Что такое грех?
Однажды Шанкарачарья, после триумфального шествия по стране с проповедью адвайты (философии единства), пришёл в святой город Каши (Бенарес). Там, во время даршана Вишванатхи, он вознёс Господу Вселенной такую молитву: “О Господь! Я пришёл к Тебе во искупление своих грехов”. Как странно, не правда ли? Вся недолгая земная жизнь Ади Шанкарачарьи была освящена изучением писаний и созданием блестящих и глубоких комментариев к Ведам, Упанишадам и другим текстам. К тому же, он не только знал писания, но и жил в соответствии с ними. Благодаря его выдающимся достижениям он был признан самим воплощением Господа Шивы. Поэтому кажется странным и даже парадоксальным, что такая великая личность, как Шанкара, вознёс Богу молитву о прощении своих грехов. Какие могли быть у него грехи? Он сам дал ответ на этот вопрос.
“О Господь Шанкара (Милосердный)! Мой первый грех в том, что я пытался описать Тебя хвалебными гимнами (стотрами), сочинёнными мною, хотя знаю сам и учу других, что Бог недосягаем для ума и речи. Это говорит о том, что моя мысль не всегда соответствует слову.
Второй мой грех в том, что я, безоговорочно веруя в слово писаний о том, что Бог вездесущ и пронизывает всю проявленную Вселенную, проповедовал эту истину везде и всюду, – и я же, несмотря на это, явился в Бенарес, чтобы получить Твой даршан! Это тоже показывает, что мои мысли и слова в разладе с поступками.
И, в-третьих, я твёрдо верую в слово писаний о том, что один и тот же Атман (истинное “Я”) обитает во всех существах и нет различия между так называемой дживатмой (индивидуальной душой) и Параматмой (Высшей душой). Во всех своих беседах я провозглашал эту истину, а теперь пришёл сюда и стою перед Тобой, как будто мы – две разные сущности, отличные друг от друга. Это мой третий промах. Я молю Тебя простить мне эти три греха, в которых я виновен”.
Этот эпизод блистательного жизненного пути Шанкарачарьи преподаёт нам важный урок. Грехом обычно считают лишь поступки и действия, подобные нанесению оскорблений, обид и телесного вреда другим. На самом же деле грех состоит в том, чтобы думать одно, говорить другое, а делать третье, – и в этом грехе повинны большинство людей. Только когда человек избавится от этого греха и между его мыслями, словами и делами воцарится гармония, его можно будет считать совершенным (пурна манава). Упанишады провозглашают, что махатмы (великие души) – это те, у кого мысли, слова и дела чисты и пребывают в согласии; а тех, у кого нет соответствия мысли, слова и действия, называют дуратмы (дурные создания).
Отдай – и выиграешь!
Как-то раз Шанкарачарья остановился со своей нищенской сумой у одной хижины. В ней жила очень бедная старая женщина. Когда она услышала возглас ачарьи, просящего подаяние: “Бхавати бхикшам дехи (Почтенная мать, дай мне милостыню)”, то почувствовала себя несчастной, так как не могла предложить ему никакой еды. Она мучилась и в отчаянии заламывала руки, тщетно пытаясь найти хоть что-нибудь съедобное. Вдруг она увидела плод миробалана – последний, который она сорвала с дерева, растущего перед её домом. Она взяла этот миробалан и опустила его в котомку ачарьи, не в силах поднять глаза на знаменитого нищенствующего отшельника. Шанкарачарья был тронут её подношением. Стоя у дверей, он запел хвалебный гимн во славу богини богатства. И в тот же миг с дерева посыпался целый дождь золотых миробаланов. Так эта старая женщина была благословлена богатыми дарами, которые освобождали её от нужды на всю оставшуюся жизнь, ибо она с любовью отдала единственное, чем владела.
Бог заверил нас в Гите, что если преданная, чистая душа с любовью жертвует Богу листок, цветок, плод или немного воды – этого вполне достаточно, чтобы заслужить Его сострадание и милость.
*** ачарья – духовный учитель, проповедник.
Шанкара (Шанкарачарья) (788-820) – великий святой, подвижник и философ, основатель философии единства (адвайта веданты), считается воплощением Господа Шивы.
Шива и Шанкарачарья
Как-то раз, когда Шанкарачарья был в Каши (Варанаси), он увидел приближавшегося к нему неприкасаемого и сказал: “Эй, малый! Отойди-ка в сторону! Держись от меня подальше!” Тот спросил: “Кого ты просишь отойти в сторону? Это тело? Но тело инертно. Какое право имеет твоё инертное тело просить другое инертное тело посторониться? Оба тела безжизненны. Как может один инертный объект говорить с другим? Или, может быть, ты хочешь, чтобы Атман во мне держался от тебя подальше? Атман во мне тот же, что и Атман в тебе. Получается, что ты хочешь держаться подальше от себя”. Тут они затеяли дискуссию о природе тела и Атмана, в конце которой Шанкарачарью осенило, что этот встречный, познавший сущность Атмана, не может быть не кем иным, как Самим Господом, и простёрся ниц перед Ним. В тот же миг Шива явился в Своём истинном облике и сказал Шанкарачарье: “Я принял форму неприкасаемого специально для того, чтобы избавить тебя от досадного заблуждения”.
Убхайя Бхарати
Во время своего триумфального шествия по Бхарате (Индии) под знаменем философии адвайты Ади Шанкарачарья встретил Шри Мандану Мишру и имел с ним дискуссию на тему о медха шакти (умственных способностях). Они сошлись на том, что самым компетентным судьёй в этих дебатах будет Убхайя Бхарати: её высокий дух, большая учёность, чистое сердце и полная беспристрастность позволяли ей решить, кто выйдет победителем.
Нужно сказать, что Убхайя Бхарати была женой Манданы Мишры. Этот выбор был уникален во многих отношениях. Очень примечательно, что Шанкарачарья охотно дал согласие на то, чтобы судьёй дискуссии была жена его соперника. Признав полную непредвзятость Убхайи Бхарати, он выдержал великое испытание своей веры. Шанкарачарья знал, что различающая способность интеллекта, буддхи, гораздо выше, чем мыслительные возможности ума или рассудка, медхи. Студентам нужно осознать силу буддхи, интеллекта. Буддхи – это не просто интеллект, как обычно считается. Это интеллект, в котором высший правопорядок (рита) и истина (сатья) сочетаются с рвением (ашакти) и с целеустремлённостью (штхиратвам). Именно таким разумом была наделена Убхайя Бхарати. Буддхи включает также йогу и космический разум (махат таттву), которые оказывают на него очищающее действие. Буддхи, таким образом, – это не только способность думать. Это не только сила, позволяющая размышлять и взвешивать, это не только дар различения. Кроме всего этого, буддхи обладает способностью к глубокому анализу и суждению. Убхайя Бхарати, наделённая именно таким буддхи, признала победу Шанкарачарьи. Её решение было основано на истине, сатье, и законе, рите.
Шанкарачарья был чрезвычайно доволен решением Убхайи Бхарати. Она же объявила, что согласно договорённости, заключённой двумя участниками перед началом диспута, Мандана Мишра как побежденный должен принять санньясу (отшельничество) и стать учеником Шанкарачарьи.
Но в то же время, как преданная жена Манданы Мишры, чтящая идеалы супружеской жизни Индии, согласно которым жена должна следовать за мужем – и в счастье, и в беде, – Убхайя Бхарати решила тоже стать санньяси. Хотя на этот счёт не было строгого предписания, она сделала такой выбор. Она основала ашрам, где намеревалась показать самонадеянным учёным мужам, ценившим лишь остроту ума, что ум стоит гораздо ниже, чем интеллект, буддхи, который тесно связан с истиной, сатьей, и законом, ритой.
Однажды, когда Убхайя Бхарати со своими ученицами шла к реке для омовения, она увидела подвижника, отказавшегося от мирских благ; он спал у тропинки, подложив под голову пустой кувшин для воды. Он использовал его как подушку явно для того, чтобы никто не смог его стащить. Пока у вас есть привязанность и эго, вы не постигнете Атмана и не обретёте духовного блаженства. Чтобы преподать аскету урок, Убхайя Бхарати сказала своим ученицам – так, чтобы подвижник мог слышать её слова: “Посмотрите на этого отречённого, который якобы отказался от всех привязанностей, но не может побороть чувства собственности к простому кувшину!” Услышав это, аскет страшно рассердился. Он подумал: “Ещё не хватало, чтобы какая-то женщина учила меня, как жить!” Когда Убхайя Бхарати возвращалась с реки, аскет швырнул кувшин ей под ноги со словами: “Ну что, убедилась, каково моё отречение?” Убхайя Бхарати ответила: “Увы! Ты не только полон привязанности (абхиманы), но не изжил и свою гордыню и эго (ахамкару)”. Услышав эти слова, аскет простёрся перед ней ниц и взмолился о прощении за свои ошибки.