Я родилась в Лос-Анджелесе, в Калифорнии, 24 ноября 1941. Мо отец был эмигрантом из лесопромышленного региона Северной Швеции, там он был членом-учредителем мужского хора. Музыка была его великой любовью. Хотя я так и не научилась говорить на его родном языке, всё-таки у меня развился слух на «иноязычные» звуки, что впоследствии помогло мне научиться петь бхаджаны на телугу и санскрите. Семья моей мамы тоже была из эмигрантов, и они занимались фермерским хозяйством в штате Небраска. Обе части моей семьи принадлежали к лютеранской церкви, и хотя мои родители посещали церковь, в основном, по праздникам, они каждую неделю водили нас с моим младшим братом в воскресную школу. От отца я унаследовала его любовь к музыке и начала учиться играть на пианино ещё до того, как мне исполнилось пять лет. Затем, продолжая заниматься, я получила в университете Санта Барбары в Калифорнии степень бакалавра по игре на фортепиано. Обучаясь в колледже, я также училась петь и участвовала в хоре, спектаклях, операх и музыкальных комедиях. Летом перед последним курсом я попала в группу отобранных 16 учащихся, и мы путешествовали два месяца, посетив Японию, Корею, Окинаву и Тайвань, выступая с концертами перед группировками американских войск и местными студентами колледжей.
В путешествии было много моментов, которые я позже начала осознавать как часть моего кармического пути к последующему сосредоточению на Ахимсе (ненасилии). Перелёт через Тихий океан совпал с атмосферными испытаниями ядерного оружия Starfish Prime, взрывом одной из мощнейших водородных бомб США. В Японии я гостила в чудесной семье в Хиросиме, городе, пострадавшем во Второй Мировой войне от взрыва атомной бомбы, от этого взрыва город был разрушен и пострадали многие его жители. В Корее я жила на южной границе демилитаризованной зоны между Северной и Южной Кореей и совершенно не знала в то время, что наша группа выступала на военной базе всего лишь в миле от того места, где мой старший брат был убит во время Корейской войны.
После окончания колледжа мне была предложена работа в американском университете, предоставлявшем курсы обучения американским военным, находящимся в Европе, на ближнем востоке, в Северной Африке, в Восточном и Западном Пакистане. Два с половиной года я работала ассистентом по организационной работе в офисах Хайдельберга в Германии. Я ездила в военном поезде в Берлин, проходила через КПП «Чарли» на другую сторону от Берлинской Стены в Восточный Берлин. Я одна за рулём своего маленького зелёного Фольксвагена совершила трёхнедельное путешествие, посетив Швецию, Францию, Австрию, Швейцарию, Италию, я проехала также через социалистическую Югославию и Болгарию до Турции и Греции.
Вернувшись в Южную Калифорнию, я обнаружила удивительный книжный магазин храма Веданты, и меня увлекли работы Свами Вивекананды и биография Рамакришны. Я нашла работу в студии звукозаписи Liberty Records и через полтора года познакомилась с Ричардом Боком, который выпускал записи Пандита Рави Шанкара (маэстро игры на ситаре). Наш общий интерес к индийским предметам привёл нас на лекцию Индры Деви, на которой она рассказывала о своих переживаниях и показывала чёрно-белые документальные фильмы о Бхагаване Шри Сатья Саи Бабе. (Вы можете прочитать о её первом переживании в статье на английском языке:
http://media.radiosai.org/journals/Vol_06/01NOV08/03-coverstory.htm#Janet_Bock_Bicker
Я одолжила несколько книг и получила одно фото от Маркелл и Боба Реймер, только что вернувшихся из путешествия в Африку, в котором они сопровождали Бабу. В ноябре 1968 года Ричард поехал вместе с Индра Деви в Индию на празднование 43-й годовщины со дня рождения Бабы и вернулся с фильмом на восьмимиллиметровой плёнке и записями Бабы, которые были записаны на пластинку, названную «Сатья Саи Баба поёт бхаджаны». В 1969 году мы вместе с Индрой Деви взялись за создание САИ Организации и в октябре того года открыли центр Сатья Саи Бабы в Голливуде.
Моё желание увидеть Бабу усиливалось, пока я не решила никого больше не ждать и поехать сама. Нижеследующая статья описывает мои переживания в течение двух дней во время Шиваратри 1970 года в период моего месячного пребывания рядом с Бхагаваном. Когда я вернулась, мы с Ричардом поженились и совершали более длительные путешествия, и записали больше фильмов о Бабе, таких как: «Его Жизнь – Его Послание», «Празднование», «Аура Божественности», «Вселенский Учитель» , часть 1:
http://media.radiosai.org/journals/vol_10/01SEPT12/universal_teacher_01.htm
Часть 2 : http://media.radiosai.org/journals/vol_10/01SEPT12/universal_teacher_02.htm
и часть 3: http://media.radiosai.org/journals/vol_10/01OCT12/universal_teacher_03.htm
«Бесконечный Поток»: http://media.radiosai.org/journals/vol_10/01NOV12/endless_stream.htm
Так продолжалось, пока Ричард не умер в 1988 году. Позднее рассказ о Шиваратри был опубликован в книге «Тайна Иисуса, Утерянные Годы и Неизвестные Путешествия», на написание которой Бхагаван вдохновил и благословил. Книга повествует о годах жизни Иисуса от 12 до 30 лет, о которых ничего не говорится в Библии.
Баба продолжал руководить моей жизнью в моём обучении на степень магистра философии, в моём 25-летнем браке с Деннисом Бикером, моим партнёром по созданию фильма о Саи Организации, аудио и фото архивов, которые теперь находятся в Прашанти Нилаям.
Однажды на вопрос, откуда Он знает так много о том, кто задаёт вопросы, Баба ответил: «Я знаю о вас то, чего вы не знаете» (Из Прашанти, Н. Кастури, стр. 71, 1985). Я убедилась на своём опыте, что Баба не только знает о нас то, чего мы сами о себе не знаем, но и вдохновляет нас смело смотреть в лицо событиям в нашей жизни, и если мы поступаем так, Он подводит нас к их более глубокому смыслу.
Мой последний даршан Бхагавана был в ноябре 2010 года, когда мы с Деннисом совершили наше «благодарственное паломничество» как раз за несколько месяцев до Махасамадхи Свами. В 2010 году энергия Его взгляда была такой же мощной и оживляющей, как и в 1970 году, когда я увидела Его впервые.
Выдержка из книги Джанет Бок «Тайна Иисуса», стр. 176-180, Аура Букс, Лос-Анджелес, США, 1980.
К концу первой недели моего пребывания люди начали собираться на праздник, называемый Маха Шиваратри, один из главных праздников в году. Он празднуется по всей Индии в день перед новолунием в феврале-марте. Затемнение Луны важно, потому что Луна считается правящим божеством ума, и во время полнолуния ум безудержный, поэтому на западе используется слово «лунатик». Когда отражённый свет Луны уменьшается до свечения тонкого полумесяца, ум успокаивается, и мирские тенденции легче преодолеть с помощью духовных практик. Каждый год этот день и эта ночь выделяются для медитации, поста и воспевания имени Бога.
В Прашанти Нилаям в присутствии Саи Бабы Шиваратри обретает дополнительное значение. В течение многих лет имела место уникальная церемония, называющаяся Лингодбхава,
http://media.radiosai.org/journals/Vol_02/04Feb15/02_Cover_Story/01_Lingodbhavam/lingodbhavam.htm
во время которой Баба производит на свет один или несколько лингамов, материализующихся внутри Его тела. Эти лингамы появляются в виде эллиптических камней разной прозрачности и различного цвета, иногда они имеют размер 3-4 дюйма в длину. Они символизируют проявление не проявленного, тот момент, когда безграничное становится ограниченным, обретает форму, которую имеет семя или яйцо, из этой формы появляется новая жизнь, в данном случае – новая духовная жизнь.
Во второй половине дня Балбир нанесла мне визит и рассказала мне о праздновании Шиваратри два года назад, в то время Баба отдал лингам её падчерице, её величеству махарани Притхиви Бир Каур из Джинда, приезда которой она ожидала в любое время. Когда мы встретились с Притхиви, меня многое поразило в ней, её имя, на санскрите означавшее земля или мир, а главное – её большая жизненная энергия, проявлявшаяся в её остроумии, во взгляде чёрных сияющих глаз и в красивой улыбке. Это кажется странным даже сейчас, что кто-то такой как я из рабочей семьи из Южной Калифорнии мог так запросто общаться с кем-то выросшим в царской семье в экзотической восточной стране, но вскоре мы разговаривали и смеялись, делились радостями и печалями, как две встретившиеся подружки по колледжу.
Первым действом в этот праздничный день было поднятие флага на крыше мандира, затем состоялась Вибхути Абхишекам в открытом с боков прямоугольном павильоне, называвшемся аудитория. Я отозвалась на призыв выполнять добровольную работу, чтобы помочь с работой при наплыве людей, собиравшихся на праздник. Два дня я резала овощи в столовой и подметала территорию веником с короткой ручкой, а затем меня определили выполнять служение в аудитории на женской стороне в центральном проходе, примерно около десятого ряда от начала, дав указание наблюдать, чтобы толпа не двигалась вперёд.
Аудитория была уже заполнена для утренней церемонии, но люди всё подходили. Я увидела Притхиви, стоявшую снаружи, и помахала ей, приглашая присоединиться ко мне. Ей удалось пробраться через толпу, я потеснилась, чтобы она могла сесть рядом со мной у прохода. Солисты начали петь бхаджаны. Все глаза были устремлены туда, откуда должен был выйти Баба. И тут у меня сломались шлюзы, и меня начали переполнять чувства. Часть моего ума, видевшая символизм и пышное зрелище и пытавшаяся сохранять рациональный подход, столкнулась лицом к лицу с чем-то более могущественным. Я неожиданно почувствовала, а также увидела мощное излияние беззвучной духовной энергии, генерировавшейся между Бабой и огромным скоплением людей.
Он появился вдалеке, медленно прошёл до центрального прохода, затем пошёл назад в дальний конец павильона, всё время поворачиваясь с одной стороны на другу, поднимая руки в благословении. У меня потекли слёзы, и сколько я ни пыталась, мне не удавалось остановить их. Единственное, что я могла делать, это вытирать глаза уголком части сари, покрывавшим мою голову.
Баба приближался, Его взгляд охватывал толпу. Сидевшая рядом со мной Притхиви надеялась на знак особого внимания, и я подумала, что, по крайней мере, увижу это. Я вытерла свои глаза уголком сари и посмотрела вверх, когда Он проходил мимо нас. Его взгляд охватывал огромное количество людей. Затем, прежде чем я поняла, что произошло, Его голова повернулась, и на мгновение Его глаза встретились с моими, в Его взгляде была огромная энергия. Я почувствовала, словно меня зарядили, мои эмоции утихли, и наступило спокойствие. Притхиви, повернувшись ко мне, с поддельным негодованием, смеясь, прошептала: «Ты уступила мне своё место и получила взгляд, предназначавшийся мне».
Но не было времени ни удивляться, ни объяснять. Баба вышел в центр сцены и встал около серебряной статуи Ширди Саи Бабы. Один из пандитов держал чашу с водой, и Баба, закатав оба рукава до локтя, начал церемониальное омовение статуи, а затем насухо вытер её.
Притхиви подготовила меня к тому, что Баба, возможно, материализует какой-нибудь талисман для статуи, как Он делал это раньше. Она принесла с собой маленький бинокль и наблюдала за каждым Его движением. В период, как казалось, временного затишья она дала бинокль мне, чтобы я быстро взглянула. Когда я поднесла бинокль к глазам, рука Бабы начала двигаться, и когда статуя попала в фокус, я отчётливо увидела, как между большим и указательным пальцами Его пустой правой руки появилась маленькая золотая вещица с восьмью тёмно красными камнями, окружавшими девятый камень в центре. Как только она появилась, Баба придавил её ко лбу статуи, где она и осталась. Я сразу же вернула бинокль.
Теперь появился мистер Кастури, держа в руках сосуд высотой около восемнадцати дюймов. Должно было состояться Вибхути Абхишекам, церемониальное осыпание статуи пеплом, символизирующим окончательное состояние всей физической материи.
Пустой сосуд был перевёрнут над статуей. Ничего не произошло. Затем Баба всунул у него Свою правую руку, и вибхути начал течь потоком, он тёк и тёк. Пепел сначала покрыл статую, затем её основание и, наконец, начал струиться в аудиторию. Счастливцы, сидевшие впереди, поспешно собирали его, а остальные вдыхали его аромат.
Прошло ещё несколько минут, мягкий, благоуханный пепел, казалось, был повсюду, а рука Бабы и Его одеяние были белыми от пепла. Он поднял Свою правую руку в направлении аудитории, улыбнулся и исчез за занавесом. Когда собравшиеся поняли, что Он ушёл, началось столпотворение, люди подобно волне поднялись и хлынули к сцене, и всех нас понесло этой волной.
Во всём ашраме преобладало чувство нагнетания, словно заводилась пружина каких-то огромных часов, самого мира, возможно. Автобусы приехали ночью, и жители деревень шли пешком несколько миль. Шиваратри – это также день молчания и поста, поэтому вместо обеда мы отдыхали и ждали рождения лингама.
Вечернее действо происходило на улице перед прямоугольной платформой, называемой Шанти Ведика, красиво разрисованной сценами из Бхагавад Гиты. Программа началась выступлениями преданных. Затем выступил Баба, Он говорил об объединяющем аспекте Бога в основе каждого атома в мире. Он также говорил об уничтожении эго. Он сказал:
Уничтожение идентификации с телом и его нуждами, удовлетворяемыми посредством чувств, – это главная задача жизни. Потому что вы получаете радость, когда эти нужды удовлетворены, и огорчение, когда они не удовлетворены, вы гневаетесь, когда что-то мешает, и гордитесь, когда преодолеваете эту преграду.
Чтобы уничтожить эго, усиливайте веру, что все вещи принадлежит Богу, а вам они доверены. Это предотвратит гордость, это также является истиной. Тогда, потеряв вещь, вы не будете горевать. Бог дал, Бог взял. Конечно, большинство из вас это слышали.
Многие говорят так и советуют так реагировать. Но очень немногие сами следуют этому совету. Это самый большой грех: говорить одно, а действовать совершенно противоположно, отрицая на практике свой совет, как следует поступать.
Закончив речь, Баба начал петь. Спустя несколько минут Он закашлял, а затем сел. Запевалы начали петь бхаджаны. Он пил воду из чашки, периодически вытирая Свой лоб. Теперь стали видны спазмы, которые ощущал Баба, поскольку Его горло снова и снова сокращалось. Затем, когда Он взял белый платок и держал его в вытянутых руках, мы все увидели поток света, появившийся у Него изо рта. Он поймал это и поднял. Это был лингам. Перламутровый, гладкий, светящийся изнутри, он был по существу живой, а также был символом Божественности.
После рождения лингама преданные всю ночь пели бхаджаны, соблюдая всенощное бдение. На рассвете Баба появился на даршан, а позднее утром он вернулся, чтобы раздать пепел от Вибхути Абхишекам, который был упакован добровольцами в маленькие пакетики, сложенные из квадратных листков бумаги. Час спустя Он ходил по извивающимся рядам преданных, сидевших перед молитвенным залом и везде, где земля была ровной. Все эти часы я наблюдала время от времени. Огромное количество человек больше не производило на меня впечатления. Меня волновал только Баба, дающий из рук в руки тысячам людей, сидевшим в молчании. Рукава Его одеяния были закатаны до локтя, от пота одежда прилипла к груди и спине, когда Он неустанно двигался среди толпы. Я слышала, как Он сказал: «Я ваш слуга». Теперь я видела, что это правда.
– Джанет Бок Бикер
Источник: http://media.radiosai.org/journals/vol_12/01FEB14/Janet-Bock-shivaratri-sathya-sai-baba-radiosai.htm