Духовное чтениеВыдержки из книгИз книги “Дарующий Блаженство”. Часть 1

Из книги “Дарующий Блаженство”. Часть 1

Глава 25

Радуга Саи

Я предан преданным Мне. Назовите Меня любым именем, и Я откликнусь, ибо все имена – Мои.

Шри Сатья Саи Баба

Свами для преданных – дивная радуга, многогранная и многоцветная картина всевозможных оттенков, и каждый из них прекрасен сам по себе и в игре с другими, а все вместе оказывают потрясающий эффект, стимулируя наши мысли и будоража сердца.
На последующих страницах я поведу вас на «духовную прогулку» со Свами. Пусть каждый ваш шаг будет исполнен смирением и преданностью. Замедляйте движение на каждом повороте, чтобы увидеть Его во всем блеске. В те времена мы не всегда понимали смысл Его мимолетных замечаний. Сейчас я твердо верю, что все они важны – когда-то, для кого-то – как утешение, как вдохновение, как руководство, защита или как выражение любви, простой и чистой.
Рассказанные ниже случаи происходили в 1951–1960 годах.

***

Однажды Свами с балкона в Прашанти-мандире разговаривал с несколькими преданными, стоящими внизу. Моя мама была среди них. В это время мимо мандира проезжал деревенский житель на запряженной буйволом телеге (тогда еще не было стены, отгораживающей ашрам от улицы). Он направлялся к храму Шри Венугопаласвами (теперь это улица Гопурам). Свами подсказал крестьянину, где ему лучше сворачивать, чтобы попасть к храму Венугопалы. Через несколько минут Свами заметил, что телега едет не в ту сторону и сказал преданным: «Ну вот, теперь Мне нужно воздействовать на его ум и внушить, чтобы он ехал туда, куда Я ему показал». Не успел Свами это сказать, и все преданные увидели, что возница внезапно повернул свою телегу и поехал по улице, указанной Свами.

***

Шри Шастри находился некоторое время в Путтапарти. Как-то раз он пошел на второй этаж храма Прашанти, чтобы получить даршан Свами. Свами дал ему фотографию и попросил хранить ее. Шастри держал ее в своем чемодане. Однажды, когда его дочь приехала в Путтапарти, она увидела фотографию и забрала ее себе. Она держала ее на полке в кухне. После этого каждый раз, когда Шастри заходил в комнату Свами на даршан, Свами говорил Шастри, что в доме его дочери в тот день произошла ссора, а потом описывал в деталях перебранки его дочери с родителями мужа. Шастри спрашивал: «Свами, зачем Ты мне все это рассказываешь? Это их личное дело. Пусть они живут так, как считают нужным». Свами отвечал: «Просто чтобы ты был в курсе».

Через несколько дней после очередного такого даршана дочь Шастри приехала в Путтапарти. Она рассказала отцу о постоянных ссорах с родителями мужа. Шастри удивился, что Свами в точности передавал ему содержание их перепалок. Когда в тот день Шастри зашел в комнату Свами, тот со смехом сказал: «Шастри, ты что, думаешь, Я просто так сидел на кухонной полке твоей дочери? Я наблюдал все ссоры, которые там происходят».

***

Однажды преданный спросил: «Свами, места паломничества стали очень грязными. Разве станет Бог обитать в таких местах?» Свами ответил: «Это проверка вашей стойкости. Бог оценит тех преданных, которые терпят трудности, не жалуясь. Он любит тех, кто приходит к нему с чистосердечной верой. Представьте, что ваше дорогое кольцо соскользнуло с пальца и упало в кучу экскрементов. Что вы будете делать? Оставите его там только потому, что оно упало в нечистоты? Или все-таки подберете его? Так и с паломничеством. Что вас больше интересует: вид окрестностей или достижение единственной цели – Бога? Помните об этом».

***

Когда моя мама была в Путтапарти, на даршан к Свами приехал молодой санньяси. Свами вызвал его на интервью. Он молил Свами одарить его милостью, чтобы он мог успешно продвигаться в своей садхане. Но Свами решительно ответил ему: «Хватит садханы. Возвращайся домой, найди работу и заботься о своей матери». Санньяси сказал: «Свами, разве такое возможно? Ведь я принял санньясу и теперь не могу вернуться к мирской жизни (самсаре). Вся моя духовная практика пропадет зря». Свами сказал: «Все, что ты заслужил своей садханой, уже смыто слезами твоей матери». Он был единственным сыном. Отец его умер, а мать была немолода. Не подумав о ее будущем, он стал отшельником. Пожилая женщина вынуждена была зарабатывать себе на жизнь. Свами разъяснил ему, что поскольку он пренебрег своим долгом и вместе того чтобы заботиться о матери, стал отшельником, Бог не одарит его своей милостью.

***

Однажды мы собрались вокруг Свами. Он сидел в кресле и говорил о тех преданных, которые слишком фамильярно обращаются с Ним. «Какие бы вольности Я сам ни позволял себе в общении с вами, вы сами не должны так разговаривать со Мной. Иногда Моя реакция на некоторые слова может быть непредсказуема. Вам следует быть очень осторожным в присутствии махатмы, змеи и на берегу реки», – предостерег Свами.

***

Свами сказал: «Люди, заявляющие, что в очень короткий срок научат вас медитации, – глупцы. Таковы же и те, кто идет к ним учиться медитации. Когда мы любим кого-нибудь очень сильно, мы постоянно думаем об этом человеке, даже когда заняты какими-то делами. Это и называется медитацией, дхьяной. Ваша любовь к человеческим существам может не быть плодотворной и пропасть зря. Но любовь к Богу, сильная тоска по Богу никогда не пропадут напрасно. Он непременно одарит вас даршаном. Он примет вас в круг своих приближенных. Ум не способен к длительной медитативной концентрации, если не пересыпан любовью».

***

Однажды Свами повел преданных на песчаное русло Читравати. Там Он извлек из песка несколько шивалингамов и отдал их некоторым преданным. Один лингам остался. Свами завернул его в полотенце и, протягивая его мужу Радхи, сказал: «Возьми его и неси осторожно, не потеряй. Вернешь его Мне в мандире». На обратном пути муж Радхи нес сверток с лингамом, крепко прижимая его к груди. В мандире Свами попросил отдать Ему лингам. Когда полотенце развернули, лингама там не оказалось. Свами стал упрекать мужа Радхи, что тот где-то припрятал его. Позже Свами сказал, что Он пошутил и лингам вернулся к Нему.

***

Во время интервью Свами сказал нам: «Джапа, дхьяна и намасмарана, совершенные в чистое время (саттвика кала) ценны для духовного прогресса. Я получаю и надежно храню их при себе как оборотный денежный вклад в банке. Джапа, дхьяна и намасмарана, совершенные в течение остальной части дня, похожи на накопления в сбербанке. Когда вы молитесь Мне, угнетенные мирскими невзгодами, Я по маленьким порциям выдаю вам эти накопленные заслуги для решения ваших повседневных проблем. Но сбережения от предрассветной садханы предназначены только для духовных целей и будут использованы только для этого.

***

Однажды Свами позвал нас и еще нескольких преданных на интервью. Среди них была супружеская чета в годах с сыном. В комнате для интервью муж и жена сделали паданамаскар. Когда их сын тоже собрался коснуться стоп Свами, Он тотчас же спрятал ноги и строго сказал: «Нет, не прикасайся ко Мне». Все были потрясены. Мать заплакала: «Почему, Свами?» Он ответил: «Мне не нравятся те, кто непочтительно относится к своим родителям и не слушается их. Такие люди не заслуживают права делать паданамаскар». Отец присоединился к матери и слезно взмолился: «Свами, пожалуйста, прости его, дай ему совет, освети его разум и защити его». Стал просить и сам сын: «Свами, я больше никогда не совершу таких ошибок. Я буду слушаться родителей. Прошу, прости мои проступки и позволь сделать паданамаскар». Свами сказал: «Ты обещаешь, что впредь будешь вести себя как подобает?  В таком случае сначала поклонись своим родителям и попроси у них прощения в Моем присутствии. Тогда посмотрим. Свами заставил их сына покаяться в своих ошибках и упасть в ноги родителей. Только тогда Он разрешил ему сделать паданамаскар. Все трое были счастливы и плакали от радости.

Свами бывает очень недоволен, встречая людей, не уважающих своих родителей.

***

Однажды Свами сидел на веранде второго этажа мандира. Несколько преданных тесным кольцом обступили его. Внезапно Свами вытянул губы и стал дуть, и у Него изо рта начала вырываться обильная струя вибхути и падать горкой на расстоянии. Преданные спросили о причине такого необычного действия. Свами ответил, что они узнают об этом на следующий день. На следующий день в ашрам пришла телеграмма, где сообщалось, что в Калькутте, в тот самый момент, когда Свами начал «выдувать» вибхути, умерла мать шр. Рамана и шр. Лакшмана (знаменитых исполнителей бхаджанов). Свами сказал, что перед самой ее смертью Он послал ей вибхути-прасад.

***

Как-то раз вечером Свами пришел в нашу комнату в Прашанти Нилаяме. Он увидел пометки карандашом на стене (их делала я, отмечая, сколько молока я покупала). Он сказал, что не следует ничего писать на стене, попросил стереть надписи и завести тетрадь для учета покупок. Свами разъяснил причину: «Упавшие или остиженные  волосы, кусочки ногтей, пыль, паутина, табачный дым и пометки на стене притягивают темные сущности. Бог обитает только в чистых местах».

В другой раз Свами зашел к нам в комнату около полшестого вечера. Еще почти что не начало темнеть. Свами спросил: «Почему вы не зажигаете лапмы?» Я ответила, что на дворе еще яркий дневной свет, потому я и не зажигаю свет в комнате. Свами сказал: «Ты собираешься зажечь лампы уже после того, как темные сущности проникнут в дом? Свет нужно зажигать, когда еще светит солнце, прямо перед наступлением сумерек».

***

Однажды Свами материализовал большие фигуры Рамы, Лакшманы, Ситы и Ханумана для почитателя из рода раджей. Некоторым из преданных, бывшим при этом, стало завидно, так как для них Свами обычно материализовал маленькие фигурки. Прочитав их мысли, Свами сказал: «Я знаю, о чем вы думаете. Буква ритуала требует, чтобы богослужение большим фигурам богов было очень тщательным. Богатые люди могут позволить себе соблюдать все предписанные пышные обряды. Но разве вы это осилите? Рядовые миряне не должны иметь статуй высотой больше чем в два дюйма. Чем больше фигура, тем богаче пуджа и тем больше жертвенной пищи нужно готовить ежедневно. Поэтому Я и создаю большинству из вас маленькие фигурки».

***

Во время одного из интервью в 1961 году Свами сказал нам: «В будущем вы будете видеть Меня все меньше и меньше. С каждым годом собирающиеся здесь толпы будут расти, и увидеть Меня близко смогут главным образом лишь серьезные садхаки. Мои беседы тогда будут лишь самбхашаном[1]. А садхака, который не сможет приехать сюда, прочитает беседы в опубликованном виде или услышит в записи. Не огорчайтесь. Даршан, даже на расстоянии, и «самбхашан» в напечатанном виде так же ценны, как полученные в комнате для интервью. Не сомневайтесь в этом. У Меня становится все больше обязанностей, и Я вынужден отдаляться от преданных физически, как от старинных, так и от новых».


[1] То есть не разговором, а только слушанием.

***

В другой раз в Патасале, во время урока хатха-йоги Суреш делал стойку на годове (ширшасану). В этой позе ноги должны быть полняты вверх совершенно прямыми. Но у него они немного клонились вперед. Свами, который присутствовал на уроке, ухватил руками обе ноги Суреша и удерживал их в прямом положении. Заметив, что Свами держит его за ноги, Суреш испугался. Он взмолился: «Свами, я не видел, что Ты стоишь рядом со мной. Пожалуйста, прости меня». Свами сказал: «Я знаю, ты не видел Меня. Я держу твои ноги только для того, чтобы ты не свалился».

Однажды Свами шел в типографию через коридоры школы. На полу лежали оставленные там учениками книжки и тертради. Коридор был буквально завален учебниками. Свами осторожно продвигался вперед, не наступая даже на краешек тетради. Этим Он учил нас уважению к печатному и писаному слову, так как наступить на книгу или тетрадь означает проявить непочтительность к Сарасвати, богине знания и учения.

***

Во время празднования Дня рождения Свами раскрыл тайну своего Божественного воплощения. Свами поднял флаг Прашанти Нилаяма в 7.30 утра и произнес речь. Он сказал, что преданные почитатели Рамы и Кришны снова приняли рождение в этом веке. Он также сказал, что снова пришел на землю, чтобы принять служение этих преданных. Он сказал, что одна из причин Его нынешнего воплощения – одарить блаженством людей, которые преданы Ему уже множество веков.

***

Однажды кто-то из мангалорских преданных пожаловался: «Свами, пуджари Кришнаппа неправильно произносит мантры. Он искажает их звучание. Но вот в нашем городке есть пандиты, которые безупречно поют мантры. Если Ты не против, мы привезем их сюда и они будут проводить пуджу».

Свами спросил: «Что такое мантра? Это то, что защищает, если ее помнить и повторять.  (Мананат трайате ити мантра). Я сам – мантра! Никаких других мантр не требуется в Моем присутствии! Кришнаппа поклоняется Мне с такой преданностью, так разве могу Я заменить его кем-то другим? Если даже он поет неправильно, это не имеет значения. Пусть он остается здесь, а ваши жрецы – у себя дома».

***

Во время церемонии поднятия флага Свами сказал следующее: «В жизни вы не раз встречались с тем, что хорошие люди, ведущие добродетельную жизнь, испытывают много страданий. Причина в том, что они совершили много ошибок – провинностей, нарушений, о которых вы не подозреваете, – таких, которые более зловредны, чем змеиный яд.

Мы не должны неправильно использовать пять природных элементов. Эти элементы – земля, вода, огонь, воздух и небо. Они – пять частей тела Бога. Вам следует пользоваться ими только в пределах необходимости.

Вредить другому человеку это все равно что вредить Господу, так как и Господь и человек – воплощения пяти элементов. Дурное обращение с пятью стихиями – тягчайшее преступление. По существу все они – Параматма, поэтому обходитесь с ними бережно. Если употреблять слишком много воды, у вас возникнут трудности с дыханием. Если потреблять слишком много энергии, вы будете испытывать чувство жжения; злоупотребление воздухом приводит к душевным болезням.

Нехорошо желать большего, чем требует насущная необходимость. Это относится и к неуемной жажде удовольствий. Если вы жадны, то потеряете и то, что вам уже принадлежит. Не будьте обжорой, не загрязняйте окружающую среду. Не берите во владение и не возделывайте земли больше, чем вам требуется для ваших нужд. Когда говорите или работаете, не производите много шума. Звук не должен быть громче, чем нужно в данной ситуации. Даже с посудой и подобными предметами обращайтесь бесшумно, не гремите ими. Производить излишний шум – это тоже грех. Тишина – это Бог».

***

Однажды во время праздника Вайкунтха Экадаси мы все поехали в Вайтфилд. Вечером Свами уселся под большим баньяном, а все преданные собрались вокруг Него. Он попросил дать Ему сосуд, в который вмещалось бы около двух литров воды. Когда сосуд оказался у него в руках, Он трижды перевернул его вверх-вниз. Сосуд был пустым. Потом Он повернул его горлышком вниз, засунул руку внутрь и там произвел ею движение, как будто что-то мешает. Когда Он мешал, сосуд наполнялся амритой. Он попросил всех присутствовавших преданных сесть в ряды и каждому влил несколько капель прямо в рот. «Пейте эту амриту, пока не обретете ту амриту», – обычно говорил Свами, когда создавал амриту. Мы пробовали эту амриту несколько раз.

***

Однажды Свами сказал: «Аммайи, муравьи пускаются на поиски сахара. Но сахар (указывая на себя) сам упал на муравейник!»

***

Свами часто говорил нам: «В Путтапарти могут приезжать только те люди, чья судьба (карма) как следует очищена Мною!»

***

Следующие эпизоды произошли после 1971 года.

Один доктор из Кералы был полностью пленен Свами, после того как увидел Его. Он сказал: «Свами, я бы хотел служить Тебе, работая в Твоем ашраме врачом. Свами ответил: «Нет, золотце (бангару). Работай в своем родном городе. Рядом со Мной должен быть твой ум, а не твое тело. На Меня садятся комары и мухи, – думаешь, они достигнут освобождения (мукти)?»

***

Проясняя сомнения садхаки, Свами сказал: «Помощь нуждающимся людям в меру ваших возможностей – это тоже садхана. Обязанности по хозяйству и забота о семье замужней женщины – тоже не что иное, как садхана. Нежная забота о доме и близких – высочайшая из садхан. Женам не нужно идти куда-то и заниматься служением, пренебрегая своими домашними обязанностями. Свободное время они могут посвящать намаджапе».

***

В Прашанти Нилаяме отмечался праздник. Свами попросил пандитов выступить на духовные темы. Один из них поднялся, чтобы сказать речь. Свами представил пандита аудитории: «Недавно юный сын этого человека неожиданно умер. Он превозмог свое горе и приехал сюда, чтобы побыть в Моем присутствии. Я сочувствую ему. Я вызвал его на интервью и утешал его. Он сказал: “Свами, он не существовал раньше и его не будет в будущем. Мне достаточно, что Ты всегда со мной”. Вот это настоящее отречение (вайрагья)».

***

Однажды Свами созвал севадалов в мандир Прашанти и провел с ними беседу. В конце Он сказал: «Мое духовное богатство предназначено только тем, кто занят служением (севадалам) и кто служит преданно и самоотверженно».

***

Однажды шастри поднялся на второй этаж мандира, чтобы увидеть Свами. Собираясь спускаться вниз, он заметил два фрукта, лежавших на подоконнике. Он спросил: «Свами, можно я возьму их?» Свами дал ему фрукты и сказал: «Если бы Я дал сам, это был бы благой дар. Но если ты попросил, это желание».

***

Свами материализует ручные часы, кольца, кулоны и тому подобное  в знак своей любви к преданным. Многие изумляются, каким образом Он это делает.

В 1974 году мой сын Шанкара ехал на машине в Хайдерабад по служебным делам вместе с двумя старшими научными сотрудниками своего института – д-ром Н. Субраманьямом и д-ром Х. Дешикачаром. В Пенуконде они остановились на заправочной станции. Д-р Субраманьям заметил, как много машин движется в сторону Путтапарти и сказал: «Народ едет в Путтапарти на празднование Шиваратри. Там их ожидает сатсанг с Шри Сатья Саи Бабой. Я расскажу вам один удивительный случай.

С искренним намерением понять и разгадать тайну чудес Свами четверо ученых из Хайдерабада отправились в Путтапарти. Свами вызвал их на интервью и спросил: “Что вы хотите?” Один из них сказал: “Свами, я хотел бы ручные часы, сделанные в Швейцарии”. Свами взмахнул рукой и вручил ученому часы с браслетом.

Выйдя из комнаты для интервью, ученые сразу же бросились на почту давать телеграмму своему другу в Швейцарии, которого заранее предупредили, чтобы он ожидал телеграммы. Они сообщили модель часов и выгравированный на корпусе номер и попросили его раздобыть у производителя сведения о розничном торговце, которому поступила эта партия часов. Друг в Швейцарии нашел магазин и по учетной записи, сделанной продавцом, установил, что часы были проданы человеку по имени Сатья Саи Баба. Он купил часы в тот самый день, когда была получена телеграмма. К их удивлению, день и время продажи в точности совпадали с временем, когда Свами материализовал часы. Серийный номер часов был также проставлен в книге. Свами купил часы в Швейцарии и переправил их в комнату для интервью в Индии мгновенно! Поразительно!» – заключил д-р Субраманьям. Он не знал, что мой сын – преданный Свами.

***

Один раз, когда я вернулась из Путтапарти, Шанкара рассказал мне такой случай. Утром в День рождения Свами (23 ноября 1997 года) он услышал телефонный звонок. Звонила ш-ти Лалита Кришнамурти. Она была горячей преданной Свами и состояла в Обществе служения Сатья Саи в Майсуре. Накануне она выражала сожаление, что не может поехать на День рождения Свами в Путтапарти в силу сложившихся обстоятельств. В предрассветные часы 23-го ей приснился Свами и сказал: «Что ты плачешь? Пойди в тот дом в 10 часов». Она спросила: «В какой дом, Свами?». Свами пояснил: «В дом Каннаммы». Потому она и звонит – спросить, не может ли она сегодня прийти к нам. Шанкара ответил, что, конечно же, она желанная гостья.

Лалитамма пришла как раз во время приготовлений к пудже. Она украсила портрет Свами цветами, которые принесла с собой, поместив в середине самый большой цветок. Начались бхаджаны. Ровно в 10 часов этот большой цветок упал с фотографии Свами, указывая на то, что Свами пришел именно в десять, ни минутой позже ни минутой раньше, как и обещал Лалитамме во сне. Мы все были счастливы и очень радовались невидимому присутствию и благословению Свами. Полные благодаоности Ему, мы провели арати в полном блаженстве.

Другой занятный случай произошел тем же вечером. В 10 вечера, перед тем как уйти спать, Шанкара открыл дверь алтарной комнаты, чтобы выразить признательность Свами за посещение нашего дома. К своему удивлению он увидел, что с портрета упал еще один цветок. Словно Он говорил нам: «Я не сказал Лалите, когда приду – в 10 утра или в 10 вечера. На всякий случай Я пришел  два раза».

Смотрите также:

Из книги "Дарующий Блаженство". Часть 2

Преданные хорошо знают, как трудно теперь попасть на интервью со Свами. Люди ждут такой возможности неделями, месяцами, но только благословенные единицы попадают в комнату. Но в 1940-х и 1950-х годах все было по-другому. Беседы со Свами не были ограничены определенным...