Духовное чтениеРазмышления о СаиКоличество денег или качество денег – опыт пребывания с Шри Сатья Саи Бабой профессора Судхира Бхаскара

Количество денег или качество денег – опыт пребывания с Шри Сатья Саи Бабой профессора Судхира Бхаскара

Благородные деньги или благородное богатство?

В мире, который кажется невероятно подверженным коррупции и непорядочности, часто встречаются такие выражения как «нечистое богатство» или «нечистые деньги». Эти выражения несут клеймо позора и чёткий негативный смысл, когда бы и кем бы они не использовались. На самом деле, в Библии есть пословица, которая гласит:

«Богатство, нажитое нечестным путём, не имеет длительной ценности».

Значит, «нечистые» деньги имеют меньшую ценность, чем «просто деньги»? Давайте-ка посмотрим. «Нечистые» деньги или нет, их ценность одинаковая, правда? Есть знаменитый анекдот о лекторе колледжа, который держал в руке американский доллар и спрашивал: «Кто хочет эту долларовую купюру?»

Несколько студентов подняли руки. Видя это, лектор неистово смял банкноту и снова спросил: «Кто из вас всё ещё хочет получить эту банкноту?»

Студенты продолжали тянуть руки.
«А если я сделаю следующее?»

Он бросает банкноту на пол, топчет её, пачкает, затем поднимает её, всю грязную и измятую.

Руки всё так же подняты, ведь, несмотря на то, что было сделано с этим куском бумаги, факт, что его ценность – величиной с доллар – остался неизменным.

Но мы здесь беседуем не о физической «нечистоте» денег, а о моральной. Поэтому, абсолютно очевидно, что под «нечестными деньгами» подразумевается деньги или любая другая форма богатства, добытые нечестными путём. Такие деньги могут быть заработаны явно – как требование взятки за совершение своих обязанностей, или едва заметно – отправив в карман банкноту, которая лежит потерянная и забытая на дороге. Явно или незаметно, открыто или тайно, непорядочность является непорядочностью, потому что индивидуальное потворствование в этом процессе происходит весьма осознанно. Такие действия «пятнают» деньги своей нечестностью.

Но, стоп! Что ты хочешь, чтобы я сделал с деньгами, которые я нашёл на улице, и которые никому не принадлежат? Ты хочешь, чтобы я просто ушёл? Почему подобрать её – нечестно? Что же я должен делать? Да, это неплохие вопросы для обдумывания и все ответы, которые читатели могут оставить здесь в комментариях к этой статье, определённо просветят меня.

Я не хочу обсуждать этот ответ здесь, потому что я хочу поговорить о чем-то, что является полной противоположностью нечистым деньгам, что я хотел бы назвать благородными деньгами!

Что такое благородные деньги?

Согласно тому, о чём шла речь, «нечистые деньги» являются низкими деньгами, «благородные деньги» – это лучшие деньги. Поэтому, хотя в Библии нет такого высказывания, но в ней есть предпосылка для интуитивного понимания:
«Богатство, полученное благородным путём, обладает вечной ценностью».

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, мой лучший друг и учитель, одарил нас огромным количеством наставлений, раскрывающих природу и силу «благородных денег». Понимание станет кристально чистым, когда мы осознаем удивительное соотношение и взаимосвязь между двумя опытами профессора Института Высшего Обучения Шри Сатья Саи Бабы.

«Ты работаешь соразмерно своей зарплате?»

Это случилось 10 июня 1993 года. Профессор Судхир Бхаскар сидел на веранде мандира в Прашанти Нилаям. Рядом с ним находилась пара других старших профессоров Института. Все они пришли, чтобы получить благословение Свами на запуск двух новых курсов в Университете – MFM (Мастер финансового менеджмента) и MTech (Мастер информационных технологий).

Свами приехал на даршан из своей новой резиденции, находящейся в головной части аудитории Пурначандра. Он совершил даршан и подошёл к трём профессорам, находящимся на веранде. Он посмотрел на предложение и планы начала двух новых программ Университета и благословил их. После этого, неожиданно проливая божественную милость, Он посмотрел на профессора Судхира Бхаскара и профессора Г. В. Прабхакара Рао, и сказал им:
«Вы двое, следуйте позади меня…»

Это событие стало для Судхира Бхаскара началом величайшей возможности всей его жизни. Он стал ассистировать Свами, следовал за Ним, неся письма, которые Свами брал, обеспечивал спокойное и дисциплинированное течение даршана, подготавливал комнату для интервью, доносил послания Саи до некоторых администраторов и преданных, и так далее. Он наслаждался прекрасной и изобильной возможностью севы более чем десятилетие! Тот день, 10 июня, ознаменовал начало этого божественного периода.

В тот день Свами вернулся к веранде и, стоя перед всеми, кто находился на ней, спросил Судхира Бхаскара:
«Какую зарплату ты получаешь?»
Судхира Бхаскара этот вопрос застал врасплох. Он не знал, что сказать. Следует ли ему просто назвать сумму зарплаты? Или следует сказать Свами, что подлинная зарплата, которую он получает, это Его любовь и покой в уме? Вместо этого он промолчал. После этого, Свами задал ещё один вопрос:
«Ты работаешь соразмерно той зарплате, которую ты получаешь?»
И снова, Судхир Бхаскар промолчал. Свами прекратил вопросы и ушёл.

Хотя внешняя беседа закончилась, внутри Судхира Бхаскара начался интенсивный диалог.

«Почему Свами спросил меня подобным образом? Разве он не знает размер моей зарплаты? Я не хочу публично оглашать размер зарплаты, потому что неподалёку могут оказаться невежды, которые подумают, что я жертвую большой карьерой и зарплатой ради Свами. Необходимо время и мудрость, чтобы понять, что никто никогда ничего не жертвует Богу… Я имею в виду, что отказаться от ничтожных безделушек ради космического царства безграничного покоя – это не жертва….
И снова, почему он спросил меня, работаю ли я соразмерно зарплате, которую получаю? Раньше я работал гораздо меньше за большее вознаграждение. Я просто уверен, я работаю соразмерно тому, что я сейчас получаю…»

Эти мысли вновь и вновь возникали в его уме в течение более чем года. Наконец, Свами решил, что пришло время, и благословил Судхира Бхаскара опытом, который научил его пониманию и глубине «благородных денег».

Ты не можешь купить Божественную милость

Это произошло где-то во второй половине 1994 года. Судхир Бхаскар и Г. В. Прабхакар Рао в это время стали уже настоящими адептами исполнения ежедневных обязанностей ассистирования Свами. Они оба, каждый со своей стороны, шли за Свами, пребывая в постоянной бдительности касательно Его нужд и команд. Обычно Судхир Бхаскар следовал по левую сторону от Свами, а Г. В. Прабхакар Рао – по правую.

Однажды, когда Судхир Бхаскар шёл позади Свами на мужской стороне зала даршанов в Прашанти Нилаям, он заметил преданного, «чересчур переполненного энтузиазмом». Он чувствовал, что этот человек в своём чрезмерном пылу преданности собирался наброситься на Свами. Поэтому он придвинулся к Свами поближе, справа от Него, с целью предвосхитить любую подобную попытку. Свами казался абсолютно несведущим о существовании этого человека и смотрел в противоположном направлении. По мере того, как Он подходил, последователь из толпы также продвигался ближе. Судхир Бхаскар ускорил свой шаг и напряг мускулы в предчувствии возможной ситуации, когда потребуется защита охраны. В этот момент Свами так неожиданно сделал нечто.

Хотя он смотрел в другую сторону, он протянул свою руку прямо в направлении «продвигающегося последователя» ровно тогда, когда он приблизился к Нему. Преданный отдал конверт, который Свами взял, даже не смотря на него. После этого он повернулся и передал этот конверт Судхиру Бхаскару, продолжая смотреть в сторону, противоположную местонахождению преданного. Не прошёл и момент после того, как Свами отдал ему конверт, и неожиданно случилось следующее.

Последователь, который дал конверт Свами, взял Судхира Бхаскара за правое запястье, чтобы привлечь его внимание. Затем он возбуждённо прошептал:
«Будь внимателен. Здесь чек на 20 лакхов рупий». (2 млн. рупий – прим. пер.)

Судхир Бхаскар был встревожен рвением, с которым последователь говорил, находясь за спиной Свами во время даршана. Последователь сел. Судхир Бхаскар уже собирался положить конверт к другим письмам, когда Свами развернулся. Он посмотрел Судхиру Бхаскару в глаза и забрал конверт. Он просто бросил конверт этому последователю на колени и пошёл дальше.

Теперь этот последователь был в шоке, и он раскаивался. Он попытался предложить конверт Судхиру Бхаскару и просил его отдать этот конверт Свами. Судхир Бхаскар остановил его пристальным взглядом. Он как никто другой знал, что если хочешь последовать за Богом, нужно быть глухим и слепым к привлекательности и неприятностям (смятению – пожалуй, лучше смятению – это больше передаёт эмоциональную сторону истории) этого мира. Он продолжил идти за Свами.

Цена Божественной Милости

Чтобы всегда следовать за Богом, необходимо быть слепым и глухим к путанице этого мира

Все это случилось в течение нескольких секунд. Но у Судхира Бхаскара было ощущение, будто прошло несколько минут – так много произошло и так много было высказано в этой ситуации. Свами просто выбросил то, зачем бегают миллионы людей в мире.

«Конечно, – думал Судхир Бхаскар, – ведь Лакшми (Богиня богатства) сидит у стоп Господа Сатьянараяны и служит Ему. Какое значение для Него имеет этот ничтожный чек? Господь не ждёт от нас ничего кроме чистой любви и веры. Всё, что предлагается с такой чистотой, будет принято. Однако, если момент предложения испорчен эгоизмом и чувством «моё», дар будет отвержен!»

В то время, как Судхир Бхаскар был занят размышлениями об этом, он заметил, что Свами явно направился прямиком к одному юному джентльмену, сидевшему среди других преданных. Этот юноша держал смятый коричневый конверт, и Свами принял его от него. И снова, Он повернулся и протянул его Судхиру Бхаскару. В этот раз, Он скомандовал:
«Держи его аккуратно».

Вместо того чтобы добавить его в огромную пачку писем, находящихся в пластиковом конверте, Судхир Бхаскар положил этот конверт отдельно в свой карман. Вскоре, когда даршан был закончен, Свами, как обычно, взял некоторых преданных на интервью. После интервью, Он вызвал Судхира Бхаскара в комнату для интервью и попросил дать ему коричневый конверт.

Судхир Бхаскар вытащил конверт из кармана.
«Открой его и посмотри, что там», – сказал Свами.
Судхир Бхаскар выполнил просьбу. В конверте был маленький кусок бумаги. Это был корешок бланка, заполняемого при взносе наличной суммы на счёт Государственного Банка Индии (State Bank of India). Очевидно, кто-то сделал пожертвование Центральному Трасту Шри Сатья Саи и предложил Свами этот корешок бланка пополнения счёта. (Это был оригинальный корешок банковского бланка, выдаваемый как доказательство внесения взноса, имевший печать. Когда взнос появляется на чьём-то счету, этот корешок можно выбрасывать).

Что удивило Судхира Бхаскара, – так это сумма взноса, написанная на бланке. Преданный сделал взнос в размере 10-ти рупий (около одной шестой американского доллара).

«Он вчера не обедал, чтобы сделать подношение Свами», – сказал Свами.
У Судхира Бхаскара не было слов, чтобы ответить. Свами продолжил:
«Daanakanna Naaku Idi Mukhyam (Это для меня более важно, чем то)».

Когда Свами сказал «то», Судхир Бхаскар знал, что речь идёт о чеке на 20 лакхов, который предлагал другой последователь. Никто, кроме него, Свами и того последователя не знал об этом! Затем Свами сказал нечто, что навсегда оставило неизгладимый след в сердце и уме Судхира Бхаскара.

«Все ваши зарплаты я плачу из таких денег. Всегда помни об этом!»

В уме Судхира Бхаскара вспыхнуло воспоминание о том дне, который случился год назад, когда Свами спросил его, работает ли он соразмерно зарплате, которую он получает. И сегодня он понял то послание. Достаточно ли упорно он трудится, чтобы оправдать усилия кого-то, кто отказывается от еды на день ради него? Разве зарплата, которую он получает, не является гораздо огромней, чем её числовой эквивалент в «просто деньгах» из-за благородства, которым она наполнена?

Желайте и зарабатывайте (только) благородные деньги

«Аравинд, позволь мне сказать тебе об одном факте. Качество денег, которые мы зарабатываем, гораздо более важно, чем количество, которое мы зарабатываем».
Я видел, как Свами хранит как сокровище абсурдно малые суммы денег, потому что Он ценит благородство, которыми они пропитаны. В то же время, я видел Его, открыто отвергающего такие огромные суммы денег, если они были запятнаны эго и гордостью. Но это не единственная причина моего утверждения. Этот вывод я сделал, исходя из моего личного жизненного опыта.

Казалось бы, я действительно зарабатывал много денег перед тем, как я приехал сюда. Но те деньги никогда не приносили мне полноты, мира и радости. Но каждый цент, который даёт Свами, источает так много милости и любви. Никогда в жизни у меня не было другого желания или нужды, потому я получал «благородные деньги», которые мне платил мой Бог».

Сказав это, Судхир Бхаскар облокотился о спинку кресла в своей маленькой комнате в S1-A31. Эта комната казалась уединённым жилищем, окутанным аурой удовлетворённости, мира и радости. Всё, что я мог – только мог кивать головой в согласии.

«Спасибо Вам, сэр. Такие люди, как Вы – вдохновение для меня. Я глупо думал, что я так многим жертвую, чтобы достичь Свами. Жизнь показала мне, что я ошибался. Я ничего Ему не жертвовал. Я всегда получал много, гораздо больше, чем я отдавал. Ваш опыт только что усилил это чувство благодарности во мне. Благословите меня, чтобы я тоже мог взращивать в себе безмятежность, любовь и радость Свами».

Когда я вышел из его комнаты, в моём сердце звучала молитва:
«Позволь мне жаждать заработать то богатство, зарабатывая которое, я никогда не буду жаждать или зарабатывать что-либо другое в моей жизни».

Источник: http://aravindb1982.blogspot.com/2015/03/quantity-of-money-vs-quality-of-money-sathya-sai-sudhir-bhaskar.html#more