Послание СаиНамасмарана

Глава 29 из книги «Жизнь, смерть и освобождение» (компиляция речей Бхагавана Сатья Саи Бабы, составленная В. Патаксил)

Намасмарана (повторение Имени Бога)

Помните, что Имя Бога – ключ к успеху в вашем поиске утешения, уверенности, мужества, озарения и освобождения.

Ум человека переполнен этим миром, его желудок требует от него слишком много времени и энергии. Желания и потребности человека умножаются слишком быстро, чтобы его способности могли их удовлетворить. Его мечты слишком реальны для него, они ведут его к ложным победам и нелепым авантюрам. Поглощённый анализом материального мира, он потерял всякое чувство духовности, нежности и красоты. При таком положении вещей, Истина стала просто словом из словаря. Сострадание снизошло до бессмысленной карикатуры, а смирение, терпение и уважение потеряли всякий смысл, как лампа без пламени вдалеке.

Единственно, за что человек может держаться в этой страшной тьме, – это Имя Бога. Это плот, который перевезёт его через штормовое море ненависти и страха, вызванного тревогой и ужасом.

Самый лучший путь, для того чтобы развить вкус к освобождению,  – это Намасмарана, т. е. повторение на языке и в разуме нежного Имени Господа, пропитанного нежностью Его Великолепия. Эту практику может совершать каждый в любое время и в любом месте, независимо от вероисповедания, касты, пола, возраста, а также экономического и социального положения. Она будет поддерживать вас в постоянном контакте с Вечным и таким образом передаст вам что-то от Его Мудрости и Могущества.
Рекомендации для эпохи Кали Медитация предписывалась как средство достижения освобождения в эпоху Крита-юги; аскетизм (тапас) был таким средством в эпоху Трета-юги, а ритуальное поклонение в эпоху Двапара-юги.

Современный век описывается в Шастрах (древних Ведических Писаниях) как очень благоприятный для освобождения. В то время как в прошлые века для этого предписывалось строгое покаяние, в век Кали, в котором вы живёте, чтобы получить освобождение, требуется только повторение Имени Господа (Намасмарана)! Когда Имя Господа воскрешается в памяти вместе со всей Его Славой, в разуме возникает огромный поток Блаженства. Сам мудрец Вьяса знал это. Когда мудрецы пришли к нему, чтобы выяснить, какая эпоха самая благоприятная, чтобы успех способствовал усилиям человека, направленным к освобождению, Вьяса, предвидя их вопрос, повторил вслух следующее: «О, как повезло тем, кому предназначено родиться в эпоху Кали!» В эпоху Кали так легко завоевать милость Господа.

Всегда помнить Имя Бога – лучшее очищение для ума. Это средство для переправы через море. Имя – это плот, который благополучно перевезёт вас на другой берег. Имя отодвинет покров иллюзии, который в настоящее время скрывает вселенское от индивидуального. Когда покров исчезает, человек предстаёт перед самим собой; он может видеть Вселенную, которой он является.

Нужно всегда произносить Имя Господа с радостью, благодарностью, ликованием, осознанием его уникальности и великолепия. Произносите его с любовью, произносите его, испытывая искреннюю жажду в Нём.

Намасмарана есть йога

Помните Бога, в котором вы пребываете, Бога, который заставляет вас двигаться, Бога, который есть вся эта огромная Вселенная, каждый атом, каждая гигантская звезда. Выберите себе Имя и Форму для этого вездесущего вечного Бога и держите их на языке и перед своим внутренним взором. Это и называется «медитация с повторением Имени» (джапа-сахитха-дхьяна).

Это Имя должно как беспрерывный поток пребывать в разуме. Намасмарана есть йога, процесс единения с Богом; это средство успокоения возбуждённого ума путём ослабления волн эмоций и чувств. Имя (Нама), повторяемое в вашей памяти (смарана), должно всегда ассоциироваться с тем, кого вы называете этим Именем (Нами). Это не просто звук, оно имеет глубокое значение, ибо это символ Формы, Реальности. Держа в разуме Имя Бога как вдохновляющий фон, можно пройти через всю необходимую, так же как и произвольную деятельность, связанную с процессом «жизни».

Разум должен слиться с Богом; он должен преобразоваться в сущность Бога. Когда одна ветка дерева трётся о другую, возникает тепло, а когда тепло становится достаточно сильным, в гуще леса возникают пожары. Потрите камень о камень, и возникнет тепло. Но нельзя прерывать этот процесс, так как тогда тепло уменьшается. Так же и повторение Имени в уме должно быть беспрерывным. Тогда огонь Осознания Реальности (Джнана) сожжёт все недостатки и заблуждения.

Джаядева, Гоуранга, Тьягараджа, Тукарам, Кабир, Рамдас – все эти великие преданные достигли Господа только благодаря Имени. Зачем говорить о тысяче вещей? Даже Прахлада и Дхрува могли наслаждаться Даршаном, Спаршаном и Самбхашаномидением, касанием и слушанием) Господа всего лишь благодаря Имени, не так ли? Поэтому, если каждый духовный искатель будет считать Имя Господа самим дыханием жизни, и с полной верой в добрые дела и добрые мысли будет развивать в себе дух служения и любви равной ко всем, тогда не будет лучшего пути для освобождения. И наоборот, если кто-то сидит в одинокой пещере, задерживая дыхание, как сможет он овладеть своими внутренними качествами? Как он сможет понять, что он ими овладел?
Для того чтобы помнить Имя, нужна практикаБожественное Имя спасает и освобождает! Оно является защитой от приступов гордости и жалости к себе. Когда вы начнёте систематически заниматься благоговейным повторением святого Имени или священной формулы (джапой), фиксируя свой внутренний глаз на Форме, выражающей Имя, вы встретите много препятствий, тревожных мыслей и соблазнов. Не следует обращать на них внимания, избегайте их, не относитесь к ним серьёзно. Укрепляйте хорошие привычки, твёрдо держитесь дисциплины, лучше управляйте собой, больше общайтесь с компанией добродетельных и благочестивых людей. Для того чтобы неуправляемый бык стал послушным слугой своего хозяина, его надо укротить, связав верёвкой и просверлив нос, вдеть в него кольцо; надо впрячь его в ярмо, обучив возить тяжести.

Недостаточно знать о великолепии Имени: это всё равно, что знать о витаминах, содержащихся в таблетке. Само это знание не может излечить. Проглотите таблетку, пусть она усвоится – только тогда таблетка излечит. Бесполезно простое упражнение для языка; Имя должно быть также пропитано  чувством, а ум должен напоминать вам о значении Имени. Только тогда радость станет полной.

Как только вы начнёте повторять Имя Господа, – а Оно есть сама нежность, – это также пробудит нежность, заложенную в вас. Стоит вам почувствовать эту радость, и вы уж никогда ни на минуту не сможете обходиться без этой пищи. Оно станет столь же необходимым, как воздух для лёгких. Слушая пуранические сказания, вы, может быть, скажете, что достаточно помнить Имя Господа, пусть даже мимоходом,  в самый последний момент жизни! Но помнить Имя Господа – очень трудная задача, если вы не практиковали этого годами. Если вы не научитесь привносить Имя Господа в высшую точку своего сознания в любой момент, когда бы вы ни захотели, то получится, что волна эмоций и мыслей, которые нахлынут в последний момент жизни, затопят Имя Бога.

Некогда был один владелец лавки, который восхищался рассказом об Аджамиле. Он решил, что очень просто сможет припомнить Имя Господа при последнем вздохе. Он назвал своих сыновей именами различных Аватаров, так как знал, что неизбежно позовёт их, когда будет близок к смерти. Наконец наступил такой момент; как и предполагалось, он позвал каждого из сыновей по имени, одного за другим. Их было шестеро, и, таким образом, через них он обратился к Господу сразу шесть раз. Сыновья пришли, встали вокруг его кровати, умирающий окинул их взглядом, и как раз в тот момент, когда он покидал тело, ему пришла в голову такая мысль: «Ой! Они все ушли из лавки! Кто же теперь присмотрит за ней?» Как видите, лавка была целью всей его жизни, и он не мог переключиться на Бога в столь короткий срок – в эти последние минуты. Ценности вашей жизни будут говорить сами за себя, несмотря на ваши желания.

Нелегко добиться, чтобы  Имя Господа было на языке в последний момент жизни. Для этого требуется много лет практики, основанной на глубоко укоренившейся вере. Для этого требуется сильный характер, лишённый ненависти и злобы, ибо мысль о Боге не может пребывать в атмосфере гордости и жадности. И как знать, когда наступит последний момент? Яма, бог смерти, не уведомляет о своём прибытии, чтобы завладеть вами. Он подобен фотографу с фотоаппаратом в руках, который делает снимки; но он не предупреждает: «Готовы? Снимаю!» Если вы хотите повесить свой портрет на стенах Рая, он должен быть привлекательным, ваша осанка, ваша поза, ваша улыбка – всё должно быть прекрасно, не так ли? Лучше всего быть готовым к щелчку фотоаппарата день и ночь, чтобы Имя Господа постоянно играло на языке и Его великолепие всегда светилось в разуме. И неважно, когда будет сделан ваш снимок, – он будет прекрасным.

Самое необходимое – взращивать добродетели, бояться греха и неправильного действия. Как знать, является ли действие или мысль грешной или неправильной? Это можно сделать на основе Шастр и внутреннего Голоса. Без веры невозможен никакой прогресс, даже в материальном мире. Наука считает то, что видит глаз, конечным доказательством, но насколько можно доверять чувствам? Вы уважаете человека не за его одежду или причёску, которые видят ваши глаза, а за его характер и достижения, которые невидимы.
Развивайте привязанность к ГосподуПривязанность можно использовать для того, чтобы сосредоточить своё сердце на Господе. Почувствуйте очарование безмерной красоты Его Формы, отражённой во всей прелести Природы.

Вы сейчас страдаете оттого, что вся ваша привязанность направлена на Природу, а вся непривязанность – на Бога. Это должно быть диаметрально противоположно! Необходимо развивать в себе непривязанность к Природе и привязанность к Господу!

Я припоминаю историю Шанкары Бхатты. Он был прекрасным преданным, настолько погружённым в джапу и медитацию, что выглядел, как кожа да кости. Он поклонялся богине Сарасвати, богине познания, что является ключом к двери Освобождения (Мукти). Богиня Лакшми, богиня богатства, увидев его столь печальное состояние, была глубоко тронута. Отчитав Сарасвати за лишение своего почитателя даже самых простых радостей жизни, она спряталась в его протекающей лачуге для того, чтобы осыпать его своей милостью. Она предложила ему изобилие всего: процветание, славу и богатство; но Шанкара Бхатта не обратил никакого внимания на эти соблазны. Он сказал вежливо, но твёрдо: «Нет, Сарасвати благословила меня самым ценным богатством – даром знания, которое принесёт мне освобождение. Мне не нужна твоя благосклонность. Пожалуйста, освободи меня от своего присутствия».

Нет ничего столь великолепного и совершенного, как Господь, в ком можно найти прибежище. Назовите Его любым Именем или говорите с Ним, как с Безымянным; Он как в Форме (Сакара), так и Без-Формы (Ниракара). Океан принимает форму сосуда, в котором находится его часть. Когда это случается, Бесформенное приобретает Форму; Абсолют уменьшается до индивидуального. Однако вы понимаете, что вся радость исходит из аспекта Бога, представшего в Форме. Бесформенное не вызывает ни радости, ни горя; оно за пределами двойственности.
Имя вызывает Форму Не золото, а драгоценные камни приносят радость. Вы можете испытать радость от Имени; вы можете запомнить Форму; вы можете принять их близко к сердцу, постоянно наслаждаясь ими и наполняя себя радостью, которую они вызывают.

Имя подобно семени, засеянному в вашем сердце. Когда на него изливается Милость Господа, оно вырастает в прекрасное деревце. Все деревья, которые произрастают из Имени Господа, в равной степени прекрасны и тенисты. Если вы поклоняетесь имени Кришны, то образ, которым вы будете благословлены и форма, которая будет вызвана к жизни, станет формой Кришны; если вы поклоняетесь имени Рамы, то появится форма Рамы.

В хорошо вспаханном поле сердца Лилашуки было посажено Имя Кришны. И Господь явился перед ним с пером павлина, флейтой и чарующей озорной улыбкой! Он мгновенно исполняет ваше внутреннее побуждение, если оно неотразимо. Вам только нельзя позволять своему разуму колебаться из-за сомнений или разочарований. Оставьте всё Ему и пребывайте в покое, только человека без веры бросает, как корабль, попавший в шторм без руля или якоря. Преданный же может выдержать падения и взлёты, если его разум в покое.

Вы иногда говорите так, как будто жизнь преданного наполнена трудностями и печалью, а жизнь человека, который не сгибается перед Высшей Силой, беззаботна и полна удачи. Но это совершенно неправильно. Жизнь преданного стабильна; он обладает внутренним миром, источником радости, который хранит его и придаёт ему силы.

Я никогда не стану заставлять вас выбирать какое-то определённое Имя или Форму Господа. У Господа миллион имён и миллион форм, и Он хочет пробудить в вас веру и привязанность к любой из них, когда вы повторяете имена или размышляете над формами. Вот почему существует цепочка из 1008 имён для использования при поклонении; преданный может приблизиться к Господу, повторяя одно из этих имён, независимо от того, насколько он, возможно, отвлёкся или невнимателен при повторении остальных имён в цепочке.

Вот мой совет: так же, как вы заботитесь о нуждах тела, давая ему пищу три раза в день, для того чтобы поддерживать его в постоянно хорошей форме, таким же образом надо каждый день регулярно посвящать какое-то время поддержанию Внутреннего Сознания в хорошем состоянии. Занимайтесь один час утром, другой вечером и третий в ранние часы рассвета повторением Имени и медитацией на Господа (это время называется Брахма мухурта). Вы почувствуете, как на вас снизойдёт удивительный покой и огромный новый источник силы пробудится в вас по мере того, как вы будете совершенствоваться в этой духовной практике (садхане). Через некоторое время разум будет покоиться на Имени, где бы вы ни были и чем бы ни занимались, и тогда мир и радость станут вашими неотъемлемыми спутниками.

Подобно холоду атмосферы, которая замораживает воду, непреодолимая жажда сердца преданного способствует затвердению Бесформенного Абсолюта в определённую форму, которой жаждет преданный, ибо «как чувствуешь, в то и превращается». Он покоряется вашей воле, Он несёт ваше бремя при условии, что вы Ему это доверяете.

Поэтому действуйте, чувствуйте и говорите так, чтобы получить «радость здесь, радость впоследствии, радость вечную». Я благословляю вас всех, чтобы вы могли добиться успеха в этом усилии.