Духовное чтениеСвятые людиИстория жизни Мирабаи

История жизни Мирабаи

“Мере Ту Гиридхар Гопал Доосро На Кои”
“Только Гиридхар Гопал важен для меня, никто иной “

Так пела Мирабаи, поэтесса, мистик, чья огромная любовь и преданность Кришне превзошла все человеческие ограничения и пределы. Мира, которую многие почитают как воплощение самой Радхи (Божественной спутницы Кришны), родилась в 1499 в маленькой деревушке Куркхи, расположенной возле Мерты, крошечного государства в Марваре, Раджастан. Отец Миры, Ратан Сингх Рантхор, был гордым раджапутом и большим преданным Вишну. Поэтому Мира  выросла в вайшнавской среде, которая оказала большое влияние на её преданность к Кришне.

Детство Миры

С самого детства Мира проявляла склонность к духовности. Она очень любила Кришну. Однажды, увидев брачную процессию, проходящую мимо её дома, маленькая Мира была очарована.  В изумлении она глазела на очень хорошо одетого жениха, сидящего на лошади, за которым с песнями и танцами следовала бараат (радостная свадебная процессия). Она забежала в дом и спросила свою мать: “Дорогая мама, кто будет моим женихом?”

Мама улыбнулась ей и в шутку указала на статую Шри Кришны, которую подарила ей ранее. Это произвело глубокое впечатление на юный ум Миры, её любовь к божеству росла с каждым днем. Все свое время она проводила с божеством, говорила, пела и танцевала с ним, ночью клала у своей постельки, и так далее.

Постепенно она начала слагать и петь прекрасные бхаджаны (молитвенные песнопения) во славу Кришны.

Замужество Миры

Когда Мира подросла, её отец подготовил её замужество с могущественным Рана Кумбха из округа Читор в Меваре. Хотя Миру никогда не интересовали мирские дела, она, исполненная долга, повиновалась своему мужу. Она действовала в соответствии с его желаниями и по окончанию своих домашних обязанностей, возвращалась к своей маленькой статуэтке Кришны, которую она поместила в собственном храме, пела и танцевала перед ней.  Кришна же появлялся из статуэтки, обнимал её и играл ей на флейте – такова была её наивысшая преданность к Нему!

Тем временем, свекрови и золовке Миры не нравилось поведение Миры в доме супруга. Основным яблоком раздора был отказ Миры поклоняться семейному божеству, Дурге (аспект Шакти) и также то, что она вместо этого продолжала петь и танцевать во славу Господа Кришны даже на глазах у общественности.  Она танцевала с представителями любых каст или убеждений, и это  гневило их ещё больше. Сестра мужа Миры,  Удабаи, пыталась оклеветать её пред Раной, но каждый раз Мира была спасена от дурной славы.  Её обвиняли в том, что она небрежно вела себя по отношению к саддху, которые посещали храм, но её никогда не волновало общественное мнение и она продолжала свое поклонение Богу.

Однажды Рана ворвался в храм, когда Мира оживленно разговаривала со своей статуей Кришны. Когда он потребовал объяснений, кем является её таинственный  возлюбленный, она просто указала ему на статую и сказала: “Вот мой возлюбленный, мой Читачор, тот, кто украл мое сердце и душу!”

Мира страдает от преследований

Рана и его родственники пытались преследовать Миру различными путями, но во всех случаях Мира всегда была защищена милостью её Господа Кришны.  Так однажды Рана послал ей закрытую корзину, к которой было приложено сообщение, что это гирлянда цветов для её Кришны.  В действительности же в ней находилась злая кобра, скрученная и готовая к атаке. Когда Мира вышла из своей глубокой медитации и открыла корзину, она в удивлении нашла там  красивую статую Кришны, и прекрасную, источающую аромат гирлянду цветов.

Рана, пристыженный неудачей, принял решение не сдаваться и послал ей чашу с ядом, утверждая, что в ней находится сладкий нектар. В благодарности Мира сначала предложила кубок статуе Кришны и затем выпила содержимое как прасад. Чудесным образом, яд превратился в настоящий нектар, абсолютно не повредив Миру и придав ей сил!

После этого Рана приготовил для неё кровать из игл. Но в тот момент, когда Мира прилегла на неё, острые иглы внезапно превратились в мягкие, ароматные лепестки роз!

Страдая от такого отношения мужа, Мира написала письмо святому Тулсидасу и спросила его совета, как  ей следует вести себя. Она говорила о своей глубокой любви к Кришне и о том, что она даже не может и подумать о том, чтобы покинуть своего Гиридхара Гопала. Тулсидас немедленно ответил ей, уверяя её в том, что она идет по верному пути, и попросил её отказаться от привязанности к семье. Далее он просил её пройти тот духовный путь, который она избрала, чтобы достичь освобождения.

Акбар и Тансен посещают Миру

Истории о преданности Миры распространились повсюду и достигли великого могольского императора Акбара.  Акбар, вместе со своим придворным музыкантом Тансеном решил втайне посетить её. Её мелодичный голос и несомненная преданность настолько тронули Акбара, что он коснулся её святых стоп и поместил на них бесценное ожерелье изумрудов.  Когда Рана узнал об этом, он пришел в ярость, восприняв это как распущенное поведение Миры.  Он приказал ей пойти и утопиться в реке, так как она была позором для его семьи и негодна даже для того, чтобы показывать миру свое лицо.

Мира вновь смиренно подчинилась своему мужу и отправилась к реке. Меньше всего она была  подвержена страху смерти, она радостно пела и танцевала по пути к реке, воспевая “Говинд, Гопал, Гиридхар”. Когда она приготовилась вступить в реку, сзади её охватила рука. Она обернулась, и вот, погляди! Перед ней на берегу реки восхитительно улыбаясь, стоял её Господь, Гиридхар Гопал!

Она потеряла сознание, а когда пришла в себя, он с любовью сказал ей: “Дорогая Мира, твоя мирская жизнь закончена. Теперь ты свободна от пут самсары. Теперь ты принадлежишь мне. Поэтому прекрати страдать, приди навестить меня в прекрасный Вриндаван. Не теряй времени, мое дитя. Приходи ко мне, я жду тебя.  Промолвив это, Кришна исчез.

Мира совершает паломничество

Оставив роскошный дворец, Мира босиком предприняла путешествие  почти через весь Раджастан. В какую деревню она бы ни заходила – везде её встречали с большим энтузиазмом и уважением. Многие люди стали её верными последователями.

Когда Мира достигла Вриндавана, она основала там свой знаменитый мандир Говинды, который с тех пор считается святым местом паломничества. Она жила подаянием и провела остаток жизни, поклоняясь в храме своему Господу. Слава о ней распространилась по всему Раджастану и люди чтили её за её чистоту и  безмерную любовь к Кришне. Рана Кумбха лично посетил её, переодевшись саньяси. Когда он увидел, какой чистой и праведной она была на самом деле, его охватил стыд и раскаяние за свои прошлые жестокие поступки. Мира узнала своего мужа и со всем смирением немедленно бросилась к его ногам.

Джива Госайн

Джива Госайн, глава вайшнавов во Вриндаване, вначале отказывался принять Мирабаи, высокомерно утверждая, что он никогда не позволит женщине предстать пред ним. Мира возразила ему, говоря: “Я думала, что единственный Пуруша во Вриндаване – это Кришна, а все остальные – это женщины. Теперь я знаю, что помимо Кришны есть ещё один Пуруша.” Госайн немедленно опомнился и, осознав святость Миры, тотчас посетил её и выразил ей свое уважение.

Самадхи Мирабаи

Существует популярная легенда, что когда Мирабаи зашла в храм Кришны в Двараке, она вошла в состояние чистой Ананды (блажества) и начала радостно танцевать и воспевать Его имя. Таким образом, она вошла в святая святых храма.  Легенда гласит, что двери алтаря закрылись сами собой и когда они открылись, было видно, как сари Миры окутало статую Кришны, символизируя Божественное объединение души Миры с Богом.

Почему Мира так почитаема?

Что же такого есть в Мирабаи, что выделяет её от тысяч других саньяси и саньясин? Конечно, она была красивой, у неё был чудесный голос, она прекрасно пела и сочиняла трогательные стихи своей Иштадевата (любимому аспекту Бога), Кришне. Но подобным образом поступали многие другие святые и мудрецы. Что же тогда сделало Миру такой знаменитой?

Мира полностью предала себя своему Господу. Он был для неё всем. Она видела Кришну во всех вещах – живых и неодушевленных, ела вместе с Кришной, беседовала с Ним, спала пред Ним, пела и танцевала во славу Его, даже дышала именем Кришны! Она пила нектар любви к Кришне – Кришна према раса. Её всеохватывающая любовь к своему Гопалу – именно она поместила её на этот возвышенный пьедестал одной из наиболее великих святых во всех индийской истории.

История Миры – это история человеческой выдержки и воли – она описывает ту самую борьбу  Дживатмы  (смертного Я), чтобы достичь Параматму (вечного Высшего). Даже сегодня её прекрасные песни вселяют веру и мужество в кротких и смиренных людей. Её  гигантская духовная сила и абсолютная вера в Кришну одарили её самообладанием и устойчивостью во всех жизненных ситуациях.  Она принимала хорошее и плохое, оставаясь Ститхапраджной (внутренне не затронутой никаким обстоятельством, будь оно счастливым или грустным).

Путь Миры

Мира не заботилась об общественном мнении и никогда не следовала  Садхана бхакти (ритуальному поклонению). Она ничего не знала о Ведах или Шастрах – все, чего она когда-либо жаждала – это Кришна и Его божественное присутствие.

Как и Гауранга (Шри Чайтанья Махапрабху), Мира следовала путем мадхура бхакти. Кришна был всем для неё – её отцом, матерью, другом, мужем и Господом. Любой, кто находился около Миры, был глубоко тронут её чистой, невинной любовью. У неё был прекрасный голос, её слова были добрыми и полными сострадания. Её  речи были исполнены силы и побуждали ото сна дремлющее духовное начало во всех и каждом, слушающих их.  Mирабаи является наилучшим примером чистой, бескорыстной любви и самоотдачи.

Предыдущая жизнь Мирабаи

Существует интересная история, пытающаяся объяснить, почему Мира так сильно любила Кришну. Индийское мировоззрение верит в концепцию перерождений и утверждает, что каждый, рожденный на Земле, приходит вместе со своей кармой из предшествующей жизни. Эта карма создает некоторые васаны, подсознательные тенденции, склонности, которые являются смесью результатов впечатлений, созданных в результате самскар, или опытов в предыдущей жизни человека (Пурья Джанма). Эти васаны, в свою очередь, влияют на настоящую жизнь и несут ответственность за индивидуальные характерные черты человека и его модели поведения в этой жизни (Джанма).

Мирабаи, как рассказывает легенда, в своей предыдущей жизни родилась в Матхуре. В очень юном возрасте её выдали замуж на юношу из Нандавраджам. Ей постоянно рассказывали: “В Нандавраджам есть другой мальчик, его зовут Бала Кришна, он имеет огромную власть над всеми остальными жителями. Все они находятся под его абсолютным контролем и сделают все, о чем бы он их не попросил, они даже готовы оставить свои семьи ради него. ” Её постоянно предупреждали и просили быть осторожной в Нандавраджам. После традиционной церемонии бидаи  (церемония перед тем как невеста покинет дом своих родителей), её посадили в прекрасный паланкин, который должен был привести её в дом её супруга.

По пути во Враджам, на всю округу обрушился проливной дождь с громом и зловещими стрелами, молний.  Носильщики паланкина бросили Миру и убежали по домам. Не зная, что делать, Мира выглянула из окна паланкина. Зрелище, которое предстало пред её глазами, изумило её так, что невозможно описать словами…

Это был именно тот день, когда Индра (повелитель девов или богов) решил обрушить свой гнев на обитателей Враджи, поскольку они игнорировали Его и вместо Него поклонялись Кришне.

Мира увидела маленького Кришну, без усилий поднявшего гигантскую Говардхану Гири (гору) маленьким пальцем Своей левой руки и защищающего всех жителей, даже самых крошечных творений Враджи, которые стали под гору и укрылись под ней.

Образ Говардханы Гиридхары оставил глубокий отпечаток в её молодом уме. Мира, охваченная благоговением, не могла отвести глаз от Господа.  Внезапно огромный валун упал на неё и убил её на месте. Хотя Мира погибла, её авьякта мадхура бхакти (любовь, которая превосходит все границы описания или выражения) которой она была наполнена в момент её смерти, была такой сильной, что она перенесла её в свою следующую жизнь как Мирабаи.

Интересно, что все бхаджаны Миры заканчиваются макутой (подписью), “Гиридхар Гопал “.

***
Автор этой статьи – Саиприя Вишванатан, которая является преподавателем/исполнителем Бхарата Натья, карнатской вокальной музыки и карнатской вины. Она – обладательница нескольких наград, дипломов, государственных отличий за танцевальное мастерство, музыку и вокал.

Источник: http://www.saha.ac.in/web/portal/applications/personal-info/teaching_files/a.malakar/sages_of_india1.pdf