако в купе так никто и не появлялся. «Что же делать с этим пакетиком вибхути, данным мне Бабой?» –  недоуменно подумал преданный. Как только эта мысль пронеслась у него в голове, какой-то запыхавшийся  человек, обильно покрытый потом, заглянул к нему в купе и спросил: «Сэр, пожалуйста, возьмите своего ребёнка на руки, я сяду на его место». У человека из Конкана перехватило дыхание. Он промолвил: «Наконец-то вы пришли… Возьмите этот прасад. Саи Баба из Ширди сказал мне, чтобы я дал его тому человеку, который попросит меня подвинуться». Голова Джоши, а это был именно он, пошла кругом. Он осознал Божественное всеведение Бабы, став свидетелем Его невероятной лилы, произошедшей прямо у него на глазах. Зерно веры в Господа Саи было посеяно в духовном сердце Джоши. Он от всей души поблагодарил Бабу за этот опыт. Позже он стал Его преданным.
 
***
 
Однажды один преданный из мусульман пришёл в Ширди, чтобы получить даршан Бабы, и остался там на несколько дней. Вскоре он начал собираться домой и пришёл к Бабе за разрешением покинуть Ширди. Воплощённый Господь в это время разговаривал с одной пожилой женщиной. Преданный услышал: «Мать умрёт из-за того, что наступит на колючку и проколет себе ногу. Что тут поделаешь? На всё воля Бога – кармы никто не может избежать». Конечно, мусульманин не понял, о ком шла речь. Тем временем, Баба без проблем разрешил ему выехать из Ширди. Спустя два дня по приезду оттуда, его мать наступила на колючку и умерла.  Тогда ему всё стало ясно: в тот день Господь Саи говорил именно о его матери.
 
Спустя четыре дня после похорон этот преданный снова отправился в Ширди. Он хотел попросить у Бабы деньги на проведение необходимых ритуалов после смерти матери. Свами подозвал его и сказал: «Возьми этот уди и иди домой. Одна пожилая женщина придёт в твой дом». Затем Он продолжил и намекнул: «Закончи все ритуалы, используя то, что она даст тебе». Баба благословил преданного и отправил домой.

Как и было предсказано Господом Саи,  к нему в дом пришла женщина и вручила ему пятьдесят рупий на завершение необходимых ритуалов. На эти деньги этот преданный также смог накормить всех своих родственников. Он был очень благодарен Бабе и склонил голову в благоговении перед Его всеведением и всемогуществом.
 
***
 
Сначала Нулкар не верил в Бабу. Однажды он вместе с Наной Сахебом пришли в Ширди. В полночь у Нулкара неожиданно появилось сильное желание пожевать паан (листья растения бетель). Откуда возникло это желание, ему было совершенно непонятно, так как у него никогда не было подобной привычки. Тем временем Нана Сахеб призадумался, как же помочь другу и достать паан глубокой ночью. Все магазины в это время были закрыты, и он просто не знал, что делать.
 
В это время кто-то постучался в дверь. На пороге стоял незнакомый мужчина. Он зашёл внутрь и протянул … четыре шарика паана. Нулкар и Нана Сахеб несказанно удивились этому подарку и спросили человека: «Почему ты решил дать нам листья бетеля в такое позднее время?» Мужчина ответил: «Баба прислал меня сюда и велел передать эти шарики пожилому мужчине в Сатхе вада (дом, построенный Сатхе), который захотел пожевать их в такое время». Нулкар был поражён тем, что произошло. С этих пор он всем сердцем поверил в Господа Саи.
 
***
 
У Кашинатха Говинды Упасини Шастри были проблемы с дыханием. Они возникли из-за практики пранаямы (дыхательная практика йоги). Иногда случалось, что его дыхание полностью останавливалось. Упасини Шастри консультировался по этому поводу у многих врачей и йогов, но никто так и не смог помочь ему. Однажды, когда Кашинатх искал очередного йога, он случайно встретился с каким-то незнакомцем, который посоветовал ему не употреблять холодную воду. По словам этого человека, Упасини Шастри необходимо было пить только горячую. Однако Упасини Шастри не придал значения словам незнакомца.
 
В один прекрасный день возле ручья с холодной ключевой водой этот человек вновь возник перед Упасини Шастри. Он отругал его за то, что тот пренебрёг его советом. Странный незнакомец также сказал больному, чтобы тот пошёл в ближайшую деревню и напился там горячей воды. Сказав это, человек … испарился в воздухе. Кашинатх был поражен случившимся, и на этот раз решил последовать его совету.
 
Спустя какое-то время Кашинатх встретил йога Кулкарни. Тот порекомендовал ему  обратиться с этой проблемой к Саи Бабе из Ширди. Когда Кашинатх попал на даршан Бабы, Тот посмотрел на него с улыбкой и сказал людям, сидящим в Масджиде: «Однажды, не выдержав мучений беременной женщины, Я посоветовал ей пить не холодную воду, а только горячую. Несмотря на то, что эта женщина была беременна на протяжении ряда лет (т.е. Кашинатх был длительно болен – прим. переводчика), она никак не могла разродиться (имеется в виду, его болезнь так и не прошла). Не в силах видеть её страданий, Я дал ей совет, но она проигнорировала его. Как-то раз, когда она уже наклонилась к ручью, чтобы выпить холодной воды, Я появился в том месте и отругал её. Я сказал, чтобы она отправилась в ближайшую деревню и напилась там горячей воды».
 
Изумлению Кашинатха не было предела. Он понял, что слова Бабы относятся именно к нему. Он также был поражён всеведением и всемогуществом Господа Саи. Баба, безусловно, знал о его проблемах, несмотря на то, что Кашинатх пребывал на значительном расстоянии от Него. Будучи всемогущим, Баба принял форму незнакомца и вовремя дал ему нужный совет. Кашинатх принял в своё сердце Бабу как Бога и остался с Ним, поселившись в Ширди. Кашинатх был благословлён Господом Саи, он слыл великим преданным Бабы и позже стал известен как Упасини Баба.
 
***
 
Дочь преданного из Бандры заразилась бубонной чумой. Каждый верил,  что только уди Бабы сможет спасти её. Однако в то время у отца заболевшей дочери не было священного пепла, но он знал, что уди есть у Нана Сахеб Чандоркара. Поэтому преданный пошёл к нему. В это время Нана Сахеб Чандоркар вместе со своей женой ждал поезд на станции Тхане. Его дочь пришла туда и рассказала ему о сложившейся ситуации. Нана Сахеб подумал немного, зачерпнул придорожный песок, помолился Бабе, пропел его Божественное имя и нанёс его на лоб своей жены, словно она была пациентом. Преданный был очень удивлён, увидев подобное. Когда он пришёл домой, то увидел, что чума у его дочери, которую не могли вылечить доктора, полностью исчезла. Имя Господа Саи – самое мощное оружие. Мринмайя (сделанное из грязи) меняется в чинмайю, когда воспевается магическое имя Саи.
 
***
 
Когда-то Нана Сахеб Чандоркар служил мамлатдаром (сборщиком налогов) в Джамнере, округ Кхандеш. Этот город находится в сотне километров от Ширди. В то время его дочь была беременна и испытывала сильные боли при родовых схватках. Доктора испытали все средства, чтобы облегчить страдания роженицы, но все их попытки ни к чему не приводили. Они считали, что лишь уди Господа Саи сможет помочь ей, но все запасы уди были истощены, и это их очень опечалило.
 
В это самое время, Рамгирбува собрался отправиться из Ширди в Кхандеш. Баба призвал его и, дав ему вибхути и арати лирик, сказал: «Передай это Чандоркару в Джамнере». У Рамгирбувы не было достаточно денег, чтобы проделать такое большое расстояние. Он располагал только двумя рупиями, которых хватило бы лишь до Джалгаона. Джамнер же находился в тридцати километрах от него, пройти же такое большое расстояние пешком не представлялось возможным. «Что же делать?» – подумал Рамгирбува и смиренно  рассказал всё Бабе. Саи сказал: «Не бойся. Я всё устрою. Иди и не волнуйся». Рамгирбува отправился в Джалгаон с имевшимися у него двумя рупиями. В то время, когда он был занят мыслями, как же всё-таки добраться до Джамнера, тангавала (человек,  управляющий тангой, повозкой) подошёл к нему и спросил: «Кто здесь Бапугирбува?» (Баба, бывало, называл Рамгирбуву этим именем).  Рамгирбува сказал, что это он. Тангавала сказал: «Подойди, Нана Сахеб прислал эту тангу (повозка, запряжённая лошадью) для тебя». Рамгирбува отправился в  Джамнер на этой танге.
 
По дороге тангавала остановил свою повозку рядом с ручьём. Он напоил лошадей и привязал их под раскатистым деревом. Тангавала предложил отдохнуть и покушать также и Рамгирбуве. Последний не принял приглашение, приняв его за мусульманина. Тангавала сказал, что он не мусульманин и принадлежит к касте кшатриев, и показал ему священную нить. После этого Рамгирбува немного перекусил, и они оба снова тронулись в путь. Наконец они достигли окрестностей Джамнера. Рамгирбува отошёл в сторону в туалет. Возвратясь, он не нашёл ни танги, ни извозчика.  В деревне Рамгирбува узнал, где находится дом Сахеба. Добравшись до него, он отдал им уди и арати лирик, поведав о своих приключениях. Осознав всеведение Бабы, все пришли в восторг. Смешав уди с водой и выпив эту смесь, Маина Тхаи, испытывавшая сильные родовые схватки в течение нескольких дней, безболезненно произвела на свет мальчика. Все были счастливы. Нана Сахеб поблагодарил Рамгирбуву за то, что тот очень вовремя принёс священный уди. Рамгир сказал: «Это вовсе не моя заслуга. Если бы ты не прислал тангу, я бы не смог приехать». Нана Сахеб несказанно удивился и сказал, что он не посылал никакой танги. Теперь настал черёд удивляться Рамгиру. Он вспомнил весь ход событий и осознал, что извозчиком танги был не кто иной, как Сам Господь Саи, так как только Он иногда называл его Бапугирбувой. Слёзы радости потекли по его щекам, и все слушатели испытали экстатическое состояние, проникнувшись прекрасной лилой Бабы.
 
Господь Саи из Ширди – Спаситель всех, кто попал в беду. Даже просто подумав о Нём, мы тем самым уже доставляем Ему радость. Уди Бабы устраняет все препятствия, исполняет желания и дарует благословение.
 
***
 
Изредка Баба сидел в Чавади или Лендибагхе. Когда рядом никого не было, Он, бывало, открывал Свою сумку и вытаскивал монеты, которые давали ему преданные. Свами извлекал монеты всех достоинств (1/2 рупии, ¼ рупии, монеты менее двух анн) и складывал их в ряд. Далее Он брал медяшку между средним и большим пальцем, тёр её и при этом повторял имя того преданного, который дал эту монету. Баба сердито приговаривал на хинди: «Может, ты будешь сожжён»; «Может, ты будешь полностью уничтожен», «Ты – собака», «Ты – осёл». После этого Он клал эти монеты позади Себя, брал другую и повторял весь процесс заново, используя также все монеты. Потом Он складывал все их обратно в сумку и надёжно прятал. Ни один человек, кроме Наны, Диксита, Абдуллаха и Лакшми, ничего не знал об этом таинстве. Как-то в разговоре с Гали Шараде Дэви, которая была рождена исключительно по милости Бабы, Лакшми Баи случайно упомянула странный ритуал, который иногда проводит Свами. Услышав столь необычную историю, эта женщина проявила к ней сильный интерес. Она часто приходила в Ширди, но ей никак не удавалось навсегда поселиться в этой деревне, так как Баба не разрешал ей этого. Неудивительно, что Гали Шараде Дэви ничего не знала о том, чем порой занимался Баба, оставаясь в одиночестве. Преданная просто сгорала от нетерпения побыстрее увидеть этот необычный ритуал. 
 
Баба никогда не разрешал кому-либо находиться рядом с Ним, когда Он проделывал эту работу. Если кто-то случайно заходил в этот момент в Чавади или в Лендибагх, Свами избивал его до синяков. Твёрдо решив стать свидетелем этого загадочного действа, Гали Шараде Дэви отправилась в Ширди. В один из дней, возвратившись к Бабе после завтрака, она не нашла его в Дваракамайи. Никто не знал, куда подевался Саи. Преданная помнила слова Лакшми Баи и в радости пошла в Чавади. Однако Бабы там не оказалось. Гали Шараде Дэви была уверена, что Господь как раз в это время проделывает свою Божественную работу. Поэтому, она храбро вошла в Лендибагх, стала позади дерева и оглянулась вокруг, но Саи нигде не было. Её сердце забилось. Она отважно сделала ещё три шага и нашла Бабу сидящим под деревом спиной к ней. Гали Шараде Дэви сделала намаскар и принялась наблюдать. Свами действительно перебирал монеты. Он уже почти закончил, оставалось лишь четыре монеты. Её имя было произнесено последним.
 
Лицо у этой преданной было красным, поэтому Баба звал её Гори (Гоури). Услышав своё имя, сердце Гали Шараде Дэви чуть не выскочило наружу. Баба начал строго вычитывать: «Может, ты умрёшь», «Может, ты будешь сожжёна», «Может, ты будешь полностью уничтожена». Услышав Его строгий голос по отношению к себе, она подумала: «Почему Он ругает меня? Какую ошибку я совершила? С тех пор, как я родилась по воле Бабы, Он ласково называл меня Гори и разговаривал со мной. Почему Он так недоволен мною сегодня?» Погрузившись в эти раздумья, она не заметила, как Саи поднялся. Он тихонько подкрался к женщине сзади и ударил её по спине: «Ах ты, собака! Ты, оказывается, училась также и науке воровства?» От неожиданности Гали Шараде Дэви очень испугалась и вздрогнула от слов Свами. Вне себя от страха, она промолвила: «Пожалуйста, прости меня, Баба. Я не совершила никакого воровства. Не найдя Тебя в Дваракамайи и в Чавади, я пришла сюда. Вот и всё». Баба шлёпнул её ещё раз и произнёс: «Ты лжёшь. Услышав от Лакшми о том, какие действия Я иногда совершаю, ты пришла, чтобы увидеть Меня. Думаешь, Я не знаю? Не рассказывай об этом никому. Будь осторожна». Сказав это, Свами ушёл. «Спасибо, Господи. Ты вовсе не сердился на меня», – подумала Гали Шараде Деви и отправилась обратно в Дваракамайи.
 
Эта женщина не находила себе места, вспоминая о том, как ругал её Свами. Она рассказала всю эту историю Абдуллаху и попросила его объяснить произошедшее. Тот сказал: «Господь Саи – воплощение милосердия. Никто не может постичь Его Божественных лил (игр)». Гали Шараде Деви начала умолять его: «Брат, у тебя очень близкие взаимоотношения с Бабой. Он посвящает тебя во все Свои тайны. Неужели ты не знаешь, что могут значить Его слова? Пожалуйста, скажи мне, я никому не расскажу об этом секрете». Абдуллах ответил: «Способ, с помощью которого Господь Саи дарует Свою милость людям, спасает и защищает их, знает только Он. Свами никого не посвящает в Свои дела. Он также не позволяет кому-либо присутствовать при том процессе, который ты видела. Однажды, когда Нана Сахеб увидел это действо и спросил Бабу о внутреннем значении произошедшего, Тот сильно стукнул его и приказал: «Абдуллах, не позволяй ему больше заходить внутрь Масджида. Выпроводи его вон». Саи Баба никому не открывает истинного смысла таинства. Нана Сахеб, Диксит, Лакшми, Дасгану и я видели эту лилу. Но никто из нас не знает внутреннего значения необычной Божественной лилы Господа. В один из дней, когда Свами был в хорошем расположении духа, Он сказал: «Абдуллах, ты думаешь, что Я чуть ли не каждый день ругаю преданных. Нана, Диксит, Лакшми и ты очень много серьёзно дискутировали о том, что значат Мои действия. Мне доставляет радость ругать Моих преданных. Это есть Мой метод их защиты».
 
Видя своего Садгуру в хорошем настроении, я мягко спросил Его: «Баба, когда Ты бранишь кого-то, это также метод защиты?» Свами ответил: «Абдуллах, никто не в состоянии понять внутреннего значения этой лилы. Словосочетание «возможно, ты умрёшь» (тху марджа) означает, что в тебе умрут все твои плохие желания, гнев, привязанности и т.п.;  «возможно, ты будешь сожжён» (тху джалджа) означает, что три качества человека (саттва, раджас и тамас) будут в тебе сожжены; «ты – собака» (тху кутха хаи) – да будешь ты иметь веру, доверие и удовлетворённость подобно собаке; «ты – осёл» (тху гадха хаи) – служи, не ожидая награды; «возможно, ты будешь полностью разрушен» (тху сатьянаш ходжа) – все шесть пороков, плохие качества и плохие мысли, которые присутствуют в тебе, будут разрушены и, возможно, ты станешь настоящим преданным. Сейчас ты понял? Вот почему те, которых Я подобным образом «ругаю», на самом деле, благословлены Мною. Храни эту тайну». Сказав это, Баба положил Свои руки мне на голову и благословил. С тех пор я никому не рассказывал эту историю. А тебе я открыл эту тайну только лишь потому, что ты – Его великая преданная и родилась благодаря милости Бабы. Кроме того, Ты умоляла меня и пообещала, что не расскажешь больше никому об этом случае. К тому же я чувствую, что Баба дал Своё согласие на разъяснение тебе этого сокровенного ритуала. Храни эту тайну и будь счастлива». Услышав слова Абдуллаха, глаза Гали Шараде Деви наполнились слезами радости. Она сказала: «Брат, сегодня моя жизнь воистину наполнилась смыслом». Преданная сделала намаскар Абдуллаху и отправилась к себе домой. Необычайные Божественные игры Господа Саи имеют огромное значение для человека. Постигнув их, он всегда извлекает из них Божественное благословение.
 
***
 
Человека, которого обвинили в краже украшений, привезли в суд города Дхулиа. Во время допроса он сказал, что Саи Баба из Ширди дал ему эти украшения. В результате, суд послал Бабе уведомление, в котором Его просили лично явиться в суд. Человек передал это уведомление Саи, объяснив его содержание. Баба разорвал эту бумагу в клочья и выбросил её в дхуни (очаг). Все присутствующие были поражены поступком Саи. В суде знали, что Баба проинформирован об их повестке. Так как Саи не явился туда в должное время, суд дал ордер на арест Бабы.
 
Офицер полиции по имени Ганапати Рам передал ордер Саи Бабе и объяснил Ему, что Он арестован. «Баба, Ты пойдёшь со мной в Дхулию?» – мягко спросил офицер. В ответ Свами швырнул бумаги куда подальше и крепко выругался. Этот человек не знал, что дальше делать. Нана Сахеб, заранее предвидя подобный ход действий, посоветовался с преданными. В результате они подписали следующую петицию: «Баба – Господь для тысяч и тысяч людей. Неправильно звать Его в суд. Если Он необходим как свидетель, пусть специальный уполномоченный суда сам придёт сюда». Это письмо было передано в суд. Тот принял его во внимание и прислал к Бабе мирового судью первого класса по имени Нана Джоши. Во время допроса Баба отвечал на вопросы самым необычным способом.
Судья: Ваше имя?
 Баба: Люди называют Меня Саи Баба.
 
Судья: Кто Ваш отец?
Баба: Бог.
 
Судья: Какова Ваша религия?
Баба: Религия Бога.
 
Судья: Какова Ваша каста?
Баба: Парвардхигхар (каста Бога).
 
Судья: Каков Ваш возраст?
Баба: Много Лакх (один лакх равен 100000).
 
Судья:  Всё, что Вы говорите, правда?
Баба: Я никогда не произношу лжи.
 
Судья: Вы знаете обвиняемого?
Баба: Почему речь идёт только о нём, Я знаю каждого.
 
Судья: Он утверждает, что находился с Вами, это правда?
Баба: Я нахожусь в каждом.
 
Судья: Вы давали ему те украшения?
Баба: Кто кому может давать и что? Я – Тот, Кто даёт всё и всем.
 
Судья: Если это так, как Ты получил их (украшения)?
Баба: Что ты имеешь в виду, говоря «как Я получил их»? Всё в этом творении Моё. Всё – Моя собственность.
 
Судья: Твои слова очень странны. В этих украшениях – суть преступления. Этот человек (обвиняемый) говорит, что Ты дал их ему. Если Ты не скажешь правды, как мы можем вынести приговор?
Баба: Что значит вся эта комедия? Какое Мне дело до этой кражи и до приговора суда?
 
Баба начал раздражаться и злиться, все поняли, что продолжать дальнейшие Его расспросы бессмысленно. От старосты деревни преданные получили список тех людей, которые прибывали в Ширди каждый день. Имя вора не было зарегистрировано в тот день, в который, как утверждал обвиняемый, он находился в Ширди. Баба же никогда не покидал деревни. Поэтому, правосудие справедливо сделало вывод, что Саи не мог дать украшения подозреваемому в краже. Когда суд оповестил об этом Бабу, Тот согласился с этим утверждением. Правда Он так и не поставил Своей подписи или отпечатка большого пальца, как было заведено в те времена, под этим свидетельством, несмотря на уговоры официального представителя суда. Позднее вор был наказан.