Ади Шанкарачарья – столп и утверждение Веданты
Первые признаки упадка Дхармы появились еще пять тысяч лет назад, когда Господь Кришна оставил свое физическое тело. Значительно позднее, в год, именуемый Нандана, в весенний месяц Вайшакха, на пятый день после полнолуния, приходящийся на воскресенье, в предрассветный час, именуемый Брахмамухурта, в маленькой деревне Калади, расположенной в Керале, появился на свет Шанкарачарья. Уже в пять лет он выучил Гаятри мантру. Благодаря повторению Гаятри мантры, Ади Шанкара к четырнадцати годам постиг все Веды. Изучив Веды, он преисполнился решимости распространять духовные знания. Шанкара был великой личностью, посвятившей свою жизнь изложению идей Упанишад более простым языком, чтобы их мог понять любой человек. Его комментарий к текстам Упанишад известен как Шанкара-бхашья. За то небольшое время, которое было ему отпущено в этой жизни, он проделал огромную работу по распространению духовных знаний. С этой целью он неутомимо странствовал по стране. Одно из путешествий привело его в Бенарес. С ним путешествовали четырнадцать его самых преданных учеников. Каждый день он ходил в сопровождении этих учеников по улицам Бенареса и излагал его жителям свое философское учение. Он также посещал дома браминов и давал им наставления по толкованию священных писаний. Однажды, идя по улице, он услышал, как некий брамин вслух заучивает наизусть грамматические правила санскрита. Шанкара зашел в дом брамина и спросил, для чего тот пытается изучить санскрит. Брамин ответил, что у него большая семья, которую ему нужно содержать, и он надеется, что, подучив Санскритскую грамматику, сможет зарабатывать на жизнь преподаванием. Тогда Шанкара прочел ему целую проповедь, а в конце сказал, что знание санскритской грамматики ему не поможет, когда придет конец его жизни. Покинув дом брамина, Шанкара решил изложить свою проповедь в стихотворной форме.
Смысл стихов, которые Шанкара затем прочел своим ученикам, примерно таков: «Воспевай славу Господа, всегда повторяй Его святое имя, ибо ты не сможешь это делать, когда придет время умирать. Повторение же грамматических правил не поможет тебе в твой последний час».
В подражание своему великому Гуру, каждый из четырнадцати учеников сочинил по одному четверостишью. Тогда и сам Шанкара, весьма довольный способностями учеников, сочинил еще двенадцать четверостиший, известных как «Двадаша манджари» – «Соцветие из двенадцати стихов». Далее он подумал и решил, что за наставлением должно следовать благословение. Такое благословение, исходящее от наставника, будет воспринято учениками как одобрение их усилий. Тогда Шанкара сочинил еще четыре стихотворения. Таким образом, всего вышло тридцать одно четверостишье. Первоначально они вместе назывались «Моха мудгара», или «Невежество крушащий молот». До потомков оно дошло как «Бхаджа Говиндам» – «Воспевай Говинду (Кришну)».
Ключевое слово в рефрене «Бхаджа Говиндам» – мудхамате, что означает «глупец», то есть человек, не способный понять истинный смысл сказанного. В этой связи было бы уместно спросить: кого имел в виду Шанкара? На это он сам дает прекрасный ответ: «Глупцом является тот, кто не верит в Господа». Иначе таких людей называют анатмавади, или «отрицающие существование Атмана».
Стихотворение, известное под названием «Моха мудгара» или «Бхаджа Говиндам», весьма поучительно. В его лаконичных строках заключена вся мудрость Вед, Шастр и Пуран.
Поэма Бхаджа Говиндам в исполнении Сатья Саи Бабы:
Моха Мудгара или Бхаджа Говиндам
Воспевай Господа, воспевай Господа, Воспевай Господа, о, глупец, Знанье грамматики тебе не поможет, Когда придет твоей жизни конец! 1 2 3 4 5 6 7 8 * Общение с духовными и святыми людьми. 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 |