Я впервые встретился лицом к лицу с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой в 1982 г., и только потом осознал, что, незримо для меня, он руководил мной и хранил меня на протяжении всей моей жизни. Он спас мне жизнь во время моего пребывания в Ладакхе*, где я служил армейским офицером (1970-72 гг.), и ещё раз в Бхопале,* где я попал в серьёзную аварию, возвращаясь из лагеря по лечению заболеваний глаз. На самом деле я по невежеству обвинил его в этой аварии, произошедшей в 1974 г. И лишь позже мне стало ясно, что белый порошок, которым я был покрыт, когда меня привезли в больницу, был вибхути, всегда несущим защиту.
* Ладакх – область на севере Индии, в настоящее время входящая в состав штата Джамму и Кашмир.
* Бхопал – город в центральной части Индии, штат Мадхья Прадеш.
Во время празднования 60-летия Свами он благословил меня на участие в медицинском лагере. Как у молодого хирурга из Англии у меня были некоторые опасения по поводу состояния клиники в лагере, а также качества некоторых инструментов. Свами прочёл мои мысли, и когда мы вернулись из лагеря, он позвал нас на встречу, на которой наказал мне «ждать и наблюдать, как самые высокие технологии в области медицины будут доступны здесь». Это был 1985 год. Кто мог тогда мечтать о специализированной больнице Саи? Только он знает свои планы на будущее, ибо больница была открыта в 1991 г.
Так начался мой путь служения в различных медицинских проектах Саи, и я включился в работу международных лагерей. Свами дал нам очень четкие указания о проведении его медицинских лагерей:
– Обеспечивайте наилучшее оборудование и самых опытных специалистов, но не ищите публичной огласки и не занимайтесь пропагандой.
– Не бросайте вызов местным властям, а протяните руку помощи.
– Довольствуйтесь проживанием в местных условиях, избегайте дорогих отелей, экономя время и деньги. Сева (служение)– это садхана (духовная практика).
– Покупайте медикаменты на месте, чтобы, когда лагерь закончится, все лекарства были доступны, это также помогает местной экономике (только Свами может думать в таких подробностях об отдаленных результатах).
– Всю документацию (связанную с работой лагеря) следует передать местной администрации, и она не должна быть для неё обременительной.
Эти лагеря очень популярны и успешно проводятся по всему миру на протяжении более 27 лет: в Африке, в российской Сибири, в Украине, Шри-Ланке, в Гайане (Южная Америка) и в Индии. Во время стихийных бедствий, таких как цунами, землетрясения, ураганы и наводнения работа Саи высоко ценится правительствами и местным населением по всему миру за долгосрочную бесперебойную поддержку и помощь. Множество чудес произошло во время проведения лагерей, таких как появление из ниоткуда медикаментов и материалов, и во время интервью со Свами он подтвердил, что является источником и силой, лежащей в основе всего.
Это благословение Свами, что мой учитель и наставник взял меня на работу в качестве напарника в клинике на Харли Стрит на очень раннем этапе моей карьеры. Его зовут Эрик Арнотт – профессор, всемирно известный хирург и пионер в области офтальмологии, который внедрил в Европу и Индию технологию факоэмульсификации*. Комбинация внутриглазных имплантатов и факоэмульсификации окончательно решила проблему замены хрусталика. Во время Бхопальской газовой катастрофы* он помог мне c обеспечением очень дорогим медицинским оборудованием и с проведением столь необходимых мер по оказанию медицинской помощи. Так как я держал фотографию Свами в кабинете, где вёл приёмы, он имел обыкновение говорить со мной о Свами. Я мечтал привезти моего учителя и наставника к великому мировому Учителю. Будучи успешным человеком, он требовал, чтобы люди принимали его условия. Всякий раз, когда его приглашали на какую-либо конференцию, организатор должен был предоставить ему номер в 5-звёздочном отеле с бассейном, билет на самолет первым классом… только самое лучшее.
*Факоэмульсификация – метод экстракции катаракты, когда помутневший хрусталик удаляется через минимальный разрез в 2,5-3 мм с помощью ультразвука, и на его место имплантируется мягкий искусственный хрусталик.
*Авария 1984 г. на химическом заводе в индийском городе Бхопал, повлёкшая смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек.
Когда представилась возможность обучения врачей в специализированной больнице Саи новейшей технике замены хрусталика, я спросил Свами, могу ли я привезти профессора Арнотта в Прашанти Нилаям. Свами согласился и благословил меня. Когда я сообщил эту новость учителю, он пришёл в восторг, и началась подготовка. Самой большой проблемой было размещение в Путтапарти. Он планировал остановиться в Бангалоре и ездить туда и обратно каждый день. Тогда я сказал ему, что это очень неудобно, так как расстояние (192 км) слишком велико. В Прашанти Нилаяме не было 5-звёздочных отелей с бассейнами, но я сказал ему, что там есть бассейн, наполненный любовью. Он был не в восторге.
Я сказал ему, чтобы он не беспокоился, так как Свами позаботится обо всём. Время пролетело быстро, и в день отъезда профессор приехал со своей женой и медсестрой, надеясь на путешествие первым классом. Когда он узнал, что я забронировал им места в эконом-классе, он очень расстроился и дал мне свою кредитную карту «Американ Экспресс», чтобы я перевёл их в первый или бизнес-класс. Я пытался сделать всё, что от меня зависит, но в связи с организацией поездки другой важной делегации это было невозможно. Я начал повторять имя Свами, надеясь на божественное вмешательство. Неожиданно в аэропорту прозвучало объявление для доктора Арнотта с просьбой обратиться в центр обслуживания клиентов. К моему огромному удивлению, все они втроём были переведены в первый класс (но не я), без какой-либо дополнительной оплаты.
Когда мы прилетели в Бомбей (ныне Мумбаи), ему оказали торжественный приём, две стюардессы преподнесли ему гирлянды. Мы все были удивлены. Наконец, около 4 часов вечера, мы прибыли в Путтапарти. Свами уже был в зале, так что нам пришлось оставить машину на улице и быстро пройти на веранду. Так как профессор был в своем костюме-тройке, все смотрели на него с удивлением. Он искал стул, не понимая, что все сидят на полу, независимо от их заслуг и статуса. Доктор Сафайя, директор специализированной больницы, понимая мое затруднительное положение, предложил ему место у колонны, чтобы ему было хоть немного удобнее. Профессор никогда раньше не сидел на полу. Всеведущему Свами не потребовалось много времени, чтобы облегчить его страдания. Он подошёл прямо к нам и попросил нас пройти в комнату для интервью.
Свами спросил доктора Арнотта о том, как прошло путешествие, и задал еще несколько вопросов. Мы смотрели друг другу в глаза, и я понял, что все это был его сценарий – перевод в первый класс и прием в Мумбаи. Свами, как заботливая мать, предложил профессору вытянуть ноги. Так как профессор высокий мужчина, его ноги почти доставали кресла Свами. Свами материализовал кольцо для русского мальчика, но перебросил его профессору, спросив его, что за символ на кольце. Тот ответил, что не очень уверен, но, похоже он видел такой же на моей записной книжке. Свами объяснил ему, что на Западе люди думают, что мир начался с Большого Взрыва, но на самом деле он начался с изначального звука (пранавы) АУМ. Свами попросил его повторить АУМ за ним. В тот момент, когда он повторял АУМ, его ноги скрестились, руки сложились в молитвенном приветствии (пранам), а глаза закрылись. Он как будто оказался в другом мире и в абсолютном блаженстве всего за 3 секунды.
Свами посмотрел на меня и сказал на хинди, чтобы я не волновался и что гость будет жить в ашраме. Я упал к ногам всезнающего и вездесущего Саи. Когда мы вышли, профессор попросил меня не беспокоиться о жилье, так как они останутся в ашраме. Затем он попросил водителя оставить себе спиртные напитки и сигареты, которые он вёз в багаже. Вероятно, это были лучшие чаевые, которые водитель когда-либо получал!
Как только профессор выполнил свою задачу в больнице, проведя учебные семинары и операции, он захотел поехать в Ути. Но в ту же ночь в отеле в Бангалоре ему и его жене явился образ Свами, и они решили вернуться в Путтапарти. Они были благословлены ещё одним интервью, вместе со мной. Свами материализовал большое зелёное кольцо для профессора и цепочку с крестом для его жены. Свами сказал ему: «Ты человечный. Теперь работай для человечества» (игра слов: kind man и mankind, англ.). С тех пор профессор полностью преобразился. Позднее он побывал во многих деревнях и, невзирая на дождь или жару, служил бедным и нуждающимся. Когда ему самому сделали операцию, он даже выписался раньше срока, чтобы сдержать свое слово и поработать в лагере. Когда я спросил его о здоровье, он ответил: «Зачем бояться, если он здесь, чтобы защищать?»
Когда в Англии к нему подошёл местный викарий и попросил внести вклад для обновления местной церкви, профессор просто сказал, что его семья будет счастлива взять на себя все затраты. Когда же его спросили, хотел бы он поместить в церкви мемориальную дощечку со своим именем, он попросил просто выгравировать слова «Люби всех, служи всем» на оконных витражах. В день Благодарения он поблагодарил Свами за то, что он сделал его лучшим христианином.
Другой случай, продемонстрировавший вездесущность Свами, произошёл в медицинском лагере в Гайане (Вест-Индия). Во время проведения лагеря один из добровольцев привёл отчаявшегося человека с его 8-летней дочерью, у которой был обезображен один глаз из-за чахотки (усыхание тканей в связи с туберкулёзом). Дети в школе и в деревне дразнили её и смеялись над её бедой, поэтому она перестала ходить в школу и общаться с другими детьми. Обеспокоенный отец молился и молился о помощи и пытался обращаться к местным врачам, но никакой помощи не предвиделось. Он начал терять веру в Бога. Затем к нему подошёл волонтер Саи и пригласил его в медицинский лагерь.
Я осмотрел ребенка и обнаружил, что есть возможность поставить эластичный косметический протез и улучшить её внешний вид. Когда я сообщил это отцу, его лицо просияло, но когда я сказал, что, к сожалению, у меня нет протеза с собой, и даже если бы он был, он может не совпасть с другим глазом или не подойти девочке, потому что протез подбирается по индивидуальным размерам, он впал в уныние и, чуть не плача, стал сокрушаться: «Я знаю, никто не может помочь нам, и даже Бог отвернулся от нас».
Я был тронут, и мне оставалось только молиться, чтобы наш дорогой Господь Саи помог ему обрести веру и позволил мне сделать снимок – тогда я смог бы заказать протез нужных размеров. Он неохотно согласился. Я полез в сумку за фотоаппаратом и когда я доставал камеру, небольшая коробка упала на пол, я поднял её. Я не помню, чтобы я видел её раньше (я использовал ту же самую сумку и фотоаппарат почти каждый день). Я открыл коробку и не поверил своим глазам – там был протез – как раз нужный размер, для нужной стороны лица, соответствующий её здоровому глазу! Это не могло быть совпадением, потому что всё, что мы привозим с собой, тщательно документируется для таможенного контроля. Я поблагодарил Свами за его своевременную помощь в очередной раз.
Дальше всё было просто. Протез был установлен, и когда я подал зеркало девочке, она улыбнулась, и слёзы покатились из глаз отца. Прямо в кабинете он опустился на колени и сказал: «О Аллах, прости меня, я потерял веру в тебя». Затем он схватил мою руку и хотел поблагодарить меня. Я указал ему на фотографию Свами и сказал ему, что он должен благодарить Свами за его Божественную Службу срочной доставки. Он склонился перед портретом Свами и сказал: «Спасибо за возвращение моей веры в Бога».
Когда соблюдаешь правила достойного поведения, честно ведешь себя с пациентами, избегаешь необдуманных действий и резких слов, это приносит так много любви и покоя, что я пришёл к осознанию истинного значения слов Бабы:
Источник: журнал “Божественная милость. Сатья Саи Баба”