Памятный первый Винаяка Чатурти
В 1976 году я впервые имел огромное счастье быть с Господом в День Винаяка Чатурти. Я только что поступил в колледж Бхагавана в Бриндаване (Бангалоре). В этот особенный день Бхагаван пришёл в общежитие и привёл с собой Брахмашри Камавадхани Гару (выдающегося ведического учёного), чтобы провести пуджу. У нас было изваяние Ганеши, Свами лично пришёл и сел для выполнения поклонения. Первый вопрос, который задал Свами, был: «Где Ганеша?» Камавадхани Гару не смог ответить. В следующий же момент Свами сделал движения Своей рукой, и появился красивый серебряный Ганеша. Он поставил это творение на алтарь.
Затем Свами опять задал вопрос: «Как может быть сын без матери? Мать тоже должна быть здесь». Рука Свами опять сделала круговые движения, и в этот раз Он материализовал чудесную статуэтку Матери Парвати. Баба передал её и сказал, что поклонение следует выполнить им обоим. Я отчётливо помню ту удивительную сцену, потому что мы впервые видели, как Свами материализовал изваяния Ганеши и Парвати.
Др. Лакшминарасимхан был помощником коменданта в то время. Он считал, что этим двум творениям Бхагавана нужно поклоняться ежедневно. Я имел счастье выполнять это поклонение, по крайней мере, в течение четырёх лет. В тот же самый день Свами торжественно открыл Шри Сатья Саи общую клинику в Вайтфилде; это произошло вечером.
Мышка приносит радость Присутствия Господа
Когда я жил в общежитии в Бриндаване, некоторые ребята решили, что вместо покупки изваяний Ганеши в магазине, мы могли бы сделать своего собственного Ганешу. Поэтому они откуда-то принесли глину. В то время пристройка к общежитию, построенная сравнительно недавно, ещё не была заселена. Поэтому ребята соорудили в цокольном этаже деревянную конструкцию, на которой они собирались начать лепить изваяние. Неожиданно ниоткуда появилась маленькая мышка и нырнула под помост, на котором должна была сооружаться статуя Ганеши. Ребята не стали её беспокоить. Лепка изваяния Ганеши заняла почти четыре дня. Интересно, что маленькая мышка никуда не убегала и оставалась там до тех пор, пока изваяние не было закончено.
В те дни мы никогда не садились для даршана, чтобы увидеть Бхагавана. Поскольку нас было мало, мы ходили рядом со Свами везде, куда Он шёл давать даршан. В тот день Свами вышел и, увидев парня, который лепил Ганешу, непринуждённо спросил: «Как Ганеша?» Парень ответил: «Свами, по Твоей Милости всё прошло хорошо». Затем Свами спросил: «Как та маленькая мышка?» Только тогда мы сообразили, что, в действительности, это был Свами, Он присутствовал там всё время и руководил созданием статуи.
Даже Веды превозносят Господа Ганешу
Аспект Ганеши существует с незапамятных времён, потому что Ганеша является одним из Ведических Божеств. Риг Веда считается одной из самых древних Вед, и в ней есть описание Господа Ганеши и молитва к Нему. Ганеша Суктам, которую мы декламируем в мандире Прашанти Нилаям, взята из Риг Веды.
Свами однажды сказал, что прелесть Господа Ганеши в том, что Ему поклоняются все независимо от касты. Он – Вигна Винашака – устранитель всех препятствий. Он также прадата (даритель) сиддхи (достижений, навыков, знаний) и буддхи (умственных способностей), без которых мы не можем управлять своей жизнью.
В Ганапати Атхарваширшам описывается, как следует поклоняться Господу Ганеше, а также приводится могущественная Биджа мантра. Говорят, если вы будете произносить её, то обязательно увидите Господа Ганешу.
Особое видение внушающего любовь Господа
Каким-то образом я привязался к Господу Ганеше и интенсивно ему молился. Вначале мой ум был рационалистичным: я хотел на опыте проверить всё, и без этого ничего не принимал и ничего никому не говорил. Я воспринял это как вызов и начал повторять эту Биджа мантру. В результате Свами дал-таки мне увидеть Себя в образе Господа Ганеши! Я увидел Ганешу в образе маленького ребёнка с маленьким хоботом и маленькими ушками. Он качал головой из стороны в сторону – это было удивительное и захватывающее переживание. Это доказывает, что всякий раз, когда мы делаем что-то искренне, результат гарантирован; в этом нет никаких сомнений.
Многие знают историю, как Свами дал видение золотого Ганапати Свами Амритананде из Рамана ашрама. Свами Амритананда был в Рамана ашраме до того, как прийти к Свами. Он не был преданным Свами, но слышал о Нём.
Когда он приехал в Прашанти Нилаям, первое, что сделал Свами, – обратился к нему так, как к нему обращался Рамана, назвав его сокращённым именем «Амритам». Это было первое, что поразило его. Вторым было то, что Свами повёл его во внутреннюю комнату для интервью. В те дни не было особой комнаты. Если Свами хотел поговорить с кем-то, Он звал их в закуток на лестнице. Те, кто были в том закутке, знают, что там было очень мало места, там мог поместиться только один человек и Свами, и то только стоя. Это была винтовая лестница, ведущая наверх.
Там Свами спросил его: «Ты помнишь яджну (приношение жертвенному огню), которую ты выполнял, будучи мальчиком семи лет?» Он сказал: «Да, Свами, я выполнял Ганапати Хомам». Что такое это Ганапати Хомам? 21 день он должен был повторять мантру, а затем поднести священному огню 1008 кокосов – это была яджна.
В те дни было много кокосовых пальм. Намбудирис (особая община браминов) была очень богатой, и все заботились о них. Поэтому, будучи мальчиком, он выполнял такие яджны в течение 21 дня. Я обнаружил, что Биджа мантра, которую нужно повторять – это та же самая мантра, которая упоминается в Ганапати Атхарваширшам. Амритананда, будучи маленьким мальчиком, повторял эту мантру, предлагал Ганапати кокосы и прилежно выполнял этот ритуал.
Свами спросил его: «Какова пхалашрути (обещанная награда в соответствии с писаниями)?» Он сказал: «Свами, по окончании 21 дня поклонения Ганапати появится в золотом образе и примет заключительное подношение». Тогда Свами спросил его: «Это произошло?» Он сказал: «Нет, Свами, может быть потому, что я был маленьким мальчиком».
Свами ответил: «Нет, если в писаниях так сказано, то это должно произойти и это произойдёт. Не имеет значения, большой человек или маленький». Свами добавил: «В этом главная причина, почему ты находишься сегодня здесь. Теперь я дарую тебе это видение».
Затем Бхагаван предстал перед ним в сиянии десятков миллионов солнц – как сказано в писаниях «Коти Сурья Сама Прабха». Амритананда сразу же потерял сознание. Я помню, Кастури рассказывал нам позднее, что его переместили в комнату, где он отдыхал три дня, прежде чем пришёл в нормальное состояние. Это было для него переживанием откровения.
Значение поклонения Богу с головой слона
Каково значение поклонения этому маленькому красивому Господу Ганеше? В отличие от любого другого Божества он имеет голову слона. Слоны очень умные животные, они являются лидерами, как сказано: «Вигатаха Наякаха». Слоны идут впереди, ничто не может преградить им дорогу. Они перемещают все деревья, а в лесу прокладывают себе путь. Все другие животные предпочитают идти позади слона. Даже в густом лесу слон проложит себе путь. Это другое значение того, что Господь Ганеша имеет голову слона. Он устраняет все препятствия в нашей жизни, материальные и духовные.
У Господа Ганеши четыре руки. В одной руке Он держит Паша (верёвку), а в другой – Анкуша (топор). В третьей руке он держит сладости, а четвёртая рука в жесте Абхаям (благословения).
В чём значение всего этого? Если вы молитесь Ганеше, что Он делает? Сначала Он начинает соблазнять вас, показывая сладости. Он говорит: «Подойди, Я дам тебе сладости». Все любят сладости, и поэтому все мы приближаемся к Ганеше поближе.
Когда мы подходим к Нему ближе, что Он делает? С помощью верёвки Он привязывает вас к Себе и не позволяет вам уйти. Затем Своим топором Он отсекает все ваши мирские привязанности. Что, в конце концов, Он даёт вам? Он даёт вам Абхаям, т.е. защиту. В этом значение того, что Он держит в Своих руках – Паша, Анкуша, сладости, а также значение Абхаяхаста мудры. Величественный Храм Ганеши первым приветствует нас, когда мы входим в ашрам Прашанти Нилаям.
В качестве вахана (средства передвижения) Ему служит маленькая мышка – мушика. Это даже не взрослая мышь, а только мышонок. Мы можем удивиться, как большой, толстый Ганеша может ездить на такой маленькой мышке. Внутреннее значение этого в том, что мышь всегда любит темноту. Мыши появляются там, где темно, они не любят свет. Мышь представляет нашу внутреннюю темноту, т.е. наше невежество. Господь Ганеша сидит на мыши, а где Он находится, там всё освещено. Поэтому Он также является Божеством, удаляющим наше невежество и дающим нам буддхи и сиддхи. Вот почему мы сначала поклоняемся Господу Ганеше, прежде чем поклоняться любому другому Божеству.
Считается, что в Кали Югу очень могущественны только несколько божеств. Одно Божество – Господь Ганеша, а второе – Деви. Эти Божества подобны нашему Господу – сулабха прасанна, потому что им легко угодить, и они появляются перед преданными. Увидеть Господа Кришну или даже Господа Шиву очень трудно, но увидеть Господа Винаяка очень легко. Он подобен ребёнку, которому легко можно угодить.
Ганеша – любимое дитя нашего Бхагавана
В течение многих лет Свами подчёркивал огромное значение Господа Ганеши. Мы можем видеть, что у входа в Прашанти Нилаям восседает Господь Ганеша и принимает всех преданных, входящих в ашрам. Когда Бог принял Аватар (принял воплощение в форме), и мы приходим ради Его даршана, вы представляете, кто приветствует нас! Его собственный сын!
Это естественно, что, когда мы приходим в чей-нибудь дом, глава семьи или кто-то, кто, главным образом, управляет домом, выходит и приветствует нас. Как важно, что маленький Господь Ганеша сидит там и приветствует каждого из нас, потому что Он любит приводить нас прямо к Богу.
Он заверяет нас, говоря: «Вы пришли туда, куда нужно. Здесь вас ждут мои родители (Баба, будучи Аватаром Шива-Шакти). Пожалуйста, входите и смотрите. Вы входите в Обитель Высшего Покоя. Господь дарует вам высший покой не только на эту жизнь, но и на будущие жизни». Вот почему Свами установил Его там, прямо у ворот.
Не только это – ради детей Он установил Ганешу в институте. Позднее, во время празднования Его 60-летия, когда строился стадион, были доставлены различные божества. Среди них были также маленький Ганеша и Парвати. Свами очень милостиво отправил статую Ганеши в среднюю школу. Это была огромная статуя с семью ногами. Даже сегодня Он сидит перед нашей школой, и дети, прежде чем войти внутрь, приветствуют Его. Во время экзаменов все обращаются к Нему!
Кроме того, когда строился Саи Кульвант холл, было доставлено изваяние Винаяки. Оно было чёрного цвета и имело старый архаический вид. Свами считал, что оно, скорее, должно быть золотистого цвета. Поэтому Он сказал: «Почему бы вам, ребята, не попытаться удалить чёрный цвет и не отполировать его?»
Мы старались изо всех сил, но у нас ничего не получилось. Свами Сам наблюдал за тем, как мы это делали. Мы начали полировать статую сзади, но затем Свами сказал: «Оставьте это. Ничего не делайте». Тот Ганеша был установлен как главное божество позади кресла, на котором Свами сидел в Саи Кульвант холле.
После Махасамадхи в апреле 2011 года, когда руководители ашрама решили, что на этом месте должно быть устроено Самадхи Свами, возник вопрос, куда переместить этого Ганешу. Сначала Его хранили внутри. Позднее я узнал, что они хотят установить этого Ганешу перед воротами Гопурам, которые теперь открыты для прохода преданных. Когда люди входят через эти ворота, здесь их тоже встречает Ганеша. Это всё божественная санкальпа (воля). Не только это! В день установки статуи я присутствовал там и не мог поверить, что это было то же самое изваяние, тот же самый старый Ганеша, потому что руководители ашрама отправили его на полировку. Когда его вернули, он был золотистым, как когда-то хотел этого Свами!
Изваяние Ганеши, которое было установлено позади сцены, где несколько десятилетий сидел Бхагаван, теперь установлено перед воротами Гопурам для всех преданных, чтобы они поклонялись ему.
Это может быть чем-то малозначимым, но Он уже выразил санкальпу, что это изваяние Ганеши должно быть золотистым. Так это и произошло, просто для этого потребовалось время. В тот день, когда я увидел установку Господа Ганеши между воротами Гопурам и статуями Господа Рамы, Лакшмана, Ситы, я не мог поверить своим глазам. Всё происходит в своё время.
Мы должны молиться Богу, чтобы Он даровал нам сиддхи и буддхи, чтобы мы смогли научиться, предавать себя Его воле и жить в созвучии с божественным всё время.