Духовное чтениеПритчи и историиКто истинный пандит?

Кто истинный пандит?

Двор царя Джанаки был средоточием интеллектуальной жизни: здесь учёные устраивали диспуты и дебаты, вели беседы философы и мудрецы. Однажды было решено собрать на диспут знатоков Вед; учёным мужам разослали приглашения принять участие в ассамблее, которая должна была длиться целую неделю. На ежедневных встречах во главе с самим царём должны были присутствовать лишь избранные.

Аштавакра – юноша, неуклюжий на вид, но обладающий мощным интеллектом, хотел принять участие в этом собрании. Люди ничего не знали о нём и его достоинствах. Он же обладал великой верой в Бога и в свои силы. Он был полон энтузиазма, когда подошёл к воротам дворца. Но кто мог позволить такому жалкому и неказистому на вид юнцу пройти на высокое собрание мудрецов? Все кругом только смеялись над ним. Целых три дня он ждал у ворот. Намерения своего он менять не собирался и терпеливо обращался ко многим учеёным мужам. Один старый пандит почувствовал к нему жалость и рассказал царю о бедолаге, сидящем у ворот дворца. Царь приказал слугам впустить его. Джанака как раз взошёл на трон, и очередная дискуссия должна была вот-вот начаться. В зале воцарилась торжественная тишина, и в этот миг вошёл Аштавакра. Как только учёные увидели кривобокого юнца, появившегося в высоком собрании, они разразились громким хохотом. Царь Джанака, однако, не рассмеялся и внимательно наблюдал за юношей и его поведением. Аштавакра огляделся вокруг… и начал смеяться – ещё громче, чем знатоки Вед! Их это поразило, и они недоумевали: “По какому праву этот неотёсанный юнец смеётся над нами? У нас-то есть причина для смеха: кто удержится от хохота при виде такой нелепой фигуры?” Один из учёных снизошёл до вопроса: “Незнакомец! Кто ты? Мы тебя не знаем. Когда ты появился, твой вид вызвал у нас смех. В ответ ты засмеялся ещё громче. В чём причина? Отчего тебе стало так смешно на нашей ассамблее?”

Аштавакра невозмутимо сказал: “Ну что ж, я отвечу. Я представлял себе это собрание священной ассамблеей знатоков Вед, созванной мудрым царём Джанакой. Если бы я знал, какие люди собрались на эту встречу, я никогда не пришёл бы сюда. Я терпеливо ждал целых три дня, после чего вошёл в этот зал, горя желанием оказаться среди великих пандитов. Но, увы! Я не нашёл здесь ни одного мудреца, а увидел группу сапожников (чармакарас), знающих толк лишь в выделке кожи”. Все учёные пришли в негодование, почувствовав себя оскорблёнными. Но Аштавакра продолжал в том же духе: “Только сапожники судят об изделии по коже, из которой оно сделано. Это очень подходящее для вас слово. Все вы стали смеяться над моей внешностью. Разве не так? Вы сразу заключили, что я недостоин знаний и учёных степеней. Как же вы можете называть себя пандитамиПандит – это тот, кто обладает глубоким и чистым зрением (самадаршанам). Он смотрит на Атмана, который один и тот же во всех, а вас, похоже, заботит лишь внешняя, телесная оболочка. Ни один из вас в этой ассамблее не взял на себя труд проверить, какими знаниями я обладаю”. Учёные мужи устыдились и опустили головы. Царь Джанака сошёл со своего трона и предложил Аштавакре занять место в ассамблее.

Едва ли нужно говорить, что Аштавакра возглавлял все диспуты и беседы ассамблеи в течение оставшихся четырёх дней. Нельзя судить о людях только по их внешнему виду.