Майя Девайд – выпускница школы Шри Сатья Саи, а также Университета Саи.
Она училась в 10, 11 и 12 классах в средней школе Шри Сатья Саи в Прашанти, которую окончила в 1998 году с национальной премией за исследования в сфере бизнеса. Затем она продолжила обучение, чтобы завершить свою степень бакалавра в области экономики, философии и английской литературы в кампусе Университета Саи в Анантапуре. В 2001 её избрали капитаном кампуса в Анантапуре.
Сейчас Майя живет в Антверпене, Бельгия, где работает в сфере торговли алмазами и ювелирными изделиями на посту директора-распорядителя предприятия – лидера отрасли. Она курирует логистические и страховые аспекты бизнеса. Вне работы она помогает координировать Саи центр, созданный ее отцом в соответствии с инструкциями Бхагавана.
Майя Девайд является дочерью мистера Жан-Пьера Девайда, учителя средней школы Шри Сатья Саи.
Нижеизложенный текст состоит из отрывков интервью, взятых сотрудницей Радио Саи Каруной Мунши (КМ). Это часть цикла бесед под названием «Краткие моменты вечных воспоминаний» записанных 23-го января 2015 года.
Основы духовности
КМ: Саи Рам, Майя, добро пожаловать на Радио Саи! Как вы пришли к Бабе?
МД: Саи Рам. Мой отец всегда был духовным реалистом, который твёрдо стоял на земле. Он читал Махабхарату даже во время работы на судне. Он также практиковал йогу в течение многих лет ещё до моего рождения. Свами вошел в его жизнь в 1970-х годах, а потом и постепенно в жизни всех наших друзей, их семей и всех тех, с кем нас сводила судьба.
КМ: Ваш отец бельгиец с индийским именем – мистер Д. П. Рамананда?
МД: Его зовут Джон Пирс. Рамананда это его духовное имя. Это было где-то в 1970-х годах. Он читал книгу о Свами, написанную г-ном Джоном Хислопом и в один момент почувствовал огромную волну любви. После прочтения книги его потянуло к Крийя йоге, и он получил посвящение в этот поток. С той самой поры многие ощущали расположение к нему и приходили, чтобы поделиться своими мыслями о жизни. Собралась группа людей, объединённая серьёзным желанием двигаться к Богу. Эта мысль и опыт были описаны в письме, которое он отослал в Ассоциацию Крийя Йоги в Соединенных Штатах. Отправив письмо почтой, папа сразу же почувствовал, что случится нечто необычное. И неделю спустя мы уже пели бхаджаны. Это значило, что как только папа высказал свое искреннее желание, Свами взял все под свой контроль. С тех пор Свами стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Это было где-то в середине 80-х, мне было около шести лет.
КМ: Вы помните свою первую встречу со Свами?
МД: Моя первая поездка к Свами была в 1986-87 годах, когда мой отец услышал внутренний зов посетить Путтапарти. К сожалению, у нас не было достаточно средств, чтобы осуществить поездку, поскольку мы только что купили дом, который использовали в духовных целях. Тогда мой папа сказал Свами, что он хотел бы посетить Парти и приехать к Нему, но у него нет на это денег.
Дальше произошло нечто интересное. Несколько дней спустя моему отцу позвонили из страховой компании. Сказали, что их представитель нанесет нам визит в определенный день. Этот человек пришел в обусловленный день. Он зашел в дом, сел в углу стола, попросил папу подписать документ и ушел.
Как только он миновал один пролёт ступенек, мы с любопытством заглянули вниз со второго этажа, чтобы посмотреть, где этот человек, потому что всё выглядело, словно какая-то случайность. На этот момент он уже полностью исчез. С любопытством мы попытались отыскать его взглядом на улице, но и там его не было. Мы обнаружили, что подписанный документ представлял собой урегулирование старого страхового возмещения за ДТП 30-летней давности!
Страховая компания заметила, что они еще не вернули определенную сумму. Это был шок, поскольку страховые компании обычно не рассматривают записи 30-летней давности, и уж тем более не ликвидируют старые убытки. Несмотря на это, мы были счастливы. Полученная сумма как раз покрывала стоимость поездки в Парти.
Итак, в эту поездку я впервые увидела Свами физически. Я очень ярко помню наше групповое интервью со Свами. Во время интервью мы говорили: «Свами, группа?» И он ответил: «Нет, центр.» Так повторилось три раза. Во время этого интервью Свами создал лингам, хотя в то время мы не были знакомы с порядком проведения пуджи и ритуалов, связанных с поклонением лингаму. Понимая наше затруднение, Свами сказал: «Просто омывайте его водой и давайте пить всем, кто желает исцелиться». Таким образом, лингам попал в наш Саи центр.
Любовь выражается через служение
КМ: Расскажите нам о Саи Центре.
Как я понимаю, вы встречаетесь каждый день, семь дней в неделю.
МД: Нет лучшего способа, чтобы выразить нашу любовь к Нему, чем через севу. Это помогает увидеть Бога в другом человеке и оставаться постоянно занятым, не обращая внимания на свои собственные хлопоты. Саи центр работает очень активно. Мы проводим занятия БалВикас в центре. Мы также посещаем дома престарелых, и сопровождаем его обитателей на рынок и в другие места. Кроме этого, мы переводим интересную литературу, в том числе, с санскрита. Почти все преданные собираются вместе каждый день в вечернее время. Мы обсуждаем мысль на день, которая, размещена на сайте Радио Саи. Каждый делится своим пониманием цитаты, основанной на собственном понимании и опыте. Интересно анализировать, как эта мысль в течение дня приобретает различное значение для разных людей, таких как домохозяйка, учитель или IТ-специалист. Мы также обсуждаем хороший опыт, полученный кем-либо из членов центра, и обмениваемся практическим пониманием тем, которые нам интересны, таких как здоровье или образование. Таким образом, получается своего рода сатсанг. Мы всегда начинаем с пения гимнов Хануман Чалиса, Ганеш Вед или Медха Суктам, а затем переходим к обсуждению мысли на день.
КМ: У вас все бельгийцы? Не индусы, живущие в Бельгии?
MД: Большинство из них светлокожие.
КМ: И все из них знают Веды и Хануман Чалису?
MД: Да.
КМ: Это замечательно. Таким образом, все свое внерабочее время вы посвящаете духовности!
MД: Да. И это тоже большая удача, потому что очень важно сохранять баланс. Сатсанг после рабочего дня имеет большую ценность, поскольку он дает возможность услышать, как наши собратья проживали послание Свами в тот день. Это дает нам ощущение домашней атмосферы и общение служит нам своего рода духовной пищей, которую мы получаем, чтобы оставаться вдохновленными.
Трансформация в Саи студентку
КМ: Приятно знать, что все, чему вы здесь научились в студенческие годы, так хорошо работает в вашей жизни, и Вы способны держаться выбранного курса. Но давайте вернемся назад. Как вы вообще стали студенткой Саи? Вы приехали сюда в 10-м классе?
МД: Да.
КМ: Значит, вы уже были к тому времени подростком и посещали среднюю школу в Бельгии? Наверняка это было кардинальной переменой!
МД: Да, конечно. Здесь опять надо упомянуть моего папу. Он видел, что нравственность в западном образовании шла на убыль, и хотел, чтобы я получила каачественное образование, которое послужит отправной точкой в моей жизни. Именно поэтому в 1992 году он спросил меня, не хочу ли я поступить в школу Свами. Я была ошеломлена и ответила, что я не могу оставить своих друзей в Бельгии. Тогда я ещё не была готова к этому.
В том же году в августе я впервые посетила Путтапарти с моими родителями. Я наслаждалась совершенно особой атмосферой, царившей здесь; казалось, для меня открывался новый мир. Тем не менее, мне ещё предстояло поверить, что я могла бы здесь учиться, и на обратном пути домой я была абсолютно уверена, что, скорее всего, не смогу посещать школу Свами. Но когда мы вернулись в Бельгию и начался мой учебный год, я увидела и почувствовала разницу в атмосфере.
КМ: Вы переживали внутреннее отдаление от того, что видели вокруг себя?
MД: Я видела отсутствие уважения к учителям, которые являются инструментами познания. Я также поняла разницу в отношении учителей к студентам. Как будто из моих глаз вынули фильтр, и все стало ясно. Затем чувство, что «я хотела бы пойти в школу Свами» начало медленно проявляться во мне и расти. Это был действительно процесс интернализации: вначале моя голова хотела идти, и потребовалось время, чтобы мое сердце стало готовым и открылось полностью навстречу этой идее.
Во время одной поездки моего отца в Уайтфилд, он спросил Свами о школе. «Да, да, садись» сказал Свами моему отцу, который уже и так сидел. После этого даршана мой отец позвонил мне и сказал: «Майя, вот что произошло. Что ты думаешь насчёт школы?» «Я в порядке, я счастлива здесь, я счастлива везде». Мой ответ был немного уклончив. Тогда мой отец понял, почему Свами сказал: «Подожди, садись». Тем не менее, желание учиться к школе Свами стало особенно сильным в 1995 году. Я не могла дождаться, когда впитаю в себя дух Свами вместе с другими студентами и научусь, как работать с этим всю мою дальнейшую жизнь.
КМ: Значит, вы уже были готовы к этому и не нуждались в дальнейшем подталкивании. Это так важно. Некоторые родители угрожают своим детям, говоря: «Если ты не будешь вести себя хорошо, если ты не будешь слушаться меня, то я пошлю тебя в школу Бабы». Но это не тюрьма, чтобы наказывать ребенка. Только те дети, которые внутренне готовы, способны увидеть ценность этой системы, и понимают, что она может им дать то, что не в состояние предложить никакое другое место во всей вселенной. Любое количество денег не может дать вам то, что предлагает образование Сатья Саи.
MД: Точно. Кроме того, были практические вещи, которые должны были быть учтены в первую очередь. Свами всегда настаивал, чтобы паспорт, виза и все другие документы были в порядке – а эти процессы отнимают много времени. На трех или четырех интервью Свами сказал: «Да, окей, она может присоединиться к школе», но позже Он сказал это непосредственно тётушке Мунни – «Да, она может поступить в школу» Тогда все сработало так быстро, что, казалось, все стало на свои места в течение ночи. Вдруг все ворота были открыты, и это был потрясающий опыт.
На следующий день Свами сказал, «Просто иди в школу». Я должна была сдать небольшой вступительный экзамен и тетушка Мунни сказала: «Завтра четверг. Это хороший день. Ты присоединишься к нам сразу после даршана. Просто стой возле статуи Кришны в Мандире». Когда пришли школьники, я присоединилась к своей линии и пошла в школу. Это был абсолютно сверхъестественный опыт – в одно мгновение я сидела в линиях даршана, а в следующее мгновение я присоединилась к студентам и шла навстречу своему новому будущему.
КМ: Расскажите о своих первых воспоминаниях в школе Саи.
MД: Я помню, мой одноклассник Приям спросил меня, хочу ли я пойти в молитвенный зал. Я сразу же согласилась, и когда мы вошли в зал, я сразу почувствовала домашнюю обстановку. Это было удивительно – вдруг более 1000 братьев и сестер в Саи стали частью моей жизни. Потом, конечно, наступило время адаптации. Нужно привыкнуть к еде, образу жизни и даже образу мышления – все это так отличается от обычных школ.
КМ: И как же вы справились?
МД: Я просто плыла по течению и не цеплялась за свои идеи.
КМ: А что было труднее всего?
МД: Самое трудное? Ну, самое трудное стало моим наилучшим опытом – изучение санскрита. Это было во время подготовки к заключительному экзамену в 10-м классе средней школы.
КМ: Вы не умели ни писать, ни читать на санскрите. Это был для вас совершенно новый язык!
МД: Да. И мне пришлось сдавать выпускной экзамен, который, как вы знаете, проводится на национальном уровне.
КМ: Да, экзаменационные вопросы подготавливается извне. Дети всей Индии сдают этот экзамен.
MД: И не разрешается даже написать свои инициалы на листе, где пишется ответ, просто номер. Свами учил нас, что Бог вездесущ и работает через Свои инструменты. Мадам Шаши, наша учительница по санскриту, зная мое затруднительное положение, сказала: «Знаешь, что? Просто выучи ‘Паропакарая’ и немного грамматики». Это звучало, как простое задание, но мне потребовался почти год, чтобы выучить даже это! Санскрит был для меня набором палочек, точек и чёрточек, таким же, как был бы для вас китайский язык!
На предварительном экзамене я получила всего постыдные 30 балов. Однажды я смогла ответить только на 13 вопросов из 100. Это была битва. Я даже попросила моих одноклассниц прочесть вслух сочинение, чтобы я смогла записать его на магнитофон и слушать, и оно каким-то образом осталось в моей голове.
Накануне экзаменов Свами позвал нас на даршан и благословил наши пропуски на экзамен. Наш класс сидел в линии для даршана, и я помню, что моя одноклассница Джагрити сидела рядом со мной. Многие из нас держали в руках письма и ручки.
Войдя в зал, Свами взял наши письма и благословил наши ручки. В этот момент я немного привстала и сказала: «Свами, санскрит!» Он посмотрел на меня и сказал: «Очень, очень счастлив», – и пошёл дальше. Я села и размышляла: «Как же Свами может быть счастлив, ведь я же мучаюсь здесь и никак не могу добиться успеха в знании языка?»
КМ: Как же вы тогда преодолели это испытание?
МД: Также не помогало и то, что это был период праздников, что ещё больше отвлекало меня от учёбы. Я помню, что тётя Мунни и все учителя школы, мадам Шаши и все остальные оказывали мне большую поддержку. Даже моя семья и мои друзья из Бельгии говорили: «Давай, Майя! Ты должна пройди через это испытание!»
Я помню, как, входя в молитвенный зал, я сказала: «Свами, это не экзамен по санскриту. Это испытание, которое я прохожу вместе с Тобой». Итак, в день экзамена я встала рано, около трёх часов утра, чтобы повторить выученное. Обычно экзамены проводились в части здания для мальчиков. Но в тот день было так много экзаменов, что нам выделили молитвенный зал. Я была счастлива, что наш класс будет сдавать письменный экзамен в молитвенном зале. Перед тем как взглянуть на лист вопросов, я увидела проходящую мимо двери тётушку Мунни – жестом поднятого вверх большого пальца она показывала мне, что все будет в порядке!
Когда я посмотрела на лист с вопросами, я была ошеломлена, увидев вопрос по произведению «Паропакарая» – эссе, которое я выучила наизусть! Я поняла, как Свами за целый год до экзамена использовал Свой инструмент – классного учителя, чтобы помочь мне.
Я вышла из экзаменационного зала по-настоящему счастливой. И, как сказал Свами, я таки сдала экзамен с оценкой 51%.
KM: Какое же это облегчение для каждого! Представьте, речь идёт об изучении совершенно нового языка. Не так-то легко начать в течение года изучать язык на пустом месте и получить 51%!
MД: Позднее, когда я приехала в Анантапур, мне рассказали о студентке, которая испытывала трудности в изучении научных дисциплин. В интервью, которое она получила вместе со своей матерью, Свами сказал: «Не будь такой. Послушай! Здесь была девушка по имени Майя. Ей надо было сдавать санскрит. Она сдала экзамен только благодаря своей вере!”
KM: Какой вы сделали вывод из этого опыта?
MД: Я ценю опыт, поскольку он отражает наши отношения с Бхагаваном. Ничто другое не имеет значения. Независимо от обстоятельств или вызовов, с которыми мы можем встретиться, нет ничего более важного, чем наши отношения с Бхагаваном. Наша вера в Него должна быть абсолютной.
KM: Это очень важный урок для всех студентов, которые слушают это интервью. У нас у всех есть одна какая-то тема, которую мы не совсем понимаем, либо испытываем благоговейный страх. Если у нас есть вера в Свами, и мы следуем Его учению, то в конечном итоге наши усилия и Его милость встречаются, и, у нас уже есть пример, мы может вынести всё!
MД: На самом деле, это один из самых счастливых моментов за годы моей учёбы. Что может быть лучше, чем преодоление чего-то вместе со Свами? Есть ещё, конечно, другие примеры, мы очень радуемся, когда Свами зовёт нас на даршан, специальные программы или видео, или же, когда Он посылает нам фрукты. Даже во время спортивных игр Свами посылает витамины для поддержания наших сил.
Его материнская любовь огромна. Он обычно спрашивал нас: «Что вы ели на завтрак? Еды было достаточно?» Свами всё время занимался многими вещами: организацией мероприятий, программ, разными инициативами. Но Он всегда находил время, чтобы отвлечься от многочисленных дел и позаботиться о каждом из нас. Я также помню, когда училась ещё в 10-м классе, Свами выделил в ашраме комнату моему отцу и мне. Он дал указание сэру Чиранживи Рао поселить нас на третьем этаже, а не на четвёртом, чтобы моему отцу было легче нести музыкальные инструменты в школу – синтезатор и т.п. Это другой пример Любви Свами, насколько она точна в деталях и практична. Её невозможно сравнить с человеческой любовью. Она абсолютная!
Усваивание жизненных навыков во время учёбы в Университете
KM: Какой была Ваша жизнь в Анантапуре?
MД: Слов недостаточно, чтобы рассказать обо всех учителях, работающих в школе и университете. Они работают как инструменты Свами, передавая нам Его любовь через предмет, которому они обучают, через утешение и советы. Они находятся здесь безоговорочно, 24 часа в сутки.
Я получила важные жизненные навыки и ценности, такие как возможность участвовать в Грама Севе (активное служение людям в близлежащих деревнях). Непосредственно перед тем, как отправиться на это ежегодное служение, Свами позвал к себе всех учителей и студентов, и напомнил об отношении, которое мы должны практиковать, когда исполняем служение. Я помню Его слова: «Вы делаете это от Бога Богу, а не от одного человека – другому. Тогда это становится личным служением. Помните, это служение – Богу в другом человеке». Давая нам практические инструкции, Он говорил: «Никого не забудьте. Проверьте каждый дом – сколько людей живут в нём? Возможно, кто-то вне поля внимания? Вы идёте туда давать. Так идите с настроем, отдавать!» Свами уделял внимание каждой малой детали!
Я храню особые воспоминания о том, как все учителя и студенты, распевая бхаджаны поздней ночью, упаковывали пакеты с едой, чтобы другие наши братья могли раздать их на следующее утро. Что может быть лучше, чем энтузиазм молодёжи, направленный на позитивную деятельность, а не на бездельничество. Через концепцию Грама Севы Свами даёт прочное понимание смысла жизни каждому человеку.
KM: Грама сева – это бескорыстное служение в деревнях, которое Свами сделал интегральной частью образования Саи. Каждый год во время Наваратри студенты посещают деревни и видят собственными глазами сельскую жизнь Индии. Они испытывают радость бескорыстного служения.
MД: Да. Некоторые люди, получив календари с фото Свами и прекрасными цитатами, обычно говорили: «Свами действительно помнит меня? Он был здесь с нами много лет тому назад, и он все ещё помнит нас и посылает нам прасад». Это было так трогательно, увидеть их чистую радость и благодарность.
Переезд в реальный мир
КМ: Майя, Вы провели шесть прекрасных лет у лотосных стоп как ученица средней школы, а затем студентка университета Саи. Какова ваша жизнь после Прашанти Нилаям, после Анантапура? Вернувшись в Бельгию, Вам, должно быть, пришлось пройти через огромную перенастройку. Переезд и продвижение вперёд во внешнем мире часто чревато жесткими ударами…
МД: Я считаю, что самое трудное во внешнем мире – справляться с нашим собственным эго. Важно, чтобы мы работали с эго и пытались преодолеть его ежедневно!
КМ: Хорошо сказано, ведь действительно этот вопрос присутствует везде, не только во внешнем, но и в нашем внутреннем мире.
MД: Правда. Но здесь, в Парти, много духовного комфорта. Вокруг вас братья и сестры в Саи, которые все настроены на одну волну. Внутренние ценности жизни можно видеть в Парти повсюду. И, наоборот, когда вы вступаете во внешний мир, вы проявляете тенденцию втянуться в поток, в крысиную гонку, где каждый на самом деле пойман. Каким-то образом мы теряем ясность понимания важности жизни, понимания более широкой картины. Это другой опыт, где эго играет доминирующую роль и блокирует руководство Свами. Что дает мне радость, так это Саи центр. Каждый раз, когда вы возвращаетесь в ваш основной дом, вы чувствуете это знакомое ощущение внутри и голос, говорящий вам: “Приходи. Это – то место, где ты должна пребывать”.
КМ: Оставаться сфокусированной на основной цели?
MД: Каждый день – это непрерывный бой! Философия “Свами – Тот, кто делает” это все, что у вас есть иногда, чтобы противодействовать силам внешнего мира. Позвольте мне поделиться одним случаем. У нас был один клиент, недовольный тем, что его товары застряли в Индии из-за ошибки в документации. Зная его проблему, я поспешила в министерство Бельгии с просьбой исправить документы.
Я сказала: “Сэр, пожалуйста, могу я попросить Вас внести соответствующие исправления, чтобы товары клиента были растаможены?” Он посмотрел на меня, отмахнулся от документов и сказал, что он не в состоянии помочь. Я отошла в сторону и произнесла короткую молитву: “Свами, мы действительно хотим помочь этому человеку. Как нам это сделать? “Я также вспомнила совет своего отца повторять Гаятри мантру, когда мы выходим из дома каждый день. Он говорил: «Гаятри-мантра помогает вам соединиться с положительной силой. Она дает свет и приветствует путь интуиции, чтобы помочь вам ясно думать». Поэтому в министерстве, я также почитала Гаятри мантру и затем вернулась к чиновнику, чтобы вновь просить его о помощи. На этот раз он был по-настоящему приветлив. Я снова задала тот же вопрос, что и раньше. Но на этот раз его ответ был на удивление положительным, и он сразу же взял бумагу из моих рук, сделал исправление, поставил штамп и вернул ее мне!
КМ: Повторение Гаятри мантры все изменило.
MД: Да, прошло совсем немного времени между первым и вторым посещением чиновника. Именно поэтому сила мантры была так очевидна. Это лишь доказывает, что, когда вы хотите сделать что-то благое с чувством эго и управляющего кораблем, вы не всегда добьетесь успеха. Совсем иначе в случае, когда вы заручаетесь руководством Свами – тогда он делает всю работу за вас. Данный инцидент был яркой иллюстрацией этого феномена.
КМ: Вы работаете в сфере торговли алмазами. Антверпен, я думаю, самый крупный центр торговли алмазами в мире. Мы все слышим о торговле алмазами, пропитанной кровью, и вы находитесь в гуще этого! Это кровавые алмазы или они из справедливой торговли? Каков опыт? Как это отражается на вас как на студентке Саи?
МД: Мы находимся в тесной связи с Министерством Бельгии, а также с центральным офисом отрасли в Бельгии. Мы соблюдаем все правила и этические нормы, такие как использование сертификации Кимберли. У нас также есть команда экспертов, которые строго тестируют алмазы. Эти процессы помогают нам предотвратить торговлю кровавыми алмазами в максимально возможной степени. Это как установка домашней системы предотвращения взлома. Вы можете приложить много усилий, но никогда не сможете полностью предотвратить возможность взлома. Тем не менее, вы можете отсрочить время и сделать систему труднодоступной для взломщика. Вот таким образом мы активно работаем вместе в этой системе. Мы привержены лучшим практикам и остаемся верными своему долгу.
КМ: Как лично Вам удаётся оставаться верной своему долгу?
МД: Над чем бы мы ни трудились, даже на наших рабочих местах, – вы, я, и все наши слушатели – важно просить руководства Свами в нашей работе. И в нужный момент Он даст нам необходимый импульс и подтолкнет к прогрессу в правильном направлении. Мы же никто иные, как Его инструменты и как часть этой роли стремимся исполнять свой долг в меру наших возможностей.
Обращение к поддержке Свами как образ жизни
КМ: Майя, вы вошли в эту индустрию и продвинулись очень быстро. Расскажите нам об этом.
MД: Что ж, главной целью по окончании моей учебы здесь, в Парти, было остаться как можно больше в состоянии индийской атмосферы, потому что именно там мы были воспитаны. Но вот в бельгийской кампании появилось вакантная должность, и я подала туда заявление. После моего первого собеседования я сразу же получила эту должность. Образование Свами очень честное. Оно не делает нас отчуждёнными, оно прикладное. Так, все, что мы делаем, мы делаем с намерением доставить радость самому Свами, а также Свами в других существах. Это обучение сияет насквозь, когда Саи студенты приходят на интервью для получения работы, – это отличает нас от других кандидатов и помогает нам быть избранными.
Я также помню слова своего отца: «Не забывай, твой босс – это Свами. Не человек, сидящий в углу вашего офиса. В нём – Свами, и именно Свами – твой босс». С таким отношением мы способны остаться верными образованию, полученному здесь, в Парти, и использовать его как наш моральный компас.
КМ: Вы говорите, что Ваш отец научил вас, что ваш босс – Свами. Был ли когда-нибудь момент, когда вы были очень сильно не согласны с этим вашим боссом, который есть Свами? Как вы справляетесь с этим? Что делать, если у вас есть существенное различие мнений?
МД: Прежде всего, тот, кто руководит компанией, несет за неё полную ответственность. Таким образом, вы не можете пойти против кого-то, кто несет такую ответственность. Когда я сталкиваюсь со спорной ситуацией, то откровенно говорю: “Сэр, вы позволите мне говорить откровенно?” Когда я поступаю так, то могу рассчитывать на его полное внимание и понимание. Но это – тот предел, до которого мы можем пойти. Мы можем выложить все карты на стол, объясняя свою позицию, затем молиться Свами и предоставить остальное Ему.
КМ: Вы, на самом деле, занимаете вторую по важности позицию, ответственную за логистику и страхование. Но Вы не бываете в обществе. Вы не проводите вечера или время после работы в более весёлых местах, вы проводите их в сатсанге. Как ваши ровесники и другие молодые люди смотрят на вас?
MД: Нет, не совсем. В рабочее время я доступна для всех, и если возникает проблема, люди не стесняются подойти и поговорить со мной. После работы все возвращаются к своим семьям. Да, некоторые из них проводят время в пабах или других подобных местах. Меня также приглашали присоединиться к ним пару раз. Но я действительно никогда не чувствовала в себе побуждение пойти туда. А теперь мои друзья знают, что я – не партия для хождения по пабам! Но, конечно, были случаи, когда я к ним присоединялась, чтобы поучаствовать в праздновании или по какому-либо подобному случаю.
КМ: Это очень хорошо. Вы возвращаетесь в Парти время от времени. Здесь вы, кажется, чувствуете себя, как дома. Почему? Почему вы приезжаете так часто?
MД: Вездесущность Свами ощущается везде, но концентрация и духовный комфорт, существующие здесь, в Парти, несравнимы. Хорошо приезжать сюда снова и снова, возвращаться к своим корням, чтобы перезарядиться и быть частью здешней позитивной атмосферы.
КМ: Просто образ жизни! Разве это не прекрасно? Последний вопрос, Майя – кто Бхагаван Шри Сатья Саи Баба для вас?
MД: Он самый близкий, самое дорогое мое сокровище и друг. Бхагаван наш Бог, наше все. И нет ничего более глубокого в жизни, чем Бхагаван.
КМ: Что произошло с Вами после Маха Самадхи?
MД: Маха Самадхи, фактически, сделало мои отношения с Бхагаваном ещё более глубокими. Ранее у нас постоянно были физическая форма и внимание Свами, но теперь Его присутствие ощущается гораздо больше. Это процесс продвижения вовнутрь, вглубь для всех нас. Он побуждает нас к внутреннему поиску и осознанию Бога, а также к встрече с Богом посредством наших отношений с другими людьми. Можно сказать, это учит нас сосредоточиваться на божественности в других, вместо того, чтобы быть увлечёнными недостатками, которые мы склонны замечать.
КМ: Майя, вы действительно алмаз в короне системы образования Саи. Разговор с вами был прекрасен. Хотите сказать что-то в заключение?
MД: Я благодарю всех, – учителей, моих старших наставников, всех здесь, в Парти – кто работает, чтобы дом Свами оставался открытым и гостеприимным для всех. Удивительно, что такие люди, как тетушка Шоури и тетушка Aша продолжают ритуалы и традиции, установленные Свами. Также прекрасно, что учителя школ и студенты, которые возвращаются сюда, чтобы учить, продолжают свою работу и приветствуют тех, кто приезжает сюда.
КМ: Спасибо вам большое Майя. Саи Рам!
MД: Саи Рам!